Обзор для специалиста по охране труда за период с 02.02.2018 по 08.02.2018г.

Изменения в законодательстве

Компании обязали соблюдать повышенные требования при перевозках

Документ: Федеральный закон от 20.12.2017 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов…».

Вступит в силу: 21.12.2018

Юридические лица и ИП, которые используют автотранспорт при перевозках своего персонала, товаров и материалов без договоров перевозки, должны соблюдать новые требования. Им нужно назначить ответственного, который пройдет аттестацию и будет отвечать за безопасность дорожного движения. Также работодателю необходимо следить за тем, чтобы водители соответствовали профессиональным и квалификационным требованиям, не допускать к работе водителей с иностранными или международными правами, организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль транспортных средств.

Дополнили правила по возмещению затрат на мероприятия по охране труда

Документ: Приказ Минтруда России от 31.10.2017 № 764н «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 580н»

Вступил в силу:  6 января 2018 года.

Минтруд утвердил изменения в правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.

К мероприятиям, которые может возместить работодатель, теперь относят затраты на обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте следующих категорий работников:

-руководители организаций малого предпринимательства;

-работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;

-руководители (в том числе руководители структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;

-руководители и специалисты служб охраны труда организаций;

-члены комитетов (комиссий) по охране труда;

-уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

-отдельные категории работников организаций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда в установленном порядке или обучению по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (в случае, если обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность)».

 

Законопроекты

Соблюдать охрану труда будут несколько предприятий на одной производственной территории

Документ: Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 212 и 357 Трудового кодекса Российской Федерации (в части установления обязанностей по координации мероприятий по охране труда несколькими работодателями, осуществляющими деятельность…)»

Все работодатели, на территории которых работают сотрудники других организаций, должны перед началом работ проводить инструктаж по охране труда. Речь идет о сторонних компаниях, которые арендуют помещения, проводят ремонтные работы, оказывают услуги по аутсорсингу или приезжают с аудиторской проверкой. Работодатель, под контролем которого находится территория, должен разработать мероприятия, которые будут предотвращать угрозу жизни и здоровью работников сторонних организаций и принимать участие в их реализации.

 

Судебная практика

Верховный суд вынес решение о проведении медицинских осмотров работникам торговли.

Источник: Постановление Верховного Суда РФ от 6 декабря 2017 г. N 34-АД17-5

Споры о том, кому, в каком порядке и на основании каких НПА проходить обязательные медицинские осмотры ведутся уже не первый год. Большинство вопросов возникает у работодателей, осуществляющих деятельность в сферах торговли и пищевой промышленности.

Разъяснительные письма ведомств, к сожалению, не содержат единственно верного решения. К примеру, в 2013 году Минздрав разрешил проходить медосмотр работникам пищевой промышленности, только непосредственно контактирующим с пищевыми продуктами. Тогда как, в отношении работников торговли непродовольственными товарами, в письме от 15 декабря 2017 года № 14-1/3126687-9863, принял бескомпромиссную позицию – «в торговых организациях всех типов и видов, в том числе осуществляющих розничную и оптовую торговлю непродовольственными товарами, предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить все работники, в том числе и не связанные с непосредственным общением с клиентами».

Письма не являются обязательными к исполнению нормативными документами, однако, даже Верховный суд пришел к выводу о правомерности решения всеобщего медосмотра для работников сферы торговли в ходе судебных разбирательств с оштрафованной инспектором труда организацией. К административной ответственности как раз и привело не прохождение медосмотра сотрудниками организации оптовой торговли машинами, оборудованием и принадлежностям к ним — регионального менеджера по продажам, а также начальника отдела логистики и ценообразования и специалист того же отдела.

Работодатель посчитал, что норма п.15 Приложения 2 Приказа 302н «Работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте» распространяется только на организации, деятельность которых связана с реализацией пищевых продуктов. К тому же, работники не направленные на медосмотр, занимались административной и аналитической работой, не участвуя непосредственно в торговых отношениях.

Суд отклонил указанные доводы, обосновав своё решение тем, что проведение медосмотра предусмотрено в отношении работников, занятых на работах в организациях торговли, без уточнения по конкретным видам торговли и реализуемой продукции. Таким образом, организации, относящиеся к сфере торговли любыми товарами и продукцией, должны направлять всех сотрудников на медосмотры, причем ежегодно.

Не трудно представить, что в таком случае  расходы компаний будут значительны, ведь кроме прохождения обычных врачей нужно еще сдавать специфические дорогостоящие анализы.

Предполагаем, что данное решение еще не раз будет оспариваться и трактоваться по-разному. Ведь контрольно-надзорные органы при проверках разных организаций приходят и  к разным выводам.

Словом, пока еще отсутствует однозначность в привлечении к административной ответственности работодателей, не направляющих персонал, выполняющих косвенные работы в сфере торговли, пищепрома, на медосмотр. А нормативная документация в этой сфере (в особенности приказ 302н) действительно требует доработки и уточнений.

 

Вопрос-ответ

Как заставить работников пройти медицинский осмотр вовремя?

Если работодатель нарушит сроки проведения медицинского осмотра, организации грозит штраф до 130 000 рублей.

Как обеспечить явку работников на медосмотр

После того как организация заключила договор с медицинским учреждением и согласовала календарный график проведения медосмотра, нужно обеспечить явку работников на обследования. Работодатель обязан ознакомить работников с календарным графиком не позднее чем за 10 дней до начала периодического осмотра (п. 26 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, утв. приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н, далее — Порядок № 302н).

Чтобы работники соблюдали сроки, в организации создают приказ об утверждении графика обязательного периодического осмотра. Унифицированной формы приказа нет, каждая организация разрабатывает удобную для себя. В приказе назначают ответственных за уведомление всех работников. Если структурные подразделения удалены друг от друга, для удобства в каждом назначают отдельного ответственного. Он следит за выполнением приказа и отчитывается перед начальством. Ответственный составляет списки на отстранение и курирует работников, которые не могут пройти медосмотр в срок по уважительной причине. Перед проведением периодического медосмотра работнику нужно вручить направление (п. 24 Порядка № 302н).

Как поступить, если работник отказывается проходить медицинский осмотр

Работодатель обязан отстранить от работы сотрудника, который не прошел обязательный медицинский осмотр (ст. 76 ТК). Поэтому если работник отказался или по уважительной причине не прошел медосмотр в установленный срок, выполнять свои должностные обязанности ему нельзя. Если у сотрудника уважительная причина или он не прошел медосмотр по вине работодателя, на время отстранения ему сохраняют средний заработок. В случае, когда работник отказывается проходить медосмотр, период отстранения не оплачивают.

Чтобы отстранить сотрудника от работы, нужны законные обоснования. Подтвердить непрохождение медосмотра могут:

  • докладная записка ответственного лица с указанием причин;
  • объяснительная записка работника;
  • письменный отказ работника от прохождения осмотра;
  • листок нетрудоспособности, выданный в период осмотра;
  • документально оформленная информация из медицинского учреждения о неявке работника на осмотр;
  • акт об отказе работника пройти медосмотр.

Работодатель собирает подтверждающие документы и издает приказ об отстранении. В приказе указывают основания и срок отстранения от работы. Его определяют не конкретной датой, а событием — до момента прохождения медицинского осмотра (ч. 2 ст. 76 ТК). С приказом нужно ознакомить работника под подпись. Если работник не хочет подписывать приказ, составляют акт в свободной форме. В акте в присутствии свидетелей нужно зафиксировать, что работник от подписи отказался. Так как отказ от медосмотра — нарушение трудовой дисциплины, то работодатель может применить к сотруднику меры дисциплинарного взыскания (ст. 192 ТК).

Сотрудника допускают к работе только после прохождения обязательного медицинского осмотра (ч. 2 ст. 76 ТК). Факт прохождения медосмотра работником подтверждают заключением, которое выдает медицинская организация (пп. 12, 13, 14 и 31 Порядка № 302н).

Есть вопросы по охране труда или кадровому делопроизводству?
Наши специалисты будут рады помочь вам их решить!