Министр Максим Топилин — о ситуации на рынке труда

201

Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина на заседании Правительства Российской Федерации

М.Топилин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Министерство постоянно изучает ситуацию на рынке труда. Кризисные явления в экономике, которые мы сегодня наблюдаем, привели к росту безработицы. Этот рост был достаточно несущественным в I–II кварталах этого года, и в последующем мы наблюдаем достаточно спокойную ситуацию. Если сравнивать, как уже сказал Дмитрий Анатольевич, с кризисом прошлого года, то мы сохраняем уровень безработицы на уровне 5,2%, по методологии Международной организации труда, что соответствует практически прошлогоднему периоду, колебание незначительное. В прошлый кризис за несколько месяцев, я напомню, безработица увеличилась с 4 до 7 млн человек, практически на 70%, и это произошло в течение буквально нескольких месяцев.

Сегодня мы наблюдаем в большей степени, к сожалению, снижение реальной заработной платы как тоже ответную реакцию работодателей на кризисные явления. В прошлый кризис доходы населения находились приблизительно на стабильном уровне, но это было связано с тем, что были достаточно серьёзные меры приняты, в том числе и по программам занятости. В этом году снижение реальной заработной платы, к сожалению, составляет порядка 8–9%, и сейчас только начинается восстановительный процесс.

Надо сказать, что остаются серьёзные проблемы, которые мы также должны решать, применительно к рынку труда – это и недостаток квалифицированных работников, и избыточность персонала на многих предприятиях. Мы прекрасно понимаем: несмотря на то, что предприятия предпринимают аккуратные усилия по оптимизации персонала (эта тема находится под нашим постоянным контролем), вместе с тем здесь ещё есть определённые ресурсы, и на многих предприятиях сохраняется определённым образом избыточная численность.

Сегодня, если говорить о режимах неполной занятости, мы наблюдаем достаточно спокойную ситуацию, вместе с тем постоянно тоже работаем с регионами и с предприятиями по этому поводу. Сегодня 250 тыс. человек находятся в режимах неполной занятости, цифра приблизительно в течение года меняется от 300 тыс. до 250 тыс. человек, то есть колебания в этом интервале. Напомню, что в прошлый кризис неполными режимами было охвачено порядка 1,5 млн человек.

То есть мы можем констатировать, что в принципе ситуация находится под контролем.

Вместе с тем мы очень серьёзное внимание обращаем на такие отрасли, как автомобилестроение (здесь из 300 тыс. занятых 21 тыс. человек – почти 10% работников – находится в режимах неполной занятости и под риском увольнения), строительство (порядка 13 тыс. человек тоже находится в режимах неполной занятости и под риском увольнения), производство транспортных средств, прежде всего производство вагонов. Эти отрасли наиболее подвержены кризисным явлениям, и по ним, как Дмитрий Анатольевич уже сказал, принимаются специальные меры.

Два раза в месяц, Дмитрий Анатольевич, по Вашему поручению мы продолжаем рассмотрение вопросов, связанных с ситуацией в отраслях и  регионах на межведомственной комиссии под руководством Ольги Юрьевны Голодец. Эта работа постоянно ведётся, по результатам этой работы оказывается помощь регионам. Сегодня это 18 субъектов Российской Федерации. Мы принимали решения, начиная с таких наиболее сложных регионов, как Нижегородская, Самарская области, Алтайский край, Тверская область и Республика Татарстан. В последующем решения принимались по мере возникновения проблемных ситуаций на предприятиях прежде всего автомобилестроения, других отраслей машиностроения и ряда других отраслей.

Мы эту работу продолжаем. И мне кажется, что было бы правильным с учётом того, что эти риски сохраняются, такой инструмент, как возможность оказания помощи регионам, на следующий год тоже иметь. Для этого потребуется пролонгация с некоторыми коррективами 35-го постановления Правительства.

Если, Дмитрий Анатольевич, Вы согласитесь, мы такое решение подготовим, чтобы у нас был на различные кризисные ситуации такой инструмент. И точно так же, как в этом году, с учётом тех решений, которые принимаются на комиссии у Игоря Ивановича Шувалова по отраслям, мы могли бы включать этот инструмент, при необходимости используя зарезервированные в бюджете средства.

Я напомню, что в этом году мы пока направили на эти цели 3,9 млрд рублей, хотя планировали гораздо бóльшие суммы. Ситуация показала, что в принципе нам достаточно таких средств.

Что касается объёмов финансирования пособий по безработице, в бюджете следующего года необходимые резервы предусмотрены, и мы надеемся, что этих средств (даже с небольшим отклонением) будет достаточно, если не будет каких-то экстремальных ситуаций.

Следующий вопрос, на котором я хотел бы остановиться, – это проблема нехватки квалифицированных кадров. Мы вместе с Министерством образования и Агентством стратегических инициатив утвердили перечень наиболее перспективных профессий. Буквально недавно подготовлен соответствующий приказ.

Вместе с Агентством стратегических инициатив отработана такая тема, как список 50 наиболее востребованных профессий, куда вошли инженеры группы робототехнических средств, беспилотных летательных аппаратов, операторы оборудования и пространственного моделирования для строительства, разработчики веб- и мультимедийных приложений, то есть различные профессии, которые, как нам представляется, будут определять будущее, и на них сегодня Министерство образования переориентирует свои программы подготовки, прежде всего в специальном образовании.

Также проводится работа по подготовке профессиональных стандартов. Это уже порядка 600 профессиональных стандартов, которые утверждены министерством.  У нас задача заключается в том, чтобы до конца года довести этот показатель до 800, это предусмотрено указом Президента. И дальше мы планируем также продолжать эту работу, потому что на сегодняшний момент как раз практика показала, что только-только работодатели начали понимать, как делать профессиональные стандарты, какую пользу они несут, и эта работа также будет продолжена.

Также министерством подготовлен проект закона о развитии и образовании сети независимых центров по оценке квалификации. Этот законопроект направлен на то, чтобы ввести инструмент независимой системы оценки квалификации для работодателей, и такой законопроект будет в ближайшее время внесён в Правительство. Он уже практически всеми согласован. Мы очень надеемся его тоже в ближайшее время доработать и внести в Правительство.

Я не буду останавливаться на вопросах работы портала. Этот портал – «Работа в России» – получил легальный статус. Мы о нём докладывали на комиссии соответствующей. Он полностью соответствует требованиям «электронного правительства». Мы очень надеемся, что он станет эффективным инструментом в том числе и для повышения мобильности трудовых ресурсов.

Дмитрий Анатольевич, мы подготовили проект постановления о распределении 450 млн. Это те средства, которые у нас предусмотрены в бюджете на так называемое финансирование сертификата для переезда граждан. Проект документа всеми согласован. Прежде всего это регионы Дальневосточного федерального округа, такие проекты, которые реализуются в Хабаровском, Приморском краях прежде всего. Также мы докладывали о ситуации на космодроме Восточный, сейчас мы подготовим предложения уже на следующий год, с тем чтобы обеспечить порядка 200 специалистов для космодрома из других регионов, прежде всего с Байконура, с тем чтобы эти люди могли переехать с нормальной финансовой поддержкой в соответствующие субъекты Российской Федерации, прежде всего в Амурскую область. Поэтому просьба поддержать данный проект. Мы оперативно заключим соглашения с субъектами Российской Федерации.

Ещё один момент, на который я хотел бы обратить внимание. Мы продолжаем работу по очень сложной и очень болезненной, по нашему мнению, теме – легализация занятости. Мы Вам докладывали о том, что у нас порядка 15 млн человек трудоспособного возраста, по последним данным сверки, за которых не уплачиваются страховые взносы. Мы подготовили пока два проекта в этом направлении. Первый – это поправки в Трудовой кодекс, которые позволят микропредприятиям (а это почти 5 млн занятых) использовать более простые, упрощённые схемы заключения трудовых договоров по простой форме типового трудового договора и избавят микропредприятия от достаточно большого документооборота, который сегодня требуется трудовым законодательством.

Второй законопроект – это внесение изменений в закон о персонифицированном учёте, которые предусматривают легитимизацию передачи данных о страховых взносах, о плательщиках страховых взносов регионам, различным федеральным органам исполнительной власти, в том числе банкам, для того чтобы разные органы исполнительной власти имели возможность работать по вопросам, связанным с легализацией трудовых отношений, но, безусловно, соблюдая при этом режим охраны персональных данных.

Эти два законопроекта мы в ближайшее время тоже внесём в Правительство.

Доклад закончен.

Есть вопросы по охране труда или кадровому делопроизводству?
Наши специалисты будут рады помочь вам их решить!