Новости для бухгалтера за декабрь 2015 года

В следующем году сумма дохода, свыше которой вычет на детей не предоставят, станет больше

Документ: Федеральный закон от 23.11.2015 N 317-ФЗ

Стандартный вычет на ребенка будут предоставлять, пока доход работника не превысит 350 тыс. руб. Сейчас лимит составляет 280 тыс. руб.

 

С будущего года возрастет размер вычета на ребенка-инвалида

Документ: Федеральный закон от 23.11.2015 N 317-ФЗ

Вступает в силу:  1 января 2016 года

Величина вычета станет зависеть от того, кто обеспечивает ребенка-инвалида. Родитель, усыновитель, жена или муж родителя сможет получить 12 тыс. руб., а приемный родитель, опекун, попечитель, жена или муж приемного родителя — 6 тыс. руб. Сейчас вычет равен 3 тыс. руб.

Так же увеличатся и вычеты на учащегося по очной форме, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

 

Социальные вычеты

Документ: Приказ ФНС России от 27 октября 2015 г. № ММВ-7-11/473

Вступает в силу:  1 января 2016 года

С 1 января 2016 года сотрудники могут обратиться к работодателям с просьбой предоставить им социальные налоговые вычеты по НДФЛ по расходам на образование и лечение (п. 2 ст. 219 НК РФ).Для предоставления таких вычетов сотрудник должен принести в организацию уведомление налогового органа. Этот документ подтвердит право сотрудника на вычет. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 27 октября 2015 г. № ММВ-7-11/473. Документ должен быть оформлен в адрес конкретного работодателя, и в нем будут указывать сумму налогового вычета, которую работодатель должен предоставить сотруднику. То есть работодатель просто не будет удерживать НДФЛ из зарплаты работника, пока не будет зачтена вся сумма вычета.

Утвержден итоговый вариант новой формы 2-НДФЛ

Документ: Приказ ФНС России от 30 октября 2015 г. № ММВ-7-11/485@
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 30 октября 2015 года № ММВ-7-11/485@

Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2015, № 29, ст. 4358), пунктом 5 статьи 226 и статьей 230 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2015, № 14, ст. 2025, № 29, ст. 4358) приказываю:

  1. Утвердить:

1.1. форму сведений о доходах физического лица «Справка о доходах физического лица» (форма 2-НДФЛ) согласно приложению № 1 к настоящему приказу;

1.2. порядок заполнения формы сведений о доходах физического лица «Справка о доходах физического лица» (форма 2-НДФЛ) согласно приложению № 2 к настоящему приказу;

1.3. формат представления сведений о доходах физического лица «Справка о доходах физического лица» (форма 2-НДФЛ) в электронной форме согласно приложению № 3 к настоящему приказу.

  1. Установить, что сообщение о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации представляется по форме, утвержденной подпунктом 1.1 пункта 1 настоящего приказа.
  2. Признать утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24.12.2010, регистрационный номер 19368), с изменениями, внесенными приказом Федеральной налоговой службы от 06.12.2011 № ММВ-7-3/909@ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.12.2011, регистрационный номер 22685), приказом Федеральной налоговой службы от 14.11.2013 № ММВ-7-3/501@ «О внесении изменений в приказы ФНС России» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19.12.2013, регистрационный номер 30673).
  3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего методологическое обеспечение работы налоговых органов по вопросам исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налога на доходы физических лиц.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В. Мишустин

Законопроекты

Больничные листы будут выдавать и в электронном виде

Минтруд разработал законопроект, по которому медицинская организация сможет с согласия пациента выдавать листок нетрудоспособности в электронном виде. Документ нужно снабжать усиленной квалифицированной электронной подписью. Сейчас больничный оформляют только на бумаге.

Предполагается, что новшество улучшит обмен информацией между ФСС, работодателями, медицинскими организациями и учреждениями медико-социальной экспертизы. Порядок их взаимодействия установит Правительство.

 

За неуплату страховых взносов будет грозить лишение свободы

Документ: Проект Федерального закона N 927133-6

Сейчас уголовной ответственности за неуплату страховых взносов нет, ее введение обсуждается в Госдуме. Руководителя организации или главного бухгалтера могут осудить, если задолженность компании по взносам будет более 6 млн руб. за три года.

Ответственность наступит и при меньшей задолженности, когда недоимка по взносам превышает 2 млн руб. и составляет более 10% от суммы взносов, которую организация была обязана заплатить.

Разъяснения Роструда

 

Минфин России разъяснил, что любой сотрудник может подписывать счета-фактуры по доверенности

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 октября 2015 г. N 03-07-09/58937

В связи с письмом о порядке заполнения счетов-фактур в части его подписания Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Пунктом 9 раздела II Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, предусмотрено, что налогоплательщик вправе указывать в дополнительных строках и графах счета-фактуры дополнительную информацию при условии сохранения утвержденной формы счета-фактуры.

Учитывая изложенное, дополнительное указание в счете-фактуре фамилий и инициалов лиц, уполномоченных подписывать счет-фактуру, наряду с фамилиями и инициалами руководителя и главного бухгалтера не следует рассматривать как нарушение требований Кодекса по заполнению счета-фактуры.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

О.Ф.ЦИБИЗОВА

 

Минфин России запретил учитывать обеды в однодневной командировке

Документ: Письмо Минфина России от 09.10.2015 № 03-03-06/57885

Об учете в целях налогообложения прибыли организаций расходов на оплату стоимости питания работников, находящихся в однодневной командировке

Вопрос: Организация периодически направляет работников в командировки на один день. По общему правилу работник не имеет права на суточные при однодневной командировке (п.11 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749), но организация вправе возмещать работникам затраты в связи с выполнением служебного задания (стоимость проезда и т.п.). Чтобы списать эти расходы, необходимо их подтвердить документами (письмо Минфина России от 26.05.2015 № 03-03-06/30062). Из однодневной командировки сотрудники приносят чеки на оплату стоимости питания. Организация возмещает расходы. Просим разъяснить, вправе ли организация списать расходы на оплату питания в однодневной командировке?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов на оплату стоимости питания работников, находящихся в однодневной командировке, и сообщает следующее.Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749 утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (далее — Положение).Согласно пункту 11 Положения при командировках в местность, откуда работник (исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы) имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.

Согласно пункту 24 Положения возмещение иных расходов, связанных с командировками, в случаях, порядке и размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом, осуществляется при представлении документов, подтверждающих эти расходы.

При этом расходы по возмещению стоимости питания работников, находящихся в однодневной командировке, не могут рассматриваться в качестве иных расходов, связанных со служебной командировкой.

Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель
директора Департамента
А.С.Кизимов

 

Нужно ли ежегодно утверждать новое штатное расписание

Нет, не нужно.

Штатное расписание не имеет срока действия. Поэтому утверждать документ заново каждый год или с другой фиксированной периодичностью не нужно. Изменять штатное расписание и утверждать новое нужно только по мере необходимости в случае организационных изменений: расширения или сокращения штата или численности (п. 1 письма Роструда от 22 марта 2012 г. № 428-6-1). Если никаких изменений в структуре численности и штатного состава нет, то и необходимости обновлять документ не возникает.

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и

 кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Порядок удержания НДФЛ в трудовом договоре указывать не нужно

Вопросы налогообложения не относятся к обязательным условиям трудового договора. Достаточно закрепить оклад и надбавки.

Минфин России в письме от 01.10.2015 № 03-04-05/56206 высказал позицию по содержанию трудового договора. По его мнению, порядок налогообложения в трудовых договорах — излишняя информация. Такая точка зрения видится вполне оправданной. В договор нужно включить обязательные сведения и условия (ст. 57 ТК РФ). Среди последних поименованы условия оплаты труда. Под ними понимают оклад или тарифную ставку, доплаты и т. п. (абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Из чего именно будет состоять заработная плата, зависит от системы оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ). Поэтому в трудовом договоре нельзя обойтись без конкретных сумм. Сотрудник имеет право знать, на что он сможет рассчитывать в конце месяца. Окончательную сумму он узнает из расчетного листка. В нем указывают не только сумму на руки, но и удержанные суммы (п. 3 ч. 1 ст. 136 ТК РФ). В частности, работодатель обязан удержать НДФЛ. В расчет берут все доходы сотрудника (п. 2 ст. 226 НК РФ). Уклониться от этой обязанности работодатель не вправе. Поскольку удержание производится на основании НК РФ, то нет необходимости излагать в трудовом договоре указанный порядок налогообложения. Это обстоятельство отметили чиновники из Минфина. При необходимости стоит сослаться на упомянутое письмо инспектору ГИТ.

Новый нормативный документ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2015 года № 1265

О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г.

В соответствии с частями 5 и 5.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :

  1. Установить, что:

предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, предусмотренная частью 4 статьи 8 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон), подлежит индексации с 1 января 2016 г. в 1,072 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 718000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2016 г.;

для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона, предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2016 год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента, установленного частью 51 статьи 8 Федерального закона на 2016 год в размере 1,8, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 796000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2016 г.

  1. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев