Обзор для специалиста по охране труда за период с 20.07.2018 по 26.07.2018 г.

Изменения в законодательстве

МЧС отменило запрет на проверку пожарной безопасности на малых предприятиях

Документ: Приказ МЧС России от 07.06.2018г. № 245 «Об отмене приказов МЧС России от 12.09.2016 № 492 и от 26.04.2018 № 201»

Текст приказа:

В связи с истечением с 1 января 2019 г. срока на ограничение проведения плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, установленного статьей 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Отменить приказы МЧС России от 12.09.2016 № 492 «О запрещении проверок малого и среднего предпринимательства» и от 26.04.2018 № 201 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 12.09.2016 № 492».

С 30 июля работодатели смогут сэкономить на производственном контроле

Документ: Федеральный закон от 19.07.2018 N 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда»

Вступает в силу: 30 июля 2018 года

В рамках производственного контроля можно будет использовать результаты исследований и измерений, которые получены при спецоценке.

Зачесть такие результаты удастся, если выполнены два условия:

— исследования проводила аккредитованная испытательная лаборатория;

— между исследованиями и производственным контролем прошло не более полугода.

Напомним, обратная схема зачета уже существует. В рамках спецоценки можно применять результаты исследований и замеров, полученных во время производственного контроля.

Контролирующие органы перестанут проверять работодателей по одинаковым вопросам

Документы: Федеральный закон от 19.07.2018 N 207-ФЗ «О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда»  и Федеральный закон от 19.07.2018 N 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда»

Вступают в силу:30 июля 2018 года

С 30 июля полномочия по охране труда будут четче разграничены между Рострудом и другими госорганами. Это поможет работодателям избежать лишних проверок и штрафов.

Роструд продолжит контролировать, соблюдает ли компания общие требования охраны труда.

Ростехнадзор будет следить, как выполняются требования по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах, а также на объектахэлектроэнергетики и теплоснабжения.

Росздравнадзор больше не придет с проверкой безопасных условий труда в медорганизации. Это полномочие останется за Рострудом.

Законопроекты

МЧС разработало поправки в закон «О пожарной безопасности».

Ведомство предлагает изменить порядок пожарного надзора — проверять не организации, а сами здания. Если поправки примут, работодателей ожидает ряд серьезных изменений:

  • проверки станут внезапными и будут проходить без привлечения владельцев объектов;
  • противопожарные тренировки на объектах нужно будет проводить ежеквартально совместно с МЧС;
  • органы пожарного надзора будут участвовать в экспертизе проектов, выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию зданий с массовым пребыванием людей;
  • лицензии на проектирование противопожарных систем будут выдавать в МЧС с правом отзыва.

Планируют, что поправки в закон вступят в силу в январе 2019 года. По мнению отдельных чиновников, чтобы провести реформу пожарного надзора, изменить только закон недостаточно. Нужно еще скорректировать огромное количество технических регламентов и специальных актов.

Источник: газета «Ведомости»

Вопрос-ответ

Когда спецоценку проводить не нужно? Нужна ли спецоценка в отношении надомных и дистанционных сотрудников?

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:

  • надомных сотрудников;
  • дистанционных сотрудников;
  • сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. На это указывает и ФСС России в своем письме от 24 апреля 2014 г. № 17-03-14/05-4188.

Указанный перечень исключений закрыт и не оставляет возможностей для расширенного толкования. Поэтому если хотя бы один сотрудник организации не подпадает под указанные исключения, то работодатель обязан провести спецоценку в установленные сроки.

Внимание: если в штатном расписании есть вакансии, то есть рабочие места не заняты, то провести на них спецоценку не получится в принципе. Так как рабочее место для целей спецоценки по факту отсутствует. Исключение возможно только в отдельных случаях для аналогичных рабочих мест.

Организация ведет журнал регистрации инструктажа на рабочем месте, но в журнале отсутствуют графы о стажировке на рабочем месте сотрудников. Инспектор по труду посчитал, что журнал не соответствует ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда», а значит, нарушены требования статей 212 и 225 Трудового кодекса. Правомерны ли выводы инспектора?

Нет, неправомерны.

Форма журнала из ГОСТ 12.0.004-2015 носит рекомендательный характер, работодатель вправе разработать собственную форму с учетом особенностей производства.

Статьи 212 и 225 Трудового кодекса обязывают проводить инструктажи, а в определенных случаях − и стажировку на рабочем месте, но не регулируют вопросы их оформления. Если инструктаж и стажировку на рабочем месте (ст. 225 ТК) вы провели и зафиксировали документально, несоответствие журнала форме, приведенной в ГОСТ 12.0.004-2015, не нарушает норм Трудового кодекса.

В отличие от инструктажа, обязательная стажировка предусмотрена только для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда. В рассматриваемом случае отсутствие в журнале графы о стажировке на рабочем месте сотрудников может свидетельствовать о нарушении требований статей 212 и 225 Трудового кодекса только при следующих условиях:

  • в организации есть работы с вредными или опасными условиями труда;
  • в организации отсутствуют другие документы, подтверждающие факты проведения такой стажировки.

Разъяснения официальных ведомств

Вводный инструктаж по гражданской обороне

Источник: Рекомендации МЧС от 05.06.2018 № 2-4-71-13-8

МЧС указало работодателям, как инструктировать сотрудников по гражданской обороне

Вводный инструктаж по гражданской обороне обязаны проводить все организации, которые используют наемный труд.

Инструктаж проходят:

— вновь принятые на работу лица независимо от образования, стажа, гражданства;

— лица, командированные в организацию на срок более 30 календарных дней.

Инструктаж проводят в течение 30 календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица).

Чтобы не пропустить сроки, кадровая служба должна в течение семи календарных дней уведомить ответственного за инструктаж о появлении в организации новичков.

Подготовка к проведению инструктажа включает:

— назначение ответственного лица;

— разработку и утверждение программы инструктажа, а также журнала учета его прохождения.

Если в компании есть филиалы, обособленные подразделения, удаленно расположенные от головного офиса, в них также следует назначить ответственного за инструктажи. Еще один вариант — проводить инструктажи в дистанционной форме.

Есть вопросы по охране труда или кадровому делопроизводству?
Наши специалисты будут рады помочь вам их решить!