НДС по государственному и муниципальному имуществу

Практика прошедшего года показывает, что у налоговых агентов организаций и предпринимателей нет полной ясности по исчислению НДС при аренде и/или покупке государственного и муниципального имущества. Об этом, в частности, свидетельствует значительное количество письменных разъяснений Минфина России по этому вопросу, арбитражная практика это также иллюстрирует.

Из обязанностей налогового агента, о которых мы сказали выше, можно сделать вывод о том, что агент обязан удержать исчисленную сумму налога из выплачиваемого дохода, в том числе НДС при аренде или покупке государственного или муниципального имущества. Более того, агент не имеет права заплатить налог за счет собственных средств (пост. ФАС МО от 14.11.2012 № Ф05-11261/12).

Сложности возникают, на наш взгляд, из-за того, что участники сделки действуют на стыке гражданского и налогового права. С точки зрения гражданского права есть определенная договором рыночная цена сделки, она и должна быть в полном объеме уплачена продавцу. Иногда суды первой инстанции так и считают, а Высшему Арбитражному Суду РФ приходится их поправлять.

Общество с ограниченной ответственностью в начале 2009 года приобрело у муниципального образования нежилое помещение. Рыночная стоимость помещения определена независимым оценщиком, при этом ни в договоре купли-продажи, ни в отчете оценщика никакой налоговой оговорки не содержалось. Поэтому общество оплатило продавцу стоимость помещения в полном объеме без удержания НДС.

В 2010 году общество обратилось к продавцу с требованием вернуть ошибочно не удержанную сумму НДС, а получив отказ, обратилось в суд. Однако суды первой, апелляционной и кассационной инстанций в 2011 году отказали обществу в удовлетворении иска, ссылаясь на отсутствие в отчете оценщика указания на сумму НДС. Наконец в 2012 году Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ все предыдущие судебные решения отменил и направил дело на новое рассмотрение (пост. Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 3139/12).

Вероятно, имеет смысл прямо закрепить в своей учетной политике норму о том, что, исполняя функции налогового агента, организация или предприниматель предусмотренную законом сумму налога (НДФЛ, НДС, налог на прибыль) удерживает из доходов контрагента в безусловном порядке.

Предположим, что общество с ограниченной ответственностью приобрело у муниципального образования нежилое помещение стоимостью 5 900 000 руб. Оценка имущества произведена в соответствии с законодательством.

Если общество применяет общую систему налогообложения и является плательщиком НДС, то в учете налогового агента будут сделаны следующие записи:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 5 000 000 руб. — учтена стоимость здания без НДС;

ДЕБЕТ19 КРЕДИТ 60

– 900 000 руб. — выделен НДС по расчетной ставке (5 000 000 × 18/118) (п. 8 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н);

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 68

– 900 000 руб. — удержан НДС из доходов продавца (ст. 24, п. 3 ст. 161 НК РФ);

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 5 000 000 руб. — перечислена оплата продавцу за вычетом удержанного налога;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 51

– 900 000 руб. — уплачен НДС в бюджет;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 5 000 000 руб. — помещение принято в эксплуатацию в составе основных средств;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

– 900 000 руб. — принят к вычету НДС по объекту основных средств (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Если общество не является плательщиком НДС и/или применяет специальные режимы налогообложения (УСН, ЕСХН), то в учете агента могут быть сделаны следующие записи:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 5 900 000 руб. — учтена стоимость помещения с НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 68

– 900 000 руб. — удержан НДС по расчетной ставке (5 000 000 × × 18/118) из доходов продавца;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 60

– 5 000 000 руб. — перечислена оплата продавцу за вычетом удержанного налога;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 51

– 900 000 руб. — удержанный агентом налог перечислен в бюджет;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 5 900 000 руб. — помещение принято в эксплуатацию в составе основных средств.

В приведенном выше примере стоит обратить внимание на то, что налоговый агент — организация-покупатель именно удерживает НДС из доходов, уменьшая кредиторскую задолженность перед продавцом без изменения рыночной цены приобретаемого имущества.

Далее уместным было бы вспомнить об изменениях, вступивших в силу с начала года в определении первоначальной стоимости объектов основных средств в налоговом учете, если плательщик налога на прибыль организаций применяет амортизационную премию. Тем более что применять или не применять амортизационную премию по основным средствам налогоплательщик решает самостоятельно, а порядок применения устанавливает в своей учетной политике для целей налогообложения.