Сложно оценить значимость проведения мероприятий в области охраны труда для нужд как работника, так и для работодателя. Фактические затраты работодателя на реализацию своих обязательств в рамках требований трудового законодательства Российской Федерации зачастую расцениваются в качестве «пустых» финансовых расходов не имеющих реального производственного воплощения. При этом работник, как правило, либо вообще игнорирует сам факт реальной защиты законодателем собственных трудовых прав, которое выражается в обязывании работодателя формировать достойные условия труда, либо принимает компенсационные «откупы», которыми незначительная часть работодателей снижает «социально-трудовую напряженность» в рабочем коллективе.
Существенное реформирование трудового законодательства в период с 2014 г. в Российской Федерации является краеугольным камнем как для работодателей, вынужденных нести потенциально большие затраты, так и для непосредственных исполнителей услуг в области охраны труда, на плечи которых, согласно утверждённым Правительством Российской Федерации федеральным законам, возложена дополнительная административная нагрузка.
Оценка условий труда, основанием для которой в период с 2014 г. является Федеральный закон от 26.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке», Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона « специальной оценке условий труда», с учетом отнесения условий труда на последствия трудовой деятельности работника (размер повышенных страховых тарифов по линии пенсионного фонда и фонда социального страхования) – дифференцирована по обязанностям между работодателем и непосредственным исполнителем (организацией, проводящей специальную оценку условий труда).
Основным участником процедуры оценки производственных факторов при проведении специальной оценки условий труда (далее по тексту -СОУТ) являются квалифицированные специалисты организаций, проводящий специальную оценку условий труда далее по тексту -эксперты).
Предметом настоящей статьи не является раскрытие нормативных требований к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, но является рассмотрение вопросов не только нормативного обоснования деятельности непосредственных участников процедуры оценки производственных факторов (экспертов), но и вариативность в поведении указанных специалистов в различных вариантах организации процедур СОУТ.
Стоит отметить, что нормативными требованиями к указанным экспертам в части как их непосредственного статуса, так в рамках их непосредственной деятельности определены федеральным законодательством.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 26.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке» к трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
При этом лица, претендующие на должность эксперта должны соответствовать следующим требованиям:
1) наличие высшего образования;
2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;
3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.
Стоит отметить, что в рамках требований действующего законодательства, определяющего вопросы прохождения испытаний лиц, претендующих на статус эксперта
существуют возможности для злоупотребления кандидатами в рамках получения соответствующего разрешительного документа.
Аттестация (с последующий выдачей Сертификата) на право выполнение работ по специальной оценке условий труда осуществляется Министерством труди и социальной защиты Российской Федерации.
Сертификат по форме должен соответствовать форме, утверждённой Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 32н «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкций по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда».
Сертификат подлежит выдаче Минтрудом на основании испытаний кандидата на должность эксперта согласно положениям Постановления правительства Российской Федерации от03.07.2014 г. № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулировании». Следует помнить, что единственным держателем Реестра экспертов, проводящих специальную оценку условий труда является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, а сам реестр размещен на официальном интернет ресурсе указанного ведомства по адресу: http://www.rosmintrud.ru/.
Почему важно, при проведении специальной оценке условий труда в обязательном порядке убедиться в наличии у эксперта Сертификата Минтруда России – практика организации работ в области в т.ч. специальной оценки условий труда многих компаний продемонстрировала уникальные злоупотребления в области подтверждения полномочий экспертов путем предоставления либо копий несуществующих сертификатов, либо копий подделанных сертификатов.
Существенным моментом при обнаружении работодателем подделанного сертификата — является его непосредственное обращение в органы прокуратуры и ГИТ. Соответствующие компетентные органы проводят мероприятия контроля по указанным фактам и привлекают в зависимости от последствий тяжести выявленного нарушения либо к административной, либо иной ответственности.
Действующее законодательств в области оценки профессиональных знаний и навыков потенциальных кандидатов является далеко не совершенным:
1) Оценка поступившего в Минтруд комплекта документов производится по копиям документов, подтверждающих соответствие кандидата требованиям федерального законодательства, что не исключает потенциальной подделки документов;
2) Подтверждение наличия высшего образования является очень «двусмысленным» требованиям. Стоит напомнить, что одна из редакций проекта Федерального закона «О специальной оценке» содержала требование о наличии высшего профильного образования. В случаях, когда кандидат имеет далеко не профильное образование, но является специалистом в области оценки условий труда и имеет стаж работы не менее 10 лет в указанной области – в указанном случае высшее образование, каким бы оно не было – не является препятствием. Но случаи, когда стаж работы ограничивается «поверхностным функционалом» технического сотрудника испытательной лаборатории и ограниченным набором практических знаний – являются для результатов проведения специальной оценки и в конечном счете для работодателя фатальными, т.к. могут и не советовать требованиям действующего законодательства, либо быть подготовленным по шаблонному образу.
Стоит также отметить, что специалисты, которые осуществляют оценку производственных факторов более чем 15-20 лет с привязкой к конкретной области – являются гораздо большими экспертами в области оценки нежели «молодые» эксперты по СОУТ, хотя могут и не иметь высшего образования. В этом свете стоит вспомнить, что в одной из редакции Федерального закона законодатель рассматривал возможность привлечения в качестве экспертов – в т.ч. технических экспертов отраслевых профсоюзов. К сожалению, исключение указанной
категории специалистов в целом только обострило отношении и предвзятую оценку от лица профсоюзных органов.
3) Наличие дополнительного профессионального образования и пр. – также в свете отсутствия четкой регламентации указанных требований сформировалась ситуация при которой многие учебные центры в области дополнительного образования на базе существующих программ обучения формируют общие семинары/ тренинги и пр. формы мероприятий – которые являются основание для продажи «корочек». Соответственно потенциальное обучение может быть сугубо формальным. Как показал практика – могут быть выданы удостоверения экспертам без проведения обучения при условии оплаты. Проверки Государственной инспекции труда в период августа –октября 2014 г. (отчеты о проведении контрольных –надзорных мероприятий опубликованы на официальных сайта ГИТ по регионам, либо на сайте Роструда России) показали, что многие эксперты при наличии формального образования исключались из указанного статуса, а их работы по оценке СОУТ подвергались сомнению и аннулированию.
4) Наличие опыта практической деятельности в области оценки условий труда – стоит обратить внимание, что формализация процедур подтверждения опыта работы через трудовые книжки и гражданско-правовые договора создает комплекс возможностей для недобросовестных кандидатов в эксперты. В чем и как могут быть сложности:
— т.к. предоставляется копия трудовой книжки – возможны варианты подделки указанного документа, т.к. нет нормативно установленных механизмов проверки;
— предоставление гражданско-правового договора – не свидетельствует о наличии реальных обязательств по указанному договору, что формирует фиктивность документа, призванного подтвердить стаж.
По окончанию испытаний кандидатов на эксперта в области оценки условий труда — Минтрудом формируются личные дела указанных специалистов. Остается надеется, что соответствующее ведомство разработает механизмы реальной проверки представленных документов. Стоит отметить, что при прохождении кандидатом испытаний на эксперта в области специальной оценки условий труда возможны случаи прохождения экзамена специалистами фактически не соответствующими по реальному состоянию дел заявленным требованиям.
Указанные потенциальные возможности и недоработки являются потенциальными рисками для конечного пользователя результатами специальной оценки условий труда – работодателя, т.к. уровень квалификации эксперта может далеко не соответствовать реальным потребностям работодателя (с учетом отрасли и пр.). Указанные моменты создают возможности в получении звания эксперт, лицами «далекими» от профессиональной деятельности в области оценки производственных факторов.
Следует помнить, что в рамках проведения работ и подвижного законодательства в области труда в Российской Федерации эксперты вынуждены обращать внимание на свой практический опыт, т.к. зачастую руководящие нормативно –правовые акты в области санитарно-гигиенических требований вызывают больше противоречий при их применение чем вносят ясность в оценку.
При этом необходимо понимать, что основным залогом потенциальных злоупотребления – в том числе являются и положения ст. 27 Федерального закона от 26.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке», согласно которым обязанности экспертов организаций, аттестат аккредитации испытательных лабораторий которых завершается в 2015 -2016 гг. вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»), к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке».
Почему существенно важна для работодателя техническая компетентность эксперта по специальной оценке условий труда, причин несколько:
1) Компетентность в проведении процедур специальной оценки;
2) Компетентность в произведенных выводах.
Следует отметить, что при проведении процедур в области специальной оценке условий труда эксперт не являясь членом Комиссии работодателя по проведению специальной оценки условий труда и действуя исключительно на основании федерального законодательства в области специальной оценки условий труда – обязан придерживаться исключительно собственного профессионального мнения. Федеральный закон от 26.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке» в ст. 22 дал четкое определение статуса независимости экспертов при проведении необходимых процедур в области оценки производственных факторов. При этом оценка производственных факторов как в процессе идентификации вредны и (или) опасных производственных факторов осуществляется экспертом в соответствии с положениями Приказа Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда по ее заполнению».
Стоит отметить, что основным функционалом эксперта в рамках специальной оценки условий труда, в зависимости от того насколько структурирована деятельность организации, проводящей специальную оценку условий труда (либо сам эксперт от начала до конца осуществляет оценку производственных факторов, либо эксперт привлекает иных сотрудников испытательной лаборатории для технических работ) заключается в следующем:
— проведение идентификации вредны и (или) опасных производственных факторов с предоставлением Комиссии по специальной оценки условий труда — заключения по результатам идентификации;
— определяет перечень производственных факторов, подлежащих инструментальным замерам в рамках процедуры проведения специальной оценки условий труда с предоставлением соответствующих рекомендаций Комиссии по специальной оценки условий труда;
— определяет время каждой технологической операции СОУТ;
— проводит инструментальные измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
— дает заключение о возможности использования материалов производственного контроля
-предоставляет Комиссии по специальной оценке условий труда рекомендации по возможности снижения класса условий труда за счет оценки эффективности применения СИЗ;
— осуществляет анализ материалов по результатам инструментальных замеров с отнесением соответствующих результатов к соответствующему классу условий труда
— формирует заключение для Отчета по СОУТ.
Следует помнить, что в рамках прав, допущенных согласно Федеральному закону «О специальной оценке условий труа» у работодателя, Комиссии по специальной оценки условий руда, работников – имеется право:
— на непосредственное обращение к эксперту за получение обоснования выданных результатов, что относится как к заключениям экспертов, так и к отчетам либо иной деятельности эксперта в рамках проведения специальной оценки условий труда;
— на обжалование действий и документов, выданных экспертами в период проведения работ по специальной оценки условий труда в рамках жалоб в Минтруда и Прокуратуру, либо в Роструд России.
Последствия некорректного подхода эксперта к оценке производственных факторов является основанием для привлечения указанного лица к административной ответственности в рамках положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (). Размер административного штрафа может составлять до 80 000 руб. При этом следует помнить, что наличие существенного количества штрафных санкций по одному и тому же эксперту – приведет в конечном итоге отзыве Минтрудом, выданного на данного эксперта Сертификата.
Несмотря на многие из вышеизложенных проблемы – следует помнить, что бдительность работодателя, корректный выбор эксперта и организаций проводящей специальную оценку условий труда – являются залогом получения не только корректных, но и конструктивны и реальных результатов.
В качестве рекомендаций по проверке статуса эксперта и оценке деятельности эксперта:
Проверка правового статуса эксперта:
1) Необходимо проверять данные по статусу Сертификата эксперта на сайте Минтруда России;
2) Необходимо запрашивать нотариально заверенную копию Сертификата.
3) Необходимо запрашивать копии трудовых книжек экспертов и выписки из штатного расписания с приложением копий приказом о приеме на работу;
4) Необходимо, при наличии оснований в квалификации эксперта – обращаться в ГИТ.
Оценка деятельности эксперта:
1) Необходимо письменно запрашивать обоснования сделанных экспертом выводов;
2) При наличии препятствий инициированных экспертов обжаловать действия эксперта в ГИТ, Роструд;
3) Оценивать результата путем обращения в органы государственной экспертизы (при этом необходимо руководствоваться положениями:
— Приказ Минтруда России от 12.08.2014 г. № 549н «Об утверждении порядка проведения государственной экспертизы условий труда»;
— Приказ Минтруда России от 22.09.2014 г. № 652н «Об утверждении порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения государственной экспертизы качества условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда».
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.