Обзор для специалиста по охране труда за период с 08.06.2017 по14.06.2017

Законопроекты

ФСС планирует внедрить систему «бонус-малус» для управления показателями производственного травматизма

Фонд социального страхования совместно с Минтрудом, профсоюзами и работодателями провел семинар, посвященный итогам 3-х летнего действия процедуры специальной оценки условий труда (СОУТ). Все участники семинара признали эту систему наилучшей в сфере оценки безопасности рабочих мест на сегодняшний день. Однако, со стороны профсоюзов к методике СОУТ всё же имеются замечания. Они планируют направить их для рассмотрения в Роструд.

В ходе семинара ФСС предложил разработать систему «бонус-малус» (в переводе с латинского «хороший-плохой») в сфере управления показателями травматизма на производстве. Подобная  система сейчас существует в автостраховании, учитывает безаварийную езду.

Оценке подвергнется связь между уровнем травматизма на производстве и размером страхового тарифа. В случае увеличения числа случаев травматизма предприятие получит штрафные коэффициенты к тарифу, а при уменьшении – получит скидку к тарифу.

Напомним, сейчас скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются и устанавливаются ФСС ежегодно. Их размер не должен превышать 40 % от установленного страхового тарифа. Для установления скидок и надбавок анализируется деятельность предприятия за 3 года в сфере охраны труда. Учитываются сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, а также число страховых случаев (несчастный случай на производстве профзаболевание) и связанных с ними характеристик (сумма выплат, число дней нетрудоспособности).
Кроме того, на семинаре обсуждался вопрос увеличения доли отчислений по страховым взносом при осуществлении мероприятий по предупреждению травматизма. Сейчас данная величина составляет 20 %. В будущем планируется увеличить долю до 30 %, а также расширить перечень предупредительных мероприятий.

Предложения по актуальным проблемам охраны труда на производстве внесли и работодатели. Так, начальник отдела охраны труда ПАО «Газпром» Сергей Ивенков отметил необходимость совершенствования системы обязательных медицинских осмотров работников. Качество проведения медосмотров далеко от идеала. Например, 27 летчиков корпоративной авиакомпании ПАО «Газпром» перед выходом на пенсию одновременно объявили об инвалидности по слуху. Хотя до этого медосмотр ни у кого из них не выявлял данных патологий.

К тому же, информация о результатах медосмотров и  выявленных пограничных состояний здоровья у сотрудников на сегодняшний день недоступна для предприятий. Доступ к таким данным позволит работодателю применить меры для лечения работников, перевода их на рабочие места с безопасными условиями труда. Как раз это и будет способствовать своевременному выявлению предпосылок к профзаболеваниям.

Также представитель «Газпрома» высказал интересную идею о законодательной привязке дополнительного отпуска по вредности к оздоровлению работников. «Если человек отказывается использовать предоставленные предприятием возможности по укреплению здоровья, он должен и сам нести ответственность за возможные последствия. Такой же подход может применяться в случае, если человек на опасном производстве не выходит на пенсию в установленный срок», — заявил Сергей Ивенков. Отметим, что «Газпром» располагает собственной системой добровольного медицинского страхования, а также базой профилакториев.
Радует активное участие профильных служб предприятий в мероприятиях подобного рода. Надеемся, что обсуждение актуальных вопросов в сфере охраны труда в рамках семинара будет способствовать разработке новых законодательных инициатив.

Разъяснения официальных ведомств

Разъяснения МЧС России об организации вводного инструктажа по ГО и ЧС

Документ: Письмо МЧС России от 31.05.2017 № 23-10-676

2 мая 2017 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. № 470 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841». Согласно этому документу все организации обязаны обучать своих сотрудников гражданской обороне. Однако многие наши подписчики при уточнении информации у территориальных органов МЧС России получают ответ, что обязанность проводить вводные инструктажи и курсовое обучение касается только организаций, которым присвоены категории по гражданской обороне и которые продолжают работу в военное время. Органы МЧС ссылаются на постановление Правительства РФ от 19 сентября 1998 года № 1115. В нем указано, что подготовку в области гражданской обороны проводят только определенные категории организаций. При этом согласно постановлению Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. № 470 вводный инструктаж и курсовое обучение должны проводить со 2 мая 2017 г все организации без исключений.

В связи с этим прошу разъяснить, все ли организации, независимо от организационно-правовой формы, численности и направления деятельности, должны проводить вводные инструктажи и курсовое обучение по гражданской обороне. Есть ли исключения по выполнению требований постановления № 470?

Текст письма:

Одной из форм подготовки работников организаций в области гражданской обороны (далее — ГО), установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 470 является прохождение вводного инструктажа по ГО по месту работы.

В целях реализации подготовки, организации разрабатывают для работников программу проведения вводного инструктажа по ГО, с учетом специфики деятельности организации и ее территориального расположения. Вводный инструктаж по ГО обязаны проходить все вновь принятые работники организаций в течение первого месяца работы.

Организации осуществляют курсовое обучение работников по программе (далее — программа курсового обучения), разрабатываемой на основе Примерной программы курсового обучения работающего населения в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (утв. Министром МЧС России от 22.02.2017 № 2-4-71-8-14). Занятия проводятся ежегодно, в объеме не менее 16 часов.

В программе вводного инструктажа по ГО предусматривается отработка следующих вопросов:

общие сведения о специфике и особенностях производства и деятельности организации по условиям защиты от ЧС и опасностей военных конфликтов;

доведение установленного в организации порядка оповещения работников об угрозе и возникновении опасностей и ЧС;

отработку практических действий работников по сигналу оповещения «Внимание всем»;

ознакомление с порядком действий при объявлении эвакуации;

ознакомление с местами расположения средств индивидуальной и коллективной защиты (при их наличии) и порядком их применения;

практическое использование индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи, а при их отсутствии практическое изготовление и применение подручных средств защиты органов дыхания и кожи;

знакомство с ответственностью работников за не соблюдение требований ГО и защиты от ЧС.

При разработке программы курсового обучения организации могут вносить изменения в содержания тем и определять время на их изучение без сокращения общего количества часов.

Для проведения занятий приказом (распоряжением) руководителя организации назначаются руководители занятий, которые в свою очередь проходят соответствующее обучение. Занятия по правилам оказания первой помощи проводятся с привлечением соответствующих специалистов.

Учет проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятий в журналах, определенных Рекомендациями по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (утв. заместителем Министра МЧС России от 02.12.2015 № 2-4-87-46-11).

Знания и умения, полученных при освоении программы курсового обучения, совершенствуются в ходе участия работников организаций в тренировках и комплексных учениях по ГО и защите от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с приказом МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Благодарим Вас за оказанное внимание к вопросам подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуациях.

Заместитель начальника
Управления организации
информирования населения
В.Х. Щегрикович

 

Руководитель – единственный участник проводит инструктаж по охране труда сам себе

Документ: Письмо Роструда от 27.04.2017 № ПГ/08346-03-3

Роструд в письме от 27 апреля 2017 г. № ПГ/08346-03-3 пояснил, как проходить вводный инструктаж по охране труда директору организации, который является ее единственным участником.

Инструктаж по охране труда – обязательная процедура, которую должны проходить все без исключения сотрудники, в том числе и директор организации.

Вне зависимости от того, есть в организации специалист по охране труда или нет, работодатель вправе возложить обязанности, связанные с проведением инструктажа по охране труда, на другого работника. Кроме того, ответственным за проведение инструктажа по охране труда может быть и сам директор организации. В таком случае если единственный участник является директором и с ним заключен трудовой договор, то проводить инструктаж по охране труда он будет сам себе.

При этом вышеуказанные обязанности можно возложить только на работника, который прошел обучение и проверку знаний требований охраны труда в обучающих организациях.

Текст письма:

Федеральной службой по труду и занятости в пределах компетенции рассмотрено обращение, по результатам рассмотрения сообщаем следующее.

Согласно пункту 2.1.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (далее — Порядок), все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

В этой связи поясняем, что вне зависимости от того, есть в организации специалист по охране труда или нет, работодатель вправе возложить обязанности, связанные с проведением вводного инструктажа по охране труда, на другого работника. В данном случае это будет директор, если с ним заключен трудовой договор, который и будет проводить вводный инструктаж себе. В соответствии с мнением Верховного Суда Российской Федерации, выраженным в Определении от 28.02.2014 № 41-КГ13-37, на руководителя — единственного участника общества распространяются нормы трудового законодательства, если с ним оформлен трудовой договор.

При этом необходимо учитывать, что вышеуказанные обязанности можно возложить только на работника, который прошел обучение и проверку знаний требований охраны труда в обучающих организациях, аккредитованных в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

Заместитель начальника
Управления государственного
надзора в сфере труда
Л.В. Коваль

 

Очередные разъяснения Минтруда о медосмотрах

Документ: Письмо от 28 апреля 2017 года № 15-2/ООГ-1224 «О прохождении обязательных предварительных медицинских осмотров»

Текст письма:

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по вопросу, связанному с прохождением обязательных предварительных медицинских осмотров, и сообщает следующее.

Согласно статье 69 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 213 Кодекса работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Таким образом, в случае если работник был уволен (с расторжением трудового договора), а затем принят на ту же работу, на него распространяются все требования трудового законодательства, в том числе в части прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра.

 

Заместитель директора

Департамента условий

и охраны труда

Т.М.Жигастова

 

Документ: Письмо от 12 мая 2017 года № ПГ/08696-03-3 « О проведении обязательных предварительных и периодических медицинских  осмотров»

Текст письма:

Федеральной службой по труду и занятости в пределах компетенции рассмотрено обращение, по результатам рассмотрения сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 5.5.4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 324, Роструд осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Мнение Роструда по вопросам, содержащимся в вашем обращении, не является разъяснением к нормативно-правовым актам, а отражает исключительно мнение Роструда по существу поставленных вопросов.

Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров регламентировано приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее — Приказ 302н).

Согласно пункту 2 Приложения № 3 Приказа 302н обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее — предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора.

Предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем. В свою очередь направление заполняется на основании утвержденного работодателем списка контингентов. Включению в списки контингента согласно пункту 19 Приложения № 3 Приказа 302н подлежат работники:

— подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), согласно приложению № 1 к Приказу 302н, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда), могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности;

— выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно приложению № 2 к Приказу № 302н.

Исходя из изложенного полагаем, что прохождение предварительных осмотров во всех указанных в обращении случаях необходимо в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Однако в случае наличия гражданско-правового договора между работодателем и медицинской организацией полагаем возможным в случаях, указанных в обращении, получение работником, ранее проходившим предварительный медицинский осмотр в этой организации, заключения о прохождении предварительного медицинского осмотра без повторного его прохождения при условии не истечения предусмотренного срока периодичности прохождения медицинских осмотров.

 

Заместитель

начальника Управления

государственного надзора

в сфере труда

Л.В.Коваль

 

Вопрос- ответ

Кто обязан проводить спецоценку, если работодатель арендует площадь с рабочими местами для сотрудников?

Организовать проведение спецоценки должен работодатель, даже если он арендует площадь с рабочими местами для своих сотрудников (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). При этом не имеет значения, на основании какого права работодателю принадлежат эти помещения: права собственности или аренды.

Обоснование: Путаница со спецоценкой офисных рабочих мест, которые сдают в аренду, происходит из-за неправильного понимания терминологии. В Трудовом кодексе есть определение рабочего места: это место, где сотрудник находится или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Обязанность провести спецоценку возникает у работодателя с того момента, когда он создал рабочее место и принял на него сотрудника.

В объявлениях арендодателей речь тоже идет о рабочем месте. Но в этом случае владелец помещения имеет в виду просто отдельно оборудованное место, где стоят столы, стулья, компьютер и даже оргтехника. В таком офисе будут трудиться только работники арендатора (работодателя), он и должен по закону проводить спецоценку.

Обязанность провести спецоценку возникает с момента, когда работодатель создал рабочее место. Для этого должны быть выполнены три условия:

  • у работодателя есть единица в штатном расписании;
  • рабочее место физически существует (работодатель поставил стол, стул, компьютер, оборудование, провел электропитание);
  • на рабочее место трудоустроен сотрудник.

При переезде в новый офис нужно будет заново проводить внеплановую спецоценку. Закон отводит на это год.

Должен ли работодатель при увольнении работника удерживать остаточную стоимость спецодежды и спецобуви?

Допустим, работник устроился на работу 1 марта, а уволился — 1 апреля. Ему была выдана спецодежда. Когда он увольняется, что необходимо сделать с выданной спецодеждой? Работник ее возвращает или оставляет себе, и мы удерживаем с него стоимость СИЗ? Как поступать правильно?

Работник при увольнении обязан вернуть работодателю полученные СИЗ, потому что они — собственность работодателя.

Если сотрудник не возвратил средства защиты, вы можете потребовать возместить их стоимость.

Обоснование: Спецодежда, которую выдали работникам, — это собственность организации, и сотрудник должен ее вернуть при увольнении (п. 64 раздела VII Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утв. приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н).

Вы не имеете права удерживать с работника стоимость спецодежды, если работник при увольнении вернул выданные средства индивидуальной защиты.

Что делать, если работник при увольнении не вернул выданные ему СИЗ? Вы можете потребовать возместить прямой действительный ущерб работодателю (ст. 238 ТК РФ). Потому что расторжение трудового договора не освобождает работника от материальной ответственности за невозврат спецодежды.

Закон позволяет работодателю потребовать возмещения стоимости спецодежды, срок использования которой не истек, с учетом степени ее износа, т. е. остаточной стоимости СИЗ (ст. 246 ТК РФ). Вы вправе удержать из зарплаты работника сумму, не превышающую размера среднего месячного заработка работника (ст. 248 ТК РФ).

Если работник не согласен возместить причиненный ущерб добровольно, работодатель может обратиться в суд с иском о возмещении ущерба. Срок исковой давности для обращения работодателя в суд равен одному году (абз. 2 ст. 392 ТК РФ).

Обратите внимание: Работодатель вправе требовать возврата спецодежды или оплаты ущерба, если работник получал СИЗ по правильно оформленным первичным документам.

Есть вопросы по охране труда или кадровому делопроизводству?
Наши специалисты будут рады помочь вам их решить!