Новости для специалиста по охране труда за август 2016 года

Новости законодательства

Минтруд России дал разъяснения о предельных нагрузках на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей

Документ: Письмо Минтруда России от 22.06.2016 N 15-2/ООГ-2247 «О работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей»

Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (утв. Приказом Минтруда России от 17.09.2014 N 642н), в целях сохранения здоровья работающих, установлены предельно допустимые нормы разового подъема (без перемещения) тяжестей: мужчинами — не более 50 кг; женщинами — не более 15 кг.

Отмечается, что нормы указанных Правил не противоречат постановлению Правительства РФ от 06.02.1993 N 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную», т.к. указанным постановлением установлены нормы по подъему и перемещению тяжестей:

— при чередовании с другой работой (до 2 раз в час): мужчинами — до 30 кг; женщинами — до 10 кг;

— постоянно в течение рабочей смены: мужчинами — до 15 кг; женщинами — до 7 кг.

При выполнении работ, связанных с подъемом и перемещением тяжестей, следует руководствоваться как требованиями Правил, так и требованиями указанного постановления Правительства РФ.

Минтруд внес поправки в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма

Документ: Приказ Минтруда России от 14.07.2016 N 353н «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н»

Документом расширен перечень предупредительных мер. Добавлены:

  • приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования или комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников или контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;

  • приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования или комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте или дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации.

Приказом также установлено, что финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на обучение по охране труда работников организаций, отнесенных к опасным производственным объектам (в случае, если обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность).

В перечень документов, представляемых с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер, добавлены два пункта.

Напомню, до издания приказа за счет сумм страховых взносов работодатели могли финансировать:

  • проведение СОУТ;

  • мероприятия по приведению уровней воздействия вредных (опасных) производственных факторов в соответствие с требованиями охраны труда;

  • обучение по охране труда;

  • приобретение СИЗ, смывающих, обезвреживающих средств;

  • санаторно-курортное лечение работников, подвергающихся воздействию вредных (опасных) производственных факторов;

  • проведение обязательных мед­осмотров работников, подвергающихся воздействию вредных (опасных) производственных факторов;

  • обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием;

  • приобретение алкотестеров;

  • приобретение тахографов;

  • приобретение аптечек для оказания первой помощи.

Работодатель сам определяет перечень предупредительных мероприятий. И обращается за возмещением расходов в ФСС России.

За счет взносов будут возмещаться расходы на покупку спецодежды, изготовленной только в РФ

Документ: Приказ Минтруда России от 29.04.2016 N 201н

С 1 января 2017 года страхователь сможет за счет взносов на травматизм компенсировать свои расходы на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, только если они изготовлены на территории России.

Минтруд также установил: с 1 августа 2017 года организация сможет возмещать расходы на покупку спецодежды лишь в том случае, когда она изготовлена в России из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является Россия.

Напомним, средства индивидуальной защиты должны использовать сотрудники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работах, которые выполняются в особых температурных условиях или связаны с загрязнениями.

Минсельхоз провел ревизию нормативной базы

Чтобы привести в соответствие нормативные акты ведомства с законодательством РФ, приказом Минсельхоза России от 29.04.2016 № 166 были отменены некоторые устаревшие правила.

С 8 июля 2016 г. утратили силу правила по охране труда:

  • в кондитерской промышленности (утв. приказом Минсельхоза России от 10.02.2003 № 48);

  • для организаций крахмалопаточной промышленности (утв. приказом Минсельхоза России от 10.02.2003 № 52);

  • при производстве спирта, водки, коньяка, вин, пива и соков (утв. приказом Минсельхоза России от 20.06.2003 № 892);

  • при производстве хлебопекарных дрожжей (утв. приказом Минсельхоза России от 20.06.2003 № 895);

  • в хлебопекарной и макаронной промышленности (утв. приказом Минсельхоза России от 20.06.2003 № 896);

  • при хранении плодоовощной продукции (утв. приказом Минсельхоза России от 20.06.2003 № 898).

В этих видах производства следует руководствоваться Правилами по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции (утв. приказом Минтруда России от 17.08.2015 № 550н).


Законопроекты

Типовое положение СУОТ будет рекомендовано для обязательного выполнения

Минтруд России утвердил Типовое положение о системе управления охраной труда. Приказ находится на государственной регистрации в Минюсте России. Документ содержит типовую структуру и положения о СУОТ. Его рекомендуют применять как основу при создании системы управления охраной труда.

Несмотря на то что документ носит рекомендательный характер, каждый работодатель должен иметь локальный нормативный акт, утверждающий свое собственное положение о системе управления охраной труда. В противном случае государственная инспекция труда может привлечь руководителя к административной ответственности.

Если раньше работодатель аккуратно выполнял требования охраны труда, то новый документ лишь систематизирует эту работу.

Для индивидуальных предпринимателей, у которых численность работников не более 15 человек, Типовым положением предусмотрена упрощенная структура СУОТ. Такие работодатели смогут быстро составить собственное положение и утвердить его своим приказом.

Источник: Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Минздрав России разработал новые правила проведения медосмотров

Новые правила проведения медицинских осмотров коснутся работников пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций, детских учреждений и некоторых других работодателей.

Планируется, что проводить медицинские осмотры будут на основании гражданско-правового договора, заключенного работодателем с медицинскими организациями.

Также разработан полный перечень работ, при выполнении которых необходимо проводить медосмотры, чтобы на ранних стадиях выявить у сотрудников инфекционные заболевания. Установлен новый порядок оформления и выдачи личной медицинской книжки.

Изменятся и условия проведения медосмотров для работников, занятых на вредном производстве. В проекте приказа установлен единый Классификатор вредных и опасных производственных факторов, сокращен перечень химических веществ в воздухе на рабочем месте, пересмотрена периодичность проведения медосмотров с учетом класса условий труда работающих.

Разработчики исключили дорогостоящие, трудоемкие и малоинформативные обследования, откорректировали перечни общих и дополнительных медицинских противопоказаний.

Источник: Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Вопрос-ответ

Может ли лицо, выдающее наряд-допуск, быть ответственным руководителем работ по этому наряду?

При составлении приказа о назначении ответственных лиц при работе на высоте возник вопрос. Может ли лицо, выдающее наряд-допуск по конкретному подразделению, одновременно быть и ответственным руководителем работ?

В организации составляется перечень работ на высоте, выполняемых по наряду-допуску. Достаточно трудно предусмотреть все возможные виды работ на высоте. Может быть, существует какой-то примерный шаблон такого перечня?

Специалист по охране труда в компании по поставкам и сервисному обслуживанию лифтов, г. Москва

Вы правильно понимаете, такое совмещение возможно.

ПОТ РО 14000-005-98 «Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения» устанавливает (п. 5.8.22):

«Допускается совмещение одним лицом обязанностей:

  • лица, выдающего наряды-допуски, и ответственного руководителя работ;

  • лица, выдающего наряды-допуски, и производителя работ;

  • ответственного руководителя и производителя работ».

Работодатель до начала выполнения работ на высоте должен утвердить Перечень работ, выполняемых на высоте по наряду-допуску (п. 21 Правил по охране труда при работе на высоте, утв. приказом Минтруда России от 28.03.2014 № 155н; далее — Правила № 155н).

Работодатель самостоятельно определяет, какие виды работ на высоте включаются в данный Перечень. При этом он руководствуется как обязательными требованиями Правил № 155н, так и конкретными условиями и особенностями своего производства.

В обязательном порядке включаются в Перечень работы:

  • без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, а также выполняемые на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 5 м на площадках при отсутствии защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений, составляющей менее 1,1 м (п. 11 Правил № 155н);

  • на высоте, выполняемые на нестационарных рабочих местах (п. 21 Правил № 155н);

  • на высоте в охранных зонах сооружений или коммуникаций (п. 26 Правил № 155н);

  • по сборке и разборке лесов (п. 76 Правил № 155н);

  • кровельные и др. на крышах зданий с уклоном и без уклона, при отсутствии ограждений по их периметру, а также если высота ограждения менее 1,1 м (п. 245 Правил № 155н);

  • связанные со спуском работников в колодцы, камеры, резервуары, технические подполья (п. 295 Правил № 155н).

Все остальные виды работ вы включаете в данный Перечень по своему усмотрению.

Частота технологических перерывов при работе в противогазе или респираторе

У нас производство по изготовлению стеклопластиковых труб, используем полиэфирные ортофталевую и изофталевую смолы, пероксид метилэтилкетона. Подскажите, при работе в противогазах и респираторах каким нормативным документом регламентируется частота технологических перерывов в чистой зоне и их длительность?
Специалист по охране труда на производстве труб, г. Москва

Такими документами являются эксплуатационная документация на СИЗОД и правила внутреннего трудового распорядка. Время работы и перерывов в чистой зоне приводится в эксплуатационной документации (см. п. Г.3.2 приложения Г к ГОСТ Р 12.4.279–2012 «ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Рекомендации по выбору, применению и техническому обслуживанию», утв. приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1837-ст).

Обратите внимание, что:

— Время перерывов в чистой зоне должно быть включено в рабочее время и регламентировано в правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 109 ТК РФ).

— В некоторых отраслевых правилах по охране труда время перерыва в чистой зоне составляет 10–15 мин после 45 мин или 1 ч работы в респираторе.

Хранение всех удостоверений по охране труда в одном месте – нарушение?

Работники часто теряют удостоверения по охране труда. Потом приходится их восстанавливать. Если мы организуем хранение выданных удостоверений, например в специальном шкафу у специалиста по охране труда, без доступа для других сотрудников, будет ли это являться нарушением действующих требований?
Специалист по охране труда в пивоваренной компании, Калужская обл.

Да, это нарушение. Работники, успешно прошедшие проверку знаний по охране труда, получают удостоверение (п. 3.7 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

Специалист по охране труда, инспектор ГИТ, заказчик при работе подрядчика на территории заказчика обязаны убедиться в наличие удостоверений о проверке знаний требований охраны труда у работников. При его отсутствии работника нужно отстранить от работы, а работу бригады приостановить до выяснения обстоятельств.Поэтому выдайте удостоверения работникам на руки. Себе оставьте копии и показывайте их инспектору, проводящему проверку, вместе с копиями других документов.

Напоминаем

За отсутствие удостоверения по охране труда на руках у работника инспектор ГИТ составит протокол об административном правонарушении и наложит на предприятие штраф (ст. 5.27.1 КоАП РФ):
• на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 15 тыс. до 25 тыс. руб.;
• на юридических лиц — от 110 тыс. до 130 тыс. руб.

Как провести экспертизу профессиональной пригодности?

По результатам периодического медосмотра у работника выявлены противопоказания. Что нам с ним делать? Увольнять?
Специалист по охране труда на литейном производстве, г. Ярославль

Вам нужно направить сотрудника на экспертизу профессиональной пригодности (далее — Экспертиза).

Порядок проведения экспертизы утвержден приказом Минздрава России от 05.05.2016 № 282н (далее — Порядок № 282н).

Экспертизу работника проводят по результатам предварительного или периодического медосмотра, если были выявлены медицинские противопоказания к отдельным видам работ.

По итогам экспертизы сотруднику выдают медицинское заключение с информацией:

  • о пригодности к выполнению работы;

  • временной непригодности к выполнению работы;

  • непригодности к выполнению работы.

Медицинское заключение сотрудник обязан предъявить работодателю.

Кто проводит экспертизу. Экспертизу проводит специальная врачебная комиссия медицинской или иной организации. Обязательное условие — наличие лицензии на медицинскую деятельность по экспертизе профпригодности.

Председателем врачебной комиссии назначают руководителя или заместителя медорганизации либо руководителя структурного подразделения. Председатель комиссии должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» по специальности «профпатология». Это указано в пп. 2–5 Порядка № 282н.

Какие документы представить. Для проведения экспертизы профпригодности сотрудник представляет:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;

  • направление из медицинской организации, которая проводила медосмотр и выявила противопоказания;

  • медицинское заключение, выданное работнику по результатам медосмотра.

Сколько длится экспертиза. Врачебная комиссия проводит экспертизу в течение 10 рабочих дней с момента поступления документов от сотрудника. При этом срок проведения экспертизы могут продлить, но не более чем на 30 рабочих дней. Это возможно, если в ходе экспертизы комиссия направит сотрудника на дополнительные осмотры к врачам-специалистам (пп. 6–7 Порядка № 282н).

Каков результат экспертизы. По итогам экспертизы комиссия выносит решение и признает работника:

  • пригодным к выполнению отдельных видов работ;

  • временно непригодным к выполнению отдельных видов работ;

  • постоянно непригодным к выполнению отдельных видов работ.

Если комиссия принимает решение о временной непригодности сотрудника, то указывают обоснование и сроки непригодности. Также дают рекомендации о проведении дополнительных исследований или лечения. Итоговое решение о пригодности или непригодности комиссия выносит после анализа дополнительных результатов проведенных исследований и лечения.

Решение о профпригодности сотрудника комиссия оформляет протоколом. На его основании в течение трех рабочих дней уполномоченный специалист медицинской организации оформляет медицинское заключение о пригодности или непригодности сотрудника к выполнению работы. Форма заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ утверждена Порядком № 282н.

Заключение оформляют в двух экземплярах. Один экземпляр остается в медицинской организации, другой сотрудник получает на руки для предъявления работодателю.

Обратите внимание, если сотрудника по итогам экспертизы признали непригодным к трудовой деятельности, работодатель должен перевести его на работу, не противопоказанную по состоянию здоровья. Если такой работы в организации нет или сотрудник отказывается от перевода, его можно уволить по подп. 8 п. 1 ст. 77 ТК РФ.

Медорганизация должна учитывать особенности установления итогового класса условий труда при медосмотрах?

У кабельщиков-спайщиков по результатам аттестации рабочих мест 2011 г. тяжесть трудового процесса отнесена к классу 3.2 по показателю рабочей позы.
Отправляем этих работников на периодические медосмотры по п. 4.1 приложения 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н — физические перегрузки (при подклассе условий труда 3.2).

Если медицинская организация, проводящая медосмотры, выдает работнику заключение о том, что у него есть противопоказания по п. 4.1, то должна ли она учитывать тот факт, что класс 3.2 по АРМ относится только к показателю рабочей позы? По всем остальным показателям тяжесть трудового процесса кабельщиков отнесена к классам 1 и 2.

Специалист службы ОТ телефонной компании, г. Москва

Нет, медицинская организация не должна учитывать особенности установления итогового класса условий труда работника. Она обязана руководствоваться только приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Если согласно медицинскому заключению работнику противопоказано продолжение работы по фактору 4.1, то работодатель обязан:

  • либо перевести работника на другую должность с подходящими условиями труда;

  • либо при отсутствии соответствующей работы уволить его по п. 8 ст. 77 ТК РФ.

То есть вам следует предоставить работнику такое рабочее место, где все физические перегрузки (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве) будут соответствовать классу условий труда 2.

Мнения экспертов

Пять главных ошибок и злоупотреблений в декларировании рабочих мест

Олег КОНОВАЛОВ, генеральный директор ООО «Юридическое сопровождение трудовых отношений» (Москва)

С 1 мая 2016 года работодатель должен подавать декларацию не только на рабочие места, на которых не обнаружены вредные факторы, но и на рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда. Если же декларация к этому моменту была зарегистрирована, необходимо подать уточненную декларацию. Практика оформления и подачи этого документа выявила несколько типичных сложностей. Они возникают как на стадии работы с экспертами организаций, проводящих спецоценку, так и в ходе регистрации деклараций в государственных инспекциях по труду. Расскажем о пяти самых распространенных проблемах.

Информацию о вредных факторах рабочих мест предоставляют на основании недостоверных данных

Эксперт, проводящий спецоценку, выявляет вредные факторы на рабочем месте в ходе идентификации. Ее результаты оформляет в виде заключения, которое передает в комиссию по спецоценке. Оно может быть:

  • выдано на основании документальной оценки условий на рабочем месте без идентификации, то есть по формальным признакам;

  • сформировано на основании данных производственного контроля. Такое заключение будет некорректным, так как параметры вредных факторов, полученные при производственном контроле, могут отличаться от оценочных критериев, полученных в ходе идентификации;

  • сформировано на основании не полных данных. Например, может отсутствовать информация о том, что думает работник об условиях труда. Оно может быть проигнорировано комиссией или экспертом.

На основании этих данных оформляют декларацию соответствия условий труда. Но каждый из перечисленных пунктов является достаточным, чтобы документ оказался недостоверным. В результате возникнут проблемы с ее регистрацией декларации.

Чтобы избежать негативного результата, комиссия еще на стадии подготовки к спецоценке должна сформировать перечень рабочих мест, на которые предположительно будет оформлена декларация. Это такие места, на которых не предполагается обнаружить вредные или опасные условия труда. Сведения о них нужно занести в протокол заседания комиссии.

Затем этот перечень нужно сверить с данными, предоставленными экспертом. Если сведения не совпадут, комиссия должна направлять эксперту письменный запрос с просьбой разъяснить, на каком основании сделаны выводы об отсутствии вредных факторов на рабочем месте.

Некомпетентность членов комиссии по спецоценке

Комиссия и представители работодателя не вправе вмешиваться в работу эксперта. Но закон о спецоценке не исключил «договорных отношений». И члены комиссии, утверждая перечень рабочих мест, высказывают эксперту определенные пожелания по количеству аналогичных рабочих мест или мест, на которые нужно составить декларацию.

Если эксперт пойдет на уступки, он может, например, не идентифицировать некоторые вредные факторы. Тогда количество инструментальных замеров и измерений уменьшится, что приведет к снижению стоимости спецоценки.

Важно: Если не вовремя подать декларацию, работодателя могут оштрафовать на сумму до 80 000 рублей. А за повторное нарушение грозит штраф до 200 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Но любая жалоба работника на результаты работ приведет не только к дискредитации эксперта и работодателя, но и к их финансовым потерям.

Комиссия также не уполномочена оформлять декларации соответствия. Эту работу нужно поручить штатному специалисту по охране труда. Если же доверить экспертам, проводившим спецоценку, составить данные документы, это может повлиять на объективность отчета по спецоценке. Эксперту выгодно убедить работодателя в наименьшем количестве рабочих мест, на которые нужно оформлять декларацию. При этом у работодателя прямо противоположная цель. Обе позиции диаметрально противоположны. Возникает конфликт интересов.

Поэтому привлечь их можно только как консультантов.

Завышение стоимости работ организацией, проводящей спецоценку

Многие организации, проводящие работы в области оценки условий труда не дифференцируют стоимость работ между рабочими местами, где вредные факторы не обнаружены, и теми местами, где проводились измерения вредных и опасных факторов. В итоге общая цена за спецоценку может значительно возрасти.

Чтобы этого избежать, работодателю нужно разбить спецоценку на этапы и указать их в договоре с организацией, которая будет выполнять эти работы.

Существенную часть вознаграждения организации, оказывающие услуги по спецоценке, получают за работу лабораторий, выполняющих инструментальные исследования. Поэтому этап идентификации необходимо оценить по минимальной стоимости относительно этапа измерения и исследования.

Рекомендуем оценивать работы по идентификации не более 20% от общей стоимости спецоценки либо указать стоимость работ по каждому рабочему месту отдельно за идентификацию и инструментальные замеры.

На каждое рабочее место оформляют отдельную декларацию

Ни Минтруд России, ни Роструд не дают рекомендаций, нужно ли оформлять декларации на каждое рабочее место или можно оформить одну декларацию на все рабочие места. К различным вариантам оформления лояльно относится и ГИТ. Поэтому многие работодатели не видят, какие последствия могут наступить, если оформить одну декларацию на все рабочие места.

Если произойдет несчастный случай, то декларация прекратит свое действие, а работодатель будет обязан провести внеплановую спецоценку на всех рабочих местах, на которые декларация была оформлена (ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Поэтому рекомендуем оформлять декларации на каждое рабочее место, где отсутствуют вредные факторы или условиям труда присвоен 1-й или 2-й класс.

Ошибки при подаче декларации

Декларация соответствия может быть подана работодателем несколькими доступными вариантами (приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н):

  • лично;

  • почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;

  • в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, заполнив декларацию на официальном сайте Роструда.

Роструд (ГИТ) вправе не принять декларацию, если она не соответствует форме, утвержденной приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н. В этом случае декларация будет отправлена по почте обратно работодателю в течение 10 рабочих дней со дня ее поступления. А в сопроводительном письме должны быть указаны причины, по которым возвращают отчетность. Отказать в приеме декларации по другим основаниям трудовые инспекторы не вправе.

Устранив нарушения, можно подать декларацию повторно.

Необоснованный отказ в приеме декларации необходимо сразу обжаловать в административном либо в судебном порядке.

Поэтому важно иметь документы, подтверждающие, что декларация была направлена в ГИТ. Иногда работодатели не уделяют этому должного внимания.

Не редко при приеме документов часть из них может оказаться незарегистрированной по вине «человеческого фактора» либо иным причинам. В дальнейшем это может привести к проблемам с ГИТ. Например, инспектор в ходе проверки вправе запросить документы, подтверждающие регистрацию декларации. Если таких документов нет, работодатель не сможет подтвердить, что декларация предоставлена. В итоге инспектор выпишет штраф.