Новости для специалиста по охране труда за октябрь 2016 года

Новости законодательства

Новые госты по охране труда

 

1) Документ: «ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст)

 

Вступит в силу: 01 марта 2017 года

 

С 1 марта 2017 года для добровольного применения вводится в действие новый межгосударственный стандарт «Организация обучения безопасности труда»

Одновременно, с указанной даты Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст отменен аналогичный межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-90.

Необходимость принятия нового стандарта обусловлена произошедшими социально-экономическими переменами, потребовавшими пересмотра ряда положений, их развития и конкретизации.

Новый стандарт сохраняет преемственность с ГОСТ 12.0.004-90 и сформированные им многолетние традиции с учетом современного развития обучающих технологий и наилучшей международной практики обучения безопасности труда.

Настоящий стандарт в целом или его отдельные положения можно использовать как образец организации обучения другим видам безопасности деятельности человека, включая производственную деятельность.

 

2) Документ: «ГОСТ 12.0.230.2-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования»

(введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 603-ст)

 

Вступит в силу: 01 марта 2017 года

 

С 1 марта 2017 года вводится в действие ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования»

Стандарт введен Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 603-ст для добровольного применения.

Новый стандарт призван содействовать:

внедрению последовательной стратегии и принципов управления охраной труда у каждого работодателя;

качественному выполнению обязанностей и ответственности работодателей, работников и прочих заинтересованных лиц в том, что касается охраны труда работников;

повышению компетентности работников и иных лиц, задействованных в управлении охраной труда.

 

3) «ГОСТ 12.0.230.1-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»

(введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 601-ст)

 

Вступит в силу: 01 марта 2017 года

 

С 1 марта 2017 года вводится в действие ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»

Стандарт введен Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 601-ст для добровольного применения.

Утвержденный стандарт содержит дополнительные руководящие и нормативно закрепленные указания в дополнение к межгосударственному стандарту ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».

Сертификация системы управления охраной труда является целесообразной и желательной, но не обязательной процедурой при применении требований настоящего стандарта.

Уточнен порядок проведения технического расследования аварий на опасных объектах

Документ: Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 № 818 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 г. № 848»

Вступил в силу:  6 сентября 2016 г.

Уточнен порядок проведения технического расследования причин аварий на лифтах, подъемных платформах для инвалидов, пассажирских конвейерах, эскалаторах. Внесения изменений потребовало принятие Федерального закона от 09.03.2016 № 56-ФЗ.

Так, установлено, что техническое расследование проводится также в случае аварии на движущихся пешеходных дорожках. По результатам расследования вместо акта технического расследования причин аварии будет составляться акт о причинах и обстоятельствах аварии.

Уточнено само понятие аварии. В частности, указывается, что под аварией понимается повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на ОПО, включая технические устройства, расположенные на посадочных, этажных площадках и во вспомогательных помещениях (шахтах, приямках, машинных и блочных помещениях).

Теперь владелец ОПО обязан информировать об аварии органы внутренних дел (полицию) и следственные органы Следственного комитета РФ.

При наличии на ОПО систем видеонаблюдения владелец объекта обязан принять меры по сохранению имеющихся фото- и видеоматериалов и передать их председателю комиссии по техническому расследованию причин аварии для приобщения к материалам расследования. В состав такой комиссии предусматривается включение представителя организации, осуществляющей техническое обслуживание ОПО.

Обеспечение пожарной безопасности

Документ: Постановление Правительства РФ от 18.08.2016 № 807 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий»

Вступит в силу: с 1 марта 2017 г.

Владельцы территорий, прилегающих к лесу, обязаны обеспечивать ее очистку от сухой травы, мусора и других горючих материалов либо отделять лес противопожарным барьером.

Установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица, КФХ, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером.

Правительство РФ простимулирует укрепление здоровья сотрудников

Документ: Информация Правительства РФ от 21.09.2016 «О решениях по итогам совещания об охране труда и трудовых отношениях»

Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев раздал поручения министрам и руководителям федеральных ведомств, направленные на снижение травматизма на рабочем месте и улучшение здоровья сотрудников. Они должны будут в срок до 1 декабря 2016 года внести в Правительство РФ свои предложения об изменениях трудового законодательства, которые направлены на повышение уровня безопасности труда. Кроме того, эти изменения также должны предусматривать усиление профилактики травматизма и заболеваемости сотрудников на производстве, повышение роли коллективных договоров.

Кроме того, Максиму Топилину, Веронике Скворцовой, главе Минэкономразвития России Алексею Улюкаеву и руководителю Минфина России Антону Силуанову нужно будет представить в Правительство РФ свои предложения об изменении законодательства об обязательном социальном страховании для усиления профилактики страховых случаев в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Кроме того, главе Минздрава России Веронике Скворцовой совместно с Федерацией независимых профсоюзов России и Российским союзом промышленников и предпринимателей в срок до 1 декабря 2016 года нужно проработать вопрос о механизмах мотивирования работодателями сотрудников к формированию здорового образа жизни.

Источник: Российская газета

Требования статьи 217 ТК РФ распространяются на организации, оказывающие услуги

Документ: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 июня 2016 г. N 15-2/ООГ-2136

Минтруд России прокомментировал требование закона о создании в организациях служб охраны труда. Напомним, что согласно ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Специалисты ведомства напомнили, что в соответствии с определением, приведенным в ст. 209 ТК РФ, производственная деятельность представляет собой совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. На основании этого в письме делается вывод, что производственная деятельность — это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах. В связи с чем требования ст. 217 ТК РФ в полной мере распространяются на организации, оказывающие различные виды услуг.

Законопроекты

Новые списки вредных производственных факторов

Документ: Проект приказа Минтруда России и Минздрава России «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры»

Минтруд и Минздрав разработали приказ, которым обновили списки вредных и опасных производственных факторов и работ, при которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические осмотры. В перечне вредных факторов пять разделов: химические факторы, биологические факторы, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПДФ) и пыли, физические факторы, факторы трудового процесса. В перечни работ предложено внести 17 пунктов. Среди них работы на высоте, подземные, водолазные работы, работа лифтера на лифтах скоростных и высокоскоростных и другие работы.

Новый законопроект о применении риск-ориентированного подхода к трудовым проверкам

Документ: Проект Постановления Правительства РФ от 30.09.2016 б/н

Минтруд России разработал проект постановления Правительства РФ о применении риск-ориентированного подхода к плановым проверкам трудового законодательства. Объясним подробнее, в чем суть проекта и каких изменений ждать работодателям по проверкам трудовой инспекции.

В настоящее время риск-ориентированную модель проверок применяют только в сфере связи, санитарно-эпидемиологическом и пожарном надзоре.

Суть риск-ориентированного подхода заключается в том, что всех работодателей классифицируют с учетом показателя потенциального риска причинения вреда ценностям в сфере труда. При этом учтут количество нарушений, выявляемых при проверках, количество несчастных случаев на производстве, количество жалоб от сотрудника и т. п.

По итогу классификации каждому работодателю присвоят соответствующую категорию. Таких категорий риска всего шесть: низкий, умеренный, средний, значительный, высокий и чрезвычайно высокий. Частота плановых проверок работодателей будет зависеть от присвоенной категории:

  • для категории чрезвычайно высокого риска – проверка один раз в календарном году;
  • для категории высокого риска – один раз в два года;
  • для категории значительного риска – один раз в три года;
  • для категории среднего риска – не чаще чем один раз в четыре года;
  • для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в пять лет.

Разъяснения официальных ведомств

Минтруд советует отложить декларацию оптимальных и допустимых условий труда

Документ: Письмо от 07.06.2016 № 15–1/ООГ-2092

Задекларировать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями лучше после того, как Минтруд скорректирует порядок.

Как нужно подавать декларацию соответствия, сказано в приказе от 07.02.2014 № 80н. В этом же приказе приведена форма декларации.

Но порядок и форма разработаны под старую редакцию Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. И неясно, как составить и подать декларацию на рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.

Минтруд советует подождать с декларированием, так как готовятся скорректировать Приказ № 80н. Потом работодатели смогут подать декларацию с учетом закона.

Напомним, что с мая 2016 года в Законе № 426-ФЗ появилось новое условие (Федеральный закон от 01.05.2016 № 136-ФЗ). Теперь работодатели вправе задекларировать рабочие места, если:
— на них нет вредных или опасных факторов. Такие факторы выявляет идентификация;
— условия труда — оптимальные или допустимые. Для этого нужны измерения.

Послабление обернулось проблемами, так как ГИТ на местах оказались не готовы принимать декларации.

Вопрос-ответ

Где следует хранить инструкции по охране труда?

Местонахождение инструкций по охране труда для сотрудников рекомендуется определять руководителю структурного подразделения организации с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними.

Инструкции по охране труда могут быть выданы сотрудникам на руки для изучения при первичном инструктаже либо вывешены на рабочих местах. Также их можно хранить в ином месте, доступном для сотрудников. Такие правила установлены пунктами 5.9, 5.10 Методических рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80.

Учет инструкций по охране труда для сотрудников осуществляется службой охраны труда (специалистом по охране труда либо иным лицом, ответственным за охрану труда) работодателя.

При этом работодатель может вести Журнал учета инструкций по охране труда для сотрудников и Журнал учета выдачи инструкций по охране труда для сотрудников подразделений (приложения № 9 и 10 к Методическим рекомендациям, утвержденным постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80). Однако эти журналы носят рекомендательный характер. Поэтому работодатель вправе сам определить порядок и форму выдачи инструкций работникам под подпись. Такие разъяснения дают специалисты Минтруда России в письме от 15 сентября 2016 г. № 15-2/ООГ-3318 (см.ниже).

                                  Письмо Минтруда России от 15.09.2016 № 15-2/ООГ-3318

Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по вопросу, связанному с ведением журналов учета и выдачи инструкций по охране труда, и сообщает следующее.

В статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В соответствии со статьей 212 Кодекса работодатель обязан обеспечить в том числе:

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 № 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (далее — Рекомендации).

В соответствии с пунктом 5.10 Рекомендаций рекомендуемые формы журналов учета инструкций по охране труда для работников и учета выдачи инструкций по охране труда для работников подразделений организации приведены в приложениях № 9 и 10 к настоящим Рекомендациям.

Следует отметить, что данные Рекомендации не являются нормативным правовым актом, так как не зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации и носят рекомендательный характер, следовательно, требование о полном соблюдении вышеуказанных Рекомендаций не имеет достаточного правового обоснования.

Учитывая изложенное, поясняем, что ведение журналов учета инструкций по охране труда для работников и учета выдачи инструкций по охране труда для работников подразделений организации носит рекомендательный характер.

Необходимо отметить, что выдача работникам инструкций должна фиксироваться под роспись, при этом порядок и форму выдачи инструкций определяет работодатель.

Заместитель директора Департамента
условий и охраны труда
Т.М. Жигастова

Полезная статья

Как обучать охране труда при совместительстве и совмещении

Евгения БАРАНОВА, генеральный директор Института повышения квалификации «ПРОФЕССИОНАЛ», ООО ЭКЦ «Промышленная Безопасность» (Москва)

Когда нужно подменить отсутствующего работника или выполнить больший объем работ, надо найти специалиста. Проще всего привлечь уже работающих в организации сотрудников. Как позаботиться об охране труда в этом случае, рассмотрим в статье.

Совместительство бывает двух типов:

  • внешнее — когда работник трудится сразу в нескольких организациях;
  • внутреннее — когда работник занимает в одной организации две должности (ст. 60.1 ТК РФ).

По закону совместитель — это такой же «вновь принятый сотрудник», как и тот, что только устраивается на работу. На совместителя распространяются все требования законодательства в области охраны труда, в том числе по обучению. Перед началом работы с сотрудником нужно провести вводный и первичный инструктажи по охране труда (ч. 2 ст. 225 ТК РФ). Затем провести устную проверку знаний и сделать запись в журнал проведения инструктажей.

Первичный инструктаж могут не проходить работники, чья работа не связана:

  • c эксплуатацией, испытанием, обслуживанием и ремонтом оборудования;
  • использованием электрифицированного инструмента;
  • хранением и применением сырья и материалов.

Это регламентирует пункт 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.

Повторный инструктаж на рабочем месте для совместителей надо проводить не реже 1 раза в 6 месяцев.

Совместителю необходимо пройти обучение по охране труда в течение одного месяца со дня приема на работу. Также его необходимо обучить оказанию первой помощи пострадавшим (ч. 2 ст. 225 ТК РФ). Если это внутренний совместитель, срок исчисляют с момента заключения трудового договора по другой должности.

Если специалист работает в нескольких организациях, то ему необходимо иметь удостоверение по охране труда отдельно в каждой организации, так как в нем прописывают название организации.

Дополнительная работа при совмещении выполняется в то же время, что и основная, и продолжительность рабочего дня не увеличивается (ч. 3 ст. 60.2 ТК РФ)

Внутри организации может быть оформлено совмещение. В этом случае с работником заключают дополнительное соглашение к трудовому договору по месту работы. В договор прописывают новые обязанности, которые будет выполнять работник, а также срок, в течение которого действует соглашение (ч. 3 ст. 60.2, ст. 72 ТК РФ).

Совмещение бывает двух видов:

  • совмещение профессий (должностей);
  • расширение зон обслуживания (увеличение объема работ).

При расширении зон обслуживания или увеличении объема работ обучать работника охране труда заново не нужно. Его должностные обязанности не изменяются.

При совмещении профессий или должностей работника надо обучить охране труда. У него появляются новые должностные обязанности (таблица 1).

Таблица 1. Отличие увеличения объема работ от совмещения профессий и должностей

Увеличение объема работ Совмещение
Обязанности не меняются, дополнительное обучение по охране труда не нужно Обязанности разные, дополнительное обучение по охране труда необходимо
Выдача СИЗ не нужна По второй профессии необходимо выдать СИЗ
За работу во вредных условиях труда дополнительные гарантии не положены Если вторая работа выполняется во вредных условиях, работнику положены гарантии и компенсации

В этом случае нужно провести первичный инструктаж на рабочем месте, если нет приказа руководителя об освобождении от первичного инструктажа. Далее работника обучают по охране труда, в конце — проверка знаний.

Обучение можно проводить по новым видам работ, а не по конкретной должности и частично.

В удостоверение по охране труда можно внести сведения о первичном и повторном обучении только по одной программе обучения. Поэтому у работника, совмещающего должности, должно быть несколько удостоверений по каждой должности (по каждому виду работ).

Что делать при несчастном случае? Если совмещение или замещение должностей не согласовано договором, то найти ответственного за произошедший несчастный случай на производстве бывает сложно.

Если после расследования докажут, что договора на совмещение должностей нет, то виновным признают скорее всего руководителя организации. Оштрафовать могут и руководителя, и организацию (таблица 2). Руководитель может быть привлечен и к уголовной ответственности, если последствия происшествия оказались тяжелыми.

Если не оформить договор на совместительство, это может повлечь штраф и серьезное наказание. Поэтому лучше позаботиться об этом заранее.

Таблица 2. Размеры штрафов и статьи, по которым могут наказать виновника

Закон Основание Штраф
Статья 5.27 КоАП РФ Нарушение законодательства о труде и об охране труда Для должностного лица — 1000–5000 руб.
Для предпринимателя без юр. лица — 1000–5000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток.
Для юридического лица — 30 000–50 000 руб. или приостановление деятельности на 90 суток
Часть 1 ст. 143 УК РФ Несчастный случай, вследствие которого работник получил тяжкие увечья Штраф до 400 000 руб. или в размере иного дохода осужденного за период 18 месяцев или обязательные работы на 180–240 часов, или исправительные работы до 2 лет, или лишение свободы на срок до 1 года
Часть 2 ст. 143 УК РФ Несчастный случай, повлекший по неосторожности смерть человека Лишение свободы на срок до 4 лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности до трех лет
Часть 3 ст. 143 УК РФ Несчастный случай, повлекший по неосторожности смерть двух и более человек Принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности до трех лет