Новости для бухгалтера за октябрь 2016 года

О направлении формы справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы

 

Документ: Письмо Минтруда России от 15.08.2016 N 16-5/В-421 (прилагается к рассылке)

 

Минтрудом России представлена рекомендуемая форма справки о среднем заработке по последнему месту работу

Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.09.2002 N 891, устанавливают, что при постановке на регистрационный учет граждане вправе предъявить в том числе справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. При этом форма такой справки на федеральном уровне не утверждена. Письмом предлагается рекомендуемая форма такой справки. В нее предлагается включать:

— наименование предприятия, организации, воинской части, в которой выполнял работу (проходил службу) гражданин;

— средний заработок за последние 3 месяца цифрами и прописью;

— сведения о продолжительности оплачиваемой работы (службы) за последние 12 месяцев, которую имел гражданин, а также сведения об условиях работы (полном или неполном рабочем дне);

— сведение о наличии в течение 12 месяцев, предшествовавших увольнению, периодов, не включенных во время оплачиваемой работы;

— основание выдачи справки (лицевые счета, платежные документы);

— подписи руководителя и главного бухгалтера организации, оттиск печати.

Кроме того, разъяснено, что если указанная справка составлена работодателем в произвольной форме, но содержит сведения, необходимые для определения размера и сроков выплаты пособия по безработице, то оснований для отказа в ее принятии нет.

 

 

Новая статистическая форма

 

Документ: Приказ Росстата от 28.09.2016 N 554 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за повышением квалификации и профессиональной подготовкой работников организаций»

 

Утверждена новая статистическая форма N 1 кадры «Сведения о повышении квалификации и профессиональной подготовке работников организаций», действующая с отчета за 2016 год

Форму представляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) всех форм собственности и видов экономической деятельности (кроме государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования; деятельности религиозных организаций, домашних хозяйств, экстерриториальных организаций).

Срок представления формы — 3 февраля.

С введением указанного статистического инструментария признается утратившим силу приложение N 17 «Форма федерального статистического наблюдения N 1 кадры «Сведения об обучении работников организаций», утвержденное Приказом Росстата от 29.08.2013 N 349.

 
За непредоставление  сведений ПФР накажет дважды

 

Документ: Федеральный закон от 03.07.2016  № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование”»

Вступает в силу:  1 января 2017 г.

  1. На пять дней продлили крайний срок, когда работодатели должны представить ежемесячные сведения в ПФР. Теперь сведения нужно подать не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Ранее это было 10-е число.

 

  1. Уточнили перечень сведений, которые работодатель должен представлять в ПФР:
Периодичность Срок представления сведений Сведения
Ежемесячно Не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным Ф. И. О., СНИЛС, ИНН (при наличии у страхователя данных об ИНН)
Ежеквартально Не позднее 20 дней со дня окончания квартала О перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (самофинансирование)
Ежегодно Не позднее 1 марта Ф. И. О., СНИЛС, даты приема на работу и увольнения; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости

 

  1. Установили срок давности – 3 года, в течение которого работодателя могут привлечь к ответственности за совершение правонарушения.
  2. Ввели в КоАП РФ ответственность должностных лиц за непредставление в установленный срок сведений, которые необходимы для ведения персонифицированного учета в системе пенсионного страхования – штраф на сумму от 300 до 500 руб.
  3. Установили единые размеры финансовых санкций к работодателям:
Нарушение Финансовая санкция
Непредставление в установленный срок либо представление неполных или недостоверных ежегодных, еже­квартальных и ежемесячных сведений 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица
Несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов (в этой форме работодатель обязан представлять сведения на 25 и более работников) 1000 руб.

 

Когда за больным ребенком ухаживают несколько членов семьи, каждому из них выдается первичный лист нетрудоспособности

Документ: Письмо ФСС России от 28.07.2016 N 02-09-14/15-04

ФСС России прокомментировал порядок оформления и оплаты листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком.

Напомним, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее — Закон N 255-ФЗ) в случае необходимости осуществления ухода за больным членом семьи застрахованное лицо обеспечивается пособием по временной нетрудоспособности.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком, лечение которого осуществляется в амбулаторных условиях, выплачивается за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, за последующие дни в размере 50 процентов среднего заработка.

Пунктом 36 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, предусмотрено, что при необходимости листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком может выдаваться попеременно разным членам семьи в пределах общих сроков, установленных для выдачи больничного по уходу.

Как указывают специалисты ФСС России, в такой ситуации листок нетрудоспособности каждому члену семьи оформляется как первичный, поскольку страховым случаем является не болезнь члена семьи, а временная нетрудоспособность застрахованного лица в связи с необходимостью осуществления ухода за больным членом семьи. Листок нетрудоспособности, выданный члену семьи, который первый осуществлял уход за больным ребенком, подлежит закрытию. Продолжение листка нетрудоспособности выдается в том случае, когда продолжается страховой случай и данное застрахованное лицо продолжает осуществлять уход за больным членом семьи.

При этом каждому из застрахованных лиц, осуществляющему попеременно уход за больным ребенком, пособие по временной нетрудоспособности исчисляется как по отдельным страховым случаям, то есть за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, за последующие дни — в размере 50% среднего заработка.

Если второму застрахованному лицу листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком выдан как листок-продолжение, он подлежит переоформлению.

Обновлены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования

 

Документ: Постановление Правления ПФ РФ от 01.06.2016 N 473п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению»

 

Обновлены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.В частности, утверждены новые:

«Анкета застрахованного лица (АДВ-1)»;

«Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (АДИ-1)»;

«Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (АДИ-7)»;

«Индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица (СЗВ-1)»;

«Индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица (СЗВ-3)»;

«Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица (СЗВ-4-1)»;

«Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица (списочная форма) (СЗВ-4-2)»;

«Выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СЗИ-5)»;

«Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (СЗВ-6-1)»;

«Сведения о страховом стаже застрахованного лица для установления трудовой пенсии (СПВ-2)» и иные формы.

Актуализируется перечень документов, являющихся документами индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Постановлением также вводится новая Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, устанавливается, что бланк документа «Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования» (АДИ-7) является защищенной полиграфической продукцией уровня «В».

Расходы на приобретение СИЗ

Документ: Письмо Минфина России от 19 августа 2016 г. № 03-03-06/1/48743.

Минфин России в письме от 19 августа 2016 г. № 03-03-06/1/48743 разъяснил, что расходы на спецодежду можно относить к затратам, руководствуясь типовыми нормами или, если требуется дополнительный объем спецодежды и обуви, локальными нормативными актами работодателя на основании результатов спецоценки.

Напомним, что работодатель вправе устанавливать повышенные нормы выдачи сотрудникам спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты по сравнению с типовыми нормами. При этом улучшенные нормы должны быть утверждены локальными нормативными актами на основании результатов проведенной спецоценки.

С формой Минтруда будет проще выдать бывшим работникам справку о заработке для биржи труда

Документ: Письмо Минтруда России от 15.08.2016 N 16-5/В-421

В бухгалтерию от бывшего работника может поступить просьба выдать справку о среднем заработке. Документ нужен физлицу для регистрации на бирже труда. Официальной формы справки не было. Компании использовали региональную форму или разрабатывали свою. Теперь Минтруд выпустил рекомендательную форму.

Справка о среднем заработке нужна, чтобы служба занятости могла рассчитать размер пособия по безработице. Поскольку на федеральном уровне формы этой справки не было, некоторые регионы утвердили свои варианты форм, отличающиеся от предложенной Минтрудом. Например, по такому пути пошли Москва и Санкт-Петербург. Региональные формы, как пояснял Роструд, также не обязательны.

Таким образом, организации по-прежнему могут в произвольной форме выдавать бывшим работникам справки о среднем заработке. Однако для минимизации трудозатрат проще использовать форму справки, рекомендованную Минтрудом.

Законопроекты

На работодателей могут возложить обязанность по оплате выданного в связи  с беременностью больничного уволенным работникам

Документ: Проект федерального закона N 1170053-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

В Госдуму внесен проект поправок в ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ. В настоящий момент данная норма предусматривает, что застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности) либо территориальным органом страховщика в случаях, указанных в части 4 указанной статьи.

Действие приведенного законоположения предложено распространить также на лиц, утративших трудоспособность в связи с беременностью и родами. Отметим, однако, что согласно части 1 ст. 5 Закона N 255-ФЗ утрата трудоспособности в связи с беременностью и родами вообще не является основанием для получения такого вида страхового обеспечения, как пособие по временной нетрудоспособности. Тем не менее, внесения каких-либо изменений в данную норму законопроект не предполагает.

Пособия по уходу за ребенком будут платить до трех лет

Документ: Проект Федерального закона № 1174985-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения размера и периода выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком»

В Госдуму поступил законопроект о том, чтобы увеличить период выплаты пособия по уходу за ребенком. Предлагают заменить полтора года на три. Это соответствует продолжительности декретного отпуска. По уходу за первым ребенком наименьший размер пособия составит минимальный размер оплаты труда, а по уходу за вторым и более детьми – два МРОТ. Цель законопроекта – обеспечить минимальный уровень ухода за ребенком.

Изменения в бланках для расчета больничных и пособий

Минтруд России разработал проект приказа об изменении бланков для расчета больничных и пособий.

Изменения носят скорее технический характер. Согласно проекту сразу в три формы бланков внесут изменения о том, что печать на них нужно ставить только при ее наличии в организации. То есть реквизит печати перестанет быть обязательным. Изменения коснутся:

  • справки о сумме зарплаты за два календарных года, утвержденной приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 182н;
  • запроса в ПФР о зарплате, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 24 января 2011 г. № 21н;
  • запроса в ФСС России для проверки сведений о страхователе, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 24 января 2011 г. № 20н.

Источник: Федеральный портал проектов нормативных актов

Размеры тарифов страховых взносов в ПФР, установленные на 2016 — 2018 годы, предлагается сохранить на 2019 год

 

Документ: Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

 

Минтрудом России разработан проект закона, предусматривающий продление действия тарифов страховых взносов, установленных Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»:

в размере 22,0% в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов;

в размере 10,0% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.

Проект Федерального закона

«О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»

 

Минтруд России предлагает сохранить на период до 2019 года включительно размеры действующих тарифов страховых взносов

Согласно проекту для основной категории плательщиков тариф страховых взносов будет сохранен в размере 30,0%: в ПФР — 22,0% (в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов) и в размере 10,0% (сверх установленной предельной величины базы); в ФСС — 2,9%, в ФФОМС — 5,1%.

Кроме того, предусматривается перенести на 2 года (с 1 января 2019 года на 1 января 2021 года) переход на выплаты пособий территориальными органами ФСС РФ, постепенно включая в этот механизм новые субъекты Российской Федерации.

Разъяснения официальных ведомств

О формате сведений о застрахованных лицах

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 сентября 2016 года № 15-26/12513

 

Департамент информационных технологий в связи с выпуском распоряжения Правления ПФР от 31.08.2016г. № 432р «Об утверждении формата данных сведений застрахованных лиц (форма СЗВ-М)» (далее — Распоряжение № 432р) сообщает об общих изменениях указанного формата:

  1. В новой схеме СЗВ-М тип для представления служебной информации «АФ2:ТипСлужебнаяИнформация» дополнен сведениями о программе подготовки электронного документа.

Пример:

<СлужебнаяИнформация>

<АФ:GUID>bbca7fbb-6fde-46а0-84fe-8е84f9bе112а</АФ:СиГО>

<АФ:ДатаВремя>2016-08-31Т12:00:00-05:00</АФ:ДатаВремя>

<АФ2 :ПрограммаПодготовки>СБИС х.х.х.ххх</АФ2 :ПрограммаПодготовки>

</СлужебнаяИнформация>

  1. Пространство имен для документа СЗВ-М по умолчанию должно указываться: «http://пф.рф/АФ/2016-06-21″».
  2. Упрощен перечень правил проверки документов СЗВ-М.

Указанные изменения учтены при проверке документов СЗВ-М в подсистеме «Внутриведомственный информационный обмен» (далее — ВИО).

На переходный период (до 01 ноября 2016 года) формы СЗВ-М могут регистрироваться в ВИО по двум схемам, и к каждой из них будет применяться набор правил, соответствующий схеме документа СЗВ-М. Если документ сформирован по новой схеме, то будет применен набор правил, утвержденный Распоряжением № 432р. Если документ сформирован по старой схеме — набор правил, утвержденный Распоряжением Правления от 25.02.2016 г. № 70р «Об утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах».

Распоряжение № 432р, модуль проверки Альбома форматов информационного обмена ПФР, программа проверки отчетности CheckPFR размещены на сайте ПФР.

Отделениям ПФР необходимо проводить информационно-разъяснительную работу, направленную на использование для формирования документов последних версий программ подготовки документов в ПФР и проведение страхователями форматно-логических проверок заблаговременно, перед отправкой форм СЗВ-М в органы ПФР, с применением программы CheckPFR и Модуля проверки

Начальник Департамента
Д.В. Кузнецов

Полезная статья

Действующий порядок определения последнего дня начисления пеней за просрочку уплаты налога

Пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса определяет, с какого дня платить пени за просрочку уплаты налога. Это день, следующий за крайним сроком уплаты налога.

В какой день заканчивается период начисления пеней, Налоговый кодекс не устанавливает. На практике инспекторы начисляют пени включительно по день погашения долга (схема 1 ниже).

Схема 1. Период уплаты пеней за просрочку уплаты НДФЛ, удержанного из зарплаты

Последний день начисления пеней — накануне дня уплаты налога

Минфин предлагает не считать пени за день уплаты налога. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Считается, что компания выполнила обязанность уплатить налог, если (п. 3 ст. 45 НК РФ):

  • бухгалтер передал банку платежное поручение на перечисление налога;
  • на расчетном счете достаточно денег для перечисления налога.

В день исполнения обязанности по уплате налога просрочки нет. Начислять пени за этот день неправомерно. Налоговый кодекс не предусматривает начисление пеней за день, в котором нет просрочки.

Последний день начисления пеней — день накануне даты погашения долга перед бюджетом (схема 2 ниже).

Схема 2. Период уплаты пеней за просрочку уплаты НДФЛ, удержанного из зарплаты, с учетом письма Минфина от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318

Если применять новые разъяснения Минфина, получается, что за один день просрочки пеней не будет (схема 3 ниже).

Схема 3. Компания уплатила НДФЛ на следующий день после крайнего срока

Пени за просрочку страховых взносов

За просрочку взносов компания уплачивает пени и за день погашения долга (ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

С 1 января 2017 года администрировать взносы будет ФНС (ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ). Если Минфин не изменит позицию, ФНС не начислит пени за день уплаты долга.

Вопрос-ответ

Можно ли деньги на командировку выдать одному сотруднику, если командированы несколько сотрудников

Да, можно.

Получить деньги и представить отчет за расходы в командировке по авансовому отчету может один человек, которого следует назначить ответственным лицом.

Объясняется это следующим. Законодательство не запрещает выдавать денежные средства на командировочные расходы ответственному лицу. Поэтому при направлении в командировку нескольких сотрудников деньги можно выдать одному из них – тому, которого назначат ответственным. Он и будет отчитываться за командировку. Такую форму выдачи командировочных закрепите приказом руководителя. В нем следует указать обязанность ответственного сотрудника своевременно оплачивать проезд, услуги проживания в гостинице и т. д.

Действующий порядок ведения кассовых операций не содержит запрета передавать подотчетные суммы другим командированным. Так как суточные имеют адресный характер и выдаются из расчета на каждого человека, ответственный сотрудник может их раздать по ведомости на раздачу суточных. Составьте ее в произвольной форме и выдайте ответственному сотруднику. Кроме того, с ответственным сотрудником должен быть заключен договор о полной материальной ответственности.

Такие выводы следуют из пункта 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749, пункта 6.3 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

После командировки ответственный сотрудник должен представить авансовый отчет по расходам, которые были совершены в ходе служебной поездки.

Является ли нарушением выплата заработной платы ранее установленной даты?

Источник: Решение Саратовского областного суда от 27 июня 2016 г. по делу N 21-396/2016

Общество с ограниченной ответственностью требовало в суде признания незаконным постановления инспектора ГИТ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Поводом для претензий контролирующего органа стала выплата заработной платы ранее дат, установленных правилами внутреннего трудового распорядка.

Напомним, что в соответствии с частью шестой ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Необходимость выплаты заработной платы ранее установленных сроков предусмотрена лишь для случаев совпадения дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем (часть восьмая ст. 136 ТК РФ).

Суд, тем не менее, не счел действия работодателя неправомерными, указав, что работодатель может выплатить работникам заработную плату ранее установленных сроков, поскольку это улучшает положение работников.

Отметим, что аналогичная точка зрения встречалась в судах и ранее (см. решения Ольховского районного суда Волгоградской области от 29.07.2015 N 12-82/2015, Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 24.03.2015 N 2-1532/2015, постановление Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15.12.2014 N 5-1827/2014).

Однако ее правомерность вызывает определенные сомнения. Ведь выплата заработной платы в более раннюю дату, чем это предусмотрено, предполагает, что, если в дальнейшем работодатель вернется к соблюдению установленных сроков выплаты, промежуток между двумя выплатами составит более полумесяца. В судебной практике достаточно также и примеров признания более ранней выплаты заработной платы нарушением трудового законодательства (см., например, определение Саратовского областного суда от 02.04.2015 N 33-1840/2015, решения Энгельского районного суда Саратовской области от 14.04.2016 N 12-111/2016, Кировского районного суда г. Саратова Саратовской области от 05.02.2015 N 12-88/2015, Центрального районного суда г. Омска Омской области от 27.10.2014 N 2-5879/14, постановление Нововятского районного суда г. Кирова от 27.09.2013 N 5-52/2013). Специалисты Роструда также указывали на недопустимость таких действий работодателя.

Ситуация из практики

Вправе ли работодатель — российское юридическое лицо выплачивать иностранцу заработную плату в рублях наличными денежными средствами из кассы организации?

 

Нет, не вправе.

Требования к способу выплаты заработной платы иностранным работникам помимо ч. 3 ст. 136 ТК РФ установлены также Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ).

Работодатель — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, для целей валютного законодательства признается резидентом (пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).

Иностранный работник, т.е. иностранный гражданин, который временно пребывает в РФ и осуществляет в установленном порядке трудовую деятельность (абз. 14 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ), для целей валютного законодательства признается нерезидентом (пп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ), поскольку не относится к лицам, постоянно проживающим в РФ на основании вида на жительство.

Отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты РФ на законных основаниях, например, выплата заработной платы, относится к валютным операциям (пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ). Работодатель при совершении валютных операций должен производить расчеты с использованием банковских счетов в уполномоченных банках или осуществлять переводы электронных денежных средств (ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ). Возможность выплаты заработной платы иностранному работнику наличными денежными средствами в рублях из кассы организации валютным законодательством РФ не предусмотрена (информация Росфиннадзора «О выплате заработной платы физическим лицам — нерезидентам»).

За осуществление валютных операций с нарушением валютного законодательства установлена административная ответственность должностных и юридических лиц в виде штрафа в размере от трех четвертых до однократного размера суммы незаконной валютной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Для обеспечения выполнения требований валютного законодательства работодателю следует предусмотреть в трудовом договоре с работником-нерезидентом или коллективном договоре условие о перечислении заработной платы на банковский счет (ч. 3 ст. 136 ТК РФ), открытый в уполномоченном банке.

 

Валютные резиденты/нерезиденты

 

Основой валютного законодательства является Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ). Для целей валютного регулирования все физические лица делятся на резидентов и нерезидентов. Обращаем ваше внимание на то, что понятия «резидент»/»нерезидент» существенно различаются в налоговом и валютном законодательстве (Письмо ФНС России от 03.09.2014 N ОА-3-17/2962).

В валютном законодательстве резидентами являются (пп. «а» и «б» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ):

а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в т.ч. имеющих в иностранном государстве вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;

б) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства.

Также резидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).

 

К сведению. Подтверждать статус гражданина РФ как нерезидента могут следующие документы (Информация Росфиннадзора от 16.04.2013):

— копия заграничного паспорта с отметками органов пограничного контроля (пункта пропуска) о пересечении государственной границы РФ;

— копия вида на жительство или иного документа, выданного уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства и подтверждающего постоянное проживание на территории иностранного государства.

 

Нерезидентами, соответственно, являются все остальные физические лица, которые не являются резидентами (пп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ). Таким образом, временно проживающие и временно пребывающие в РФ иностранные граждане являются нерезидентами.

 

Зарплата как валютная операция

 

В соответствии со ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в рублях. Выплата заработной платы на территории Российской Федерации в иностранной валюте действующим законодательством не предусмотрена. Таким образом, в трудовых договорах с работниками заработная плата также должна быть установлена в рублях (Письмо Роструда от 24.06.2009 N 1810-6-1).

Приобретение нерезидентом у резидента валюты Российской Федерации является валютной операцией (пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ). Так что выдача работнику-нерезиденту заработной платы в рублях приравнивается к валютной операции.

Расчеты при осуществлении валютных операций производятся организациями через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств (абз. 1 ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ).

 

К сведению. Организации могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами — нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по следующим операциям (абз. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ):

— по договорам розничной купли-продажи товаров;

— при оказании населению на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг.

Исчерпывающий перечень случаев, когда организации-резиденты могут осуществлять наличные расчеты с физическими лицами — нерезидентами, предусмотрен ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ. Указанный список достаточно специфичен (например, обслуживание иностранных морских и воздушных судов), так что на нем мы останавливаться не будем.

 

По мнению Росфиннадзора, возможность осуществить такую валютную операцию, как выплата организацией-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в рублях, валютным законодательством не предусмотрена (Информация Росфиннадзора от 05.08.2014 «О выплате заработной платы физическим лицам — нерезидентам» ).

 

Ответственность

 

Осуществление валютных операций с нарушением валютного законодательства влечет наложение административного штрафа от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства составляет один год с момента совершения таких операций. Это следует из ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ и п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

 

Судебная практика

 

По нашему мнению, ни о каких штрафах речи здесь быть не может. Дело в том, что проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, равно как и операции, не регламентированной требованиями об использовании специального счета и резервировании, не образует состава административного правонарушения.

В валютном законодательстве РФ не содержится запрета на выдачу организацией-резидентом заработной платы иностранным гражданам в рублях. При этом валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением отдельных операций, к которым наша ситуация не относится, в связи с чем она является операцией, разрешенной валютным законодательством.

Порядок осуществления подобной валютной операции и требования об использовании специального счета при ее совершении не установлены. Поэтому согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 173-ФЗ она осуществляется без ограничений.

С данной точкой зрения соглашаются и суды.

Судебная практика. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 15693/07 сказано, что валютная операция, совершаемая при выдаче российской организацией иностранным гражданам наличных рублей в качестве заработной платы, разрешена законом и не ограничена требованиями об использовании специального счета и резервировании. Соответственно, она не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Аналогичный вывод прозвучал в Определении ВАС РФ от 22.01.2014 N ВАС-19916/13, Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.08.2008 N А10-94/08-Ф02-3658/08, ФАС Северо-Кавказского округа от 23.06.2008 N Ф08-3449/2008-1229А, ФАС Поволжского округа от 29.05.2008 по делу N А06-7080/2007-13, ФАС Волго-Вятского округа от 11.04.2008 по делу N А17-5970-5976/5981/2007.

 

Хоть выдача зарплаты нерезиденту формально является валютной операцией, но регулируется положениями трудового законодательства, предусматривающими обязанность работодателя выплатить заработную плату работнику. При этом законодательством не предусмотрены обязанность и возможность работодателя открывать счета в уполномоченном банке для перечисления заработной платы нерезидентам. Как и не предусмотрена обязанность физического лица — нерезидента открывать счета в банке для получения заработной платы.

В связи с этим выплата обществом иностранному работнику заработной платы наличными денежными средствами не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

 

Судебная практика. Рассмотрим Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.07.2014 по делу N А69-3060/2013 (Постановлением ВС РФ от 13.01.2015 N 302-АД14-4331 оставлено без изменения). Судьи сказали, что положения ч. 1 ст. 13 Закона N 173-ФЗ не предусматривают обязанность физического лица — нерезидента открывать счета в банке для получения заработной платы от юридического лица — резидента. В то же время трудовое законодательство предусматривает обязанность работодателя выплатить заработную плату работнику-нерезиденту. При этом работники не заявили работодателю о своем согласии перечислить заработную плату на счет в уполномоченном банке. Поэтому выплата обществом заработной платы данным работникам наличными денежными средствами не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Похожий вывод прозвучал в Определении ВАС РФ от 27.01.2014 N ВАС-19914/1.

 

Имейте в виду, что в соответствии с ч. 6 ст. 4 Закона N 173-ФЗ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

 

Судебная практика. Перечисление заработной платы на банковские счета работников не было предусмотрено договорами. При этом законодательством не установлена обязанность нерезидента открывать счет для получения заработной платы. При изложенных обстоятельствах все неустранимые сомнения, противоречия и неясности валютного законодательства в силу ч. 6 ст. 4 Закона N 173-ФЗ должны толковаться в пользу резидентов и нерезидентов (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.09.2007, 13.09.2007 по делу N Ф03-А73/07-2/3365).

 

Подведем итоги

 

Специалисты Росфиннадзора считают, что выплата организацией иностранному работнику — нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в рублях валютным законодательством не предусмотрена и, соответственно, данное нарушение штрафуется.

Однако судебная практика исходит из отсутствия вины работодателей. Основные аргументы:

— выдача зарплаты работникам наличными рублями разрешена законом;

— работники-нерезиденты, как и работодатели, не обязаны открывать специальные счета для заработной платы;

— работодатели обязаны выплачивать заработную плату работникам вне зависимости от наличия у сотрудника счета в банке;

— выплата заработной платы работникам-нерезидентам наличными рублями не образует состава административного правонарушения;

— все неустранимые противоречия и неясности валютного законодательства толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Таким образом, выплата работникам-нерезидентам заработной платы рублями из кассы предприятия хоть и ведет к спорам с чиновниками, но с большой вероятностью административный штраф может быть отменен судом. Однако если вы не готовы к спорам, то выплачивайте заработную плату иностранным работникам — нерезидентам в безналичном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 29 августа 2016 года № ЗН-4-17/15799

О рассмотрении запроса

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение <…> по вопросу правомерности выплаты работодателем-резидентом наличных денежных средств работнику-нерезиденту, сообщает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее -Закон № 173-ФЗ), расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, |а также переводами электронных денежных средств.

Кроме того, частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица-резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами-нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ перечень операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Таким образом, работодатель-резидент обязан выплачивать заработную плату работнику-нерезиденту (в том числе гражданину Республики Беларусь) исключительно в безналичной форме.

Одновременно сообщаем, что Ваше обращение направлено по принадлежности в Федеральную службу труда и занятости (Роструд) для рассмотрения изложенных в обращении вопросов, относящихся к компетенции Роструда (исх. от 25.08.2016 № 3H-4-17/15683).

Настоящее разъяснение (письмо) не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования валютных отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует резидентам (нерезидентам) руководствоваться нормами валютного законодательства Российской Федерации в понимании отличном от положений настоящего письма.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
Н.С. Завилова