Новости для специалиста по охране труда за июль 2016 года

Новости законодательства

Для вакантных должностей спецоценка не нужна

Документ: Письмо Минтруда России от 14 марта 2016 г. № 15-1/ООГ-1041.

Поможет: сэкономить время и финансы при внеплановой специальной оценке. Работодатель не проводит спецоценку рабочего места для вакантной должности. Измерить показатели условий труда можно только во время штатных производственных (технологических) процессов и с оборудованием, которое применяет работник. Пока работника нет, спецоценку провести нельзя.

Подтверждать пригодность сотрудников к выполнению отдельных видов работ будет врачебная комиссия

Документ: Приказ Минздрава России от 05.05.2016 № 282н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ»

Вступил в силу: 17 июня 2016 года

Документ определяет правила проведения экспертизы работников, у которых по результатам обязательного осмотра выявлены медицинские противопоказания к отдельным видам работ. Экспертизу будут проводить в медицинских организациях, имеющих специальную лицензию.

Врачебная комиссия будет рассматривать документы 10 дней, а при необходимости дополнительных осмотров врачами-специалистами — до 30 рабочих дней.

На основании результатов проверки комиссия выносит решение о пригодности сотрудника по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ.

В случае непригодности должны быть указаны обоснование решения и сроки временной непригодности с рекомендациями о проведении дополнительных исследований. Решение врачебной комиссии по новому закону нужно оформить в виде протокола. Форма медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ приведена в приложении к документу.

Компании обязаны выдавать работникам мыло

Документ: Письмо Минтруда России от 06.05.2016 № 15-2/ООГ-1752

Что нового: Минтруд разъяснил, каким работникам компании обязаны выдавать мыло

Офисным работникам выдавать мыло не обязательно. Мыло положено сотрудникам на работах с легко- и трудносмываемыми загрязнениями. Например, в угольных шахтах и разрезах, на обогатительных и брикетных фабриках, в организациях угольной промышленности.

Типовые нормы выдачи мыла утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н. Если мыло работникам не выдавать, грозит штраф в размере (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ):

— от 10 000 до 20 000 руб. — директору;

— от 50 000 до 100 000 руб. — компании.

Законопроекты

Финансирование за счет сумм страховых взносов

В Министерстве труда идет обсуждение о внесении изменений в приказ от 10 декабря 2012 г. № 580н «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

В Перечень предупредительных мер по охране труда, расходы на которые возмещаются работодателям за счет страховых взносов, добавят:

  • приобретение приборов, оборудования, предназначенных для обеспечения безопасности технологических процессов и (или) контроля за безопасным проведением работ;

  • приобретение приборов, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ.

С таким предложением выступил Минтруд России.

В настоящее время за счет сумм страховых взносов работодатели могут финансировать:

  • проведение СОУТ;

  • мероприятия по приведению уровней воздействия вредных (опасных) производственных факторов в соответствие с требованиями охраны труда;

  • обучение по охране труда;

  • приобретение СИЗ, смывающих, обезвреживающих средств;

  • санаторно-курортное лечение работников, подвергающихся воздействию вредных (опасных) производственных факторов;

  • проведение обязательных мед­осмотров работников, подвергающихся воздействию вредных (опасных) производственных факторов;

  • обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием;

  • приобретение алкотестеров;

  • приобретение тахографов;

  • приобретение аптечек для оказания первой помощи.

Работодатель сам определяет перечень предупредительных мероприятий. И обращается за возмещением расходов в ФСС России.

Новый документ заменит правила десятилетней давности

Минтруд России приступил к разработке правил по охране труда при производстве, монтаже и эксплуатации машин, оборудования и технологических установок.

В настоящее время в нормативной правовой базе действуют нормативные правовые акты, утвержденные более десяти лет назад. В их числе ПОТ РО 14000-001-98 «Правила по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения», утвержденные Департаментом экономики машиностроения Минэкономики России от 12 марта 1998 г. и ПОТ РО-14000-003-98 «Правила по охране труда при производстве котельных работ и металлических конструкций», утвержденные Департаментом экономики машиностроения Минэкономики России от 30 января 1998 г.

Установление единых государственных нормативных требований в этой сфере снизит производственный травматизм и профессиональную заболеваемость работников.

Источник: Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Вопрос-ответ

Можно в трудовой договор не включать выдачу смывающих и обезвреживающих средств?

Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н регламентировано, что нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника. Можно ли не указывать нормы выдачи СИЗ в трудовом договоре, а дать ссылку на коллективный договор?

В трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные (ст. 57 Трудового кодекса РФ):

  • трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (далее — НПА);

  • локальными нормативными актами;

  • условиями коллективного договора, соглашений.

Конечно, невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от их реализации.

Но на практике инспекторы труда рассматривают невключение в трудовой договор норм выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, за которое ваша организация может быть привлечена к ответственности.

Поэтому в трудовом договоре работника в разделе «Оплата труда и социальные гарантии» сделайте соответствующую запись.

Минтруд готовится изменить типовые нормы выдачи СИЗ

Типовые нормы выдачи СИЗ действуют в большинстве отраслей экономики.
Они дают исчерпывающий перечень средств защиты, оберегающих работников от вредных и опасных производственных факторов. К сожалению, отдельные положения типовых норм перестали отвечать современным требованиям и нуждаются в изменениях. Поэтому Минтруд России решил пересмотреть концепцию обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.
О том, в каком направлении будет проходить реформа, рассказал Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Анатольевич Корж

Валерий Анатольевич, чем будут отличаться новые правила обеспечения СИЗ от ныне действующих?

Основное отличие заключается в том, что мы хотим перейти на модель обеспечения работников средствами защиты, которая будет опираться на производственные риски. Работодатель будет предоставлять СИЗ работникам исходя из того, каким опасностям они подвергаются.

Для этого в новых типовых нормах средства защиты будут разделены на группы. Например, в одном разделе предполагается сгруппировать СИЗ в зависимости от имеющихся физических, химических, биологических и других факторов. Второй раздел будет содержать средства защиты, которые выдают по видам работ. Допустим, для строителей характерен риск падения тяжелых предметов сверху. В этом случае работодатель должен обеспечить сотрудника каской. Строитель может упасть с высоты? Предоставьте ему страховочную привязь.

Третий раздел может объединить в себе СИЗ для производств, которые выделяют различные загрязнения. В четвертом разделе можно будет предусмотреть средства защиты в зависимости от климатических факторов. Либо теплая одежда для холодных регионов, либо специальная одежда для жаркого климата.

Будут ли типовые нормы общими для всех или останется деление по отраслям?

Да, предполагается, что отраслевая направленность уйдет в историю. На самом деле не понятно, чем токарь на оборонном заводе отличается от токаря сельхозпредприятия. У них единый функционал, работают на одинаковом оборудовании. Поэтому и защищены они должны быть одинаково. А сейчас получается, что в машиностроении одни нормы СИЗ, в сельском хозяйстве — другие.

Мы постараемся унифицировать типовые нормы подобно тому, как это сделано в профстандартах. Но уйти от отраслевых норм быстро не получится. Поэтому мы предоставим длинный период, понимая, что новые нормы потребуют настройки и перестройки, но идея правильная. Это новые правила, и в их создании должны принимать участие службы охраны труда работодателя, профсоюзы, сами работники. Кому-то будет мало 10 пар перчаток в год, а кому-то, наоборот, их окажется много. Благодаря обратной связи мы сможем это учесть.

Работодатели смогут самостоятельно определять, пользоваться им новыми типовыми нормами или выбрать отраслевые?

Скорее всего, работодатели во время переходного периода смогут выбирать, какими нормами им пользоваться — будет действовать несколько вариантов. Но будут определенные оговорки. Допустим, от всех имеющихся у работодателя вредных факторов предусмотрены соответствующие СИЗ в общих типовых нормах. Тогда можно ограничиться ими. Если чего-то не хватает, работодатель будет пользоваться отраслевыми. В целом это похоже на действующую систему. Но мы и не планируем быстрых кардинальных изменений. Тут не стоит торопиться. Серьезных проблем в обеспечении СИЗ мы не видим. Но работодателям нужно постепенно давать больше свободы действий в выборе средств защиты. В конечном итоге именно они несут административную, уголовную и финансовую ответственность за обеспечение сотрудников средствами защиты.

Когда новые типовые нормы начнут действовать?

Система будет меняться постепенно. Для начала нужно внести поправки в Трудовой кодекс, а это не раньше середины 2017 года. И предусмотреть продолжительный переходный период. Работодатели должны привыкнуть к новой парадигме.

Разъяснения официальных ведомств

Нужно ли проводить обязательные медосмотры офисных сотрудников ?

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 июля 2015 года № 15-1/ООГ-3786

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение по вопросу прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров и сообщает следующее.

Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации одной из обязанностей работодателя является обеспечение прохождения работником предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров.

Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н (далее — приказ 302н), однако периодичность проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров от результатов оценки условий труда не зависит.

В настоящее время Минздравом России проводится работа по актуализации указанного приказа с целью его приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с приказом N 302н периодические медицинские осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также видов работ.

Пунктом 19 приложения N 3 приказа N 302н установлено, что в качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов оценки условий труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Одновременно следует отметить, что в отношении ряда факторов, указанных в Перечне факторов, таких как производственный шум, пониженная температура воздуха, световая среда медицинские осмотры проводятся только при условии отнесения условий труда по соответствующему фактору к вредным условиям труда, о чем в графе «Наименование вредных и (или) опасных производственных факторов» в скобках делается соответствующая пометка.

Остальные факторы, указанные в перечне, по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам, в связи с чем предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся по факту их наличия на рабочем месте независимо от результатов оценки условий труда.

Таким образом, в соответствии с пунктом 3.2.2.4 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работники, занятые обработкой информации с использованием персональных электронно-вычислительных машин в сумме не менее 50% рабочего времени, должны проходить медицинские осмотры в порядке, установленном приказом N 302н, вне зависимости от результатов специальной оценки условий труда.

Заместитель директора
департамента условий и охраны труда
П.С. Сергеев

Роспотребнадзор разрешил не проводить медосмотры работающих за компьютером

По мнению Роспотребнадзора, медосмотры нужны, только если спецоценка выявила на рабочем месте с компьютером вредные или опасные факторы. Но у Минтруда и Роструда позиция другая.

Еще в 2015 году Роспотребнадзор выпустил разъяснение о медосмотрах работников, которые трудятся на ПЭВМ (письмо от 07.07.2015 № 01/7890-15-27). Но о нем до июня 2016 года мало кто знал. Позиция чиновников выгодна работодателям, так как она позволяет сократить расходы на медосмотры. Направлять к врачам нужно, если:
— работник трудится за компьютером более 50% рабочего времени и
— спецоценка выявила на рабочем месте вредные или опасные факторы.

Без предварительного и периодического медосмотра можно обойтись в случае, когда условия на рабочем месте признаны оптимальными или допустимыми.

Роспотребнадзор обосновал свои выводы так. Требования к условиям работы за компьютером установлены в СанПиН 2.2.2/ 2.4.1340–03. В пункте 13.1 есть отсылочная норма об обязательных медосмотрах работников, которые трудятся за компьютерами более 50% рабочего времени. Порядок медосмотров утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее — Приказ № 302н). Посещать врачей нужно, если электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ превышает допустимый уровень. В иных случаях предварительные и периодические медосмотры не нужны.

Но Роструд и Минтруд считают иначе, хотя и ссылаются на аналогичные нормы. Всех, кто работает половину рабочего дня (и более) за компьютером, нужно направлять на медосмотры (п. 3.2.2.4 Перечня, утв. Приказом № 302н). Их проходят до приема на работу, затем каждые 2 года. Указанное правило действует независимо от результатов спецоценки (письма Минтруда от 21.03.2014 № 15–2/ООГ-242, Роструда от 09.10.2015 № ТЗ/20422-3-3). С учетом этого работодателю грозят штрафы до 130 тыс.  (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Роспотребнадзор, несмотря на письмо, также может оштрафовать работодателя, не организовавшего медосмотр. Поэтому безопаснее направлять работников, которые работают за компьютерами, к врачам.

 

Об отдельных требованиях охраны труда при работе на высоте

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 апреля 2016 года № 15-2/ООГ-1695

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по вопросу о разъяснении отдельных положений Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. N 155н (далее — Правила), и сообщает следующее.

Исходя из требований пункта 7 Правил работники, выполняющие работы на высоте, должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ (например, рабочий люльки), уровень которой подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации.

Также поясняем, что работодатель (уполномоченное им лицо) обязан организовать до начала проведения работы на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников:

допускаемых к работам на высоте впервые;

переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения;

имеющих перерыв в работе на высоте более одного года.

Таким образом, квалификация является одним из требований к работникам, допускаемым к работам на высоте, и не отменяет необходимость проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.

Одновременно сообщаем, что правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, в том числе вопросы квалификации работников установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 273-ФЗ организации осуществляют образовательную деятельность на основании лицензии.

На основании вышеизложенного поясняем, что все работники, выполняющие работы на высоте, в случаях, указанных в пункте 9 Правил, а также работники, отнесенные к определенной группе по безопасности работ на высоте, проходят соответствующее обучение (первичное, периодическое) в организации, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ, по разработанной этой организацией программе.

При этом в соответствии с пунктом 15 Правил ежегодная проверка знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте может проводиться в комиссии работодателя.

Заместитель
директора департамента
условий и охраны труда
Т.М. Жигастова