Обзор для бухгалтера за период с 21.04.2017 по 28.04.2017

Изменения в законодательстве

Документы ФСС России

Документ: Приказ ФСС России от 25.01.2017 № 9 «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Вступил в силу с 21 апреля 2017 года.

Утверждены 9 форм документов, с помощью которых Фонд будет контролировать уплату страховых взносов «на травматизм». Например, формы решений:

  • о проведении, приостановлении и возобновлении выездной проверки страхователя;
  • привлечении или отказе в привлечении страхователя к ответственности за нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев;
  • продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов.

Приказом определены и формы справки о проведенной выездной проверки страхователя, актов камеральной и выездной проверок (вместе с требованиями к их составлению).

 

Новые правила заполнения платежных поручений

Документ: Приказа Минфина России от 05.04.2017 года № 58н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. № 107н».

С 25 апреля 2017 года платежные поручения нужно заполнять по новым правилам. Изменения обусловлены вступлением с указанной даты Приказа Минфина России от 05.04.2017 года № 58н. Новый порядок заполнения «платежек» касается всех организаций и ИП.

Наиболее заметна поправка о том, как при перечислении страховых взносов организациям заполнять статус плательщика в поле 101. Теперь в НПА будет зафиксировано, что в этом случае следует проставить показатель «01».

Из-за передачи налоговым органам полномочий по администрированию взносов не было понятно, какое значение страхователям вносить в поле 101 платежного поручения. В январе ФНС совместно с ПФР и ФСС выпустили письмо о том, что нужно применять показатель «14». Позже ФНС сообщила, что в поле «Статус плательщика» необходимо вносить показатель «01». Теперь такое заполнение станет правилом, а код «14» вовсе удалят.

 

 Разъяснения официальных ведомств

7 ответов Минфина на вопросы о страховых взносах

Документ:  Письмо Минфина России от 21.03.2017 № 03-15-06/16239

Текст письма: Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращения ПАО, сообщает следующее.

  1. Об обложении страховыми взносами вознаграждений членам совета директоров

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), производимые, в частности, в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 422 Налогового кодекса в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не подлежат включению любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 1169-О и N 1170-О установлено, что вознаграждения, производимые, в частности, членам совета директоров общества в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению деятельностью общества, относятся к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и такие выплаты считаются осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров.

Исходя из положений части первой статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ) решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ решения Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе вынесенные в форме определения, обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

На основании вышеизложенного вознаграждения членам совета директоров общества подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

  1. Об обложении страховыми взносами различных выплат социального характера работникам

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

Статьей 422 Налогового кодекса установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Социальные выплаты, производимые организацией в виде дополнительного пособия по уходу за ребенком до трех лет, оплаты дополнительного дородового отпуска, компенсации работникам стоимости путевок, компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты выходных дней за участие в добровольной народной дружине, оплаты нерабочих дней по семейным обстоятельствам, возмещения работникам стоимости медикаментов, оплаты стоимости лечения работников, не поименованы в упомянутом перечне статьи 422 Налогового кодекса и, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

  1. Об обложении страховыми взносами подарков работникам

Пунктом 4 статьи 420 Налогового кодекса определено, что не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права).

Согласно пункту 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 574 Гражданского кодекса договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случае, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей.

Таким образом, в случае передачи подарков работнику по договору дарения у организации объекта обложения страховыми взносами на основании пункта 4 статьи 420 Налогового кодекса не возникает.

  1. Об обложении страховыми взносами сумм среднего заработка, выплачиваемых работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами

В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.

Таким образом, объектом обложения страховыми взносами на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса являются все выплаты в пользу работников в рамках трудовых отношений, в том числе производимые как на основании положений трудовых договоров, так и при отсутствии положений о тех или иных выплатах в указанных договорах, но производимые в связи с наличием трудовых отношений между работником и работодателем, в том числе выплаты, производимые работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, выплаты среднего заработка работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые им для ухода за детьми-инвалидами (статья 262 Трудового кодекса).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрен исчерпывающий перечень видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Также статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрен перечень видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, который является исчерпывающим.

Поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса, в упомянутых перечнях не поименована, то, соответственно, такая выплата не является страховым обеспечением и подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

При этом исходя из положений части 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» финансовое обеспечение расходов работодателя как на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, так и на страховые взносы, начисленные на данные суммы, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых Фонду социального страхования Российской Федерации.

Учитывая, что при уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством применяется зачетный принцип, сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, и на начисленные на эти выплаты страховые взносы.

  1. Об обложении страховыми взносами дополнительной компенсации, выплачиваемой в случае расторжения трудового договора с работником до истечения срока предупреждения об увольнении

Исходя из положений абзаца 6 подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением, в частности, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Случаи выплаты выходных пособий, а также сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства определены статьей 178 Трудового кодекса.

Исходя из положений статьи 180 Трудового кодекса работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока предупреждения о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Данная дополнительная компенсация, выплачиваемая в случае расторжения трудового договора с работником до истечения срока предупреждения об увольнении, не относится к суммам выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, не облагаемым страховыми взносами в части, не превышающей в целом трехкратный (при увольнении работника из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — шестикратный) размер среднего месячного заработка, и не подлежит обложению страховыми взносами на основании вышеупомянутого абзаца 6 подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса в размере, установленном вышеупомянутой статьей 180 Трудового кодекса.

  1. Об обложении страховыми взносами ежемесячной компенсационной выплаты, производимой в пользу работников организации, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста

Ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей, производимые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.1994 N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» в пользу работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, не подлежат обложению страховыми взносами исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса как компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.

  1. О применении дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в случае частичной занятости работника

Исходя из положений статьи 428 Налогового кодекса дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренные данной статьей для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат в пользу тех лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пунктах 1 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон N 400-ФЗ).

При этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу упомянутых работников, признаваемые объектом обложения в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 420 Налогового кодекса, за исключением сумм, поименованных в статье 422 Налогового кодекса.

Таким образом, если работник числится занятым на работе с особыми условиями труда, поименованной в пунктах 1 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, то на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.

В случае если работник часть месяца числился занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а часть месяца — на работах с нормальными условиями труда (при переводе в установленном порядке), то в таком месяце он считается частично занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда и, соответственно, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, за исключением сумм, поименованных в статье 422 Налогового кодекса, пропорционально количеству дней, когда работник числился занятым на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, в общем количестве календарных дней отчетного месяца.

В случае если работник, занятый на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в пунктах 1 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, в течение месяца числится занятым на нескольких рабочих местах, в отношении которых установлены различные классы (подклассы) условий труда по результатам аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда или же отсутствуют результаты аттестации и специальной оценки условий труда, страховые взносы исчисляются плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений по соответствующим дополнительным тарифам, предусмотренным статьей 428 Налогового кодекса, пропорционально количеству дней (часов), когда работник числился занятым на соответствующем рабочем месте, в общем количестве календарных дней (часов) отчетного месяца.

 

На какую дату определять доход в виде премий для целей НДФЛ

Документ: Письмо Минфина России от 04.04.2017 № 03-04-07/19708

Текст письма: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письма по вопросу определения даты фактического получения сотрудниками организации дохода в виде премий для целей уплаты налога на доходы физических лиц и сообщает следующее.

Согласно пункту 3 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 Кодекса при получении доходов в денежной форме дата фактического получения налогоплательщиком дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

При этом согласно пункту 2 статьи 223 Кодекса датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

С учетом указанных положений статьи 223 Кодекса, а также принимая во внимание позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 16.04.2015 N 307-КГ15-2718, по мнению Департамента, датой фактического получения дохода в виде премий, являющихся составной частью оплаты труда и выплачиваемых в соответствии с трудовым договором и принятой в организации системой оплаты труда на основании положений Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс), в соответствии с пунктом 2 статьи 223 Кодекса признается последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен указанный доход в соответствии с трудовым договором (контрактом).

При этом дата фактического получения дохода в виде иных премий, не относящихся в соответствии с Трудовым кодексом к оплате труда, в соответствии с пунктом 1 статьи 223 Кодекса определяется как день выплаты указанного дохода налогоплательщику, в том числе перечисления на счет налогоплательщика в банке.

 

 Вопрос- ответ

Какую сумму можно удержать из зарплаты сотрудника по его инициативе?

Удержания из зарплаты сотрудника по его инициативе проводите без ограничений.

Закон об исполнительном производстве ограничивает размеры удержаний по исполнительным документам (ст. 99 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ). Трудовой кодекс РФ устанавливает основания и нормативы удержаний по распоряжению организации (ст. 138 ТК РФ). Других ограничений на размер удержаний законодательство не накладывает.

Поэтому по инициативе сотрудника из его заработка может удерживаться до 100 процентов дохода, но только после того, как из суммы дохода будет удержан НДФЛ (абз. 2 п. 1 ст. 210 НК РФ).

Правомерность удержания из зарплаты любых сумм по желанию сотрудника подтверждает письмо Роструда от 16 сентября 2012 г. № ПР/7156-6-1.

Есть вопросы по охране труда или кадровому делопроизводству?
Наши специалисты будут рады помочь вам их решить!