Новые правила проведения совместных конкурсов и аукционов

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). В связи с этим Правительство РФ приняло ряд постановлений, которые касаются действий заказчиков при осуществлении закупок в рамках нового закона. (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 28.11.13 № 1088)
Нормативная база
В соответствии с частью 5 статьи 25 Закона № 44-ФЗ постановление Правительства РФ от 28.11.13 № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов» (далее — постановление № 1088) регулирует вопросы организации и проведения совместных конкурсов и аукционов. В связи с принятием нового постановления утратили силу постановления Правительства РФ от 05.10.07 № 647 « О внесении изменений в Положение о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов» и от 27.10.06 № 631 «Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов».
Постановление № 1088 вступило в силу 1 января 2014 года, за исключением пункта 4, который начнет действовать с 1 января 2015 года.
Условия проведения совместных конкурсов и аукционов
Согласно пункту 1 постановления № 1088, заказчики вправе назначать совместные конкурсы и аукционы при наличии у двух и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах. Для этого они должны заключить между собой соглашение о проведении совместного конкурса или аукциона до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе. Соглашение должно содержать информацию, указанную в части 2 статьи 25 Закона № 44-ФЗ. А именно:
1) информацию о сторонах соглашения;
2) сведения об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводится совместный конкурс или совместный аукцион;
3) начальную (максимальную) цену контракта или контрактов и обоснование такой цены;
4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
5) данные об организаторе такого конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;
6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;
7) порядок и сроки разработки и утверждения документации о закупке;
8) примерные сроки проведения конкурса или аукциона;
9) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместного конкурса или аукциона;
10) срок действия соглашения;
11) порядок рассмотрения возникающих споров;
12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении конкурса или аукциона.
После подписания соглашения заказчики вносят в план-график сведения о наименовании организатора совместного конкурса или аукциона.
Организация торгов
За организацию и проведение совместного конкурса или аукциона отвечает организатор, которому другие заказчики передают на основании соглашения часть своих полномочий.
 
Для проведения совместного конкурса или аукциона организатор должен утвердить состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, производимых каждым заказчиком, в общем объеме закупок. А также разместить в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки или направить приглашение принять участие в конкурсе или аукционе.
Кроме вышеперечисленных функций, на организатора также возложены обязанности по разработке и утверждению документации, подготовленной в соответствии с Законом № 44-ФЗ, предоставлению ее заинтересованным лицам, предоставлению разъяснения положений документации, внесению изменений в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию.
Согласно подпункту «б» пункта 6 постановления № 1088, начальная (максимальная) цена, указываемая в извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика. При этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика.
При определении поставщика (подрядчика или исполнителя) организатор обязан разместить информацию и документы, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, в единой информационной системе в сфере закупок.
После проведения совместного конкурса или аукциона он должен направить копии протоколов каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных Законом № 44-ФЗ случаях.
Расходы на проведение конкурса или аукциона
Согласно пункту 7 постановления № 1088, расходы на проведение совместного конкурса или аукциона стороны соглашения несут пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводится совместный конкурс или аукцион. Контракт с победителем каждый заказчик заключает самостоятельно.
 
Если совместный конкурс или аукцион признан несостоявшимся в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ, то принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляется заказчиками самостоятельно.