Обзор для кадровика за период с 05.05.2017 по 11.05.2017

Изменения в законодательстве

Подписан закон об электронных больничных

Документ: Федеральный Закон от 1 мая 2017 г. № 86-ФЗ. О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Вступает в силу: 01 июля 2017г.

Опубликован Закон от 1 мая 2017 г. № 86-ФЗ, согласно которому все медицинские организации с 1 июля 2017 года начнут оформлять больничные листки в электронном виде.

Согласно тексту закона с 1 июля 2017 года электронные больничные начнут действовать наравне с привычными бумажными. Выдавать их смогут все клиники, у которых есть электронная подпись. Как будут работать электронные больничные, смотрите на схеме.

Чтобы работать с электронными листками, работодателю потребуется личный кабинет на cabinets.fss.ru. Здесь кадровый специалист увидит больничный сотрудника и заполнит свою часть листка. Пока кабинет работает в тестовом режиме. Но в ФСС России сообщили, что кабинет заработает в полном режиме к июню.

Страхователь вправе не открывать личный кабинет и не подключаться к электронному обмену больничными. Сотрудники такой организации смогут получить только бумажные листки.

Если клиника и работодатель участвуют в электронном обмене, сотрудник сможет решить, какой брать больничный – бумажный или электронный.

Электронный больничный удобнее бумажного. Его проще заполнять, так как не нужно следить за цветом чернил, размером букв, расположением печати. Кроме того, кадровые специалисты избавятся от необходимости вычислять подделки.

Напомним, в 2016 году в рамках пилотного проекта электронные больничные выдавали в поликлиниках Москвы, Астраханской и Белгородской областей, Республики Татарстан. Эксперимент прошел успешно.

Работодателей обязали проводить вводные инструктажи по гражданской обороне

Документ: Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. № 470

Вступил в силу: 02 мая 2017г.

Со 2 мая все работодатели должны проводить курсовое обучение в области гражданской обороны.

В силу вступило постановление Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. № 470, в котором для юридических лиц предусмотрели дополнительные обязанности:

  • разрабатывать программу вводного инструктажа по гражданской обороне;
  • организовывать и проводить обучение с сотрудниками в течение первого месяца их работы;
  • планировать и проводить учения и тренировки по гражданской обороне.

За невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны установлена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Ниже сравнительный анализ редакций «Положения о подготовке населения в области гражданской обороны»

В редакции Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332 В редакции Постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470
5. В целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны:….

…г) организации:

разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны;

осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;

 

5. В целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны:….

…г) организации:

разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;

осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации;

создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;

разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;

организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;

планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне;

Вопрос-ответ

Нужно ли доплачивать заместителю за исполнение обязанностей директора?

Если в трудовом договоре или должностной инструкции заместителя указано, что он исполняет обязанности руководителя во время его отсутствия, то доплачивать не нужно. Это обычные обязанности сотрудника. Чиновники и суд с этим согласны (письма Минздравсоцразвития России от 12 марта 2012 г. № 22-2-897, Роструда от 24 мая 2011 г. № 1412-6-1, апелляционное определение Московского областного суда от 28 мая 2014 г. № 33-11581/2014).

Если в трудовом договоре или должностной инструкции заместителя такой обязанности нет, то доплатить придется. Причем размер доплаты нужно зафиксировать в дополнительном соглашении и приказе (ст. 60.2, 151 ТК РФ).

Как и. о. директора указывать свою должность на документах?

Если вы оформили временное замещение, то есть исполнительный директор будет выполнять дополнительную работу наряду с основной, то подписывать документы он может двумя способами. Он вправе указывать «и. о. генерального директора» либо свою основную должность «исполнительный директор». При этом ставить косую черту не нужно. Законом это не предусмотрено (п. 3.22 ГОСТ Р 6-30/2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст). Чтобы подтвердить полномочия, сотрудник может рядом со своей подписью дополнительно делать ссылку на приказ, по которому ему временно поручили замещать генерального директора и исполнять его обязанности.

Если вы оформили временный перевод, то есть исполнительный директор будет выполнять только работу генерального директора, то на документах нужно указывать должность «генеральный директор».

Что писать в трудовом договоре, если спецоценку еще не проводили?

С 1 января 2014 года условия труда на рабочем месте нужно включать в трудовой договор. Если инспектор не найдет этой информации в документе, он потребует его исправить. То, что работник устроился работать раньше 2014 года, не освободит компанию от этой обязанности. Договор все равно нужно дополнить этим условием (решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 28 июня 2016 г. по делу 12-136/2016, письмо Роструда от 20 ноября 2015 г. № 2628-6-1). Спустя три года не все работодатели разобрались, как это сделать.

Если спецоценку не проводили, в договоре пропишите общие характеристики рабочего места.

Определить условия труда на рабочем месте «на глазок» работодатель не может. Ему нужно организовать спецоценку. Но когда речь идет о новом рабочем месте, то у него есть год, чтобы ее провести (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г.). Однако до этого момента в трудовом договоре все равно нужно зафиксировать, в каких условиях работает сотрудник. В этом случае достаточно прописать общие характеристики рабочего места. К ним можно отнести описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним (письмо Минтруда России от 14 июля 2016 г. № 15-1/ООГ-2516).

…Работнику предоставляется рабочее место в кабинете у окна, рабочий стол, стул. Работник осуществляет работу с использованием компьютера и оргтехники…

 

Разъяснения официальных ведомств

О сроках выплаты заработной платы, о размере выплаты заработной платы за полмесяца

Документ: Письмо Минтруда России от 03.02.2016 № 14-1/10/В-660

Текст письма: В связи с участившимися обращениями по вопросу о сроках выплаты заработной платы, а также о размере выплаты заработной платы за полмесяца, Минтруд России сообщает.

Согласно абзацу 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Абзац 7 части 2 статьи 22 Кодекса предусматривает, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Кодексом коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии с частью шестой статьи 136 Кодекса заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Таким образом, Кодекс устанавливает требование о максимально допустимом промежутке времени между выплатами частей заработной платы при регламентации относительно вопроса конкретных сроков ее выплаты на уровне работодателя.

Однако работодателю, кроме формального выполнения требований статьи 136 Кодекса о выплате заработной платы не реже двух раз в месяц, при определении размера выплаты заработной платы за полмесяца следует учитывать фактически отработанное сотрудником время (фактически выполненную им работу).

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня (часть 8 статьи 136 Кодекса).

Если нормы локальных нормативных актов или коллективного договора организации субъекта Российской Федерации противоречат действующему трудовому законодательству, то данные нормы считаются недействительными.

Л.Ю.Ельцова

Есть вопросы по охране труда или кадровому делопроизводству?
Наши специалисты будут рады помочь вам их решить!