С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства
Подписывайтесь на наш телеграм канал
Охрана труда не терпит невнимательного отношения к себе,
поскольку она напрямую связана со здоровьем людей.
8(800)707-99-00 Бесплатный звонок по России
Заказать звонок

Министр Максим Топилин — в интервью журналу «Бизнес России»: Нужно повысить роль работодателей при разработке и внедрении профстандартов

"

В последние годы вопросы систем квалификаций, так называемых квалификационных рамок, профессиональных стандартов стали занимать значительное место в реальной государственной политике. О причинах деятельного интереса к этой теме, перспективах разработки и внедрения профессиональных стандартов, особой роли в этих процессах предпринимательского сообщества, объединений работодателей рассказывает Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин.

- Чем сегодня обусловлена необходимость перехода к профессиональным стандартам?

- Вопрос обновления системы квалификационных требований, ее адаптации к требованиям современного рынка труда, действительно, в последние годы встал достаточно остро. Квалификационные требования по большинству видов профессиональной деятельности были сформированы еще в советские годы, в условиях планового хозяйства.

В настоящее время развиваются новые технологии, сформировались не только новые требования к работникам, но и появились совершенно новые виды профессиональной деятельности. Например, в космической промышленности, в области информационных технологий. И даже в такой, казалось бы, традиционной отрасли как сельское хозяйство востребованы новые специалисты, например, в области декоративного садоводства или специалисты-биотехнологи.

Современные квалификационные требования являются основой для создания эффективной системы профессионального образования и обучения. Поэтому поставлена задача в кратчайший срок актуализировать квалификационные требования к работникам. Практически каждая «дорожная карта» или стратегия развития отрасли, утвержденная Правительством Российской Федерации, содержит меры по разработке профессиональных стандартов.

Безусловно, данная задача является одним из ключевых направлений деятельности Минтруда России, который взаимодействует при ее решении со многими министерствами и ведомствами. Но основная роль в этой работе принадлежит объединениям работодателей и профессиональным сообществам.

- В России традиционно существовали и продолжают существовать детальные тарифно-квалификационные справочники, классификаторы, отражающие сложившиеся десятилетиями системы должностей, квалификационных характеристик. Предприятия вроде бы к ним привыкли ...

- Действующая в настоящее время в России система классификаторов социально-трудовой информации была сформирована более 20 лет назад и в последние годы, практически, не актуализировалась. Справочники решают определенные задачи, в том числе получения статистических данных о сфере занятости и рынке труда. Поэтому назрела необходимость планомерного обновления этих справочников. В этом году, к примеру, будет утвержден новый вариант Общероссийского классификатора занятий, синхронизированный с Международной стандартной классификацией занятий. Действующий был утвержден в далеком 1993 году. К тому же, квалификационные справочники зачастую содержат устаревшие квалификационные требования и характеристики – с целью их поэтапной замены и разрабатываются профессиональные стандарты.

- В обществе хорошо знают о поручениях Президента о разработке не менее 800 профессиональных стандартов. Это большая и сложная работа вряд ли может быть выполнена просто силами Минтруда России. Как здесь происходит соединение усилий и разделение ответственности государства и безнес-сообщества? Насколько эти механизмы взаимодействия отработаны, требуется ли что-то менять?

- С самого начала этой работы Минтруд России применил опыт работодателей в разработке профессиональных стандартов. Все основные документы, определяющее формат профессионального стандарта, порядок его разработки и утверждения, создавались совместно с объединениями работодателей, компаниями, образовательными и научными организациями, с участием профессиональных союзов. И в этих документах говорится о том, что основными разработчиками профессиональных стандартов являются работодатели.

Чтобы повысить роль работодателей при разработке и внедрении профстандартов, был реализован ряд мер. В соответствии с Указом главы государства создан и функционирует Национальный совет при Президенте Российской Федерации по  профессиональным квалификациям. При Национальном совете образована рабочая группа по профессиональным стандартам, одной из основных задач которой является проведение экспертизы проектов профессиональных стандартов и выработка предложений по их совершенствованию. При этом один из главных критериев оценки профессиональных стандартов – участие широкого круга работодателей, профессиональных сообществ в их разработке.

С целью активизации участия объединений работодателей, крупнейших компаний в разработке профессиональных стандартов в 2014 году Российским союзом промышленников и предпринимателей при государственной поддержке организована разработка 120 профессиональных стандартов. В планах этого года – разработка уже 200.

- Хорошо, допустим, профессиональные стандарты будут разработаны. Будет ли их ровно 800, немного больше или немного меньше – это фактически определяется потребностями экономики. Но профессиональные стандарты – это просто большое число документов, по сути – бумаги. Как будут достигаться с помощью профессиональных стандартов реальные социально-экономические эффекты?

- Не могу с Вами согласиться, профессиональные стандарты – это не просто бумага. Впервые за много лет государством была поставлена задача системной модернизации квалификационных требований к специалистам, работающим в различных областях профессиональной деятельности. На начало этого года Минтрудом России утверждены уже 403 профессиональных стандарта.

Разработка профессиональных стандартов – это первый шаг. Главное – активизация работодателей и профессионального сообщества во внедрении профессиональных стандартов, а также эффективных механизмов оценки квалификации работников, повышению качества их обучения. Для этого при Национальном совете формируются советы по профессиональным квалификациям в различных областях профессиональной деятельности. В настоящее время их уже 11: в области строительства, ЖКХ, финансового рынка, здравоохранения, электроэнергетики и другие. Эти советы проводят мониторинг соответствующего сегмента рынка труда, выявляют потребность в новых профессиональных стандартах, формируют предложения по актуализации образовательных стандартов и программ, организуют применение профессиональных стандартов в сфере труда и образования.

Применение профессиональных стандартов даст возможность работодателям формировать эффективную кадровую политику, в том числе обучение, повышение квалификации, работникам – выстраивать профессиональную карьеру, молодежи – осуществлять осознанный выбор профессии. Как следствие, увеличится число высококвалифицированных работников, будут созданы условия для внедрения новых технологий, роста производительности труда, повышения конкурентоспособности работников на рынке труда.

В настоящее время для участия в развитии системы профессиональной квалификации работодателям предоставлены и другие возможности. Так, согласно закону об образовании работодатели могут осуществлять профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. Совершенствование данного механизма предусмотрено законопроектом, принятым Государственной Думой в первом чтении. По-моему мнению, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ должна стать эффективным инструментом повышения качества образования. И я надеюсь, что этот законопроект создаст условия для активизации процесса профессионально-общественной аккредитации, для учета требований работодателей к квалификации работников при их профессиональной подготовке.

- За последние 20 лет в России фактически произошли коренные изменения в общем укладе общества, осуществлен переход к рыночной экономике. Но при этом общая правовая рамка управления персоналом, присвоения и признания квалификаций, сами квалификации во многом унаследованы из советского прошлого, включая знаменитые списки №1 и №2. Как Вы видите устранение этих противоречий, которые реально тормозят развитие рынка труда, повышение его мобильности?

- В настоящее время в России решается задача создания системы сертификации квалификации работников - независимой оценки профессиональных качеств работников, основанной на определении их квалификации в соответствии с профессиональными стандартами. Минтрудом России при активном участии РСПП подготовлен законопроект, направленный на создание этого механизма. Мы предлагаем внести поправки в Трудовой кодекс, которые предусматривают установление двух форм оценки квалификации работников. Помимо существующей в настоящее время аттестации работников, проводимой работодателем, в ТК вводится в понятие «сертификация квалификаций» - это внешняя оценка, которую организует работодатель за свой счет с помощью сторонней организации. Работодатель своими локальными актами будет определять порядок оценки квалификации работников. В этих актах будет определено, какие категории проходят аттестацию, например, рабочие, а внешнюю оценку, например, целесообразно проводить для офисных работников.

Также с этого года мы начнем реализацию комплекса мер, направленного на стимулирование миграции лиц, имеющих особо востребованные на российском рынке труда профессии и специальности, а также высокую квалификацию.

Продолжается работа по улучшению качества информационных ресурсов в сфере занятости населения, в том числе портала «Работа в России». Особое внимание предполагается уделить развитию данного ресурса в части размещения информации о требованиях к уровню квалификации работников с учетом проводимой организациями технической и технологической модернизации.

Выполнение всех этих мероприятий направлено на развитие в России эффективного и гибкого рынка квалифицированного труда."

Услуги Правовой защиты

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.