Налоги и страховые взносы в 2014 году

С 2014 года вступило в силу множество нормативных актов, вносящих изменения в действующее законодательство. В нашей статье мы постараемся осветить изменения, вступившие в силу с 1 января 2014 г., касающиеся изменений в НК РФ, порядка исчисления и уплаты страховых взносов, новых форм налоговой отчетности и некоторых других новшеств.

Изменения, касающиеся большинства налогоплательщиков

Федеральным законом от 02.12.2013г. №336-ФЗ внесены изменения в закон от 19.06.2000г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Согласно данным изменениям, с 1 января 2014 года устанавливается новый уровень минимального размера оплаты труда (МРОТ) в размере 5 554 рублей в месяц.
С 2014 года в соответствии с поправками в ст.52 НК РФ, сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля (п.6 ст.52 НК РФ).
Вместо ОКАТО необходимо указывать ОКТМО. В формы налоговых деклараций и порядки их заполнения внесены соответствующие изменения Приказом ФНС России от 14.11.2013г. №ММВ-7-3/501@.
В соответствии с данным Приказом при заполнении показателя «Код по ОКТМО», под который отводится одиннадцать знакомест, свободные знакоместа справа от значения кода в случае, если код ОКТМО имеет восемь знаков, не подлежат заполнению дополнительными символами (заполняются прочерками).
На сайте Минфина (http://www.minfin.ru/ru/ismf/eiasmfrf/) опубликована сводная таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО.
Начиная с налоговой отчетности по НДС за 1 квартал 2014 года ВСЕ налогоплательщики НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п.5 ст.173 НК РФ*, обязаны:
представлять в ИФНС по месту своего учета налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме через телекоммуникационные каналы связи оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
*Согласно п.5 ст.173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
Исключением являются организации и ИП, имеющих небольшую численность и невысокий уровень доходов от операций по реализации товаров (работ, услуг) либо занимающихся определенными видами деятельности, действующее законодательство РФ о налогах и сборах предусматривает возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатной НДС, или применения специальных режимов налогообложения.
Об этом напоминает ФНС России в своем Письме 03.12.2013г. №ЕД-4-15/21594 «Об обязательном представлении налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость в электронной форме».

Обязанность представлять налоговую декларацию по НДС по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота отсутствует в следующих случаях:
А) Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
Напомним, что на основании п.1 ст.145 НК РФ организации и ИП имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или ИП без учета налога не превысила в совокупности 2 000 000 рублей.
Б) Переход на упрощенную систему налогообложения.
В) Применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Г) Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Д) Применение патентной системы налогообложения.
Обратите внимание: Уточненные декларации по НДС за периоды, предшествующие 01.01.2014, представляются в порядке, действующем до 2014 года.

Налог на добавленную стоимость

Согласно пп.1 п.2 ст.149 НК РФ п.2 ст.150 НК РФ, с 01.01.2014 не подлежат налогообложению НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ и ввоз на территорию РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства*:
важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в ИФНС регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники)
*По Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002г. №19 «Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».
В соответствии с пп.4 п.2 ст.164 НК РФ по ставке НДС 10% производится налогообложение при реализации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
медицинских изделий за исключением важнейших и жизненно необходимых, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с пп.1 п.2 ст.149 НК РФ.
Положения настоящего абзаца применяются при представлении в ИФНС регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения.
Перечень кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008г. №688.
На основании пп.24 п.2 ст.149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ:
Услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных препаратов для медицинского применения, а также по изготовлению или ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий, перечисленных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, услуги по оказанию протезно-ортопедической помощи;
С 2014 года в пп.24 слова «лекарственных средств» заменены словами «лекарственных препаратов для медицинского применения».

Незначительное, на первый взгляд, изменение, на самом деле влечет за собой ухудшение положения налогоплательщиков. Ведь согласно ст.4 Федерального закона от 12.04.2010г. «61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», лекарственные средства – понятие, которое включает в себя не только лекарственные препараты, но и фармацевтические субстанции*.
Лекарственные препараты это лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
*Лекарственные средства в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющие их эффективность.

Налог на прибыль

25 глава НК РФ не претерпела значительных изменений. Законом от 02.11.2013г. №306-ФЗ действие п.1.1 ст.269 НК РФ продлено на 2014 год.
Соответственно, при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается:
с 1 января 2011 года по 31 декабря 2014 года включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Напомним, что ранее вышеуказанные коэффициенты действовали до 2013 года включительно.

Транспортный налог

На основании п.2 ст.362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
С 2014 года исчисление суммы транспортного налога на автомобили, стоимостью свыше 3 000 000 рублей производится с учетом повышающего коэффициента:
1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
1,3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
1,5 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет.
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей налогообложения транспортным налогом определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли — Минпромторгом.
Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте Минпромторга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Размер социальных выплат и пособий
С 1 января 2014 года (с учетом ежегодной компенсации):
Материнский (семейный) капитал установлен в размере 429 408,50 руб. (Федеральный закон от 02.12.2012г. №349-ФЗ).
Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников составляет 19 297 руб.
Предельная сумма оплаты больничного листа в 2014 году составит 1 479,45 руб. (при 100% среднего заработка), тогда как в 2013 году она составляла 1 335,62 руб. в день.
Государственные пособия гражданам, имеющим детей, необходимо проиндексировать в 2014 году на коэффициент 1,05. Соответственно, в 2014 году:
Единовременное пособие при рождении ребенка составит — 13 741,99 руб.
Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности – 515,33 руб.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет (минимальный размер) составит:
за первым ребенком – 2 576,63 руб.,
за вторым и последующими детьми – 5 153,24 руб.
На этот же коэффициент (1,05) необходимо проиндексировать размер ежемесячной и единовременной (кроме смертельных случаев) страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2014 года.
Кроме того, с 1 января 2014 г. значительно увеличивается размер единовременной страховой выплаты в случае смерти лица, застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.
Такая выплата с 2014 года составляет 1 000 000 руб.* в соответствии с поправками, внесенными законом от 02.12.2013г. №331-ФЗ в п.2 ст.11 закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
*В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер единовременной страховой выплаты, назначаемой застрахованному в зависимости от степени утраты им профессиональной трудоспособности, определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок (п.1 ст.11 закона №125-ФЗ).
Напомним, что в 2013 году указанная выплата составляла 76 699,8 руб. согласно п.1 ст.11 закона №125-ФЗ:
В случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата устанавливалась в размере, равном максимальной сумме, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год.

Страховые взносы

Начиная с расчетного периода 2014 года, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется в соответствии с новой статьей 22.2 закона №167-ФЗ:
единым расчетным документом, направляемым в ПФР, с применением КБК 39210202010061000160, предназначенного для учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии.
Данные изменения связаны с пенсионной реформой.

Согласно п.1.1 ст.31 Федерального закона от 24.07.2002г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», граждане 1967 года рождения и моложе, в 2014 и 2015 гг. могут выбрать тариф страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии вправе изменить вариант своего пенсионного обеспечения:
либо направив на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса,
либо отказавшись от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направив указанный размер процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Напомним, что почти весь 2013 год речь шла о тарифах в размере 6% и 2% (направляемых на накопительную часть). Однако в итоге выше указанные граждане должны выбрать между 6% и 0%.
В 2014г. база для начисления страховых взносов, в отношении каждого физического лица составляет 624 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 30.11.2013г. №1101 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.»).
В соответствии с положениями ст.58.2 закона №212-ФЗ (а так же — ст.33.1 закона №167-ФЗ), применяются следующие тарифы страховых взносов, в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов:
ПФР – 22%.
ФСС РФ — 2,9%.
ФФОМС — 5,1%.
То есть, размер основных тарифов страховых взносов не изменились по сравнению с 2013 годом.
Иначе обстоит дело с дополнительными страховыми взносами. Дополнительный тариф с выплат в пользу лиц, указанных в ст.27 закона №173-ФЗ на 2014 год составит:
6% — с выплат лицам, указанным в пп.1 п.1 ст.27 закона №173-ФЗ (в 2013 году действовал тариф 4%).
4% — с выплат лицам, указанным в пп.2-18 п.1 ст.27 закона №173-ФЗ (в 2013 году действовал тариф 2%).
Данные выплаты учитываются, как солидарная часть тарифа страховых взносов.
Напомним, что при начислении дополнительных страховых взносов величина базы не ограничивается пределами, установленными для других тарифов страховых взносов в соответствии с п.4 ст.8 закона №212-ФЗ.
Страхователи могут быть освобождены от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
Начиная с 1 квартала 2014 года страхователям необходимо отчитываться по новой форме РСВ-1.
Новая форма Расчета* по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на ОМС в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР) утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014г. №2п.