Новости для специалиста по охране труда за июнь 2016 года

Новости законодательства

Оптимальные и допустимые условия труда можно декларировать

Документ: Федеральный закон от 01.05.2016 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»

Вступил в силу: с 1 мая 2016г.

Работодателю будут интересны новшества, которые касаются ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ). До мая 2016 года работодатель декларировал рабочие места без вредных и (или) опасных факторов. На них обходились без исследований и измерений. Теперь можно подавать декларацию соответствия на рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда. Исключение — рабочие места из ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ. Например, тех, кому положена досрочная пенсия.

Подать декларацию можно, даже если оптимальные или допустимые условия труда выявили до мая этого года. Составьте декларацию соответствия заново и включите в нее такие рабочие места (ч. 2, ч. 4 ст. 3 Закона № 136-ФЗ).Напомним, чем выгодна декларация. Она действует 5 лет. Отсчет начинается со дня утверждения отчета о спецоценке. Через 5 лет декларацию продлят. Условие — на рабочем месте обошлось без несчастных случаев, профзаболеваний или нарушений требований охраны труда (ч. 5, ч. 7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Тратиться на исследования и изменения в этом случае не придется.

Увеличен (до 12 месяцев) срок на внеплановую спецоценку, в случае когда она проводится в связи с вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест либо изменением технологического процесса, заменой технологического оборудования. Внеплановую спецоценку можно будет не проводить при реорганизации в случае неизменности условий труда на рабочем месте.

Помимо этого закон:

  • уточняет порядок определения вредных производственных факторов на «списочных» рабочих местах, в отношении которых не проводится идентификация;

  • устанавливает дополнительные требования к защите информации, составляющей гостайну, при ее передаче в составе сведений о результатах спецоценки;

  • расширяет перечень оснований для прекращения действия декларации соответствия условий труда и проведения внеплановой спецоценки;

  • закрепляет обязанность работодателя извещать любым доступным способом организацию, проводившую спецоценку, о подписании отчета о спецоценке;

  • устанавливает запрет на ухудшение положения работников (в части предоставляемых за работу во вредных условиях труда гарантий и компенсаций) на период проведения внеплановой спецоценки.

Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок изменятся

Документ: Приказ Минтруда России от 19 февраля 2016 г. № 74н «О внесении изменений в Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 24 июля 2013 года № 328н» (текст приказа прилагается к рассылке)

Вступает в силу: с 19 октября 2016 года

С 19 октября 2016 г. вступают в силу изменения в Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. № 328н. Документ вводит новую форму удостоверения о проверке знаний правил работы в электроустановках. Внесено много изменений и в текст самих Правил. Например:

  • уточнены требования охраны труда при оперативном обслуживании и осмотрах электроустановок;

  • дополнены организационные мероприятия по обеспечению безопасности при работе в электроустановках;

  • расширены требования к вывешиванию запрещающих плакатов и т. д.

Новые штрафы

Документ: Федеральный закон от 01.05.2016 № 133-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

Вступил в силу: с 13 мая 2016 г.

Установлена административная ответственность за нарушение утвержденных Минтрансом России Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом

В частности, осуществление перевозок пассажиров и грузов с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами, повлечет наложение штрафа:

  • на водителя в размере 2500 руб.;

  • на должностных лиц — 20 тыс. руб.;

  • на юридических лиц — 100 тыс. руб.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного названными Правилами, повлечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц в размере 10 тыс. руб.;

  • на юридических лиц — 30 тыс. руб.

Законопроекты

Требования к условиям труда женщин обновят

Действующие в настоящее время санитарные правила СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин», утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 28 октября 1996 г. № 32, давно требуют пересмотра и актуализации.

Поэтому Роспотребнадзор разработал проект постановления Главного государственного санитарного врача России «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН „Гигиенические требования к условиям труда женщин“».

Документ предлагает установить санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда женщин, в том числе беременных женщин и женщин, имеющих детей до полутора лет (кормящих матерей), с учетом их анатомо-физиологических особенностей.

Источник: Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Работодатель сможет возмещать средства только за отечественные СИЗ

Правительство РФ утвердило программу поддержки легкой промышленности на 2016 г. В рамках программы Минтруд России подготовил изменения в приказ от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

Суть поправок в том, что работодатели смогут предъявлять к зачету и финансированию за счет средств ФСС России только СИЗ, изготовленные на территории России. Кроме того, спецодежда должна быть изготовлена из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов отечественного производства. Проект приказа прошел публичное обсуждение, независимую антикоррупционную экспертизу и процедуру оценки регулирующего воздействия. Он одобрен на заседании рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и согласован с Минпромторгом России и ФСС России. Изменения вступят в силу с 1 января 2017 г.

Судебная практика

Ликвидация должности не позволит избежать штрафа за отсутствие спецоценки

Источник: Постановление Новосибирского областного суда от 06.04.2016 по делу № 4а-262-2016

Спецоценку рабочего места нужно провести в течение 12 месяцев после ввода его в эксплуатацию (до 01.05.2016 срок составлял 6 месяцев). Если компания не уложится в срок, ГИТ наложит штраф. При этом она не уйдет от наказания, если упразднит должность до того, как инспектор завершит проверку.

Компания ввела новую должность и перевела на нее работника. Впоследствии в компанию с проверкой пришел инспектор ГИТ. Он установил, что компания не провела спецоценку нового рабочего места в течение 6 месяцев после того, как ввела его в эксплуатацию (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ в ред. до 01.05.2016; сейчас на проведение спецоценки новых рабочих мест у компаний 12 месяцев). За такие действия контролер оштрафовал компанию на  60 тыс. по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. В суде компания настаивала на незаконности штрафа, поскольку в ходе проверки новая должность была упразднена. Суд нашел довод компании неубедительным. Он указал, что исключение должности из штатного расписания не освобождает компанию от ответственности за непроведение спецоценки. В итоге суд оставил жалобу компании без удовлетворения.

Полезные статьи

Допустима ли должность «инженер по охране труда»?

Мария ЛАПИНА, консультант по кадровому администрированию ООО «Индустрия Делового Мира»

Работодателю стоит переименовать должность инженера по охране труда на специалиста. Инженер по охране труда давно превратился в специалиста по охране труда. Несмотря на это, некоторые организации оставили старое название должности. Допустимо ли это? Разберемся в статье.

Сегодня действуют и ЕКС, и профстандарт. В работе нужно ориентироваться на оба документа, потому что характеристики трудовых функций в области охраны труда в них не противоречат друг другу

С 1 июля 2013 года применяется «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» (далее — ЕКС), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н. Он предусматривает две должности в сфере охраны труда: «руководитель службы охраны труда» и «специалист службы охраны труда». По каждой из них установлены должностные обязанности, необходимые знания и требования к квалификации. В зависимости от квалификации специалиста ему может быть присвоена I или II категория, либо категории может не быть.

На сегодняшний день должность «инженер по охране труда» фактически ушла в небытие. Еще в 2013 году должности «инженер по охране труда» и «начальник отдела охраны труда» приказом Минтруда России от 15 мая 2013 г. № 205 были исключены из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минсоцразвития России от 21 августа 1998 г. № 37).

По мнению Роструда, уже сейчас работодатель обязан указывать наименования должностей специалистов, работающих в области охраны труда согласно ЕКС (письмо Роструда от 24 июня 2015 г. № ПГ/32250-3-2). Чиновники заявляют, если должность не соответствует требованиям ЕКС, инспектор ГИТ может выдать предписание. Тогда под угрозой наказания придется поменять наименование. Поэтому советуем еще до прихода проверяющих переименовать должность «инженер по охране труда» в «специалист по охране труда». Это поможет избежать претензий со стороны ГИТ.

Кроме ЕКС, требования к должности специалиста по охране труда установлены профессиональным стандартом «Специалист в области охраны труда» (утв. приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н, действует со 2 января 2015 г.). Профстандарт — это описание не одной должности, а профессии целиком.

Главное изменение ЕКС и профстандарта — новые требования к образованию специалиста в области охраны труда. Ему требуется:

  • высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или по схожей специальности;

  • либо высшее образование и профпереподготовка по охране труда;

  • либо среднее образование, профпереподготовка по охране труда, стаж работы в охране труда не менее трех лет.

Руководителю службы охраны труда или специалисту более высокой квалификации требуется стаж работы в охране труда не менее пяти лет, а также:

  • высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или по схожей специальности;

  • либо высшее образование и профпереподготовка по охране труда.

Сейчас специалисту по охране труда не обязательно иметь стаж и образование, указанные в ЕКС. Если он обладает практическим опытом, он качественно и в полном объеме выполняет должностные обязанности, то аттестационная комиссия работодателя может признать его соответствующим занимаемой должности. Аналогичная позиция высказана в письме Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14–0/10/13–2253.

Вопрос-ответ

Может ли заказчик контролировать соблюдение требований охраны труда подрядчиком?

На территории заказчика есть строительная площадка, работы на которой выполняет подрядчик. Может ли заказчик как-то контролировать состояние охраны труда на площадке подрядчика, если в договоре подряда это четко не прописано?

Заказчик может и должен требовать от подрядчика выполнения норм охраны труда и предъявления соответствующих документов, даже в случае, если это не указано в договоре подряда. Основанием являются:

  • ст. 212 Трудового кодекса РФ;

  • ГОСТ 12.0.230–2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования», введен в действие приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 № 169-ст (далее — ГОСТ 12.0.230–2007);

  • Правила по охране труда в строительстве, утв. приказом Минтруда России от 01.06.2015 № 336н (далее — Правила № 336н);

  • локальные акты заказчика о порядке допуска подрядчика к работе.

Заказчик должен обеспечить безопасность не только строительного производства, но и эксплуатации оборудования, а также контроль за соблюдением требований Правил № 336н.

Перед началом строительства заказчик обязан оформить акт-допуск для производства строительно-монтажных работ (п. 16 Правила № 336н). Форма акта приведена в приложении 1 к Правилам № 336н.

Основная цель акта-допуска — обеспечивать выполнение мероприятий по охране труда и координацию действий заказчика и подрядчика по реализации этих мероприятий (подп. 3 п. 17 Правил № 336н). В акте-допуске заказчик указывается как представитель застройщика (технического заказчика), эксплуатирующего действующий производственный объект.

Организация-подрядчик, проводящая строительные работы по гражданско-правовому договору на территории заказчика, является работодателем для своих работников, которые выполняют работы по данному договору. И в акте-допуске она фигурирует как представитель работодателя.

Поскольку образец акта-допуска является рекомендуемым, то заказчик может внести в него удобные для себя формулировки.

Пример

Вместо «представитель застройщика (технического заказчика), эксплуатирующего действующий производственный объект» указать «представитель заказчика, эксплуатирующего (наименование организации)» и т. п.

Мероприятия по безопасности производства работ, указываемые в акте-допуске, разрабатывает подрядная организация (пп. 17, 18 Правил № 336н):

Заказчик имеет право (п. 4.10.5.2 ГОСТ 12.0.230–2007):

  • включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчика;

  • методично отслеживать соблюдение требований охраны труда подрядчиком на площадке организации;

  • гарантировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке организации будут выполнены подрядчиком.