Новости трудового законодательства за ноябрь 2015 года

Установлены государственные нормативные требования охраны труда при работе с инструментами и приспособлениями

Приказом Минтруда России от 17.08.2015 № 552н утверждены Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями.

Требования Правил обязательны для исполнения работодателями, являющимися индивидуальными предпринимателями, а также работодателями — юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющими работы с применением инструментов и приспособлений следующих видов:

ручного;

механизированного;

электрифицированного;

абразивного и эльборового;

пневматического;

инструмента с приводом от двигателя внутреннего сгорания;

гидравлического;

ручного пиротехнического.

Правилами утверждены:

требования охраны труда при организации проведения работ (производственных процессов);

требования охраны труда, предъявляемые к производственным помещениям (производственным площадкам);

требования охраны труда при осуществлении производственных процессов и эксплуатации инструмента и приспособлений

Установлено также, что контроль за выполнением требований Правил осуществляют должностные лица Роструда и государственных инспекций труда в субъектах РФ.

В приложении Правилам утвержден рекомендуемый образец наряда-допуска на производство работ повышенной опасности.

Приказ был опубликован 07.10.2015 на pravo.gov.ru и вступает в силу 8 января 2016 года.

Новые Правила по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок

Приказом Минтруда России от 17.08.2015 № 551н утверждены Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок.

Правила обязательны для исполнения работодателями — юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и физическими лицами (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), осуществляющих эксплуатацию тепловых установок, в том числе работающих под давлением, и не распространяются на:

тепловые энергоустановки тепловых электростанций,

морских и речных плавучих средств,

подвижного состава железнодорожного и автомобильного транспорта.

Правилами утверждены:

требования охраны труда при организации проведения работ (производственных процессов);

требования охраны труда, предъявляемые к производственным помещениям (производственным площадкам) и организации рабочих мест;

требования охраны труда при осуществлении производственных процессов и эксплуатации тепловых энергоустановок.

При эксплуатации тепловых энергоустановок работодатель обязан обеспечить:

содержание тепловых энергоустановок в исправном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил и технической документации организации-изготовителя;

обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;

контроль за соблюдением работниками требований утвержденных Правил и инструкций по охране труда.

Установлено также, что контроль за выполнением требований Правил осуществляют должностные лица Роструда и государственных инспекций труда в субъектах РФ.

В приложении к Правилам утверждены рекомендуемые образцы наряда-допуска на производство работ повышенной опасности и акт-допуск для производства работ на территории организации.

Приказ был опубликован 07.10.2015 на pravo.gov.ru и вступает в силу 08 января 2016 года.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Работодателей могут обязать извещать следственный орган о тяжелом несчастном случае на производстве. В Госдуму внесен законопроект, направленный на уточнение отдельных положений ТК РФ, регулирующих проведение расследования несчастных случаев на производстве. Автор документа – депутат Госдумы Михаил Тарасенко.

Предлагается обязать работодателей направлять в территориальный следственный орган Следственного комитета РФ извещение о групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом. Предполагается, что такое извещение должно быть направлено в течение суток.

При этом следственный орган на основании представленных материалов и проведенного расследования групповых, тяжелых или смертельных несчастных случаев на производстве сможет принимать решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (выносить постановление о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела). О любом решении будет проинформирован пострадавший, его родственники в случае гибели работника, соответствующая государственная инспекция труда, а в необходимых случаях – территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего госконтроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

Автор инициативы отмечает, что в связи с созданием Следственного комитета РФ изменилась подследственность уголовных дел о преступлениях, связанных с нарушением требований охраны труда и правил безопасности. Согласно ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие о преступлениях, предусмотренных ст. 143 («Нарушение требований охраны труда»), ст. 215 («Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики»), ст. 216 («Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ») и ст. 217 УК РФ («Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах»), производится следователями Следственного комитета РФ. Ими же в необходимых случаях принимается решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Однако сейчас ст. 228.1 ТК РФ не предусматривает обязанности работодателей информировать органы Следственного комитета РФ о произошедшем несчастном случае на производстве.

Напомним, по действующему законодательству в случае группового и тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом работодатель (его представитель) извещает:

соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;

орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления по месту госрегистрации юридического лица или физического лица в качестве ИП;

работодателя, направившего работника, с которым произошел несчастный случай;

территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего госконтроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;

исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного соцстрахования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя) (ст. 228.1 ТК РФ).

Также законопроект предусматривает обязанность работодателя по требованию комиссии по расследованию несчастного случая за счет собственных средств обеспечить передачу информации с видеокамер, видеорегистраторов и других систем наблюдения и контроля, имеющихся на объекте, где произошел несчастный случай. Кроме того, планируется расширить перечень материалов расследования несчастного случая, включив в него копии документов, подтверждающих наличие, исправность и соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда и технических регламентов средств коллективной защиты на месте, где произошел несчастный случай.

Предполагается, что принятие предлагаемых поправок будет способствовать обеспечению более качественного и объективного расследования несчастных случаев на производстве и повышению уровня социальной защиты лиц, пострадавших в результате таких несчастных случаев.

Работникам компенсируют часть затрат на отпуск, проведенный на отечественных курортах

Правительство одобрило законопроект, по которому с 1 января 2016 года работникам организаций могут компенсировать затраты (до 50 тысяч рублей) на отпуск, проведенный в России. При этом работодатели, идущие на это, получат налоговые льготы.

«Надо купить путевку у турфирмы, в которой должен учитываться проезд к месту отдыха, проживание, – пояснял один из разработчиков документа, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий РЯЗАНСКИЙ. – И если семья укладывается по расходам в сумму до 50 тысяч рублей на человека, то после поездки надо принести работодателю документы, подтверждающие, что она находилась в оформленном туре». Работодатель же имеет право отнести эти расходы на себестоимость продукции, то есть предъявить налоговой инспекции подтверждающие документы о том, что расходы относятся к категории тех, что позволяют снижать налог на прибыль. – Кстати, работник должен будет заплатить подоходный налог (НДФЛ) – 13 процентов с полученной на отдых компенсации.

«По сути, с принятием закона можно будет говорить о возрождении социального туризма в стране», – рассказала Алла МАНИЛОВА, замминистра культуры, курирующая в ведомстве отрасль туризма.

«С точки зрения охраны труда, заботы о здоровье работников и профилактики профзаболеваний – это важный законопроект, который позволит решить блок социальных проблем, – говорит Президент Ассоциации «ЭТАЛОН» Олег КОСЫРЕВ. – Во-первых, у работников, особенно занятых во вредных, тяжелых условиях труда, или имеющих факторы, влияющие на здоровье, появляется возможность пройти курс лечения и оздоровления, тем самым снизить трудовую профессиональную нагрузку, восстановиться, поправить здоровье. А это очень важно для профилактики профзаболеваний. Двухнедельный отдых с интенсивной программой оздоровления позволяет восстановиться и сохранять потенциал здоровья работника около года. В итоге что получает работодатель: снижение количества больничных листов и дней нетрудоспособности. Производительность труда повышается. В этом законопроекте заложены достаточно серьезные экономические рычаги и ресурсы для работодателя».

Источник: «Российская газета»

Минтруд России проводит общественное обсуждение законопроекта, направленного на повышение безопасности при перевозке работников автотранспортными средствами

Об этом сообщил директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж на круглом столе «Снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий» в Общественной палате РФ.

По словам Валерия КОРЖА, законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам обеспечения безопасности при перевозке работников автотранспортным средством)», подготовленный Минтрудом России, предусматривает меры, направленные на снижение смертности при дорожно-транспортных происшествиях. Как рассказал Валерий КОРЖ за последние пять лет показатель смертности работников при исполнении трудовых обязанностей от ДТП не меняется и остается высоким.

Так, в период с 1 января по 31 декабря 2014 года в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий произошло 1256 несчастных случаев на производстве, что составляет 15% от общего числа несчастных случаев на производстве. При исполнении своих трудовых (профессиональных) обязанностей при ДТП пострадали 1479 работников, из них погибли 533 человека, что составило 22% от общего числа погибших работников. В период с 1 января по 31 марта 2015 года в Российской Федерации в результате ДТП произошло 262 несчастных случая на производстве, вследствие которых пострадали 286 работников, из них 95 человек погибли.

Кроме того, в 2015 году увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий при перевозке работников. Только с мая по август этого года произошло 8 дорожно-транспортных происшествий автотранспорта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перевозивших пассажиров для собственных нужд и по заказу. В них погибло более 50 человек, более 100 человек получили различные повреждения здоровья, в том числе более 70 человек пострадавших находились при исполнении должностных обязанностей, из них более 30 человек погибли.

В своем выступлении Валерий КОРЖ отметил, что в законопроекте планируется урегулировать вопросы, связанные с содержанием и эксплуатацией автостранспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и не касается автолюбителей. «Законопроект вводит лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров численностью более 8 человек по заказу либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя», – сказал он.

Кроме того, с целью побуждения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к соблюдению обязательных требований законодательства предлагается установить дополнительные обоснования для повышения коэффициентов страховых тарифов по обязательному страхованию. Для этого планируется внести соответствующие поправки в Федеральный закон от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Обоснованием повышения коэффициентов страховых тарифов может служить наличие в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности установленных фактов несоблюдения режима труда и отдыха работников, надлежащей организации эксплуатации транспортного средства и других требований законодательства.

Другое новшество – запрет на перевозку в ночное время пассажиров автомобильным транспортом, не оснащенным тахографами – техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, режиме труда и отдыха водителя.

Также законопроектом предлагается ввести административную ответственность в отношении должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей за выпуск на линию транспортного средства без технических средств контроля, нарушение правил экипировки и за необеспечение установленного режима труда и отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств. А если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью или смерть – уголовную ответственность.

Принятие законопроекта будет способствовать снижению дорожно-транспортных происшествий, в том числе при перевозке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями групп работников для собственных нужд и по заказу. «Общественное обсуждение законопроекта проходит до 5 ноября на официальном портале regulation.gov.ru», – рассказал директор департамента и предложил провести нулевое чтение этого законопроекта в Общественной палате.

СПРАВОЧНО:

Анализ дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о нарушении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в сфере транспорта и дорожного движения и труда.

В частности, основными причинами являются:

привлечение работодателями к перевозке пассажиров по заказу водителей, с которыми не заключены трудовые договоры (гражданско-правовые), без медицинского предрейсового осмотра;

несоблюдение режима рабочего времени и времени отдыха;

выпуск на линию технически неисправных машин, машин, не предназначенных для перевозки пассажиров и переоборудованных под перевозку пассажиров;

неудовлетворительное состояние дорожного полотна;

нарушение правил дорожного движения водителями.

Источник: rosmintrud.ru.