Новости для бухгалтера за январь 2016 года

Увеличен федеральный МРОТ

Документ: Федеральный закон от 14.12.2015 № 376-ФЗ
Что нового: с 1 января 2016 года МРОТ составляет 6204 руб.

 МРОТ применяют при расчете заработной платы и пособий. В 2016 году заработная плата работника, полностью отработавшего месячную норму рабочего времени или выполнившего нормы труда, не может быть ниже:

  • 6204 руб. (ч. 3 ст. 133 ТК РФ);

  • регионального минимального размера заработной платы (ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ).

Изменилась форма 2-НДФЛ

Документ: приказ ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@
Что нового: о доходах за 2015 год нужно отчитаться по новой форме

 Строк в новой справке стало больше. Добавились сведения об иностранных работниках, фиксированных авансовых платежах и инвестиционных вычетах.

Увеличен детский вычет

Документ: Федеральный закон от 23.11.2015 № 317-ФЗ
Что нового: увеличена сумма дохода, при достижении которого детские вычеты не предоставляются, и размер вычета на ребенка-инвалида

 На ребенка-инвалида в 2016 году вычет составит 12 000 руб. для родителей и 6000 руб. для опекунов и приемных родителей (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Для остальных категорий детей размер вычетов не изменился.

С 1 января 2016 года вычет предоставляется до месяца, в котором облагаемый доход работника превысит 350 000 руб. (ранее — 280 000 руб.) (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

С 2016 года работодатели будут предоставлять больше социальных вычетов

Документ: Федеральный закон от 06.04.2015 № 85-ФЗ
Что нового: по месту работы теперь можно получить социальные вычеты на лечение и обучение

 Раньше работодатели предоставляли социальные вычеты только тем сотрудникам, которые (подп. 4 ст. 219 НК РФ):

  • самостоятельно формируют свои пенсионные накопления;

  • страхуют свою жизнь.

С 2016 года к ним прибавились сотрудники, оплатившие лечение или обучение (подп. 2 и 3 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ).


Предельная облагаемая база для начисления страховых взносов в 2016 году

Документ: постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265

Что нового: с 1 января 2016 года действуют новые размеры предельной базы

 Она установлена для взносов:

  • в ПФР — 796 000 руб.;

  • ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 718 000 руб.

Без ограничения по величине облагаемых выплат начисляются взносы в ФСС РФ на случай травматизма, ФФОМС и ПФР по дополнительному тарифу (п. 3 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ЗФ).

С 28 марта 2016 года поменяются правила заполнения платежных поручений

Документ: приказ Минфина России от 23.09.2015 № 148н

Что нового: изменения коснутся ИНН, КПП, ОКТМО, КБК, УИН

 ИНН компаний — плательщиков или получателей состоит из 10 знаков. Первый и второй знаки не могут иметь значение 0.

Первые две цифры КПП не могут быть нулями.

КБК, ОКТМО, УИН не могут состоять только из нулей.

Для ОКТМО, КБК и УИН уточнено также количество цифр.

Накопительную пенсию «заморозили» еще на год

Документ: Федеральный закон от 14.12.2015 N 373-ФЗ (вступает в силу с 01.01.2016г.)

Опубликован закон, по которому в будущем году часть тарифа страхового взноса в ПФР нельзя направлять на формирование накопительной пенсии. Напомним, до конца 2015 года застрахованные лица 1967 года рождения и моложе могли решить, увеличивать ли накопительную пенсию за счет 6% тарифа страховых взносов. В 2014 и 2015 годах независимо от того, какой выбор был сделан, финансировалась только страховая пенсия. Такой порядок будет действовать и в следующем году.

Новый профессиональный праздник

Документ: Приказ Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 г. № 876
С 2016 года установлен новый профессиональный праздник – День экономиста.

ФСС согласился с Минтрудом: для расчета пособий учитывают заработок не за любые два года

Документ: Письмо ФСС РФ от 11.11.2015 N 02-09-14/15-19989

Если до наступления страхового случая женщина была в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, средний заработок определяется за два календарных года, непосредственно предшествующих отпуску.

Правило касается расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет. Ранее, указывая на ошибочность прежнего подхода ФСС, Минтруд приходил к аналогичному выводу: выбрать любые два года на замену нельзя. Таким образом, теперь позиция фонда соответствует точке зрения министерства.

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 ноября 2015 года № 02-09-14/15-19937

Департамент страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение <…> по вопросу замены лет расчетного периода при исчислении пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — пособия) и сообщает.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Таким образом, замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком.

Пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка в связи с наступлением страхового случая. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, полученный непосредственно перед наступлением страхового случая.

В случае нахождения застрахованного лица в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком в течение нескольких лет подряд, то замена лет расчетного периода может быть произведена на календарные годы (календарный год), непосредственно предшествующие году наступления первого страхового случая.

На основании изложенного, и исходя из ситуации, указанной в обращении, поскольку отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком продолжались у застрахованного лица в период с 2011 по 2014 годы, то в расчете среднего заработка для исчисления пособий по страховым случаям, наступившим в 2015 году, 2014 и 2013 календарные годы могут быть заменены на 2010 и 2009 календарные годы при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Дополнительно Департамент сообщает, что Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, соответственно, в дальнейшей своей работе Фонду социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) необходимо руководствоваться разъяснениями Минтруда России в своей работе. В настоящее время Фондом готовятся дополнительные разъяснения по вопросам, связанным с применением части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, которые будут направлены в региональные отделения Фонда для использования в работе.

Руководитель Департамента
страхования на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством
М.Б. Сальникова

Статьи

Нужно ли сотрудникам ежегодно писать заявления на предоставление стандартных налоговых вычетов

Ответ на этот вопрос зависит от того, что изначально было написано в заявлении на налоговые вычеты.

По общему правилу законодательство не требует ежегодно оформлять заявления на стандартные налоговые вычеты. Но если в заявлении о предоставлении вычетов сотрудник указал конкретный налоговый период, например 2015 год, то по его окончании заявление придется написать заново. К заявлению также необходимо будет приложить документы, подтверждающие право на вычет (абз. 14 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Если же период не указан и право на вычет сотрудник не потерял, то требовать от него повторного заявления не нужно. Такие выводы следуют из положений пункта 3 и абзаца 14 подпункта 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ, писем Минфина России от 8 августа 2011 г. № 03-04-05/1-551 и от 27 апреля 2006 г. № 03-05-01-04/105.

Повторные заявления могут также понадобиться, если в компании произошла реорганизация, в результате которой образовалось новое юридическое лицо. Например, при реорганизации в форме разделения или выделения. В такой ситуации созданная организация является новым налоговым агентом по отношению к сотрудникам, которые перешли туда на работу. А у каждого налогового агента должны быть адресованные именно ему заявления о предоставлении стандартных вычетов. Поэтому при зачислении в штат организации, которая образовалась в результате реорганизации, сотрудникам придется подать новое заявление на вычеты с указанием реквизитов новой организации. Такие разъяснения дают специалисты налоговой службы в письме от 18 сентября 2014 г. № БС-4-11/18849.

Нина Ковязина, 

заместитель директора департамента медицинского образования и

кадровой политики в здравоохранении Минздрава России