Можно ли уволить работника за излишнюю активность в соцсетях?

Немецкая компания Willich уволила своего сотрудника из-за фотографии в соцсети. Руководителям не понравился снимок, на котором молодой человек несет на руках свою беременную невесту: официально этот работник уже несколько месяцев числился на больничном с межпозвонковой грыжей. Обманщика рассчитали в тот же день, даже без предварительного уведомления.

Кадровики уже готовы внести социальные сети в отдельную статью под увольнение. Так, еще четыре года назад служащая швейцарской страховой компании Nationale Suisse лишилась работы из-за пристрастия к Facebook. Женщина отпросилась с работы, сославшись на мигрень из-за долгого сидения перед компьютером. Но начальство заметило сотрудницу онлайн в Facebook. Ее уволили с формулировкой «утрата доверия компании».

В России два года назад своего поста лишилась судья из Улан-Удэ. Поводом стали фотографии на ее личной страничке «В контакте». Ирина Левандовская позировала с бутылками водки «Журавли» и «Зеленая марка», целовала их, обнимала, вешала бирки на уши вместо сережек. В итоге комиссия по судебной этике признала, что женщина опорочила судейское сообщество, и отправила ее в отставку.

Ирина Питунова, юрист, юридическая фирма Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov: 

На сегодняшний день Интернет стал самым главным источником информации как для организации-работодателя, так и для сотрудника компании.

Поэтому отзывы о работе в компании работодателя, о самом работодателе, о себе, как сотруднике этой компании, размещенные в сети Интернет, становятся доступны всем пользователям.

В связи с чем отслеживание работодателем информации о своем сотруднике вполне оправдано, поскольку подобные отзывы зачастую неоправданно порочат репутацию работодателя.

Однако Трудовой кодекс Российской Федерации не дает законных способов применить к сотруднику какой-либо вид дисциплинарного наказания, а тем более расторгнуть трудовой договор за неосторожное или некорректное высказывание в социальных сетях, за опубликованные фото или видео в личном профайле соцсетей скандального содержания.

Кстати, вышеназванный сотрудник немецкой компании Willich Даниэль, обжаловал свое увольнение в суде, после чего компания выплатила ему выходное пособие.

Но есть и противоположное решение суда, так Британский суд по трудовым спорам признал законным увольнение работника одного из магазинов Apple за негативные высказывания о компании в социальной сети. Об этом сообщается на сайте ifoAppleStore.com.

Суд посчитал существенным тот факт, что в корпоративных правилах Apple прописан строгий запрет на негативные высказывания о компании и ее продукции. Он также отметил, что даже приватные записи на личных страницах работников могут быть распространены их виртуальными друзьями и нанести ущерб имиджу компании.

Уволенный работник опубликовал закрытую запись в своем профиле в Facebook, которую впоследствии разместили у себя его коллеги и в итоге донесли содержание записи до начальства. В результате этого он был уволен «за грубый проступок». При этом подчеркивается, что работникам компании не запрещено публиковать записи в Интернете, однако в их содержании не должно быть упоминания Apple. Под запретом в том числе и упоминание компании как места работы человека.

Если же проанализировать судебную практику в экономически развитых странах, в том числе и в России, то пока сложно проследить устойчивую тенденцию в вынесении единообразного судебного акта. Суды становятся как на сторону работодателя, так и работника. Причина этого состоит в том, что судебная практика пока отстает от темпов развития социальных сетей и масштабов активности работников в них.

Для формирования устойчивой практики потребуется несколько лет.

Россия в вопросах регулирования активности граждан в социальных сетях, вероятнее всего, будет ориентироваться на Запад.

Но как бы ни складывалась судебная практика, работодателю на случай возможного суда по заявлению уволенного работника, обязательно необходимо иметь в компании корпоративные регламенты, которые регулировали бы активность сотрудников в социальных сетях. При этом необходимо не просто прописать, что приветствуется компанией, а что нет, но и обосновать данные требования.

Например, та же корпорация Intel на своем сайте опубликовала «Правила использования социальных сетей в корпорации Intel», где предусмотрела личную ответственность каждого сотрудника за публикуемые материалы.

Это повышает безопасность информации, дисциплинирует сотрудников, вынуждая общаться вежливо в соцсетях, дозируя объемы информации.

Однако не стоит забывать, что социальная сеть – это отличный инструмент для маркетинга, продаж и построения социальных связей. Поэтому лучше создать максимально благоприятные условия для расширения полезных контактов в социальных сетях, чем на нелестные отзывы о работодателях, коллегах, и уж тем более клиентах.

Алексей Иванов, начальник Отдела кадрового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит», к. ю. н.:

По общим правилам увольнение по инициативе работодателя возможно исключительно по основаниям, перечисленным в статье 81 ТК РФ. В соответствии с пунктом 5 названной статьи работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Таким образом, имеет значение установление того факта, является ли излишняя активность в социальных сетях нарушением трудовых обязанностей или нет. Полагаю, что при четком регулировании трудовой дисциплины любая активность работника в социальных сетях в рабочее время, не связанная с работой, может быть признана дисциплинарным проступком с соответствующими неблагоприятными последствиями для работника.

Что касается активности в социальных сетях работников в свободное от работы время на личных страницах и аккаунтах, то такие действия работника не могут быть предметом контроля со стороны работодателя. Вместе с тем, если излишняя активность работников в социальных сетях с точки зрения работодателя наносит репутационный вред имиджу компании, то в гражданском законодательстве есть правила, которыми организация может попробовать воспользоваться для защиты своей деловой репутации.