Новости трудового законодательства за март 2016 года

Приказ Минтруда России от 17.08.2015 № 550н «Об утверждении Правил по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции»

Зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2015 № 40373 и вступает в силу с 1 апреля 2016 г.

Работодатели обязаны обеспечить выполнение нормативных требований охраны труда при организации и проведении основных процессов и работ, связанных с производством пищевой продукции.

Утвержденные правила распространяются на работодателей — юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и физических лиц (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) при организации и проведении ими основных процессов и работ, связанных с производством:

хлебобулочных и макаронных изделий;

хлебопекарных дрожжей;

сахара;

патоки;

кондитерских изделий;

пищевых концентратов;

крахмала;

плодовоовощной продукции;

соков;

алкогольной и безалкогольной продукции.

Работодатель должен обеспечить:

производство пищевой продукции в соответствии с требованиями Правил, иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и технической документации организации-изготовителя;

обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;

контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.

При организации производственных процессов, связанных с возможным воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель обязан принимать меры по их исключению или снижению до допустимых уровней воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов.

Документом, кроме того, утверждена форма наряда-допуска на производство работ повышенной опасности.

Законопроекты

Новая редакция Трудового кодекса акцентирует внимание на профилактике травматизма и профзаболеваемости

Прошло нулевое чтение законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости)». Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий КОРЖ пояснил, что предлагается выпустить в новой редакции раздел X Трудового кодекса, который посвящен охране труда. Базовые обязанности работодателя пересматривать не будут, а вот уровни управления охраной труда структурируют. Для этого введут отдельную главу «Управление охраны труда у работодателя».

Минтруд России хочет на законодательном уровне закрепить методы снижения опасности на рабочих местах. Таким образом будут смещены акценты на профилактику травматизма и управление рисками.

Работодателей обяжут фиксировать все микротравмы работников, которые привели к потере работоспособности. Но в то же время им дадут возможность проводить самоконтроль на своих предприятиях, чтобы своевременно обнаруживать и устранять нарушения по охране труда. Ведь приставить трудового инспектора к каждому работодателю невозможно.

Новый порядок медосмотров

Минздрав России разрабатывает приказ, который утвердит новые правила проведения обязательных медосмотров, как предварительных, так и периодических, для сотрудников, занятых на вредных работах.

Так, новые правила предлагают:

установить единый Классификатор вредных или опасных производственных факторов;

сократить перечень химических веществ в воздухе рабочей зоны на рабочем месте, при наличии которых сотрудникам необходимо проведение осмотров. Это будет произведено за счет структурирования химических веществ по группам и укрупнения групп с учетом особенностей действия на организм;

пересмотреть кратность проведение периодических медосмотров с учетом класса условий труда работающих. При классе условий труда на рабочем месте 3.1 осмотры предлагают проводить не чаще одного раза в три года, за исключением аллергоопасных факторов и производств;

обязательные периодические медосмотры сотрудников, постоянно работающих во вредных или опасных условиях труда, проводить в Центрах профпатологии начиная со стажа не менее 10–15 лет;

оптимизировать состав врачей-специалистов, участвующих в осмотрах;

исключить дорогостоящие, трудоемкие и малоинформативные обследования;

откорректировать перечни общих и дополнительных медицинских противопоказаний с учетом МКБ-10.

Минздрав предлагает поменять порядок медосмотров

Минздравом России разработаны проекты приказов о новом порядке проведения обязательных медосмотров работников:

занятых на вредных производствах;

организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций, детских учреждений и некоторых других работодателей.

По мнению ведомства, разработка нового порядка медосмотров для вредников вызвана необходимостью приведения действующих нормативных актов по медосмотрам в соответствие с Федеральными законами от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Так, разработчиками проекта установлен единый классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов. Помимо этого, химические вещества структурированы по группам с учетом особенностей действия на организм, за счет чего сокращен сам перечень химических веществ в воздухе рабочей зоны на рабочем месте, при наличии которых работникам необходимо проведение осмотров.

Предусматривается, что обязательные периодические медосмотры работников, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, проводятся в центрах профпатологии начиная со стажа не менее 10–15 лет (в зависимости от характера воздействующих производственных факторов).

В проекте оптимизирован состав врачей-специалистов, участвующих в осмотрах, исключены дорогостоящие, трудоемкие и малоинформативные обследования и скорректированы перечни общих и дополнительных медицинских противопоказаний с учетом МКБ-10.

Если проект будет принят, то ныне действующий приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н будет признан утратившим силу.

Что касается порядка проведения медосмотров работников эпидемиологически значимых профессий (сейчас они включены в пп. 14–26 Перечня работ, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н), то их предполагается вынести из общего списка и разработать для них отдельный порядок медосмотров.

Так, проектом приказа утверждается не только сам порядок проведения и учета результатов обязательных медосмотров, но и форма, порядок оформления и выдачи личной медицинской книжки (включая требования к ведению личной медицинской книжки в электронном виде).

В проекте предусматривается периодичность проведения медосмотров, сокращается перечень врачей, проводящих медицинский осмотр (перечень включает только двух врачей — дерматовенеролога и инфекциониста, в то время как стоматолог и оториноларинголог исключены).

По итогам проведения медицинских осмотров медицинская организация составляет заключительный акт. Заключительный акт составляется врачом-терапевтом в 3 экземплярах, утверждается главным врачом и заверяется печатью медицинской организации.

Допуск к работе по завершении медосмотра оформляет терапевт.

О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»

Госдума в первом чтении приняла законопроект № 951060-6 о внесении изменений в порядок проведения специальной оценки условий труда.

Согласно проекту рабочие места, условия на которых по результатам спецоценки признаны допустимыми, то есть отнесены ко второму классу условий труда, будут подлежать декларированию. Такое изменение снизит финансовую нагрузку на работодателей, которые постоянно обеспечивают безопасные условия труда.

Напомним, что в настоящее время декларированию подлежат только те рабочие места, на которых вообще отсутствуют или не выявлены вредные производственные факторы по результатам спецоценки.

Вопрос-ответ

На что обращает внимание инспектор пожнадзора при проверках?

Инспектор по пожарной безопасности при проведении проверки обращает внимание на множество аспектов, характеризующих пожарную безопасность зданий и помещений.

Примерный перечень проверяемых документов:

приказ об установлении противопожарного режима;

приказ руководителя о соблюдении мер пожарной безопасности;

план здания, пути эвакуации и план эвакуации (СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

журналы противопожарного инструктажа персонала;

журналы:

учета огнетушителей,

технического обслуживания: огнетушителей; пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре; отработки планов эвакуации и т. д.;

инструкция по мерам пожарной безопасности, а также инструкции по действиям в случае пожара, если на одном этаже находиться более 50 человек;

план мероприятий по уже вынесенным предписаниям (в нем должны быть прописаны меры по устранению выявленных в ходе предыдущих проверок нарушений).

Примерный перечень проверяемого оборудования:

таблички с указанием номера телефона пожарной службы (должны быть в наличии во всех помещениях организации на видных местах);

наличие, работоспособность, своевременность технического обслуживания автоматической установки противопожарной защиты, пожарной сигнализации. (СП 5.13130.2009 «Система противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);

необходимое количество огнетушителей (их тип), находящихся в работоспособном состоянии (СП 9.13130.2009 «Система противопожарной защиты. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации»);

электропроводка и электрооборудование (СП 6.13130.2009 «Система противопожарной защиты. Электропроводка и электрооборудование. Требования пожарной безопасности»).

Наиболее распространенные нарушения на предприятиях, выявляемые при проверках:

необеспеченность огнетушителями в достаточном количестве;

отсутствие или неисправность автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

несоответствие электропроводки правилам устройства электроустановок (ПУЭ);

отсутствие системы дымоудаления;

неисправность противопожарного водопровода;

отсутствие указателей с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника;

отсутствие остекления окон чердачных помещений;

отсутствие или несоответствие размеров люков выхода на кровлю из лестничных клеток (не менее 0,6×0,8 м);

отсутствие противопожарных дверей, отделяющих подвальные помещения от лестничных клеток;

отсутствие планов (схем) эвакуации людей в случае пожара;

отсутствие распорядительных документов о противопожарном режиме (порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня, порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, действия работников в случае пожара, порядок прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, отсутствие назначенных лиц, ответственных за их проведение).

В течение какого времени должны храниться результаты медицинского осмотра в организации?

Сроки архивного хранения документов определены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558.

Согласно п. 914 Перечня документы (списки, планы-графики, переписка) о периодических медицинских осмотрах работников хранятся 3 года.

Нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если организация сменила наименование, ОГРН, банковские и иные реквизиты?

Организация должна провести внеплановую спецоценку только в определенных законом случаях (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Например, если работодатель провел мероприятия по улучшению условий труда или стал применять другие средства индивидуальной защиты.

Если организация поменяла только наименование, банковские или иные реквизиты, при условии что сами рабочие места и условия труда на них не изменились, то проводить внеплановую спецоценку не нужно. Такие разъяснения дают и специалисты Минтруда России в письме от 21 мая 2015 г. № 15-1/ООГ-2852.

В этом же письме специалисты Минтруда России рекомендуют решение о непроведении внеплановой спецоценки зафиксировать документально, например, протоколом комиссии. Вместе с тем, в законодательстве такая обязанность не предусмотрена (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Поэтому оформлять дополнительные документы в таком случае все же не обязательно.

Внимание: если организация сменит фактический адрес, например, переедет в другой офис (помещение), то работодателю придется провести внеплановую спецоценку в общем порядке (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Полезный пример

По какой форме издается приказ по предприятию об ответственном за электрохозяйство организации?

Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов (п. 1.2.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6; далее — Правила ЭУ). При наличии у потребителя должности главного энергетика обязанности ответственного за электрохозяйство, как правило, возлагаются на него.

В соответствии с п. 1.2.8 Правил ЭУ ответственные за электрохозяйство структурных подразделений (филиалов) назначаются из числа руководителей и специалистов по представлению ответственного за электрохозяйство.

Взаимоотношения и распределение обязанностей между ответственными за электрохозяйство структурных подразделений и ответственным за электрохозяйство потребителя должны быть отражены в их должностных инструкциях.

prikaz