Новости трудового законодательства за январь 2016 года

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствовании трудового законодательства в области охраны труда)»

Минтруд России предлагает внести поправки в трудовой кодекс РФ, направление на внедрение управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда

Со вступлением в силу с 1 января 2014 г. федеральных законов от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обеспечено внедрение специальной оценки условий труда в целях установления реального состояния условий труда на рабочих местах.

Однако при этом остались неучтенными вопросы оценки травмоопасности рабочих мест, учета состояния здоровья и индивидуальных психо-физиологических особенностей работников, занятых на конкретных рабочих местах, что не позволяет работодателям в должной мере обеспечить оптимальную производительность труда.

В этой связи принято решение о разработке законопроекта «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствовании трудового законодательства в области охраны труда)», с принятием которого будет обеспечен учет перечисленных факторов в результате полноценного внедрения оценки и управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда, сближение и гармонизация законодательства об охране труда Российской Федерации с аналогичными нормами стран Евросоюза.

Действие документа планируется распространить на следующий круг лиц:

работодателей;

работников;

медицинские организации;

организации, осуществляющие проведение специальной оценки условий труда;

органы государственного надзора за соблюдением трудового и санитарно-эпидемиологического законодательства.

В настоящее время проводится публичное обсуждение необходимости разработки данного законопроекта и внесения изменений в Трудовой кодекс РФ. С более подробной информацей можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации (regulation.gov.ru). Предварительный текст проекта федерального закона в настоящее время не размещен.

Источник: Regulation.gov.ru

Производственный травматизм со смертельным исходом на предприятиях электроэнергетики превышает значения прошлых лет.

По итогам 9 месяцев 2015 года на предприятиях электроэнергетики зарегистрировано 119 несчастных случаев на производстве, в результате которых пострадали 125 человек. При сравнении данных цифр с годовыми значениями за предыдущие три года можно ожидать, что итогам 2015 года будет зафиксировано снижение производственного травматизма на объектах электроэнергетики.

Одновременно производственный травматизм со смертельным исходом превышает значения прошлых лет. За 9 месяцев 2015 года в результате несчастных случаев погиб 31 человек из 125 пострадавших, тогда как за весь 2014 год – 33 из 245, за 2013-й – 35 из 236. Наибольшее количество пострадавших это мужчины в возрасте от 25 до 39 лет, имеющие стаж работы по профессии более 10 лет и являющиеся рабочими основных профессий предприятий электрических сетей.

Анализ типологии несчастных случаев, произошедших за 9 месяцев 2015 года, показывает, что более 20 процентов работников получили травмы в результате падения с высоты, столько же – от поражения электрическим током. По сравнению с 9 месяцами 2014 года основные виды производственного травматизма не изменились. Мониторинг производственного травматизма на предприятиях отрасли осуществляется на основании сведений, предоставляемых энергокомпаниями в соответствии с приказом Минэнерго России от 23.07.2012 № 340 «Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления».

Результаты, полученные в целом по отрасли, доводятся до сведения субъектов электроэнергетики для учета при организации работы по предупреждению несчастных случаев на производстве.

Источник: energyland.info.

Проект приказа Минтруда России

«Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»

Предлагается сформировать и установить основные принципы управления охраной труда у работодателя, направленные на обеспечение последовательного улучшения состояния условий и охраны труда на рабочих местах и снижение профессиональных рисков занятых на них работников

Разработка проекта нормативного правового акта обеспечивает реализацию положений статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации.

В статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано определение понятия системы управления охраной труда — комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что в целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда.

В настоящее время действует Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г. № 169-ст. Вместе с тем, указанный стандарт в соответствии с законодательством о техническом регулировании является документом добровольного применения, что сдерживает внедрение его требований у работодателей.

С учетом изложенного принятие Типового положения о системе управления охраной труда позволит сформировать и установить гармонизированные с законодательством стран Евросоюза основные принципы управления охраной труда у работодателя, обеспечивающие последовательное улучшение состояния условий и охраны труда на рабочих местах и снижение профессиональных рисков занятых на них работников, обеспечить разработку и внедрение систем управления охраной труда у всех работодателей, что будет способствовать улучшению состояния условий и охраны труда.

Типовое положение включает в себя следующие разделы (подразделы):

политика работодателя в области охраны труда;

цели работодателя в области охраны труда;

обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей и ответственности в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);

процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее – процедуры), включая: процедуру подготовки работников в сфере охраны труда; процедуру организации и проведения оценки условий труда; процедуру выявления опасностей травмирования работников и оценки их уровня профессиональных рисков; процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников; процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях; процедуру исключения опасностей травмирования работников, устранения воздействия вредных производственных факторов на конкретных рабочих местах; процедуру, направленную на обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников; процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной защиты; иные процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда, исходя из специфики его деятельности.

планирование процедур;

контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;

планирование улучшений функционирвания СУОТ;

реагирование на инциденты, аварийные ситуации, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания;

особенности создания и функционирования СУОТ в отдельных организациях.

Более подробно ознакомиться с ходом разработки проекта нормативного правового акта можно на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/).

Источник: Regulation.gov.ru

Частоту проверок предприятия поставят в зависимость от результатов специальной оценки условий труда

Периодичность плановых проверок трудинспекций с 2016 года будет напрямую зависеть от результатов спецоценки условий труда. Об этом на заседании Общественного совета Роструда заявил глава ведомства Всеволод Вуколов.

Роструд – один из четырех надзорных органов, в которых сегодня по поручению в пилотном режиме отрабатывается так называемый риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности. В соответствии с ним ведомство разработало базовые принципы отнесения предприятий к одному из шести уровней риска – от низкого до чрезвычайно высокого. Компании из «красной» зоны будут в плановом режиме проверять ежегодно, предприятия среднего уровня риска – раз в четыре года, компании из «зеленой» зоны освободят от проверок вовсе. Новый подход планируется ввести с второй половины 2016 года.

«Мы решили разделить риск-орентированный подход на две части, – пояснил Всеволод ВУКОЛОВ. – Невыплата зарплат является одинаково серьезным нарушением как на микропредприятии, так и на «Уралвагонзаводе». Поэтому в этой части мы скромно относимся к возможностям риск-ориентированного подхода. А вот что касается угрозы жизни и охраны труда, здесь подобные методы могут быть использованы. Закон о спецоценке нам говорит, что есть классы опасности. Вот мы и хотим посмотреть, как реализуется этот закон, и в зависимости от присвоенных классов будем определять частоту своих плановых проверок».

Согласно закону от 28.12.13 №426-ФЗ, проходить специальную оценку условий труда обязаны все без исключения работодатели. Правда, пока что охват в целом по стране далек от ста процентов.

Источник: klerk.ru.