С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства
Подписывайтесь на наш телеграм канал
Охрана труда не терпит невнимательного отношения к себе,
поскольку она напрямую связана со здоровьем людей.
8(800)707-99-00 Бесплатный звонок по России
Заказать звонок

Новая процедура по специальной оценке труда: эксклюзивные разъяснения Роструда

"Новая процедура по специальной оценке труда: эксклюзивные разъяснения Роструда

31 января 2014 http://www.26-2.ru/news/172942-novaya-protsedura-po-spetsialnoy-otsenke-truda-eksklyuzivnye-razyasneniya-rostruda

С 1 января 2014 года аттестацию рабочих мест заменила специальная оценка условий труда. Соответствующий Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ подписал Президент РФ. О новой процедуре рассказал в интервью нашему журналу заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости РФ Иван Шкловец.
— Если говорить более точно, то до 2014 года в России существовало две процедуры, с помощью которых можно было исследовать рабочие места на вредность. Первая — аттестация. Ее должны были проводить все работодатели независимо от вида деятельности и применяемой системы налогообложения (ст. 209 ТК РФ и приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н). Вторая — специальная оценка условий труда. Она должна была осуществляться на основании отдельного закона в целях освобождения от уплаты допвзносов в ПФР, введенных с 1 января 2013 года. Такие взносы, напомню, платятся в тношении работников вредного производства, имеющих право на досрочную пенсию. Так вот, понятие оценки условий труда существовало, однако нормативно никак не регулировалось. Имелось лишь отдельное упоминание о специальной оценке в статье 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. А все тарифы взносов фактически определялись на основании аттестации.
Чтобы как-то упорядочить существующую систему и исследовать рабочие места однократно, законодатели решили объединить эти две процедуры в одну — специальную оценку. Ее цель — улучшить условия труда и дать возможность работодателям использовать результаты данной оценки для обоснования выбора дополнительного тарифа страховых взносов.

http://e.26-2.ru/article.aspx?aid=329364
Интервью
Новый закон отменил аттестацию рабочих мест, но ввел оценку условий труда
— Иван Иванович, с 1 января 2014 года аттестацию рабочих мест заменила специальная оценка условий труда. Соответствующий Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ подписал Президент РФ. Чем обусловлена необходимость таких изменений?
— Если говорить более точно, то до 2014 года в России существовало две процедуры, с помощью которых можно было исследовать рабочие места на вредность. Первая — аттестация. Ее должны были проводить все работодатели независимо от вида деятельности и применяемой системы налогообложения (ст. 209 ТК РФ и приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н). Вторая — специальная оценка условий труда. Она должна была осуществляться на основании отдельного закона в целях освобождения от уплаты допвзносов в ПФР, введенных с 1 января 2013 года. Такие взносы, напомню, платятся в тношении работников вредного производства, имеющих право на досрочную пенсию. Так вот, понятие оценки условий труда существовало, однако нормативно никак не регулировалось. Имелось лишь отдельное упоминание о специальной оценке в статье 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. А все тарифы взносов фактически определялись на основании аттестации.
Если у вас «упрощенка» с объектом доходы
Проводить специальную оценку условий труда нужно всем работодателям по единым правилам. А значит, данная информация нужна и вам.
Чтобы как-то упорядочить существующую систему и исследовать рабочие места однократно, законодатели решили объединить эти две процедуры в одну — специальную оценку. Ее цель — улучшить условия труда и дать возможность работодателям использовать результаты данной оценки для обоснования выбора дополнительного тарифа страховых взносов (сравнительный анализ аттестации и спецоценки представлен в табл. 2).
— Так что же представляет собой специальная оценка условий труда и какие новшества несет эта процедура?
На заметку
Специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий, с помощью которых выявляются вредные и опасные факторы производства и оценивается их воздействие на организм работника (ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
— Специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий, с помощью которых выявляются вредные и опасные факторы производства и оценивается их воздействие на организм работника (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, далее — Закон № 426-ФЗ).
Данная процедура внесла несколько новшеств в исследование условий труда. В первую очередь это то, что теперь оценивать на вредность нужно все рабочие места, в том числе с компьютерами и оргтехникой (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Ранее же они не подлежали аттестации (п. 4 Порядка № 342н).
Второе нововведение — по результатам специальной оценки рабочему месту присваивается класс опасности и (или) вредности. В зависимости от этого класса работодатель будет рассчитывать дополнительные взносы в Пенсионный фонд (подробнее об этом читайте ниже).
Третье новшество — вводится порядок декларирования условий труда. Его суть в том, что, если итоги оценки положительные, то есть проверкой не выявлены вредные и опасные факторы производства, нанимателю придется заполнить соответствующую декларацию. И сдать ее в службу по труду и занятости (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). До 2014 года данную декларацию не надо было заполнять.
В отношении каких рабочих мест действует новая процедура
— Скажите, какие рабочие места с этого года подлежат специальной оценке?
— Все рабочие места, кроме надомников, дистанционных работников и рабочих мест тех людей, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
— А как быть тем, кто уже провел аттестацию? Ее результаты действовать будут?
— Те работодатели, кто уже оценил условия труда посредством аттестации до 2014 года (в том числе и те, у кого по результатам проверки не были обнаружены вредные факторы), могут не проводить спецоценку в течение пяти лет с того дня, как завершилась процедура аттестации. Но не более чем до 31 декабря 2018 года (п. 4 и 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). По желанию можно провести специальную оценку раньше этого срока.
— Получается, в 2014 году спецоценку придется проводить и тем работодателям, которые не провели аттестацию, и тем, кто осуществил ее, но срок которой закончился?
— Именно так. Также специальную оценку нужно будет провести тем работодателям, которые в 2014 году организуют новые рабочие места.
Как проводить специальную оценку условий труда
Работодателям не нужно проводить специальную оценку лишь в отношении рабочих мест надомников и дистанционных сотрудников
— Допустим, работодатель решил провести специальную оценку условий труда. С чего ему начать?
— Здесь правила схожи с аттестацией. Сначала нужно выбрать организацию, которая будет проводить оценку, и заключить с ней договор. С этого года к таким организациям предъявляются новые требования. Например, в уставных документах подобных фирм спецоценка должна быть указана в качестве основного вида деятельности. В штате организации должно состоять не менее пяти экспертов. При этом один из них как минимум должен иметь профильное образование по одной из следующих специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. Кроме того, в структуре такой компании обязана быть испытательная лаборатория, аккредитованная для того, чтобы исследовать вредные факторы производства (п. 1 ст. 19 и ст. 20 Закона № 426-ФЗ).
— И что потом?
— Затем работодатель издает приказ о создании комиссии, которая будет проводить специальную оценку условий труда, и утверждает график работ по спецоценке (п. 1 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
— Кто должен входить в состав комиссии?
— Работодатель в лице руководителя, его представители (начальники подразделений, юристы), специалист по охране труда. Представитель профсоюза (при наличии) и фирма, проводящая спецоценку. Число членов комиссии должно быть нечетным (п. 1 — 3 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
— А как комиссия будет выявлять вредные факторы?
— Определять, является рабочее место опасным или нет, будет эксперт нанятой фирмы. А уже сами результаты утверждает комиссия.
Если условия труда признаны вредными или опасными, специалисты присвоят им класс вредности.
Если же опасные факторы не выявлены, то работодателю, как я уже отмечал ранее, нужно будет заполнить декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда. Действовать эта декларация будет пять лет. Однако срок ее может автоматически продлиться на тот же пятилетний период, если на местах, в отношении которых она была принята, не было несчастных случаев и профзаболеваний (п. 4 и 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).
Проводить специальную оценку условий труда следует не реже одного раза в пять лет. Этот срок отсчитывается со дня, когда были утверждены результаты спецоценки
— Где взять форму данной декларации и куда ее сдавать?
— На данный момент нет информации о форме декларации. Скорее всего, в ближайшее время она будет установлена. А вот сдавать декларацию нужно в Федеральную службу по труду и занятости. Поскольку именно это подразделение согласно пункту 3 статьи 11 Закона № 426-ФЗ формирует и ведет реестр данных деклараций.
— Как часто надо проводить специальную оценку условий труда?
— По общему правилу специальную оценку условий труда на рабочем месте следует осуществлять не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня, когда были утверждены результаты (отчет) специальной оценки условий труда (п. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
Как рассчитывать доптарифы страховых взносов на основе специальной оценки условий труда
— Как повлияют результаты оценки условий труда на размер страховых взносов?
— На основе присвоенного класса условий труда работодатели будут рассчитывать дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд. Всего классов четыре. И чем класс вреднее, тем выше будет тариф взносов. Конкретные ставки установлены пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
Так, для опасного класса установлена самая высокая ставка — 8%. Для вредного класса тариф различается в зависимости от подкласса, минимальный — 2%, максимальный — 7%. Если условия признаны безопасными, то есть установлены допустимый и оптимальный классы, то работодатель освобождается от дополнительных взносов в ПФР (как платить дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд — табл. 1).
— По каким тарифам следует считать дополнительные взносы работодателям, которые провели аттестацию до 2014 года и срок которой еще не прошел?
— Для таких нанимателей тарифы определены пунктами 1 и 2 статьи 33.2 Закона № 167-ФЗ. И их нужно применять до тех пор, пока действуют результаты проведенной аттестации.
Результаты специальной оценки условий труда влияют на тариф дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд
Что грозит работодателю, если спецоценка не проведена или нарушены правила ее проведения
— Предположим, работодатель не провел специальную оценку условий труда. Какие санкции его ожидают?
— С 2015 года будет действовать специальная статья 5.27.1 КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за непроведение специальной оценки условий труда (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).
В соответствии с новой статьей 5.27.1 КоАП РФ работодателя смогут предупредить за нарушение. Либо оштрафовать.
Индивидуального предпринимателя и лицо, занимающееся бизнесом без образования юридического лица, — на сумму от 5000 до 10 000 руб., фирму — от 60 000 до 80 000 руб. (п. 3 ст. 11 Закона № 421-ФЗ).
До 2015 года за нарушения трудового законодательства работодателя будут наказывать по старой статье 5.27 КоАП РФ.
Штраф для бизнесменов — от 1000 до 5000 руб. Для организаций — от 30 000 до 50 000 руб.
Еще замечу, что само по себе непроведение специальной оценки условий труда в 2014 году может и не являться нарушением законодательства о труде, если еще действуют результаты аттестации.
— А какова ответственность за нарушение порядка проведения оценки?
— Здесь все те же правила. До конца 2014 года штрафы по статье 5.27, после — по статье 5.27.1 КоАП.
— Кто назначает штрафы?
— Государственные инспекторы труда или суд.
— И каким образом контролеры выявят нарушение порядка оценки условий труда?
— Нарушения будут выявляться в ходе госнадзора за соблюдением законодательства о труде и охране труда, который осуществляет служба по труду и занятости.
— Спасибо за подробные комментарии для читателей!
Беседовала Надежда Сазонова,
эксперт журнала «Упрощенка»

 


Таблица 1 Как платить дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд в 2014 году


























































Условие для применения ставки взносов



Тариф страховых взносов в ПФР



Основание


В 2014 году специальная оценка труда не проводилась (действуют результаты аттестации)
Работодатели, производящие выплаты сотрудникам, которые трудятся на местах, перечисленных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Например, на подземных работах, в горячих цехах и пр.6%Пункт 1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ;
пункт 1 статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ
Наниматели, которые перечисляют средства в пользу лиц, занятых на работах, поименованных в подпунктах 2 — 18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ. К примеру, в метрополитене, шахтах и пр.4%Пункт 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ,
пункт 2 статьи 33.2 Закона № 167-ФЗ
Проводилась специальная оценка условий труда в этом году
Условия оценки трудаКласс — опасный, подкласс — 48%Пункт 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ,
пункт 2.1 статьи 33.2 Закона № 167-ФЗ
Класс — вредный, подкласс — 3.47%
Класс — вредный, подкласс — 3.36%
Класс — вредный, подкласс — 3.24%
Класс — вредный, подкласс — 3.12%
Класс — допустимый, подкласс — 20%
Класс — допустимый, подкласс — 10%

Таблица 2 Чем аттестация рабочих мест отличается от специальной оценки условий труда
































Показатель



Аттестация



Специальная оценка условий труда


Рабочие места, на которых сотрудники заняты на компьютерах и (или) эксплуатируют офисную оргтехникуНе нужно было аттестовать рабочие места (п. 4 Порядка № 342н)Подлежат специальной оценке условий труда (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ) (далее — Закон № 426-ФЗ)
Места надомников и дистанционных работниковСледовало проводить аттестацию рабочих мест. Поскольку отдельного запрета на оценку условий труда надомников Порядок № 342н не содержалСпецоценка не проводится (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)
Декларирование соответствия условий трудаДанный порядок не был предусмотренВведено декларирование. Суть его в том, что если вредных факторов на производстве не выявлено, то работодателю в подтверждение данного факта следует заполнить специальную декларацию. И сдать ее в службу по труду и занятости (п. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).
Декларация эта будет действовать в течение пяти лет. И может автоматически продлеваться на тот же срок, если на местах, в отношении которых она была принята, не было несчастных случаев и профессиональных заболеваний (п. 4 и 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ)
Ответственность работодателя за нарушение порядка оценки условий труда (либо ее непроведение)Специальной ответственности за нарушение порядка проведения аттестации (ее непроведение) не было. Но работодателя могли наказать за то, что он не соблюдает трудовое законодательство, по статье 5.27 КоАП РФ. Сумма штрафа для индивидуального предпринимателя составляла от 1000 до 5000 руб.Для организаций — от 30 000 до 50 000 руб.Также вместо денежного наказания могли приостановить деятельность нанимателя на 90 сутокОтветственность нанимателя за нарушение порядка спецоценки (ее непроведение) установлена новой статьей 5.27.1 КоАП РФ. Но она вступит в силу только с 2015 года (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).
В соответствии со статьей 5.27.1 работодателя могут предупредить за нарушение. Либо оштрафовать. Предпринимателя и лицо, занимающееся бизнесом без образования юрлица, — на сумму от 5000 до 10 000 руб. Фирму — на сумму от 60 000 до 80 000 руб (п. 3 ст. 11 Закона № 421-ФЗ). До 2015 года за нарушение трудового законодательства будут наказывать по старой статье 5.27 КоАП РФ.
Штраф для бизнесменов — от 1000 до 5000 руб. Для фирм — от 30 000 до 50 000 руб.

 "

Услуги Правовой защиты

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.