Обзор для специалиста по охране труда за период с 29.06.2017 по 05.07.2017

Изменения в законодательстве

Минтранс утвердил порядок предрейсовой проверки транспортных средств

Документ: Приказ Минтранса России от 6 апреля 2017 г. № 141 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств»

Вступит в силу: с 24 декабря 2017г.

Скоро вступит в силу новый порядок предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, которые используют работодатели. Проверять и выпускать транспорт на линию будет контролер, к которому определили квалификационные требования. В ходе проверки он будет проверять работоспособность основных узлов и систем транспортного средства. Также определили обязательные реквизиты журнала регистрации результатов предрейсового контроля.

Выдержка из п. 11 Приказа № 141 от 06.04.17г.

«… Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения предрейсового контроля. Журнал регистрации результатов предрейсового контроля должен содержать следующие реквизиты:

1) наименование марки, модели транспортного средства;

2) государственный регистрационный знак транспортного средства;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства;

4) фамилия, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего предрейсовый контроль;

5) дата, время проведения предрейсового контроля;

6) показания одометра (полные км пробега) при проведении предрейсового контроля;

7) отметка о прохождении предрейсового контроля;

8) подпись водителя транспортного средства;

9) подпись контролера, проводившего предрейсовый контроль.

В журнале регистрации результатов предрейсового контроля допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления перевозок автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Напомним, что  квалификационные требования к контролерам технического состояния транспорта определены приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»  (с изменениями в редакции приказа Минтранса России от 02.03.2017 N 76).

Так согласно нормативному документу к  контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

— наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

— наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;

— наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

Работодателей еще на 5 лет обяжут соблюдать нормы трудового законодательства СССР и РСФСР

С 1 июля 2017 года надзорные органы не вправе проводить проверки требований, которые установлены в нормативных актах СССР и РСФСР (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).

Но Министр труда Максим Топилин считает, что это может повлечь нарушение прав работников. Потому что есть ряд вопросов, содержащихся в актах СССР и РСФСР, которые должны по-прежнему подлежать проверкам:

  • досрочные пенсии — списки работ, производств, профессий;
  • льготы — районные коэффициенты и надбавки;
  • квалификационные требования — ЕТКС, ЕКС.

Правительство России поддержало Минтруд. Оно одобрило законопроект, который снимает запрет проверки требований, установленных нормативными актами СССР и РСФСР по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений. При этом возможность проверки указанных требований ограничат сроком — 1 июля 2022 года, то есть пятью годами.

Источник: Минтруд России

 

Разъяснения официальных ведомств

О присвоении I группы по электробезопасности

Документ: Письмо Ростехнадзора от 16.05.2017 № 10-00-12/1251

Текст письма:

  1. В ГОСТ 50571.1-93 «Электроустановки зданий» (п.п.3.1, 3.2) даны следующие определения:

    Электрооборудование — любое оборудование, предназначенное для производства, преобразования, передачи, распределения или потребления электрической энергии, например: машины, трансформаторы, аппараты, измерительные приборы, устройства защиты, кабельная продукция, электроприемники.

Электроустановка — любое сочетание взаимосвязанного электрооборудования в пределах данного пространства или помещения.

Таким образом, в соответствии с указанными выше определениями, персональный компьютер (далее — ПЭВМ) не является электроустановкой, а относится к электрооборудованию.

  1. В соответствии с п.1.1.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее — Правила), утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, зарегистрированным Минюстом России 22.01.2003 № 4145, Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие электроустановки (далее — Потребители).

Согласно разделу «Термины и определения» Правил эксплуатация — стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается или восстанавливается его качество. При этом эксплуатация изделия включает в себя в общем случае использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт (ГОСТ 25866-83).

Таким образом, Потребитель, эксплуатирующий электроустановки зданий, где установлено электрооборудование (ПЭВМ и др.), обязан проводить мероприятия по определению необходимости присвоения неэлектрическому персоналу группы I по электробезопасности.

На основании п.1.4.4 Правил перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности определяет руководитель Потребителя.

  1. Руководитель Потребителя определяет необходимость присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу, работающему на ПЭВМ, на основании нормативных документов по устройству и эксплуатации электроустановок (Правил устройства электроустановок и др.), исходя из анализа условий труда персонала с точки зрения опасности поражения электрическим током.

    В случае отсутствия условий опасности поражения электрическим током на рабочем месте с ПЭВМ руководитель Потребителя может оформить организационно-распорядительным документом свое решение об отсутствии необходимости присвоения I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу и составления соответствующего перечня должностей и профессий.

  2. В соответствии с требованиями п.1.4.4 Правил присвоение группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу проводится работником из числа электротехнического персонала данной организации, с группой по электробезопасности не ниже III. Присвоение группы I производится путем проведения инструктажа.

Допускается проведение инструктажа неэлектротехнического персонала организации с присвоением I группы по электробезопасности работником, имеющим III группу по электробезопасности, принятым на работу по совместительству.

Вопрос-ответ

Включают ли в Перечень для спецоценки рабочие места декретниц?

Специальная оценка условий труда на рабочем месте декретницы не может быть проведена.

Спецоценка не может быть проведена на вакантном рабочем месте, так как при отсутствии работника штатные производственные процессы не осуществляются. Провести внеплановую спецоценку на вакантном рабочем месте можно только после принятия на него работника (письмо Минтруда России от 14.03.2016 № 15–1/ООГ-1041 «О проведении спецоценки»)

Обоснование: При отсутствии работника штатные технологические процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Исследования и измерения вредных и опасных факторов проводятся при ведении технологических процессов. При этом учитывается:

  • производственное оборудование, на котором трудится сотрудник;
  • материалы и сырье, которые являются источниками вредных факторов (п. 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н).

Судебная практика

Мосгорсуд назначил работодателю один штраф вместо девяти

Источник: Решение Московского городского суда от 20.04.2017 по делу N 7-4839/2017, 7-4840/2017, 7-4841/2017, 7-4842/2017, 7-4843/2017, 7-4844/2017, 7-4845/2017, 7-4846/2017

Компания не организовала обязательное психиатрическое освидетельствование водителей, но допустила их к работе. Инспектор труда вынес девять постановлений о привлечении организации к ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначив по каждому штраф 110 тыс. руб.

Мосгорсуд с таким подходом не согласился. Он решил: независимо от количества работников, в отношении которых допущены нарушения, состав один. Все нарушения были обнаружены в рамках одной проверки и зафиксированы в одном акте. Постановления по делу об административном правонарушении инспектор труда также вынес в один день. Значит, и привлечь организацию к ответственности нужно однократно.

К похожим выводам суд уже приходил в марте этого года. Вместе с тем еще в июле, в октябре прошлого года Мосгорсуд высказывал иное мнение: за нарушение, допущенное в отношении каждого сотрудника, работодателю грозит отдельный штраф. Такой же позиции придерживается Роструд.

Новый подход Мосгорсуда может помочь работодателю избежать уплаты нескольких штрафов. Однако нужно быть готовым к спорам с контролирующими органами и к отстаиванию своей позиции в суде.

Есть вопросы по охране труда или кадровому делопроизводству?
Наши специалисты будут рады помочь вам их решить!