Обзор для специалиста по охране труда за период с 26.01.2018 по 01.02.2018г.

Изменения в законодательстве

Появились новые требования к спецодежде водителей

Документ: Постановление Правительства от 12.12.2017 № 1524 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации»

Вступит в силу: 18.03.2018г.

Работодатель должен обеспечить водителей курткой, жилетом или жилетом-накидкой с полосами светоотражающего материала по требованиям ГОСТ 12.4.281-2014. Их надевают в случае вынужденной остановки на проезжей части или на обочине в темное время суток или при условиях ограниченной видимости.

 

Законопроекты

Минтруд России подготовил проект поправок в ст. 212 и ст. 357 Трудового кодекса.

Статью 212 дополнить частью третьей следующего содержания:

«При осуществлении на территории, находящейся под контролем работодателя или иного лица, производства работ или оказания услуг работниками сторонних организаций работодатель (иное лицо) обязан перед началом производства работ (оказания услуг) информировать производителей работ (услуг) о существующих рисках возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью работников, разработать мероприятия, исключающие возможность возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью работников сторонних организаций и принимать участие в их реализации. Порядок и сроки информирования, а также примерный перечень мероприятий, исключающих возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью работников сторонних организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.»;

В абзаце втором части первой статьи 357 после слова «организации» дополнить словами (их филиалы, обособленные подразделения, производственные и иные участки, находящиеся за пределами территории организации)».

Если поправки будут приняты, они вступят в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования.

 

О проекте ФЗ о внесении изменений в КоАП РФ.

Правительство предлагает ввести ответственность за нарушение Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, движущихся пешеходных дорожек и эскалаторов.

В этих целях предполагается дополнить КоАП новой статьей.

За совершение правонарушения планируется установить санкцию в виде административного штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. для должностных лиц и от 20 тыс. до 40 тыс. руб. – для юрлиц.

Если нарушение создаст угрозу причинения вреда жизни, возникновения аварии штраф возрастет:

  • от 3 тыс. до 5 тыс. руб. для граждан,
  • от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до 1,5 лет – для должностных лиц,
  • от 300 тыс. до 350 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток – для юрлиц.

При этом уточняется, что под гражданами понимаются физлица, в том числе выполняющие работы по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов, а также их ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифтов.

Кроме того, отдельно предполагается ввести ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания Ростехнадзора.

Нововведения необходимы для сокращения числа аварий в лифтах и на эскалаторах, в результате которых гибнут люди.

Законопроект внесен в Госдуму 11 января 2018 года.

 

Разъяснения официальных ведомств

Роструд напоминает об условиях труда в морозы

Документ: Информация Роструда от 26.01.2018 № б/н

Информация пригодится тем, чьи работники трудятся в холодное время на улице или в неотапливаемых помещениях. Работодателям следует:

  • допускать к работе на морозе только сотрудников, у которых нет для этого медицинских противопоказаний;
  • выдавать средства индивидуальной защиты;
  • регулировать время работы на холоде с учетомрекомендаций;
  • организовать специальные перерывы дляобогрева.

Продолжительность и порядок предоставления последних работодатель устанавливает в ПВТР или иных локальных актах. Таким же образом следует закрепить перечень отдельных видов работ на холоде.

Роструд предостерегает: если работодатель будет бездействовать и это создаст угрозу для здоровья сотрудников, ему грозит наказание. Приведем пример. Если не выдать работнику средства индивидуальной защиты, штраф составит от 20 тыс. до 30 тыс. руб. для должностных лиц, от 130 тыс. до 150 тыс. руб. для юрлиц.

Текст письма:

«Федеральная служба по труду и занятости напоминает работодателям о необходимости исполнения норм трудового законодательства и рекомендаций, связанных с организацией труда в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях.

К работе на холоде допускаются работники не имеющие каких-либо медицинских противопоказаний для работы на морозе. Кроме того, работники должны быть обеспечены комплектом средств индивидуальной защиты, соответствующим текущим климатическим условиям. В соответствии с трудовым законодательством привлечение работников к выполнению трудовых обязанностей в холодное время на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях должно сопровождаться специальными перерывами для обогрева. Причем данные перерывы обязательно включаются в рабочее время и подлежат оплате. Продолжительность и количество перерывов зависят не только от температуры воздуха, но и от силы ветра. Температура воздуха в местах обогрева должна поддерживаться на уровне 21-25°C, данные помещения также следует оборудовать устройствами для обогрева кистей и стоп, температура которых должна быть в диапазоне 35-40°C. Перечень отдельных видов работ, а также продолжительность и порядок предоставления специальных перерывов устанавливаются правилами внутреннего распорядка и иными локальными актами работодателя.

Время пребывания рабочего на холоде должно быть определено в соответствии с допустимой степенью охлаждения человека, регламентируемой методическими рекомендациями «Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях», (МР 2.2.7.2129-06), утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 19.09.2006 г.

В случае, если бездействие работодателя и непринятие им соответствующих мер приведет к возникновению угрозы для здоровья работников, ему грозит наказание за несоблюдение прав работников».

 

Судебная практика

Верховный суд вынес решение о проведении медицинских осмотров работникам торговли.

Источник: Постановление Верховного Суда РФ от 6 декабря 2017 г. N 34-АД17-5

Споры о том, кому, в каком порядке и на основании каких НПА проходить обязательные медицинские осмотры ведутся уже не первый год. Большинство вопросов возникает у работодателей, осуществляющих деятельность в сферах торговли и пищевой промышленности.

Разъяснительные письма ведомств, к сожалению, не содержат единственно верного решения. К примеру, в 2013 году Минздрав разрешил проходить медосмотр работникам пищевой промышленности, только непосредственно контактирующим с пищевыми продуктами. Тогда как, в отношении работников торговли непродовольственными товарами, в письме от 15 декабря 2017 года № 14-1/3126687-9863, принял бескомпромиссную позицию – «в торговых организациях всех типов и видов, в том числе осуществляющих розничную и оптовую торговлю непродовольственными товарами, предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить все работники, в том числе и не связанные с непосредственным общением с клиентами».

Письма не являются обязательными к исполнению нормативными документами, однако, даже Верховный суд пришел к выводу о правомерности решения всеобщего медосмотра для работников сферы торговли в ходе судебных разбирательств с оштрафованной инспектором труда организацией. К административной ответственности как раз и привело не прохождение медосмотра сотрудниками организации оптовой торговли машинами, оборудованием и принадлежностям к ним — регионального менеджера по продажам, а также начальника отдела логистики и ценообразования и специалист того же отдела.

Работодатель посчитал, что норма п.15 Приложения 2 Приказа 302н «Работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте» распространяется только на организации, деятельность которых связана с реализацией пищевых продуктов. К тому же, работники не направленные на медосмотр, занимались административной и аналитической работой, не участвуя непосредственно в торговых отношениях.

Суд отклонил указанные доводы, обосновав своё решение тем, что проведение медосмотра предусмотрено в отношении работников, занятых на работах в организациях торговли, без уточнения по конкретным видам торговли и реализуемой продукции. Таким образом, организации, относящиеся к сфере торговли любыми товарами и продукцией, должны направлять всех сотрудников на медосмотры, причем ежегодно.

Не трудно представить, что в таком случае  расходы компаний будут значительны, ведь кроме прохождения обычных врачей нужно еще сдавать специфические дорогостоящие анализы.

Предполагаем, что данное решение еще не раз будет оспариваться и трактоваться по-разному. Ведь контрольно-надзорные органы при проверках разных организаций приходят и  к разным выводам.

Словом, пока еще отсутствует однозначность в привлечении к административной ответственности работодателей, не направляющих персонал, выполняющих косвенные работы в сфере торговли, пищепрома, на медосмотр. А нормативная документация в этой сфере (в особенности приказ 302н) действительно требует доработки и уточнений.

Есть вопросы по охране труда или кадровому делопроизводству?
Наши специалисты будут рады помочь вам их решить!