Обзор для специалиста по охране труда за период с 15.09.2017 по 28.09.2017г.

Изменения в законодательстве

Утверждена новая форма N 1-Т (условия труда), которая должна применяться с отчета за 2017 год

Приказом Росстата от 01.09.2017 N 566 утверждена новая форма N 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», которая должна применяться с отчета за 2017 год.  Форма должна предоставляться юридическими лицами (кроме субъектов малого предпринимательства). В форме отражаются сведения о:

  • состоянии условий труда;
  • гарантиях и компенсациях, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Также приказом определены указания по заполнению формы.

 

Законопроекты

Изменится Порядок обучения мерам пожарной безопасности

МЧС разработало новый проект Порядка обучения работников организаций мерам пожарной безопасности взамен Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645.

Это связано с принятием новых законов. Так, Федеральный закон от 30.12.2015 № 448-ФЗ внес новый термин — «обучение мерам пожарной безопасности». А Федеральный закон от 28.05.2017 № 100-ФЗ придал программам пожарно-технического минимума статус программ дополнительного профессионального образования. Теперь к обучению ПТМ можно применять нормы Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Новый Порядок позволит разработать единый подход в обучении требованиям пожарной безопасности. Он определит:

правила противопожарного инструктажа и обучения пожарно-техническому минимуму;

перечень вопросов для противопожарных инструктажей;

программы пожарно-технического минимума;

форму журнала противопожарных инструктажей.

 

Аттестация ответственных за БДД

До 16 сентября 2017 года продлится обсуждение проекта совместного приказа Минтранса и Минтруда, которым вводятся поправки в Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов.

Вот эти поправки:

в абзаце третьем пункта 1 слова «автомобильного, городского электрического и» исключить в приложении № 1 к Положению раздел «На автомобильном, электрическом городском наземном транспорте» исключить.

Это означает, что аттестация по приказу 13/11 будет проводиться только для лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов, движения промышленного транспорта.

В области обеспечения безопасности дорожного движения будут действовать закон «О безопасности дорожного движения», приказ Минтранса № 106 и приказ Минтранса №287.

Из этих нормативных правовых актов следует:

  • аттестация будет проводиться только для специалиста ответственного за обеспечение БДД. Контролеру и диспетчеру она не требуется. Так же, как и другим руководителям и замам, которые обеспечением БДД не занимались, но входили в Перечень должностей по приказу Минтранса №13/11;
  • аттестация по БДД специалиста ответственного за БДД должна будет проходить только один раз, так как периодичности нет ни законе, ни в приказе Минтранса №106;
  • периодическое повышение квалификации, которое было обязательным перед аттестацией тоже под вопросом, так как в статье 20 закона «О безопасности дорожного движения» в пункте 1 указано: «…создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения…». То есть посыл остается, а периодичность будет на усмотрение работодателя?

Изменят правила, как обеспечить работников смывающими и обезвреживающими средствами

Минтруд России предлагает изменить стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами». По проекту работодатели получат право сами выбирать, где указать нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств — в трудовом договоре или локальном акте. Напомним, что сейчас нормы указывают только в трудовом договоре. Кроме того, работодатель будет знакомить работников с нормами, которые им полагаются, под подпись.

Вопрос-ответ

Вправе ли работодатель потребовать от сотрудника пройти предварительный медосмотр, если законодательством такая обязанность не предусмотрена?

Обязательному предварительному и периодическим медосмотрам подлежат лица, не достигшие возраста 18 лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами (ст. 69 ТК РФ).

При этом обязанность по прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра возложена также и на ряд других категорий работников, в частности:

  • занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ч. 1 ст. 213 ТК РФ);
  • принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (ч. 1 ст. 213, ст. 328 ТК РФ);
  • занятых на подземных работах (ч. 1 ст. 213, ст. 330.3 ТК РФ);
  • спортсменах (ст. 348.3 ТК РФ);
  • привлекаемых на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей (ст. 324 ТК РФ);
  • организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей (ч. 2 ст. 213 ТК РФ).

Обязанность работодателя организовать проведение предварительных и периодических медицинских осмотров для конкретных категорий работников может следовать и из иных федеральных законов. К примеру, для педагогических работников (п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия (ст. 14 Федерального закона от 2 мая1997 г. № 76-ФЗ), лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой (п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. №17-ФЗ).

Также перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры,  утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

В то же время эксперты отмечают, что установленный министерством перечень определяет далеко не исчерпывающий список категорий работников, которые подлежат обязательному медицинскому осмотру (ч. 4 ст. 213 ТК РФ). В него могут входить также работники из Перечня профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, а также Перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, на которые распространяются медицинские противопоказания.

Однако специалисты подчеркивают, что для лиц, для которых такой осмотр не является обязательным в соответствии с отечественным законодательством, работодатель не вправе требовать прохождения предварительного медицинского осмотра (определение Приморского краевого суда от 6 октября 2015 г. № 33-9050/2015).

Есть вопросы по охране труда или кадровому делопроизводству?
Наши специалисты будут рады помочь вам их решить!