Новости законодательства

Страховые взносы с 2017 года: что нужно знать бухгалтеру

Документы: Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ  и Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ

Вступают в силу: 1 января 2017 года

С 2017 года уплату взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — страховые взносы) регулирует гл. 34 НК РФ. Закон о страховых взносах отменяется. Изменения затрагивают и сферу персонифицированного учета.

Правильность уплаты страховых взносов проверяют налоговые органы

С 2017 года налоговые органы:

  • контролируют полноту и своевременность уплаты страховых взносов;

  • принимают и проверяют отчетность;

  • осуществляют зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм;

  • взыскивают недоимку, пени и штрафы по страховым взносам, в том числе за 2016 год и предыдущие периоды.

Установлены единая форма расчета по взносам и срок ее сдачи

Информация о страховых взносах объединяется в расчете, который содержит сведения из форм 4-ФССРСВ-1 и РСВ-2. Проект формы расчета разработала ФНС.

Лица, производящие выплаты физлицам, подают расчет в срок не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим годом или отчетным периодом. За I квартал 2017 года такая форма представляется не позже 2 мая.

Начиная с отчетности за I квартал 2017 года расчет по форме 4-ФСС подается, но только в части взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Расчеты по формам РСВ-1 и РСВ-2 направлять не нужно.

Напомним: за девять месяцев 2016 года и за весь этот год следует отчитаться по правилам, установленным в Законе о страховых взносах.

Введено новое основание для отказа в приеме отчетности по взносам

Если в едином расчете итоговая величина взносов на пенсионное страхование и сумма таких взносов по каждому работнику не равны, то расчет признается непредставленнымШтрафа можно избежать, устранив несоответствие в течение пяти рабочих дней с даты уведомления из налоговой.

В платежных поручениях потребуется указывать другие КБК

Поскольку главным администратором доходов бюджета по страховым взносам становится ФНС, следует ожидать изменения КБК для их уплаты.

С части суточных придется платить страховые взносы

Если размер суточных более 700 руб. за каждый день командировки по России или 2500 руб. за каждый день загранкомандировки, то с суммы превышения потребуется исчислить страховые взносы.

За разъяснениями по частным вопросам о страховых взносах нужно обращаться в Минфин

Минфин разъясняет вопросы о страховых взносах. Налоговые органы сообщают о правах и обязанностях плательщиков, порядке расчета и уплаты взносов, заполнении отчетности. Разъяснения, которые до 2017 года дали Минтруд, ПФР, ФСС и Минздравсоцразвития, можно применять в части, не противоречащей НК РФ.

Увеличен срок подачи СЗВ-М

Форма СЗВ-М представляется в срок не позднее 15-го числа следующего месяца, а не 10-го, как предусмотрено в Законе о персонифицированном учете.

Предусмотрен отдельный отчет о стаже застрахованных лиц

О стаже застрахованных лиц нужно отчитываться в ПФР отдельно, а не в составе формы РСВ-1. Форма подачи таких данных еще не утверждена. Ее требуется направить не позже 1 марта года, следующего за отчетным. Если это правило нарушено, штраф будет равен 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Введен штраф за то, что сведения персонифицированного учета поданы не в электронном виде

Если страхователь должен представлять сведения персонифицированного учета в электронном виде, то невыполнение этой обязанности повлечет штраф 1000 руб.

Установлен срок давности привлечения к ответственности

Территориальный орган ПФР сможет привлечь к ответственности за правонарушение в сфере персонифицированного учета, только если с даты, когда о нем стало известно, прошло меньше трех лет.

Затраты работодателя на независимую оценку квалификации уменьшат налоговую базу

Документ: Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”»

Вступает в силу: 1 января 2017 г.

Работодатели, которые направят работников на независимую оценку квалификации, получат налоговые льготы. Эти расходы разрешили относить к уменьшающим налоговую базу прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

Напомним: для гражданина независимая оценка квалификации – дело добровольное. Пройти ее он может по собственной инициативе или по направлению работодателя.

Если в центр оценки квалификации гражданин обращается сам, то сам и оплачивает услугу. В таком случае на понесенные затраты он вправе получить налоговый вычет.

Если же решение направить сотрудника или соискателя в центр оценки принял работодатель, то он и несет затраты. Впоследствии он сможет уменьшить на эту сумму налоговую базу.

Налоговики высылают компаниям письма об опасности «серых» зарплат и зарплатных комиссиях

Документ: письмо ФНС России от 09.06.2016 № ЕД-4-15/10246@

Во 2-м полугодии 2016 года можно ждать письма об опасности зарплат в конвертах и вызова на зарплатную комиссию. ФНС поручила инспекциям собирать больше налогов. Налоговики получили задание:

— убедить работодателей повысить минимальные зарплаты до прожиточного минимума;

— приглашать на зарплатные комиссии представителей Пенсионного фонда, трудовых инспекций, полиции и прокуратуры.

Если вашего руководителя пригласили на зарплатую комиссию, подготовьте обоснование размера оплаты труда. Сделайте копии приказов о работе в режиме неполного рабочего времени, о приеме на работу совместителей, табелей.

Расходы на приобретение СИЗ

Документ: Письмо Минфина России от 19 августа 2016 г. № 03-03-06/1/48743.

Минфин России в письме от 19 августа 2016 г. № 03-03-06/1/48743 разъяснил, что расходы на спецодежду можно относить к затратам, руководствуясь типовыми нормами или, если требуется дополнительный объем спецодежды и обуви, локальными нормативными актами работодателя на основании результатов спецоценки.

Напомним, что работодатель вправе устанавливать повышенные нормы выдачи сотрудникам спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты по сравнению с типовыми нормами. При этом улучшенные нормы должны быть утверждены локальными нормативными актами на основании результатов проведенной спецоценки.

Законопроекты

Новый законопроект: прогрессивная ставка по НДФЛ

Документ: Законопроект № 1148107-6

В Госдуму внесен законопроект № 1148107-6, который предлагает ввести прогрессивную ставку НДФЛ для сотрудников.

Согласно проекту установят прямую зависимость между годовым доходом и налоговой ставкой:

Размер налогооблагаемого совокупного годового дохода

Налоговая ставка

до 180 000 руб.

0%

от 180 001 руб. до 2 400 000 руб.

13% от суммы, которая превышает 180 тыс. руб.

от 2 400 001 руб. до 100 000 000 руб.

288,6 тыс. руб. + 30% от суммы, которая превышает 2400 тыс. руб.

от 100 000 001 руб. и выше

29 568,6 тыс. руб. + 70% от суммы, которая превышает 100 000 тыс. руб.

Новый законопроект: новые коды для доходов и вычетов

Документ: Проект приказа ФНС РОССИИ от 26.08.2016 б/н «О внесении изменений в приказ ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов»»

На Федеральном портале проектов нормативных актов опубликован проект приказа ФНС России, который установит новые коды доходов и вычетов по НДФЛ.

Согласно тексту приказа налоговая служба поправила описание уже действующих кодов и добавила новые. Например, появились отдельные коды для премий:

  • 2002, если премия связана с производственными результатами и является частью оплаты труда;

  • 2003 – для премий и других вознаграждений, которые компания платит за счет чистой прибыли.

Отдельный код будет для нового социального вычета в сумме расходов на независимую оценку квалификации – 329.

Для детских вычетов ввели новые коды. Например, код 126 на первого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет родителю, супруге (супругу) родителя, усыновителю, на обеспечении которых находится ребенок.

Разъяснения официальных ведомств

Об НДФЛ в отношении стоимости молока, выдаваемого работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.

Документ: Письмо ФНС России от 05.08.2016 № ГД-4-11/14360@ «Об НДФЛ в отношении стоимости молока, выдаваемого работникам, занятым на работах с вредными условиями труда».

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение МУП и по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц стоимости молока, выдаваемого работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, сообщает следующее.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Согласно положениям статьи 222 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 2 Норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов.

Учитывая изложенное, на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы в виде стоимости молока, выдаваемого работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда в соответствии с Нормами и условиями, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.Григоренко

О расходах на приобретение СИЗ

Документ: Письмо Минфина России от 19.08.2016 № 03-03-06/1/48743

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу об учете в составе расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов на спецодежду и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика в том числе на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом.

Положениями статей 212 и 221 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) определено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в частности, приобретение и выдачу за счет собственных средств прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При этом согласно абзацу второму статьи 221 ТК РФ работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

На основании пункта 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договоры с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Таким образом, расходы работодателя на приобретение средств индивидуальной защиты могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, или по повышенным нормам, утвержденным локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, при выполнении требований статьи 252 НК РФ.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направленное мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
А.А. Смирнов

О налоговой ответственности налоговых агентов

Документ: Письмо ФНС России от 9 августа 2016 года № ГД-4-11/14515

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами территориальных налоговых органов по вопросу применения положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в части налоговой ответственности налоговых агентов, сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 24 Кодекса определено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета:

документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (далее — сведения по форме 2-НДФЛ), по форме, форматам и в порядке, утвержденным приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ «Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме»;

расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (далее — расчет по форме 6-НДФЛ, расчет), за первый квартал, полугодие, девять месяцев — не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, утвержденным приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ «Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, порядка ее заполнения и представления, а также формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме».

Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований за конодательства о налогах и сборах» (далее — Федеральный закон №113-ФЗ) часть первая Кодекса дополнена положениями, предусматривающими с 1 января 2016 года ответственность налоговых агентов за неисполнение (ненадлежащее исполнение) ими обязанностей, связанных с представлением налоговому органу информации (сведений, расчетов).

1. В отношении налоговых агентов, не представивших расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета в установленный срок, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 1000 рублей за каждый полный и неполный месяц, начиная со дня, установленного для представления расчета (пункт 1.2 статьи 126 Кодекса).

Моментом обнаружения налогового правонарушения, в случае непредставления в установленный срок расчета по форме 6-НДФЛ, будет являться дата фактического представления такого расчета (лично или через представителя), дата его отправки почтовым отправлением либо дата его отправки, зафиксированная в подтверждении даты отправки в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Следовательно, при обнаружении факта совершения правонарушения налоговые органы в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения составляют акт в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса, вне зависимости от сроков завершения камеральной налоговой проверки по представленному расчету.

Таким образом, при применении к налоговому агенту указанной налоговой ответственности следует исходить из даты представления расчета по форме 6-НДФЛ и в целях исчисления размера налоговой санкции учитывать срок от установленной Кодексом даты представления расчета до фактической даты его представления.

Пример 1. Налогоплательщик 05.07.2016 представил расчет по форме 6-НДФЛ за 1 квартал 2016 года в нарушение установленного Кодексом срока (04.05.2016г.). В указанном случае нарушение срока представления составляет 2 полных месяца (с 05.05.2016 по 05.07.2016), размер штрафа составит 2000 рублей (2 X 1000 рублей).

Пример 2. Налогоплательщик 25.07.2016 представил расчет по форме 6-НДФЛ за 1 квартал 2016 года в нарушение установленного Кодексом срока (04.05.2016г.). В указанном случае нарушение срока представления составляет 2 полных месяца (с 05.05.2016 по 05.07.2016) и 1 неполный месяц = 20 дней (с 06.07.2016 по 25.07.2016), размер штрафа составит 3000 рублей (3 X 1000 рублей).

2. В случае непредставления налоговым агентом расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа принимается решение о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств (пункт 3.2 статьи 76 Кодекса).

В целях реализации указанных положений, налоговым органам для выявления факта непредставления в установленный срок расчета по форме 6-НДФЛ, следует учитывать факты перечисления в бюджетную систему Российской Федерации налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного налоговым агентом у налогоплательщиков, в отчетном периоде, представления справок по форме 2-НДФЛ за предыдущий налоговый период, иные сведения, имеющиеся в налоговом органе, свидетельствующие о наличии такой обязанности у налогового агента.

3. В отношении налоговых агентов, представивших документы, содержащие недостоверные сведения, установлена ответственность в размере 500 рублей за каждый представленный документ (пункт 1 статьи 126.1 Кодекса).

Следует отметить, что Кодекс не содержит определения понятия «недостоверные сведения». В связи с чем, любые заполненные реквизиты сведений по форме 2-НДФЛ и расчетов по форме 6-НДФЛ, не соответствующие действительности, можно отнести к недостоверным. Применительно к упомянутым документам это могут быть любые ошибки, допущенные налоговым агентом при заполнении соответствующих реквизитов (например, в персональных данных налогоплательщика, кодах доходов и вычетов, суммовых показателях и т.д.).

Так, основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьей 126.1 Кодекса, будет является недостоверность информации, допущенной в результате арифметической ошибки, искажения суммовых показателей, иных ошибок, влекущих неблагоприятные последствия для бюджета в виде не исчисления и (или) неполного исчисления, не перечисления налога, нарушения прав физических лиц (например, прав на налоговые вычеты).

Указанная ответственность также применяется в случае допущения ошибки в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков — физических лиц (ИНН физического лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные), которые также могут повлечь невозможность реализации в полном объеме прав физических лиц, а также прав и обязанностей налоговых органов (в части администрирования налога).

Вместе с тем, в случае предоставления недостоверной информации, которая не привела к не исчислению и (или) неполному исчислению налога, к неблагоприятным последствиям для бюджета, нарушению прав физических лиц, налоговым органом при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 112 Кодекса в части применения смягчающих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 126.1 Кодекса налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной указанной статьей, в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений.

Пунктом 1 статьи 80 Кодекса установлено, что налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты в порядке, предусмотренном частью второй Кодекса применительно к конкретному налогу. Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах, начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Положениями статьи 88 Кодекса регламентирован порядок проведения камеральной налоговой проверки налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Согласно пункту 10 статьи 88 Кодекса правила, предусмотренные указанной статьей, распространяются также на налоговых агентов.

Таким образом, выявление недостоверных сведений, отраженных налоговым агентом в расчетах по форме 6-НДФЛ, осуществляется налоговым органом в рамках проведения камеральной налоговой проверки представленного налоговым агентом расчета в соответствии со статьей 88 Кодекса.

Кроме того, выявление недостоверных сведений, отраженных налоговым агентом в расчетах по форме 6-НДФЛ, может производиться налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки за соответствующий период.

При выявлении недостоверных сведений, отраженных налоговым агентом в расчетах по форме 6-НДФЛ, вне рамок камеральных и выездных налоговых проверок производство по делу о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном статьей 101.4 Кодекса.

Сведения по форме 2-НДФЛ в соответствии со статьей 80 Кодекса не являются налоговой декларацией (расчетом), и проведение камеральной налоговой проверки указанных сведений Кодексом не предусмотрено. Таким образом, Кодексом не установлен предельный срок для выявления налоговым органом недостоверных сведений, отраженных налоговым агентом в сведениях по форме 2-НДФЛ.

Вместе с тем, налоговым органам следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 113 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года.

При применении данного положения необходимо руководствоваться пунктом 2 статьи 5 Кодекса, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Соответственно, положения Кодекса, введенные в действие Федеральным законом № 113-ФЗ, в части установления налоговой ответственности налоговых агентов, подлежат применению к правоотношениям по представлению сведений по форме 2-НДФЛ, обязанность по представлению которых возникла после 1 января 2016 года.

При выявлении фактов представления сведений по форме 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения, производство по делу о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном статьей 101.4 Кодекса.

В случае выявления налоговым органом недостоверных сведений, отраженных налоговым агентом в сведениях по форме 2-НДФЛ, в рамках проведения выездной налоговой проверки за соответствующий период, производство по делу о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном статьей 101 Кодекса.

В связи с изложенным, с целью соблюдения прав налоговых агентов, а также положений Кодекса, налоговый орган сообщает налоговому агенту об обнаружении фактов предоставления недостоверных сведений с требованием о представлении пояснений либо уведомляет о вызове в налоговый орган налогового агента, с указанием выявленных ошибок и (или) противоречий, содержащихся в расчетах по форме 6-НДФЛ и (или) сведениях, представленных налоговым агентом по форме 2-НДФЛ. Согласно статье 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

Пунктом 6 статьи 108 Кодекса установлено, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения, и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Кроме того, при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение необходимо учитывать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, предусмотренные положениями статьи 112 Кодекса. В соответствии с пунктом 1 статьи 111 Кодекса предусмотрен перечень обстоятельств, исключающих вину, однако данный перечень не является исчерпывающим. Согласно подпункту 4 пункта 1 указанной статьи, судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть приняты иные обстоятельства, не указанные в перечне обстоятельств, исключающих вину.

В этой связи, вопрос о привлечении к налоговой ответственности должен рассматриваться с учетом установленных фактических обстоятельств, в том числе обстоятельств, смягчающих ответственность, исключающих привлечение лица к ответственности и исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, предусмотренных положениями главы 15 Кодекса, в установленном Кодексом порядке.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести данное письмо до нижестоящих территориальных органов ФНС России.

Действительный государственный
советник РФ 3-го класса
Д.Ю. Григоренко

ФНС разъяснила, как будут изменять категорию организации в реестре малого и среднего бизнеса

Документ: Письмо ФНС России от 23.08.2016 № СА-4-14/15480

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение Общества с ограниченной ответственностью «Юнилек» от 10 августа 2016 года № 3203Ю, сообщает следующее.

В силу пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ) в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

Исходя из вышеуказанных положений пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — Реестр) сформирован на основе сведений за предшествующий календарный год (2015 год).

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено указанной статьей.

При этом положения вышеуказанных пунктов 2 и 3, касающиеся условий отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 1 января 2016 года (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Таким образом, впервые категория субъекта малого или среднего предпринимательства может быть изменена при формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года (при ежегодном формировании Реестра в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ) в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016 — 2018 годы).

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
С.А. Аракелов

Полезная статья

Как избежать штрафа при проверке ПФР

Документ: Определение ВС РФ от 06.07.2016 № 303-КГ16-5234

ПФР вправе требовать при проверке карточки счетов и оборотно-сальдовые ведомости по счетам 76 и 91

Во время проверки контролеры требуют показать различные документы. Их список ПФР привел в Методических рекомендациях (распоряжение от 03.02.2011 № 34р).

Изучите этот список. Если вы откажетесь выполнить законные требования инспекторов, они начислят штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Например, вы решили, что операции по счетам 76 и 91 напрямую не связаны со страховыми взносами, поэтому отказались представить карточки счетов и оборотно-сальдовые ведомости. Это нарушение. Регистры бухучета инспекторы вправе требовать во время проверки.

Поскольку вы не выполнили законное требование, фонд оштрафует компанию.

Таблица. Какие документы вправе запросить ПФР при проверке взносов с зарплаты

%d0%b4%d0%be%d0%ba%d1%83%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%8b-%d0%bc%d0%be%d0%b6%d0%b5%d1%82-%d0%b7%d0%b0%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%81%d0%b8%d1%82%d1%8c-%d0%bf%d1%84%d1%80