Мера ответственности работодателя повышается

В преддверии наступления нового календарного года мы посчитали очень важным напомнить нашим партнерам об изменениях законодательства, которые коснутся ответственности работодателей за нарушения трудового законодательства.

Исходя из сложившейся практики применения Кодекса об административных правонарушениях, наши законодатели решили расширить (уточнить) перечень нарушений, за которые трудовые инспекторы могут наказать компанию. Большая часть поправок внесены Федеральным законом от 28.12.2013г. № 421-ФЗ и вступают в действие с 1 января 2015г.

В следующем году самой «безобидной» мерой взыскания для работодателя согласно новым поправкам в КоАП может стать предупреждение. Оно выносится, если нарушение совершено впервые и инспектор по труду посчитает эту меру административного воздействия достаточной.

Так, в связи с введение в ТК РФ статьи 67.1, запрещающей фактический допуск к работе не уполномоченным на это лицом, была введена часть 2 ст. 5.27 КоАП которая предусматривает, что «…фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей».

Внесение в ТК РФ статьи 19.1 о запрете на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения, повлекло за собой введение в ст.5.27 КоАП части 3, которая предусматривает ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Кроме того статья 5.27 КоАП теперь накладывает на тех работодателей, которые повторно совершили аналогичные правонарушения не только наказание в виде дисквалификации, но и административную ответственность в виде штрафа. Так, например, за повторное выявленное нарушение, связанное с отказом в заключение трудового договора, работодателю (юридическому лицу) может грозить штраф от 100 000 до 200 000 рублей. Ранее за любое повторное нарушение назначался одинаковый штраф.

Суммы возможных штрафов возрастут в разы, что заставляет многих работодателей проводить работу внутри компании по минимизации риска быть оштрафованным. Особо хочется указать на необходимость пересмотра позиции в отношении применения и заключения гражданско-правовых договоров теми работодателями, которые по-прежнему используют эту форму оформления «трудовых отношений» с работниками.

Вот чем отличается трудовой договор от гражданско-правового:
[table id=9 /]

Рекомендуем вам проанализировать имеющиеся на вашем предприятии случаи заключения договоров гражданско-правового характера и при явной подмене трудовых отношений, необходимо исправить ситуацию и заключить трудовые договоры.

Ещё одно изменение в КоАП хочется отметить. Оно касается ответственности работодателя за неисполнение предписаний контролирующих органов. Вот что говорит нам новая часть 23 статьи 19.5 КоАП: «…Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей».

Кроме того с вступлением поправок в КоАП с 1 января 2015 года увеличивается срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения трудового законодательства с 2-х месяцев до 1 года. Данная мера заставит работодателей, что называется «постоянно держать руку на пульсе» и быть готовыми ответить за нарушения трудового законодательства, имевшие место относительно давно. Так, например, если вы допустили нарушение трудового законодательства в мае 2015 года, а проверяющие придут в мае 2016 года, вам грозит наказание.

В настоящее время Минтруд вынес на рассмотрение Госдумы законопроект « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства в части, касающейся оплаты труда)», который ужесточает ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы. Для этого предлагается КоАП дополнить новой статьей 5.27.2 «Невыплата заработной платы и иных, установленных законодательством выплат». Согласно предложениям законодателей при невыплате заработной платы в установленный срок на работодателя может быть наложен штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей, а при невыплате свыше 3-х месяцев – от 30 000 до 100 000 рублей, а повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет. Этим же законопроектом предлагается увеличить проценты выплат за задержку заработной платы в зависимости от продолжительности срока задержки выплат.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что Правительство РФ обеспокоено имеющими место участившимися случаями нарушений трудового законодательства, в том числе в части выплаты заработной платы, что повлечет за собой увеличение количества проверок как со стороны Государственной инспекции труда, так и органов Прокуратуры.

В сложившейся ситуации девизом каждого работодателя должны стать слова: «Предупрежден — значит вооружен», которые заключаются в реализации на предприятии предупредительных мер и недопущении нарушений трудового законодательства.