Налоговый учет и учетная политика

Налоговый учет постоянно находится в центре внимания любого практикующего бухгалтера. На экваторе текущего года было бы не бесполезным отдельные аспекты налоговой учетной политики рассмотреть более подробно, в том числе с точки зрения финансового планирования бизнеса.

В силу всеобщности конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ) организациям и предпринимателям так или иначе приходится обеспечивать организацию и ведение налогового учета. Вести налоговый учет обязаны не только сами плательщики налогов и сборов, но и налоговые агенты.

Причем, по мнению налоговиков, при проведении камеральных проверок налоговый орган вправе истребовать у налогового агента те или иные подтверждающие документы, например обоснованность применения нулевой ставки при выплате дивидендов (п. 6 письма ФНС России от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

Приведем примерный перечень организаций и предпринимателей, обязанных вести налоговый учет:

— Налоговые агенты (подп. 3 п. 3 ст. 24 НК РФ).

— Плательщики налога на прибыль организаций (ст. 313 НК РФ).

— Плательщики НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ).

— Плательщики акцизов (п. 1 ст. 179 НК РФ).

— Плательщики налога на добычу полезных ископаемых (ст. 334 НК РФ).

— Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы (п. 8 ст. 346.5, ст. 346.24 НК РФ).

— Плательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности ведут раздельный учет фактов хозяйственной деятельности при совмещении налоговых режимов (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

— Участники соглашений о разделе продукции (п. 2 ст. 346.38 НК РФ).

— Частные нотариусы, адвокаты, а также индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (п. 2 ст. 54 НК РФ).

Если существует обязанность вести налоговый учет, то неизбежно возникает вопрос — как? Ответ на этот далеко не праздный вопрос приходится искать всем без исключения вышепоименованным участникам налоговых правоотношений. Для этого необходимо самостоятельно принять ряд принципиально важных решений. Прежде всего — это выбор системы налогообложения, которая должна быть оптимальной с точки зрения финансовой нагрузки на бизнес. Второй не менее важный вопрос — организационный. Можно вести налоговый учет самостоятельно, можно принять на работу специалистов, можно, наконец, поручить ведение налогового учета специализированной организации. Принятые решения составляют основу общей налоговой политики как элемента финансового планирования. Формализованным инструментом реализации налоговой политики бизнеса является учетная политика для целей налогообложения.

Определение налоговой учетной политики существует в Налоговом кодексе с 2007 года (Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ). Требования к оформлению принятых решений по налоговой учетной политике в виде внутреннего нормативного акта сформулированы в статье 313 Налогового кодекса применительно к налогу на прибыль организаций. Однако исторически сложилось так, что эти требования стали универсальными практически для всех режимов налогообложения и для многих видов налогов. Подчеркнем основную мысль в этом определении, что налоговая учетная политика устанавливает конкретные правила налогового учета для бизнеса налогоплательщика. Налоговые агенты не являются исключением, им желательно также закрепить в налоговой учетной политике те или иные методы налогового учета доходов в пользу третьих лиц. Особенно это касается сложных или спорных вопросов.