Обзор для бухгалтера за период с 10.08.2017 по 16.08.2017 г.

Изменения в законодательстве

С 19 августа станет проще выдавать работникам деньги под отчет и составлять кассовые документы

Документ: Указание Банка России от 19.06.2017 N 4416-У

Вступает в силу: 19 августа 2017 года

Новшества в порядке ведения кассовых операций следующие:

  • не обязательно получать от работника заявление на выдачу денег под отчет. Оформить ееможно будет распорядительным документом юрлица, например приказом руководителя;
  • деньги под отчет работнику можно будет выдать, даже если он еще полностью не погасил задолженность по предыдущей сумме. Сейчас этозапрещено;
  • можно будетсоставлять один общий расходник по окончании проведения кассовых операций, например в конце смены. Это касается только расходников, которые оформляются на основании фискальных документов, предусмотренных законодательством о ККТ. Такими документами могут быть чеки, пробитые при возврате денег покупателям;
  • квитанцию к электронному приходникуможно будет отправить на электронную почту вносителя денег, если он об этом попросит.

 

Разъяснения официальных ведомств

Грозит ли вам комиссия по легализации зарплаты?

Документ: Письмо ФНС от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@

ФНС подготовила новое письмо от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@ о работе комиссий по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам.

В письме подробно описывается процедура подбора налогоплательщиков для межведомственных комиссий по легализации, проведение аналитических и контрольных мероприятий, процедура рассмотрения деятельности налогоплательщиков на комиссии и даже последующий контроль.

Прежнее письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 по работе комиссий отменено.

Следует отметить, что основные изменения связаны со страховыми взносами, поскольку к ФНС перешли функции по их администрированию. В частности, под пристальное внимание могут попасть налогоплательщики, снизившие уплату взносов относительно предыдущего периода при постоянном количестве работников, а так же снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30%.

Обратите внимание на то, что ФНС в категоричной форме требует штрафовать налогоплательщиков, не явившихся на комиссию без уважительной причины. Санкции для нарушителей  предусмотрены статьей 19.4 КоАП — для граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;  для должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

 

Минфин разъяснил, когда нельзя учесть расходы на занятия физкультурой и спортом для сотрудников

Документ: Письмо Минфина России от 17.07.2017 N 03-03-06/1/4523

Затраты не учитывают, если мероприятия проводятся в нерабочее время и не связаны с производственной деятельностью сотрудников.

Аналогичный вывод можно сделать и из прошлогоднего письма Минфина.

Из обоих разъяснений ведомства неясно, о каких именно мероприятиях идет речь.

Это может быть компенсация на занятие в тренажерном зале. Его обычно посещают до или после работы. А значит, такие затраты в расходах по налогу на прибыль учесть нельзя.

Однако возможно, что имеются в виду затраты на производственную гимнастику, которую сотрудники делают в рабочее время для восстановления работоспособности. Такие затраты под запрет Минфина не подпадают при условии, что юрлицо обоснует их связь с производственной деятельностью.

 

Как облагать НДФЛ выходные пособия при увольнении

Документ: Письмо Минфина России от 20 июля 2017 г. № 03-04-05/46193.

Минфин России в письме от 20 июля 2017 г. № 03-04-05/46193 пояснил, что на выходное пособие в пределах трех заработков НДФЛ начислять не нужно.

Так, по мнению Минфина, если сотруднику при увольнении выплачивается выходное пособие в пределах трех заработков и шести – в случае увольнения из организаций, которые расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то удерживать НДФЛ с таких выплат не нужно. Такое правило следует применять независимо от того, по каким основаниям производится увольнение и какую должность занимает сотрудник.

Суммы вышеуказанных выплат при увольнении, превышающие трех- и шестикратный размер среднего месячного заработка, подлежат обложению НДФЛ в общем порядке.

Текст письма:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц выплат, производимых сотрудникам организации при увольнении, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно пункту 3 статьи 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, а также за исключением суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, предусмотренные коллективным или трудовым договорами, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Суммы вышеуказанных выплат при увольнении, превышающие трехкратный размер (шестикратный размер) среднего месячного заработка, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Указанные положения пункта 3 статьи 217 Кодекса применяются независимо от основания, по которому производится увольнение, в отношении доходов любых сотрудников организации независимо от занимаемой должности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 231 Кодекса излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

С выплат каким иностранным работникам надо платить страховые взносы

Документ: Письмо Минфина России от 12 июля 2017 г. № 03-15-06/44430.

Минфин России в письме от 12 июля 2017 г. № 03-15-06/44430 рассказал о порядке обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование выплат в адрес иностранных работников, которые являются гражданами страны ЕАЭС.

Иностранные граждане стран ЕАЭС, временно пребывающие и работающие на территории России по трудовым договорам, являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования. При этом иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами, к застрахованным лицам по этому виду страхования не относят.

Исходя из норм Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. социальное обеспечение трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан России.

По мнению Минфина, поскольку договор не содержит специальных положений, которые определяют условия обязательного пенсионного страхования, а отдельный договор по пенсионному страхованию не принят, в части вопросов пенсионного страхования следует применять законы России.

Поэтому с выплат в пользу граждан Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики, временно пребывающих и работающих по трудовым договорам на территории России, уплачивают взносы на обязательное пенсионное страхование в установленном Налоговым кодексом РФ порядке.

Что касается граждан, временно пребывающих в России, являющихся высококвалифицированными специалистами, они не являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования, и с выплат в их пользу взносы на обязательное пенсионное страхование не уплачиваются. Поэтому в раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» сведения о таких работниках вносить не нужно.

 

Судебная практика

ВС РФ: сократить рабочий день на 5 минут недостаточно для зачета пособия по уходу за детьми

Источник: Определение ВС РФ от 18.07.2017 N 307-КГ17-1728

ФСС правомерно отказал организации в возмещении расходов на выплату пособия из-за формального сокращения рабочего дня сотрудника. Как указал ВС РФ, в такой ситуации пособие становится не компенсацией утраченного заработка, а дополнительным доходом работника.

Другая точка зрения была у ВАС РФ. В 2013 году он признал неправомерным отказ фонда в зачете пособия, выплаченного работнику, который трудился 39 часов в неделю вместо 40. В этом случае получается, что рабочий день был сокращен на 12 минут. Суд указал: законодательство не устанавливает, на какое время должна быть уменьшена продолжительность рабочего дня, чтобы соблюдался режим неполного рабочего времени.

КС РФ тоже рассматривал подобную ситуацию. Когда сотруднику установили неполный рабочий день продолжительностью 7 часов 30 минут, работодатель не выплачивал пособие по уходу за ребенком. Этот подход поддерживали фонд и суды. После сокращения рабочего дня до 6 часов работник стал получать пособие. Скорее всего, такая корректировка была согласована с фондом.

Полагаем, организации лучше уточнить в своем отделении ФСС, на сколько нужно уменьшить рабочий день сотрудника, чтобы в зачете расходов на выплату пособия по уходу за ребенком не отказали.

Есть вопросы по охране труда или кадровому делопроизводству?
Наши специалисты будут рады помочь вам их решить!