Матрица: Устойчивая перезагрузка

Создатели культового фильма «Матрица» братья Вачовски вряд ли в процессе съемок или сразу после их завершения могли предположить, что этот термин, заимствованный ими из теории математического анализа, перейдет в плоскость практики бизнеса. Сейчас Матрицей можно пользоваться как инструментом вполне постижимым и эффективным.

Еще создатели теории бизнеса в стиле фанк шведские консультанты Кьелл А. Нордстрем и Йонас Реддерстрале в начале 2000-х годов в качестве одного из квалифицирующих факторов эффективной производственной системы сформулировали необходимость измерения параметров процессов, то есть создание системы мониторинга ключевых индикаторов бизнес-процессов, отражающей основные направления и аспекты деятельности компании.

Это была теоретическая предпосылка. А на практике спустя несколько лет специалисты ГК «Оргпром» создали такой инструмент, назвав его просто и понятно: Матрица «Оргпрома».
Что же это такое?

Матрица «Оргпрома» — часть методологии Хосин Канри (развертывание политики), обеспечивающая проактивный подход к мониторингу процессов, связанных с достижением ключевых, стратегических целей компании. В рамках Матрицы «Оргпрома» определяются индикаторы, которые на ранних стадиях сообщают о рисках и сбоях системы, обеспечивая менеджмент компании необходимой фактической информацией для оперативного принятия управленческих решений.

Матрица «Оргпрома» включает в себя несколько групп индикаторов. Первая группа (Качество, Сроки, Затраты) направлена на измерение состояния ключевых процессов компании, обеспечивающих эффективный поток создания потребительской ценности — изготовление продукции или предоставление услуг с минимумом потерь и минимальной вариабельностью. Вторая группа (Развитие, Вовлеченность, Безопасность) поддерживает поток создания талантливых сотрудников — процессы развития корпоративной культуры и развитие персонала. Третья группа (Вклад в развитие общества, Вклад в экосистему, Интересы акционеров) обеспечивает поток формирования гармоничного общества — через сбалансированное взаимодействие компании с внешней средой.

Каждая группа факторов разворачивается во времени, начиная от дневного горизонта, заканчивая годовыми индикаторами (всего пять временных горизонтов, но можно ввести и пятилетний, например). Таким образом, Матрица «Оргпрома» предполагает 45 различных индикаторов (9X5), обеспечивающих мониторинг процессов во всех ключевых аспектах деятельности организации.

При этом Матрицы разворачиваются на всех уровнях управления: от генерального директора до рядового сотрудника — тем самым обеспечивается принцип вовлеченности каждого в достижение целей компании.

Матрица «Оргпрома» позволяет управлять совершенствованием и эффективностью компании на новом уровне, а именно на основе концепций. Возьмем, например, процессный подход. Она наглядно реализует:
• Определение и учет интересов внутренних клиентов.
• Согласованную взаимосвязь оперативных и долгосрочных целей, процесса и результата (от годовых к квартальным, от квартальных к ежемесячным — и т.д. до дневных), причем, без простого переписывания, а на основе логики.
В качестве примера можно привести далекий от бизнеса случай, например, деятельность футбольной команды: количество выигранных турниров (годовая цель), количество выигранных матчей (квартальная), количество забитых голов (ежемесячная), количество ударов в створ ворот (недельная), владение мячом (дневная).

5

Рассмотрим другой пример, касающийся устойчивого развития производственных систем (УРПС). Здесь крайне важно учитывать баланс интересов всех заинтересованных сторон:
• клиентов,
• персонала,
• собственников,
• социума (включая интересы будущих поколений – в виде отдельного среза по экологии).
То же касается ценностного управления тремя базовыми макро-потоками устойчивого развития:
• Создания потребительских ценностей.
• Создания талантливых сотрудников.
• Создания гармоничного экосоциума.
Здесь и бережливое управление – применение принципов лин для процессов собственно управления:
• PDCA-SDCA.
• «5C».
• Визуализация.
• Встроенное качество и защита от ошибок.
Применение Матрицы «Оргпрома» позволяет в оперативном режиме отслеживать, как на предприятии удовлетворяются интересы бизнеса, общества и окружающей среды. А главное – выстраивать управление и процессы без потерь, в интересах конечного потребителя и при этом выполнять функцию социальной и экологической ответственности. Ранее в этих теме (устойчивое развитие) были только идеи и концепции. А теперь создан реальный прикладной инструмент, пользующийся спросом у предприятий, осознавших необходимость и важность устойчивого развития.

6

Это главное отличие Матрицы «Оргпрома» от Системы сбалансированных показателей, теории ограничений, PM, «просто» бережливого производства, других активно использующихся концепций управления, которые нацелены лишь на достижение целей компании, но не учитывают процессного подхода и не балансируют интересы заинтересованных сторон. Матрица логически увязывает по времени (от старта до достижения конечной запланированной цели) все задачи, промежуточные и окончательные результаты на дневном, недельном, месячном, квартальном и годовом уровнях. Она позволяет построить своеобразную и очень удобную «панель управления», по которой любой руководитель на основании простых измерений (индикаторов эффективности), представляемых подразделениями / подчиненными, может видеть ситуацию по всем направлениям работы и оперативно реагировать в случае отклонений.

Таким образом, процесс движения к цели становится прозрачным и более управляемым для руководителей всех уровней. Самое главное – правильно определить заинтересованные стороны (это внешние и внутренние потребители) и согласовать с ними содержание индикаторов эффективности. И процесс управления станет более простым и продуктивным. Без авралов, задержек графика, ненужных действий.

Автор: Алексей Баранов, руководитель ГК «Оргпром»