Обзор для специалиста по охране труда за период с 21.04.2017 по 28.04.2017

Изменения в законодательстве

ФСС финансирует мероприятия по предупреждению травматизма и профзаболеваний по-новому

Документы:

Письмо ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11-16-05-3685 «О финансовом обеспечении предупредительных мер»

Приложение № 1 к письму Фонда социального страхования РФ от 20 февраля 2017 года № 02-09-11/16-05-3685 (табл1)

Приложение № 1 к письму Фонда социального страхования РФ от 20 февраля 2017 года № 02-09-11/16-05-3685 (табл 2)

Приказ Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580Н «Об утверждении Правил финансового обеспечения»

Приказ Минтруда РФ от 29.04.2016 N 201Н «О внесении изменений в приказ №580Н»

Уже много лет Фонд социального страхования проводит мероприятия по финансированию предупредительных мер для снижения уровня травматизма и профзаболеваний у персонала предприятий. Ежегодно до 1 августа предприятия готовят в ФСС пакет документов обосновывающее возмещение средств на то или иное мероприятие по охране труда. Полный перечень мероприятий представлен в пункте 3 Правил финансового обеспечения (приказ Минтруда от 10.12.12 № 580н). Отметим что, на предупреждение травматизма и профзаболеваний страхователь может потратить не более 20 % от суммы страховых взносов за предыдущий календарный год. К слову, величина пособий по травматизму минусуется от этой суммы.

Ежегодно Правила финансирования подвергается пересмотру и внесению изменений по необходимости. Вот и в Правилах финансирования на 2017 г. были сделаны поправки. Существенное изменение – с 1 января 2017 года  фонд финансирует затраты на спецодежду, спецобувь и другие СИЗ, изготовленные строго на территории РФ, хотя раньше на производителя внимания не обращали.  Информацию о стране-производителе можно найти на копии сертификата (декларации) соответствия СИЗ техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 019/2011. К тому же, страной производителя материалов СИЗ также должна быть Россия. Необходимо добавить, что подача заявлений о возмещении расходов на российскую спецодежду возможна не ранее 2018 года.

Перечень статей расходов на возмещение средств от ФСС также пополнился новыми пунктами.

Обучение по охране труда руководителей малых предприятий и руководителей гос.учреждений теперь тоже финансируется ФСС. Работники организаций, относящихся к опасным производственным объектам, также имеют право пройти обучение по ОТ за счет страховых взносов.

Кроме того, с 2017 года предприятия могут зачесть в счет страховых взносов:

— приобретение приборов, оборудования, иных подобных устройств, предназначенных для обеспечения безопасности работников или контроля за безопасным ведением работ (в том числе подземных);

— приобретение приборов, оборудования, иных подобных устройств с целью проведения обучения по вопросам безопасного ведения работ (в том числе горных) и действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также для видео- и аудиофиксации инструктажей, обучения и иных форм подготовки сотрудников по безопасному производству работ.

Однако, установка систем видеонаблюдения не подлежат финансированию. Как и приобретение компьютера специалисту по охране труда для обучения работников. В письме от 20.02.17 № 02-09-11/16-05-3685 специалисты ФСС объяснили это тем, что СОТ не проводит обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ.

Авторы письма также напоминают об изменении порядка получения средств на оплату санаторно-курортного лечения персонала, работающего во вредных и опасных условиях труда. С этого года предприятие должно предоставить договор с организацией, непосредственно осуществляющей санаторно-курортное лечение. Длительность санаторно-курортного лечения работников должна составлять не менее 14 дней.

Напоминаем, что по окончании проведения мероприятий страхователь должен предоставить в ФСС отчет об использовании средств по установленной форме. Обновленная рекомендуемая форма отчета приведена в приложении № 1 к вышеуказанному письму.

 

Минтруд России: актуализация правил по охране труда идет в активном темпе

Министерство труда, не покладая рук, ведет работу по актуализации действующих правил по охране труда.  Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж поведал о ходе этой работы на совещании с государственными инспекциями труда субъектов РФ.

«Мы, проанализировав нормативную базу в части правил по охране труда, пришли к выводу, что у нас основные, ключевые виды деятельности и практически все виды работ будут перекрывать порядка 40-45 правил по охране труда. Мы сократим их более чем в два раза, пересмотрев их и укрупнив, – рассказал Валерий Корж. – Мы за последние четыре года выпустили 21 актуализированный нормативный акт, и эту работу мы будем продолжать. Думаю, что в 2017-2018 годах основные виды деятельности и самые травмоопасные виды работ будут новыми правилами обеспечены».

Валерий Корж рассказал, что Минтруд России утвердил программу пересмотра (разработки) правил по охране труда на 2016 – 2018 годы, Программа предусматривает принятие 24-х правил по охране труда.

Приоритет в издании дается правилам,  наиболее востребованным для снижения фактического уровня производственного травматизма.  Так что отрасли с максимальным уровнем несчастных случаев на производстве будут первыми в очереди на актуализацию правил охраны труда.

Директор Департамента заострил внимание на том, что сопровождать внедрение новых правил на предприятиях должны инспекторы по труду. «В различных формах, семинары, встречи, в ходе проверочных мероприятий, различных информационно-консультационных акций, вы должны доводить до работодателей то, что выпущены новые акты, которыми нужно руководствоваться. Как правило, они вступают в силу с отсроченным сроком, как минимум три месяца, поэтому есть запас времени, чтобы проинформировать работодателей, изучить эти правила и их применять», – подчеркнул он.

Следует отметить что, с 1 июля 2017 года надзорные органы не смогут при проведении проверок и выявлении нарушений использовать советские НПА.

«С 1 июля 2017 года все советские акты, ранние российские акты, акты РСФСР входят в стоп-лист. Проверять их нельзя, за редким исключением. Сейчас готовится законопроект, ряд актов будут выведены из-под этого запрета, в частности, связанные с Крайним Севером, с досрочными пенсиями и т.д. Для того чтобы актуализировать и издавать современные правила, мы поставили себе задачу несколько расчистить правовое поле – это облегчает жизнь и работодателям, и вам, как надзору в сфере труда. Порядка 106 советских актов были признаны недействующими на территории Российской Федерации», – отметил руководитель департамента.

Данные инновации помогут предприятиям ориентироваться в перечне необходимых требований в области охраны труда. Потому как ограничится число нормативных актов применяемых ГИТ при проверках.

«Это системная работа, которая должна расчистить правовое поле в трудовом законодательстве для того, чтобы там были понятное, ограниченное число нормативных актов, которыми пользуется надзор при проведении проверочных мероприятий. Это сильно коррелируется с темой проверочных листов и темой публикации обязательных требований на сайте», – подчеркнул Валерий Корж.

Как видим, Минтруд ведет активную работу по усовершенствованию трудового законодательства и ухода от большого количества несовременных НПА. Надеемся, что инспектора на местах подхватят  «линию партии» и уйдут от устарелых требований в ходе проверок предприятий.

 

Документы ФСС России

Документ: Приказ ФСС России от 25.01.2017 № 9 «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Вступил в силу с 21 апреля 2017 года.

Утверждены 9 форм документов, с помощью которых Фонд будет контролировать уплату страховых взносов «на травматизм». Например, формы решений:

  • о проведении, приостановлении и возобновлении выездной проверки страхователя;
  • привлечении или отказе в привлечении страхователя к ответственности за нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев;
  • продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов.

Приказом определены и формы справки о проведенной выездной проверки страхователя, актов камеральной и выездной проверок (вместе с требованиями к их составлению).

 

Новое в противопожарном законодательстве

Документ: Постановление Правительства РФ от 21.03.2017 № 316 «О внесении изменения в пункт 218 Правил противопожарного режима в Российской Федерации»

Вступил в силу: с 31 марта 2017 года.

Правительство уточнило запрет на выжигание сухой травы. В частности, запрещено разводить костры на полях. А на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса запрещено выжигать сухую травянистую растительность, стерни, пожнивные остатки.

Выжигать можно только рисовую солому и лишь в безветренную погоду. При этом соблюдают правила выжигания сухой травянистой растительности на земельных участках населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, обороны, безопасности и иного специального назначения.

 

Законопроекты

Минздрав обновит порядок направления «вредников» на медосмотры

Согласно поправкам в направлении работодатель будет указывать дату его оформления и срок явки работника. Вид деятельности предприятия по ОКВЭД и форму его собственности, наоборот, прописывать не нужно. В поименные списки необходимо вносить пол, дату рождения и СНИЛС сотрудников. По результатам медосмотра врачи смогут делать выводы, которые позволят определить пригодность работников по состоянию здоровья и предупредить профессиональные заболевания. В настоящее время они только выявляют противопоказания.

 

Судебная практика

Росприроднадзор может не дать Вам покоя, если в Вашем бизнесе используются компьютеры, клавиатуры и мышки.

Интересное решение в экологической сфере утвердил Арбитражный суд Приморского края в декабре 2016 года. Согласно материалам дела, Росприроднадзор выдал предписание Уссурийским тепловым сетям по поводу отсутствия у них экологической документации, подтверждающей обращение с компьютерными отходами. По мнению представителя надзорного органа, факт наличия на рабочих местах компьютеров  и оргтехники предполагает обязательность утверждения лимитов на их размещение, а также  оформление паспортов опасных отходов. Предприятие парировало этот довод тем, что отходом будет являться компьютерная техника, утратившей потребительские свойства. Тогда как по бухгалтерской документации предприятия компьютеры, вспомогательные устройства (клавиатура, мышь), принтеры, копировально-множительные устройства, телефоны, факсы, картриджи не списывались.

Напомним что, по действующему классификатору отходов в перечень популярных отходов офисной техники входят: отработанные картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7%; ноутбуки, принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), телефонные и факсимильные аппараты, системные блоки компьютеров, клавиатуры, манипуляторы «мышь» утратившие потребительские свойства; источники бесперебойного питания.

Суд указал ответчику, в лице Росприроднадзора, что в ходе проверки им не были собраны документы подтверждающие факт наличия какой-либо компьютерной техники на предприятии (протоколы осмотра, фотоматериалы, список техники с указанием инвентарных номеров и местонахождения).  К тому же, места складирования техники, непригодной для использования в ходе проверки  обнаружены не были.

Странно что, при установлении нарушения инспектора не смутило наличие у предприятия действующего проекта нормативов образования отходов с утвержденными лимитами на размещение, в котором отходов от офисной деятельности нет. К тому же и в ходе инвентаризации в 2011 году вышеуказанные отходы не были обнаружены.

В ходе судебных разбирательств суд установил, что компьютерная техника приобретенная предприятием проходит по бухгалтерскому учету в виде номенклатурной единицы «Компьютер». Соответственно, отдельно системные блоки, клавиатуры, «мышь» и другие составляющие к учету не принимаются. Также согласно предоставленным документам техника была приобретена в 2014 году, и в период с 2015 по 2016 года не списывалась. К тому же, представители Росприроднадзора не предоставили документов, доказывающих приобретение предприятием компьютерной техники и её списания ранее данного периода.

Таким образом, суд постановил признать предписание Росприроднадзора по обязательному оформлению паспортов опасных отходов и включению компьютерной техники в проект по отходам незаконным.

 

Разъяснения официальных ведомств

Ростехнадзор разъяснил, что работодатели обязаны обучать электроперсонал способам оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока.

Документ: Письмо Ростехнадзора от 31.03.2017 № 10-00-12/781 «О рассмотрении обращения»

Согласно тексту письма: Персонал должен быть обучен практическим приемам освобождения человека от действия электрического тока и способам оказания первой медицинской помощи пострадавшим на месте происшествия.

Рекомендации по отдельным вопросам оказания первой помощи приведены в приказе Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н. Но периодичность обучения инструктора по оказанию первой помощи пострадавшему и срок действия удостоверения инструктора нормативные документы не определяют.

 

Вопрос- ответ

Обязана ли организация выдавать СИЗ гражданам, которые выполняют работы по гражданско-правовым договорам

Нет, не обязана, если только в условиях самого гражданско-правового договора не предусмотрено условие о выдаче СИЗ.

Организация обязана обеспечивать средствами индивидуальной защиты своих сотрудников в рамках трудового законодательства (абз. 6, 9, 13 ч. 2 ст. 212, ч. 3 ст. 221 ТК РФ). На лиц, с которыми организация заключает гражданско-правовые договоры, например, на выполнение отдельных работ или оказание услуг, трудовое законодательство не действует (ст. 11 ТК РФ). Такие договоры регулируются гражданским законодательством. Таким образом, организация не обязана выдавать исполнителям по гражданско-правовым договорам СИЗ. Вместе с тем, при необходимости такое условие, а также порядок возмещения денег за СИЗ можно прописать в гражданско-правовом договоре (ст. 421 ГК РФ). Тогда исполнитель сможет требовать предоставления средств защиты на прописанных в договоре условиях.

Есть вопросы по охране труда или кадровому делопроизводству?
Наши специалисты будут рады помочь вам их решить!