Обзор для специалиста по охране труда за период с 19.01.2018 по 25.01.2018г.

Изменения в законодательстве

Новые нормы СИЗ

Документ: Приказ Минтруда России от 22.12.2017 г. № 863н

Вступит в силу: с 23.04.2018 года

Утверждены новые Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам элеваторной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Типовые нормы прошли регистрацию в Минюсте и начинают действовать с 23.04.2018 г.

Типовые нормы устанавливаются в 35 пунктах, разделённых на 4 категории:

  1. общие профессии (должности);
  2. элеваторная и мукомольно-крупяная промышленность;
  3. предприятия и цехи по обработке сортовых и гибридных семян зерновых и масличных культур;
  4. комбикормовое производство.

 

Разъяснения официальных ведомств

Роструд опубликовал перечень типовых нарушений обязательных требований трудового законодательства. Все они квалифицированы по степени риска причинения вреда работнику.

Переход к риск-ориентированному подходу государственного контроля (надзора) в сфере труда остается одной из самых горячих тем. Все дело в том, что внедрение новой системы всегда влечет за собой серьезные изменения в законодательстве: требует разработки новых и значительной корректировки действующих нормативно-правовых актов.

Необходимо учесть, что формы проверочных листов, по которым уже в 2018-м году будут проходить проверки инспекции труда, до сих пор не утверждены. В настоящее время Приказ Федеральной службы по труду и занятости (Роструд)  № 655 от 10.11.2017 г. «Об утверждении проверочных листов (списков контрольных вопросов)…» находится на регистрации в Минюсте и, вполне может быть изменен.

Однако следует отметить, что 7 декабря на официальном сайте Роструда был опубликован «Перечень типовых нарушений» в области трудового законодательства, который, возможно, напрямую относится к новой процедуре проверок.

Перечень представлен в виде таблицы и содержит следующую информацию:

1) Наименование, область нарушения. Здесь перечислены 76 нарушений, затрагивающие все области трудовых отношений (прием на работу, увольнение, оплата труда,  гарантии и компенсации, рабочее время и т.п.). Отдельно выделены нарушения в области охраны труда – это наиболее многочисленная группа – начиная с допуска необученного работника и заканчивая сокрытием страхового случая.

2) Статья Трудового кодекса РФ, которая соответствует данному нарушению.

3) Присваиваемая категория в зависимости от негативных последствий данного нарушения для работника:

— высокий риск (7 – 10 баллов);

— средний риск (4 – 6 баллов);

— низкий риск (1 – 3 балла).

Раздел «Охрана труда» включает в себя 28 видов нарушений, больше половины из которых относится к среднему риску причинения вреда работнику: нарушение порядка выдачи СИЗ, необеспечение смывающими и обезвреживающими средствами, сокрытие несчастных случаев и профзаболеваний, не проведение СОУТ, нарушение установленного порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда и т.д.

Наименее опасны (всего 1 балл) — неполный комплект НПА, содержащих требования охраны труда, нарушение порядка передачи сведений о результатах СОУТ в государственную инспекцию труда, а также (как это ни странно, на мой взгляд) необеспечение работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами (или непредоставление компенсации).

К максимально высокому риску (10 баллов) в области охраны труда Роструд отнес допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний, допуск без необходимых медицинских осмотров или при наличии медицинских противопоказаний, необеспечение СИЗ и необеспечение требований охраны труда при организации проведения работ.

Примечательно, что помимо этого «наиболее опасны» для работника (те же 10 баллов) уклонение от оформления трудового договора, нарушение процедуры увольнения (например, в случае сокращения), привлечение к сверхурочной работе, работе в выходные дни или в ночное время, невыплата заработной платы или выплата ниже МРОТ и т.п.

Пока не ясно, как именно будут применяться эти баллы и категории каждого нарушения. Возможно, по результатам проверки государственной инспекции труда итоговый (суммарный) балл будет определять размер штрафа для организации. Но пока такое четкое деление по баллам позволит работодателям «просчитать» свои нарушения и наглядно увидеть, что необходимо исправить в первую очередь.

 

Вопрос-ответ

Нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если на рабочем месте произошел несчастный случай легкой степени тяжести

Да, нужно, за исключением несчастного случая, который произошел по вине третьих лиц.

Если на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве из-за воздействия на сотрудника вредных или опасных производственных факторов, то организация обязана провести на этом рабочем месте внеплановую спецоценку. При этом степень тяжести несчастного случая значения не имеет. Основанием для проведения спецоценки будет факт произошедшего несчастного случая на производстве, подтвержденный актом. Внеплановую спецоценку нужно провести в течение шести месяцев с того дня, когда произошел несчастный случай. Исключение предусмотрено только для несчастного случая, который произошел по вине третьих лиц. В таком случае внеплановую спецоценку проводить не нужно. Об этом говорится в пункте 6 части 1 и части 2 статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Как организовать проведение стажировки на рабочем месте в соответствии с рекомендациями ГОСТ 12.0.004-2015? 

1.Правовое регулирование

Трудовой кодекс РФ только один раз упоминает стажировку на рабочем месте по охране труда в статье 225: «Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы».

Вопросы стажировки по охране труда с 2017 года регламентирует и пункт 9 ГОСТа 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Он введен в действие приказом Росстандарта от 09 июня 2016 года № 600-ст. и официально начал действовать с 01 марта 2017 года.

!!! По закону издавать приказ о стажировках по охране труда и проводить их руководитель подразделения не обязан. Он сам определяет:

— необходимость их проведения;

— содержание;

— срок стажировки.

Эти параметры зависят от образования, квалификации, опыта работы и т. п. конкретного рабочего.

Обратите внимание на пункт 8.10. «Проведение целевого инструктажа по охране труда».

1. Цели

Согласно ГОСТу 12.0.004-2015, обучение и стажировка по охране труда подразумевают обучение безопасности труда в виде стажировки конкретного специалиста на рабочем месте. В целом любая программа стажировки по охране труда должна быть нацелена:

  • на получение навыков и умений для самостоятельного безопасного выполнения трудовых функций и обязанностей по занимаемой позиции;
  • практическое освоение современного опыта и эффективной организации работ по охране труда.

!!! Рассматриваемая стажировка и проверка знаний по охране труда может проводиться не только в отношении специалистов, работников и младшего обслуживающего персонала, но и руководителей.

Несколько иной порядок проведения стажировки по охране труда должен быть в отношении руководящих должностей и специалистов. Дело в том, что в данном случае основная цель ограничена только практическим освоением ими современного опыта и эффективной организации работ по охране труда. В этом случае проведение и организация стажировок по охране труда ложится на плечи:

  • вышестоящего начальника;
  • либо иного руководителя стажировки, которого своим решением назначает организатор обучения.

2. Кто и когда проходит стажировку?

Действующий порядок стажировки по охране труда говорит, что её проводят:

  • при поступлении на работу нового сотрудника;
  • при переводе на другое место в рамках предприятия с изменением должности и/или исполняемой трудовой функции;
  • для подготовки к возможному замещению постоянного сотрудника на время отсутствия по причине болезни, отдыха, командировки.

Это основной контингент тех, кто проходит стажировку по охране труда. При этом ГОСТ 12.0.004-2015 чётко не определяет тех лиц, кто должен проходить стажировку по охране труда.

3. Кто проводит стажировку и в какие сроки?

По общему правилу обязанность проведения стажировки по охране труда – то есть обучения с целью освоения безопасных методов и приемов выполнения работ – лежит:

  • на руководителе соответствующих работ;
  • инструкторе производственного обучения;
  • рабочем с большим опытом.

При этом важно, что любой руководитель стажировки по охране труда должен:

  • пройти соответствующее обучение как инструктор по охране труда;
  • иметь хороший практический опыт;
  • владеть необходимыми качествами для организации и проведения стажировки по вопросам охраны труда.

ГОСТом 2015 года определён ориентировочный срок стажировки по охране труда, и он составляет:

Срок стажировки
Вид персонала Продолжительность
Рабочие профессии и младший обслуживающий персонал, которые имеют соответствующую требованиям безопасного выполнения порученной работы квалификацию Сроки определяет положение по стажировке по охране труда.

Длительность: от 3-х до 19 рабочих смен.

Рабочие профессии без опыта и соответствующей квалификации, для которых проводят профессиональное обучение Сроки определяет утверждённый на предприятии образец программы стажировки по охране труда.

Длительность: от 1 до 6 месяцев.

Руководство и специалисты Срок стажировки определяет решение работодателя.

От 2-х недель до 1 месяца с учётом их:
·          образования;
·          подготовки;

·          трудового опыта

4. Порядок проведения стажировки

Если говорить о стажировке руководства и специалистов, то её организатор занимается следующим:

1 Составляет программу индивидуальной стажировки (положение о проведении стажировки по охране труда), в которой прописывает с учетом образования, подготовки и опыта стажирующегося:
— ее конкретные задачи;
— сроки проведения.
2 После издания распоряжения на стажировку по охране труда знакомит стажирующегося:
• с персоналом подразделения;
• условиями их труда;
• правилами внутреннего трудового распорядка;
• основными задачами подразделения;
• требованиями охраны труда при выполнении этих задач.
3 Затем знакомит стажирующегося с пакетом необходимых для работы документов. А именно:
• должностной инструкцией;
• положением об отделе/службе;
• внутренними нормативами и регламентами;
• внутренними актами по охране труда и безопасности производства.
4 Отслеживает и контролирует выполнение стажирующимся поставленных перед ним заданий, а также направляет его действия в правильное русло.
5 Готовит отзыв о прохождении стажировки и проект приказа о допуске стажирующегося к самостоятельной работе.

 

  1. Какими сроками руководствоваться?

Как видим из ГОСТа 2015г. сроки определены конкретно, но если учитывать Правила по охране труда, Типовые инструкции по охране труда, документы по эксплуатации оборудования, то сроки проведения стажировки или обучения, а также подготовка персонала может напрямую зависеть от этих документов, которые являются обязательными для исполнения.

  1. Пример приказа о назначении ответственного за проведение стажировки на рабочем месте.

 

 

Общество с ограниченной ответственностью

«СтройТехМонтаж»

 

 

ПРИКАЗ

 

«_____»____________20__ г. № ___

 

г. Владимир

 

« О назначении ответственного

за проведение стажировки

на рабочем месте»

 

В соответствии с требованием статьи 225 ТК РФ и  рекомендациями ГОСТ 12.0.004-2015г. «Организация обучения безопасности труда», пункт 9,

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Руководителем стажировки на рабочем месте назначить технического директора Серпова И.В.
  2. Руководителю стажировки Серпову И.В.:
  • определить контингент лиц, которому необходимо проводить стажировку на рабочем месте и сроки ее проведения, оформить в виде Перечня и предоставить мне на утверждение;
  • разработать программы индивидуальной стажировки для каждой должности и профессии;
  • оформлять запись о проведении стажировки на рабочем месте в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с, указанием количества смен и допуске работника к выполняемой работе;
  • передавать заключение с результатами о проведенной стажировки на рабочем месте в квалификационную или аттестационную комиссию организации (при наличии);
  • ставить вопрос перед вышестоящим руководством о несоответствии работника занимаемой должности или профессии в случае неудовлетворительного результата при сдаче повторного квалификационного экзамена или не прошедшего аттестацию на соответствие должностным обязанностям;
  • оформлять распоряжения: о назначении наставников и о допуске работника, успешно прошедшего индивидуальную стажировку на рабочем месте, к самостоятельной работе.
  1. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

 

Директор                                                                                                                                     Долгов  М.К.

 

С приказом  ознакомлен:

Есть вопросы по охране труда или кадровому делопроизводству?
Наши специалисты будут рады помочь вам их решить!