КОНТРОЛЬ КОНКУРСОВ – ИНФОРМАЦИЯ ПО НАРУШЕНИЯМ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
В настоящее время, в Российской Федерации уделяется огромное внимание проблемам охраны труда на предприятиях. Государство все чаще сталкивается с проблемой профессионально обусловленных заболеваний, приобретенных в результате нахождения работников во вредных или опасных условиях труда. В некоторых случаях не исключен и смертельный исход от воздействия на организм человека условий труда, не отвечающих гигиеническим требованиям и нормам, установленным законодательством России.
По данным Федеральной службы государственной статистики количество субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных на территории Российской Федерации, в 2013 г. составило 8,17 млн. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а численность занятого населения составила более 71 млн. человек.
Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в период с 2008 по 2013 годы составляет:
2008 — 18,8 млн. человек;
2009 — 19,7 млн. человек;
2010 — 20,8 млн. человек;
2011 — 21,8 млн. человек;
2012 — 31,8 млн. человек;
2013 — 32, 2 млн. человек.
Количество впервые выявленных профессиональных заболеваний в РФ по данным ФСС:
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
6105 5468 5960 5229 5789
Экономические потери работодателей и государства (2013 г.)
Экономические потери, связанные с неблагоприятными условиями труда, в РФ:
— потери работодателей 956 млрд. рублей или 2,1 % от ВВП;
— суммарные потери 1, 94 трлн. рублей или 4,3 % от ВВП.
В рамках реформирования системы оценки негативного воздействия производственных факторов на работников, реформирования пенсионной системы Российской Федерации, создания механизмов прямого отнесения реального вреда жизни и здоровью работников, исполняющих свои трудовые функции во вредных условиях труда, к ответственности работодателя за улучшение условий труда, а также к прямой обязанности возмещения нанесенного вреда путем оплаты дополнительных тарифов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, т.е. формирования прямой зависимости оценки условий труда к формированию будущей пенсии сотрудника, определении размеров льгот и компенсаций — с 01.01.2014 г. были приняты и вступили в законное действия положения Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а также Федерального закона от28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Указанные Федеральные законы изменили процедуру оценки условий труда, порядок и условия определения льгот и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (дополнительный отпуск, повышенный коэффициент к тарифной ставке, сокращенная продолжительность рабочего времени), принципы формирования страховых тарифов системы обязательного социального и пенсионного страхования, обязали каждого работодателя проводить специальную оценку условий труда на каждом рабочем месте, повысили административную и уголовную ответственность за нарушения в системе охраны труда организации.
Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый работник вправе рассчитывать на работу в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Указанное требование нашло отражение в обязанностях работодателя (ст. 212 ТК РФ). При этом единственным эффективным механизмом мониторинга условий труда является проведение периодических инструментальных замеров факторов производственной среды (оценка условий труда).
Оценка условий труда осуществляется в Российской Федерации аккредитованными Федеральной службой по аккредитации коммерческими испытательными центрами (лабораториями), оказывающими услуги на основе гражданско-правовых договоров. По состоянию на 01.01.2014 г. количество аккредитованных центров составляет – 926 организаций. Ежегодный рынок оценки условий труда в Российской Федерации по данным Минтруда России составляет порядка 80 (восьмидесяти) миллиардов рублей.
Существенными сложностями в реализации получения государственными и муниципальными Заказчиками услуг в области оценки условий труда для последующего определения размеров льгот и компенсаций начисляемых работникам, формирования фондов по дополнительным тарифам и соблюдения трудового законодательства, являются:
1) несовершенство нормативной базы в области оценки условий труда, что создает негативную практику ущемления прав работников при определении фондов размеров льгот и компенсаций – их неправомерное снижение, либо формирование искусственно заниженной/ завышенной стоимости работ, что приводит к нерациональному использованию бюджетных средств;
2) необходимость проведения процедур закупок в строгом соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ без учета специфики процедуры проведения специальной оценки условий труда и определением основного акцента на стоимость услуги, но не на ее качество, что приводит к увеличению потенциальных расходов бюджета;
3) формирование коррупционных составляющих при определении стоимости работ, исходя из наличия «карманных» компаний исполнителей;
4) наличие переходных периодов в формировании механизмов оценки условий труда, что способствует снижению уровня качества производимой оценки, ее фальсификации с последующим повторным проведением работ, что связано с нерациональным использованием бюджетных средств;
5) смешивание заказчиками в одном лоте разные опции – от проведения работ по оценке условий труда, до проведения смежных работ и определения дополнительных условий исполнения работ, что существенным образом нарушает 135-ФЗ, согласно которому единовременное включение в закупочную документацию разных работ и услуг может привести к ограничению конкуренции.
Вышеобозначенные проблемные моменты наибольшим образом затрагивают различные отрасли государственных и муниципальных заказчиков. Наиболее ярким примером могут являться закупки услуг в области оценки условий труда (мероприятий в области охраны труда) в медицинской сфере (больницы, стационары и пр.).
Стоит обратить внимание, что «облегченное» проведение работ в области оценки условий труда, как то: на основе документального изучения предшествующих материалов оценки условий труда при их фактическом изменении, проведение работ без выездов, прямая фальсификация отчетных материалов по оценке условий труда – напрямую отражаются как на работниках (не начисление/ не до начисление льгот и компенсаций за работу во вредных и/ или опасных условиях труда и пр.), так и на работодателях (фальсификация отчетных материалов по оценке условий труда приводит к штрафным санкциям и выставлению предписаний на повторное проведение мероприятий по оценке условий труда и пр.).
Вследствие анализа конкурсных процедур по различным регионам стоимость на один и тот же объем работ, связанный с оценкой условий труда может варьироваться от 400 рублей за 1 рабочее место до 26 000 рублей.
Наиболее яркими конкурсными процедурами затрагивающими вопрос качества проведенной оценки условий труда в области условий труда медицинский работников могут являться:
№ п/п | Номер заявки | Заказчик | Город | Количество рабочих мест | Начальная (Максимальная) цена 1 РМ (руб.) | Итоговая Цена за 1 РМ (руб.) |
1 | Заказ №0128200000113007388 | Городская клиническая больница №5 г. Владимира | Владимирская обл, Владимир г, Большая Московская, 68, | 201 | 2 293, 00 | 422, 00 |
2 | Заказ №0329200002313000213 | Волгоградский областной клинический кардиологический центр» | г. Волгоград, Проспект Университетский, 106, | 114 | 2000,00 | 473,00 |
3 | Заказ №0372300000613000029 | ГБОУ школа № 484 | Санкт-Петербург, пр. Юрия Гагарина, дом 51,лит. А | 45 | 2416,67 | 409,00 |
4 | Заказ №0311300052313000062 | Азнакаевская ЦРБ | Татарстан Респ, Азнакаевский р-н, Азнакаево г, Хасаншиной, 21 | 200 | 1670,00 | 441,00 |
5 | Заказ №0190200000313009832 | «Новоуренгойская центральная городская больница» | Ямало-Ненецкий АО, Салехард г, Чубынина, 14 | 574 | 1496,00 | 494,00 |
6 | Заказ №0372200004513000330 | СПб ГКУ «Организатор перевозок» | Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д.32 лит.А | 41 | 1166,67 | 474,00 |
7 | Заказ №0372200004313000215 | СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 51» | Санкт-Петербург, пр. Космонавтов, 33-35 | 231 | 2 458,00 | 380,00 |
Необходимо обратить внимание, что реальная стоимость работ на 1 (одном) рабочем месте с учетом финансовых издержек непосредственного исполнителя (себестоимость работ) составляет не менее 500 руб.
В связи с тем, что большая часть государственный и муниципальных заказчиков в рамках проведения мероприятий по выбору непосредственного исполнителя работ в области оценки условий труда/ в области оказания услуг по охране труда на момент выбора непосредственного исполнителя не задумываются вопросами корректности выполнения работ, в т.ч. проверкой качества результатов отчетной документации (проведение государственной экспертиза отчетных материалов), а также основным акцентом в работе определяются сокращение реальных финансовых издержек – результат работ/ услуг фактически продуцирует не только нарушение прав работников в рамках трудового законодательства, но и способствует нарушению самим работодателем – заказчиком работ/ услуг федерального законодательства как в области проведения закупок работ/ услуг по охране труда (оценке условий труда), так и в области трудовых отношений.
Вследствие наличия выше обозначенных сложностей при выборе непосредственного исполнителя по оценке условий труда:
1) государственный и муниципальный заказчик не получает добросовестного исполнителя работ, что приводит к дополнительным расходам на выбор дополнительного исполнителя;
2) происходит корректировка размеров льгот и компенсаций работникам, что может привести к дополнительным расходам бюджета, в случаях если работа была проведена не квалифицированным исполнителем;
3) заказчик, вследствие неквалифицированного проведения работ несет риск возникновения социально-трудовых конфликтов, что может привести к дополнительным расходам (административные штрафы, судебные издержки, налоговые риски и пр.).
4) государство несет дополнительные финансовые издержки, вызванные не только дополнительными расходами на повторное проведение работ по оценке условий труда, издержками на судебное решение конфликтных ситуаций с работниками, но и посредством издержек на штрафные санкции за непроведение/ некорректное проведение работ по оценке условий труда.
В результате отсутствия реального мониторинга конкурсных процедур, связанных с оценкой условий труда, отсутствия наличия реальной практики привлечения Федеральной антимонопольной службы к вопросам проведения конкурсов по специальной оценки, отсутствия судебной практики в области обжалования конкурсных процедур связанных с недобросовестными исполнителями по специальной оценки условий труда – формируется ситуация когда работы по мониторингу условий труда приводят не только к нарушению прав работников, формированию фактов «отката» (коррупционная составляющая), фальсификации отчетных документов по результатам работ, но и существенному расходованию бюджетных средств.
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.