Новости для специалиста по охране труда за сентябрь 2016 года

Новости законодательства

Минтруд России дал разъяснения о предельных нагрузках на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей

Документ: Письмо Минтруда России от 22.06.2016 N 15-2/ООГ-2247 «О работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей»

Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (утв. Приказом Минтруда России от 17.09.2014 N 642н), в целях сохранения здоровья работающих, установлены предельно допустимые нормы разового подъема (без перемещения) тяжестей: мужчинами — не более 50 кг; женщинами — не более 15 кг.

Отмечается, что нормы указанных Правил не противоречат постановлению Правительства РФ от 06.02.1993 N 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную», т.к. указанным постановлением установлены нормы по подъему и перемещению тяжестей:

— при чередовании с другой работой (до 2 раз в час): мужчинами — до 30 кг; женщинами — до 10 кг;

— постоянно в течение рабочей смены: мужчинами — до 15 кг; женщинами — до 7 кг.

При выполнении работ, связанных с подъемом и перемещением тяжестей, следует руководствоваться как требованиями Правил, так и требованиями указанного постановления Правительства РФ.

Новый порядок принятия к зачету средств индивидуальной защиты

Документ: Приказ Минтруда России от 29 апреля 2016 г. № 201н

С 1 января 2017 года предъявить к финансированию за счет средств ФСС России можно будет только определенные средства индивидуальной защиты.

Так, согласно приказу Минтруда России от 29 апреля 2016 г. № 201н работодатель сможет предъявить к зачету СИЗ и спецодежду, которые изготовлены на территории нашей страны и из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых также является Россия.

Эти нормы начнут действовать:

  • с 1 января 2017 года по СИЗ;

  • с 1 августа 2017 года по спецодежде.

Приказ разработан в соответствии с программой поддержки легкой промышленности на 2016 год, которая в том числе предусматривает применение мер по стимулированию спроса и увеличению объема продаж средств индивидуальной защиты.

Дополнен перечень документов, подтверждающих обучение по охране труда

Документ: Приказ Минтруда России от 14 июля 2016 г. № 353н

Вступил в силу: 20 августа 2016 г.

Поможет: подать все необходимые документы в ФСС России. Изменения касаются компаний, которые признаны опасными производственными объектами. Выделены виды обучения, при которых действуют нововведения. Это обучение по безопасному ведению работ, в том числе горных, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте. Если обучение проходит с отрывом от производства в организации, которая ведет образовательную деятельность, работодатель обязан представить копию свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре таких объектов.

Установили правила по охране труда для промышленных компаний

Документ: Приказ Минтруда России от 23 июня 2016 г. № 310н «Об утверждении Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования»

Вступит в силу: 19 октября 2016 г.

Поможет: соблюсти требования охраны труда при технологических операциях и работах, которые связаны с монтажом, обслуживанием и ремонтом технологического оборудования. В приложениях к приказу даны формы наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью и акта-допуска для производства работ на территории организации. Требования обязательны для работодателей, которые занимаются технологическим оборудованием, вне зависимости от организационно-правовой формы. Ответственность за соблюдение Правил лежит на работодателе.

Законопроекты

Новый законопроект: изменения в законодательстве об охране труда

Документ: Проект Федерального закона от 30.01.2015 б/н О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)

На Федеральном портале проектов нормативных актов завершилось обсуждение законопроекта об изменениях законодательства об охране труда.

Согласно тексту проекта раздел Х Трудового кодекса РФ станет на одну главу больше, а по числу статей увеличится почти в 1,5 раза. Так, например, в главу 36 войдут четыре статьи, регламентирующие работу по профессиональным рискам. Их разделят на четыре уровня: допустимый, прогнозируемый, повышенный, недопустимый.

Работодатель будет обязан:

  • выявлять опасности;

  • проводить оценку уровней профессиональных рисков и снижать их уровень.

Изменения коснутся и расследования несчастных случаев. Например, расследовать будут не только несчастные случаи и профзаболевания, но и микротравмы и повреждения.

Вопрос-ответ

Травма по пути на работу

Сотрудник шел на работу и получил травму. Обязан ли работодатель взять с работника объяснительную записку?

Да, если по пути на работу сотрудник действовал в интересах работодателя.

Расследовать несчастный случай и брать с работника объяснительную записку о полученной травме, работодатель должен, если сотрудник:

  • следовал к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве когда оно использовалось в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;

  • выполнял другие правомерные действия, обусловленные трудовыми отношениями с работодателем либо совершал их в его интересах (ст. 227 ТК РФ).

Такие же основания указаны в пункте 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утверждено постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73).

Пострадавший работник может считать, что он по пути на работу действовал в интересах работодателя. Тогда ему нужно написать об этом заявление. Только после этого работодатель должен начать расследование данного несчастного случая (ст. 229.1 ТК РФ). В этой ситуации также необходимо получить объяснительную записку у работника.

Как проводить инструктажи в удаленных филиалах?

Как организовать проведение инструктажей по охране труда и пожарной безопасности специалистам — бухгалтерам, инспекторам отдела кадров, специалистам по нормированию, архивариусу, — работающим в удаленном филиале (до 1000 км)?

Они относятся к штату управления, и их руководители располагаются в управлении. При этом филиалы имеют своего руководителя, штат и отделы по охране труда и пожарной безопасности.

Проводите инструктажи по месту работы. Возложите обязанности по проведению вводного инструктажа на одного из руководителей или специалистов филиала. Этот сотрудник должен пройти обучение по охране труда в лицензированном учебном центре. Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит на рабочем месте непосредственный руководитель работника. В каждом филиале могут быть свои журналы регистрации инструктажей.

Обратите внимание, если в организации много удаленных рабочих площадок и филиалов, разработайте и утвердите приказом работодателя порядок проведения инструктажей. В порядке можно предусмотреть и проведение инструктажей через Интернет с помощью онлайн-трансляции из головного офиса, и дистанционное обучение без отрыва от производства.

Кто должен заполнять карточки СИЗ?

Вправе ли работодатель обязать специалиста по охране труда заполнять личные карточки учета выдачи СИЗ?
Должностные обязанности специалиста по охране труда утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н. В них не указано, что специалист по охране труда должен вести карточки выдачи СИЗ. Выдачу и сдачу СИЗ сопровождают соответствующими записями в личной карточке учета выдачи СИЗ. Ее заполняют при выдаче СИЗ материально ответственные лица.

Полезная статья

Как организовать хранение и уход за СИЗ

Татьяна КУТУЗОВА, эксперт справочной системы «Охрана труда»

Работодатель за счет собственных средств обязан обеспечивать:

  • уход за СИЗ;

  • их хранение;

  • своевременно проводить химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ;

  • ремонт и замену СИЗ.

Это указано в п. 30 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н.

Какие локальные документы разработать? Прежде всего издайте приказ об организации хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты. В приказе отразите порядок и сроки передачи спецодежды для обслуживания, а также назначьте ответственных лиц по подразделениям.

Кроме того, в зависимости от типа проведения химчистки спецодежды:

  • издайте приказ о создании структурного подразделения для обеспечения сушки, обеспыливания, дегазации, дезактивации и обезвреживания СИЗ (в зависимости от того, какие виды работ со спецодеждой и прочими СИЗ проводятся в самой организации);

  • или заключите гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая выполняет для организации данные работы.

Где хранить СИЗ? Для хранения СИЗ работодатель предоставляет специально оборудованные помещения (гардеробные). Требования к ним содержатся в СНиП 2.09.04–87*, утв. постановлением Госстроя СССР от 30.12.1987 № 313. Спецодежда должна храниться в отдельном шкафу. Не допускается совместное хранение в одном шкафу спецодежды и личных вещей. Работникам запрещено выносить СИЗ по окончании рабочего дня за пределы территории работодателя. Исключение: работы, на которых невозможно соблюсти данное условие (лесозаготовка, геологические работы и т. п.).

С окончанием холодов теплая спецодежда и обувь (если климатический пояс предполагает их использование) сдаются работодателю для организованного хранения до следующего сезона. Сроки пользования СИЗ исчисляют со дня фактической выдачи их работникам. В сроки носки теплой специальной одежды и теплой специальной обуви включают и время ее хранения в теплое время года.

Если СИЗ теряют защитные свойства или пропадает по независящим от работника причинам, работодатель выдает им другие исправные СИЗ.

Когда ремонтировать СИЗ ? Работники должны ставить в известность работодателя о выходе из строя или неисправности СИЗ. В соответствии с установленными в национальных стандартах сроками работодатель обеспечивает испытание и проверку исправности средств защиты, а также своевременную замену частей СИЗ с понизившимися защитными свойствами. После проверки исправности на СИЗ ставят отметку (клеймо, штамп) о сроках очередного испытания.Ремонт СИЗ производят в соответствии с технической документацией изготовителя (паспорт, инструкция и др.).

Как часто стирать и чистить СИЗ? Чтобы своевременно стирать и ухаживать за СИЗ, можно выдать работникам 2 комплекта соответствующих средств защиты с удвоенным сроком носки. Периодичность стирки/чистки спецодежды работодатель может прописать в локальном акте — положении о СИЗ.

В общих случаях стирка специальной одежды должна производиться один раз в 6 дней при сильном загрязнении и один раз в 10 дней при умеренном загрязнении (пп. 2.7.10 и 2.7.11 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации коммунального водопроводно-канализационного хозяйства, утв. постановлением Минтруда России от 16.08.2002 № 61).

Где стирать и чистить СИЗ ?

Вариант 1. В зависимости от условий труда работодатель в структурных подразделениях устраивает сушилки, камеры и установки для сушки, обеспыливания, дегазации, дезактивации и обезвреживания СИЗ. Порядок стирки СИЗ должен быть урегулирован локальным нормативным актом (приказом).

Вариант 2. В случае отсутствия у работодателя технических возможностей для ухода за СИЗ можно заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией.