Обзор для кадровика за период с 29.06.2017 по 05.07.2017

Изменения в законодательстве

Подросткам установили четырехчасовой рабочий день

Документ: Федеральный закон от 01.07.2017 N 139-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Вступает в силу:  с 12 июля 2017 года.

Президент РФ подписал закон № 139-ФЗ, согласно которому изменили продолжительность ежедневной работы подростков. Согласно тексту закона подросткам в возрасте от 14 до 15 лет при приеме на работу можно установить рабочий день не более четырех часов. Эта норма ранее не была отражена в ТК РФ.

Кроме того в новой редакции ТК РФ четко разграничили и конкретизировали отдельные моменты трудовых отношений с несовершеннолетними, свободными от занятий, и совмещающими работу с учебой.

Обратите внимание, какие конкретно изменения внесли в Трудовой кодекс Российской Федерации (выдержка из закона  № 139-ФЗ1):

1) части вторую и третью статьи 63 изложить в следующей редакции:

«Лица, получившие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Лица, достигшие возраста пятнадцати лет и в соответствии с федеральным законом оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.

С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.»;

2) часть четвертую статьи 92 изложить в следующей редакции:

«Продолжительность рабочего времени лиц в возрасте до восемнадцати лет, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, не может превышать половины норм, установленных частью первой настоящей статьи для лиц соответствующего возраста.»;

3) абзацы второй и третий части первой статьи 94 изложить в следующей редакции:

«для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет — 4 часа, в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 7 часов;

для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 4 часа;».

 

Опять изменили сроки хранения кадровых документов

Документ: Федеральный закон от 18.06.2017 № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Вступил в силу: 18 июня 2017 г.

Сроки хранения кадровых документов теперь исчисляйте с момента окончания их делопроизводством, а не с даты создания, как было раньше.

Такие изменения в Закон об архивном деле внес Федеральный закон от 18.06.2017 № 127-ФЗ. Так, документы, которые вы закончили делопроизводством до 31 декабря 2002-го, храните 75 лет. Документы, которые закончили делопроизводством с 1 января 2003-го, храните 50 лет.

Не забудьте, что в 2016-м уже меняли сроки хранения документов. Те, что созданы начиная с 2003 года теперь нужно хранить 50 лет (Федеральный закон от 02.03.2016 № 43-ФЗ).

В Закон об архивном деле добавили статью 21.1.  В ней написано, что сроки хранения кадровых документов устанавливают законы и иные правовые акты, в т. ч. перечнями. Поэтому применяйте Перечень, который утвердил Минкультуры приказом от 25.08.2010 № 558.

 

31 мая президент снял запрет нанимать на работу граждан Турции

Документ: Указ Президента Российской Федерации от 31.05.2017 N 244

Вступил в силу:  31 мая 2017 год

Отмена запрета позволит работодателям и заказчикам работ, услуг привлечь больше сотрудников.

Запрет заключать трудовые и гражданско-правовые договоры с гражданами Турции действовал с января прошлого года. Он касался работодателей и заказчиков, которые не успели заключить договоры до указанной даты. При этом были компании, в отношении которых запрет:

  • не действовал;
  • действовалне полностью. Последние не могли с января 2016 года принять на работу больше граждан Турции, чем у них числилось по состоянию на 31 декабря 2015 года.

В Москве выросла минимальная заработная плата

В Москве с 1 июля выросла минимальная заработная плата. Она составляет 17 642 руб. вместо 17 561 руб.

Повышение связано с тем, что МРОТ в Москве привязана к региональному прожиточному минимуму, а он увеличился на 81 руб.

В соответствии с пунктом 3.1.1. Московского трехстороннего соглашения на 2016-2018 годы, размер минимальной заработной платы в городе Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы. Предыдущее повышение МЗП произошло с 1 октября 2016 года, потом прожиточный минимум уменьшался, и минимальная зарплата не повышалась, поскольку в пункте 3.1.2 соглашения установлено, что в случае снижения величины минимума размер МРОТ сохраняется на прежнем уровне.

Вопрос-ответ

Можно ли разместить персональные данные своих сотрудников на корпоративном сайте?

Нет, нельзя.

Персональные данные сотрудника – это информация, необходимая организации и относящаяся к определенному физическому лицу (конкретному сотруднику). Примерами такой информации может быть фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место проживания и т. д. Об этом говорится в пункте 1 статьи 3 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Размещение персональных данных на корпоративном сайте организации является распространением информации, которое возможно только с письменного согласия сотрудника (ст. 88 ТК РФ).

Совет: условия о размещении персональных данных сотрудников на корпоративном сайте пропишите в Положении о работе с персональными данными. При этом к нему составьте приложение, в котором укажите список сотрудников согласных (или несогласных) на размещение персональных данных. Таким образом, требование статьи 88 будет выполнено, и организация сможет разместить персональные данные сотрудников, согласных с таким размещением, на корпоративном сайте.

В целях обеспечения прав своих сотрудников организация и ее представители при обработке персональных данных обязаны соблюдать требования, регламентируемые статьей 86 Трудового кодекса РФ. Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих защиту персональных данных, привлекаются к административной и уголовной ответственности (ст. 90 ТК РФ). Или могут быть уволены с формулировкой «за разглашение персональных данных другого сотрудника на основании подпункта «в» пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ».

Если сотрудник-донор самовольно вышел на работу в день сдачи крови, то дополнительный день отдыха за этот день можно не предоставлять?

Минтруд России в письме от 12 мая 2017 г. № 19-0/В-422 и Роструд в письме от 19 мая 2017 г. № ПГ/09871-03-3 пояснили, что сотруднику, который в день сдачи крови вышел на работу, не согласовав это с работодателем, выходной день можно не предоставлять.

В день сдачи крови и ее компонентов работодатель обязан освободить сотрудника-донора от работы. Однако сотрудник может выйти на работу в этот день, для этого ему нужно согласовать выход на работу с работодателем. Если сотрудник вышел на работу самовольно, не получив согласия работодателя, дополнительный день отдыха за то, что сотрудник пришел на работу в день сдачи крови, предоставлять не нужно.

При этом за сотрудником в любом случае остается право на дополнительный выходной после дня сдачи крови и ее компонентов.

 

Разъяснения официальных ведомств

Минздрав разъяснил некоторые вопросы по донорам

Документ:  Письмо Минздрава России от 18.05.2017 № 12-2/1101

Текст письма: Правовой департамент Министерства здравоохранения Российской Федерации, рассмотрев по компетенции обращение, сообщает следующее.

Отмечаем, что согласно Федеральному закону от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» (далее — Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ) и Положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, Министерство здравоохранения Российской Федерации не наделено полномочиями по даче официальных разъяснений законодательства Российской Федерации о донорстве крови и ее компонентов, в связи с чем изложенная позиция является мнением специалистов Правового департамента.

  1. По вопросу о нормативных правовых актах, устанавливающих периодичность сдачи крови и (или) ее компонентов.

Правовые, экономические и социальные основы развития донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации в целях заготовки, хранения, транспортировки донорской крови и ее компонентов, обеспечения ее безопасности и клинического использования, а также охраны здоровья доноров крови и ее компонентов, реципиентов и защиты их прав установлены Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ донация крови и (или) ее компонентов представляет собой процесс взятия донорской крови и (или) ее компонентов.

Понятие кроводача не употребляется в Федеральном законе от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ, однако этот термин используется в Порядке медицинского обследования донора крови и ее компонентов, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 сентября 2001 г. N 364 (далее — Порядок).

Исходя из положений абзаца четвертого раздела I Порядка, в зависимости от периодичности сдачи крови и ее компонентов доноры подразделяются на активных (кадровых) доноров, имеющих 3 и более крово(плазма, цито)дач в году, и доноров резерва, имеющих менее 3 крово(плазма, цито)дач в году.

Пунктом 2.3 Порядка установлено, что при определении допуска к донорству, вида донорства и объема взятия крови или ее компонентов врач руководствуется перечнем противопоказаний к донорству крови и ее компонентов, нормами состава и биохимических показателей периферической крови, интервалами между видами донорства (в днях) (приложения 2 — 4 к Порядку) и нормативами, устанавливающими, что максимально допустимое число кроводач в год у мужчин 5, у женщин 4.

В свою очередь, конкретные интервалы между различными видами донорства (в днях) изложены в приложении 4 к Порядку (далее — таблица интервалов). Так, например, интервал между кроводачей и последующей кроводачей должен составлять 60 дней, а интервал между кроводачей и плазмаферезом — 30 дней. При этом таблица интервалов не дифференцирует доноров крови и (или) ее компонентов по половому признаку, исходя из чего можно сделать вывод, что указанные интервалы равнозначно применимы как к мужчинам, так и к женщинам.

Правовая конструкция понятия «донация крови и (или) ее компонентов» позволяет разграничить донацию крови (кроводачу) и донации компонентов крови, к которым пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ отнесены эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма, криопреципитат (например, плазмодача, плазмаферез).

Следовательно, ограничения количества кроводач, установленные Порядком, относятся к ограничениям в отношении донации крови, но не в отношении донации плазмы крови или иных компонентов донорской крови.

Так, к примеру, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1069н «Об утверждении случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату, а также размеров такой платы» предусмотрена возможность допуска к сдаче плазмы, тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов, в случае, если указанные компоненты крови сдаются методом афереза.

  1. По вопросу о праве медицинской организации принимать кровь и (или) ее компоненты в случае превышения донором крови и (или) ее компонентов максимально допустимого числа кроводач, а также об ответственности медицинских организаций.

Условие о превышении максимально допустимого числа кроводач не отнесено к противопоказаниям к донорству крови и ее компонентов, перечень которых изложен в приложении 2 к Порядку.

Ответственность медицинских организаций в сфере охраны здоровья установлена статьей 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно частям 2 и 3 которой медицинские организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, статьей 19 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ предусмотрено осуществление государственного контроля в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов, включающего в себя лицензионный контроль в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения) и государственный контроль за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов при осуществлении контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (осуществляется Федеральным медико-биологическим агентством).

  1. По вопросу о льготах, предоставляемых работнику в случае превышения максимально допустимого числа кроводач.

Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ предусмотрены меры социальной поддержки доноров, безвозмездно сдавших кровь и (или) ее компоненты, а также лиц, награжденных нагрудным знаком «Почетный донор России».

Так, исходя из положений статьи 22 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ, донор крови и (или) ее компонентов, безвозмездно сдавший кровь, обеспечивается бесплатным питанием, а также правом на первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение.

В свою очередь статьей 23 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ закреплены меры социальной поддержки лиц, награжденных нагрудным знаком «Почетный донор России» (предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года в соответствии с трудовым законодательством, внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение, предоставление ежегодной денежной выплаты).

Статьей 26 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ к обязанностям работодателя отнесено оказание содействия субъектам обращения донорской крови и (или) ее компонентов в привлечении доноров к сдаче крови и (или) ее компонентов, предоставление работникам, сдавшим кровь и (или) ее компоненты, гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, а также предоставление безвозмездно необходимых помещений для донации.

Гарантии и компенсации работникам в случае сдачи ими крови и (или) ее компонентов закреплены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Так, согласно статье 186 ТК РФ в день сдачи крови и (или) ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы.

Если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и (или) ее компонентов вышел на работу (за исключением работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха.

В случае сдачи крови и (или) ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха.

После каждого дня сдачи крови и (или) ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.

При сдаче крови и (или) ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Исходя из вышеизложенного, предоставление гарантий и компенсаций донорам крови и (или) ее компонентов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, обусловлено осуществлением работником сдачи крови и (или) ее компонентов, либо прохождением соответствующего медицинского осмотра, что должно быть подтверждено документально.

Какие-либо иные условия предоставления гарантий и компенсаций работнику в зависимости от количества донаций законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

 

Судебная практика

Изменение названия должности трудовую функцию не меняет

Источник: Постановление ВС РФ от 02.05.2017 № 45-АД17-7

Работодатель вправе изменять название должности и корректировать объем должностных обязанностей по ней.

Учреждение изменило наименование должности «тренер-преподаватель» на «тренер». Также с тренеров сняли ряд обязанностей. Инспектор труда в ходе проверки посчитал, что учреждение изменило трудовую функцию тренеров. За это он оштрафовал его на 30 тыс.  по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Суды трех инстанций оставили штраф в силе.

Только жалоба в Верховный суд РФ стала результативной. Высшая судебная инстанция указала следующее. Во-первых, с тренеров сняли только часть обязанностей. При этом основные обязанности не были затронуты. Во-вторых, ни один тренер не отказывался работать в новых условиях.

Таким образом, суд заключил, что изменение названия должности с одновременным снижением объема должностных обязанностей в данном случае трудовую функцию тренеров не затронули. В итоге суд отменил постановления нижестоящих инстанций и освободил учреждение от наказания в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Есть вопросы по охране труда или кадровому делопроизводству?
Наши специалисты будут рады помочь вам их решить!