Изменения законодательства
Ввели новые штрафы за запрет сотруднику менять зарплатный банк
Документы: Федеральный закон от 26.07.2019 № 221-ФЗ «О внесении изменения в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», Федеральный закон от 26.07.2019 № 231-ФЗ «О внесении изменения в статью 136 Трудового кодекса Российской Федерации»
С 6 августа работодателей оштрафуют, если они запретят сотрудникам менять зарплатный банк. Такой закон подписал Президент.
Так, установили новое основание для штрафов по части 6 статьи 5.27 КоАП. Согласно закону, штраф за отказ сотруднику поменять банк для перечисления зарплаты составит:
- для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.;
- ИП – от 1000 до 5000 руб.;
- организаций – от 30 000 до 50 000 руб.
Кроме того, срок, в который сотрудник должен сообщить работодателю о том, что хочет поменять зарплатный банк, увеличили с 5 рабочих до 15 календарных дней.
Закон о бухучете скорректировали
Документ: Федеральный закон от 26.07.2019 N 247-ФЗ
26 июля вступил в силу закон об изменениях в Законе о бухучете. Поправки в основном касаются бухучета бюджетных организаций, но есть изменения и для коммерческих.
Так, требования главбуха (иного ответственного за ведение бухучета либо лица, которое ведет его по договору) правильно оформлять и представлять первичку стали обязательными для всех сотрудников.
Изменили положения о госинформресурсе бухотчетности, которые должны вступить в силу с 2020 года. Установили срок представления по ТКС уточненной бухотчетности — не позднее 10 рабочих дней после внесения исправлений либо после утверждения отчетности (если оно предусмотрено законом или учредительными документами).
Пример. ООО представило в ИФНС отчетность, а позже обнаружило в ней ошибку. Если к этому моменту отчетность еще не была утверждена, то на общем собрании следует утвердить уточненную отчетность и представить ее налоговикам. Если же к моменту обнаружения ошибки отчетность утверждена, исправлять ее нельзя. Когда отчетность не подлежит утверждению, ее нужно исправить и сдать в ИФНС.
Готовьтесь ежемесячно сдавать в ПФР форму СЗВ-ТД
С 2020 года работодатели должны будут подавать в ПФР новый отчет по форме СЗВ-ТД. В отчете нужно будет указывать сведения о трудовой деятельности сотрудников. Информацию об этом Пенсионный фонд разместил на официальном сайте.
Представление такой отчетности связано с переходом на электронные трудовые книжки. Такой законопроект сейчас рассматривает Госдума.
Согласно проекту закона, новый отчет СЗВ-ТД работодатели будут представлять ежемесячно в те же сроки, что и СЗВ-М, то есть не позднее 15-го числа месяца, который следует за отчетным. А с 2021 года при приеме и увольнении сотрудника дополнительно надо будет отчитываться не позднее рабочего дня после той даты, когда издали соответствующий приказ.
Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Андрей Свинцов отметил, что базы данных оцифрованных в ПФР трудовых книжек граждан России будут защищать электронные системы безопасности Пенсионного фонда и Росреестра. По его словам, сохранность этих данных от постороннего вмешательства обеспечивает надёжная система технической защиты данных ПФР.
Законопроекты
Правила индексации зарплаты хотят поменять
Индексацию зарплаты могут привязать к повышению тарифов на услуги ЖКХ.
По закону работодатель обязан индексировать зарплату в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК). Работодатель вправе самостоятельно решить, на какие показатели ориентироваться. Сейчас компании ориентируются на один из показателей:
- на достижение финансовых показателей деятельности компании;
- на индекс потребительских цен по региону или России в целом;
- на уровень инфляции;
- на прожиточный минимум трудоспособного населения по региону или России в целом.
Депутаты предлагают с 1 июля 2020 года обязать работодателей ориентироваться на индекс роста тарифов на услуги ЖКХ.
По данным Росстата, в период с января по апрель 2019 года стоимость коммунальных услуг для населения увеличилась в среднем на 6,8 процента, что выше уровня инфляции и индекса потребительских цен.
Минфин не собирается продлевать действие ЕНВД после 2020 года
Чиновники считают, что ЕНВД оказался неэффективным режимом из-за возможности уклонения от уплаты налогов.
По закону ЕНВД платят исходя из площади торгового зала, что не соответствует объему выручки. Кроме этого, плательщики ЕНВД освобождены от уплаты:
— налога на прибыль — компании;
— НДФЛ — предприниматели;
— НДС (кроме операций по импорту);
— налога на имущество.
Минфин и ФНС обещают разъяснить плательщикам ЕНВД, как безболезненно перейти на обычные режимы налогообложения.
Сроки хранения бухгалтерской документации хотят уточнить
Документ: Проект Приказа Росархива
Росархив подготовил проект изменений для перечня типовых управленческих архивных документов. Сейчас идет его общественное обсуждение. Важные поправки коснутся сроков хранения документов, в том числе:
-
налоговых деклараций и документов о разногласии по вопросам налогообложения (переписка) — они будут храниться по общему правилу не пять, а шесть лет;
-
реестров сведений о доходах физлиц — пять лет (ст. 313 Проекта) вместо 75;
-
счетов-фактур — пять лет (ст. 317 Проекта) вместо четырех;
-
образцов подписей материально ответственных лиц — их предлагают хранить пять лет (ст. 282 Проекта) после смены материально ответственного лица (сейчас образцы хранятся сколько нужно, но не менее пяти лет).
ЕНВД отменят с 2021 года
Минфин РФ не рассматривает возможность продления единого налога на вмененный доход. Об этом сообщил первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая в Совете Федерации.
По действующей в настоящее время редакции Налогового кодекса, глава 26.3 «Единый налог на вмененный доход» прекращает своё действие с 1 января 2021 года.
Причиной такого решения Силуанов назвал уклонение от уплаты налогов с помощью этого специального налогового режима. Ведь исчисленный налог при ЕНВД не зависит от реальной выручки и часто используется при дроблении бизнеса.
Первый вице-премьер заявил, что правительство с Минфином договорились начать разъяснительную работу с плательщиками ЕНВД о безболезненном переходе на другие налоговые режимы.
Нужно подготовить совместно с налоговой службой все необходимые разъяснения, как закрывать режим и открывать новые предприятия, чтобы для бизнеса, работающего с ЕНВД, «не было дискомфорта и каких-либо неожиданностей при отмене налога», подчеркнул Силуанов.
Такое решение Минфина было прогнозируемым, особенно с учетом того, что практически всех налогоплательщиков обязали применять ККТ. Однако в таком случае непонятно, зачем придумывать новые ограничения по применению ЕНВД в части некоторых товаров, подлежащих обязательной маркировке, если вмененка и так прекратит своё существование. Один год погоды бы не сделал.
Разъяснения официальных ведомств
Минфин разъяснил, кто должен оплачивать медосмотры при трудоустройстве
Документ: Письмо Минфина России от 04.07.2019 № 03-15-06/49359
Текст письма:
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 10.06.2019 и в части своей компетенции по вопросу начисления страховых взносов на суммы расходов организации по проведению обязательных медицинских осмотров своих работников сообщает.
Исходя из положений статей 212 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников.
Статьей 213 Трудового кодекса определены категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров. К ним относятся работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.
Предусмотренные статьей 213 Трудового кодекса категории работников проходят медицинские осмотры в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н (далее - Порядок).
Согласно пунктам 6 и 7 Порядка обязанности по организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров возлагаются на работодателя. Кроме того, предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.
Пунктом 8 Порядка определено, что направление заполняется на основании утвержденного работодателем списка контингентов, в котором, в частности, указываются: наименование медицинской организации (с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров); наименование должности (профессии) или вида работы; вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) медицинским осмотрам.
С учетом вышеизложенного прохождение обязательного предварительного при устройстве его на работу и периодического (в течение трудовой деятельности) медицинского осмотра работника должно осуществляться по направлению работодателя в медицинскую организацию (с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров) и за счет средств работодателя.
Иной порядок прохождения данных медицинских осмотров является нарушением норм, установленных трудовым законодательством Российской Федерации, то есть в Трудовом кодексе не предусмотрены компенсации сумм расходов работников по прохождению ими обязательных медицинских осмотров.
Пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.
Кроме того, в подпункте 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса поименованы все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат.
В случае если работодатель организует проведение обязательных медицинских осмотров своих работников, что в соответствии с положениями статьи 213 Трудового кодекса является обязанностью организации и не связано с выплатами работникам, то такие расходы организации не признаются объектом обложения страховыми взносами.
В противном случае, если организацией компенсируются работникам суммы их расходов по прохождению ими самостоятельно обязательных медицинских осмотров, такие суммы компенсации облагаются страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, поскольку не установлены законодательством Российской Федерации, и в перечне, содержащемся в подпункте 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса, такие компенсации не поименованы.
Одновременно сообщаем, что по вопросу уплаты страховых взносов с сумм возмещения расходов работникам, связанных с прохождением обязательных медицинских осмотров, за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, которые регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", следует обращаться в Минтруд России.
Когда банки вернут на счет компании пособия по материнству
Документ: Письмо Федерального казначейства от 29.04.2019 № 07-04-05/01-8879
Федеральное казначейство установило, в какой срок банки должны вернуть деньги работодателю
С 1 мая 2019 года банки зачисляют пособия по материнству на карты «Мир» (информация ФСС от 07.05.2019). Если карты «Мир» у работника нет, он может получить пособие по почте, переводом на банковский счет, к которому не привязана карта, наличными в кассе компании или банка.
Казначейство предписало банкам возвращать отправителю деньги, если получатель пособия:
— не имеет карты «Мир»;
— не завел другой банковский бескарточный счет;
— не пришел в банк получить наличные.
Банк обязан вернуть невыданное пособие компании-работодателю по истечении 10 рабочих дней. Их надо считать со дня, когда в банк поступило распоряжение компании о переводе денег.
Если банк вернул компании пособие, договоритесь с работником о способе его выдачи. Предложите получать в кассе компании или завести банковский счет без привязки к карте.
ФНС не требует прикладывать доверенность к скан-копии документа
Документ: Письмо ФНС от 24.05.2019 № ЕД-4-2/9885@
Если документ подписал главбух, подтверждать его полномочия не надо.ФНС рассказала, как отправить скан-копии документов по запросу налоговой.
Проверьте, чтобы запрашиваемый документ подписал главбух. Переведите его в тот электронный формат, который требует ИФНС. Внесите реквизиты требования о представлении документов. Подпишите документ усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя компании. Сделайте скан-копию.
Направьте документ в виде файла. Доверенность, подтверждающую полномочия главбуха, не прилагайте.
Судебная практика
Новая претензия ревизоров — к детским пособиям для отцов
Источник: Определение Верховного суда от 05.06.2019 № 309-ЭС19-7778, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.06.2019 по делу № А76-29523/2018.
Детские пособия в последнее время на особом контроле у ФСС. Особенно придирчивы ревизоры к случаям, когда отпуск по уходу оформляет отец ребенка. Если фактически с ребенком сидит мама, выплаты отцу фонд может снять даже в том случае, если мама никаких пособий не получает. И суд поддержит ревизоров.
Вот свежий пример. Компания выплачивала работникам-отцам пособия по уходу за ребенком и зарплату, поскольку они трудились неполный рабочий день. Однако рабочее время было всего на час в день меньше. Этого недостаточно, чтобы сохранить право на ежемесячное пособие. В ходе разбирательства судьи выяснили, что супруги работников не работали и фактически именно они ухаживали за детьми (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.06.2019 по делу № А76-29523/2018).
Другой показательный пример. Фонд снял пособия по уходу на общую сумму более 4 млн руб. примерно 50 работникам, из которых почти 80 процентов были отцами. И это только за полгода. Причина — рабочий день сократили на период от 15 минут до одного часа. Это очень мало (определение Верховного суда от 05.06.2019 № 309-ЭС19-7778).
Безопасный вариант — работник трудится 60% рабочего времени (100% - 40%). При 40-часовой рабочей неделе это 24 ч (40 ч × 60%). 40% заработка работник получит в виде ежемесячного пособия.
Чтобы гарантированно избежать отказа ФСС в возмещении пособия по уходу за ребенком, действуйте так. Уточните в своем территориальном отделении ФСС, какая работа, по их мнению, считается работой на условиях неполного рабочего времени. Согласуйте с ними свой вариант соглашения с работником. В таком случае риск претензий будет минимальным.
ВС РФ разобрался, когда инспекция не может ссылаться на неподачу заявления о переходе на УСН
Источник: Определение ВС РФ от 02.07.2019 N 310-ЭС19-1705
Компания с момента своего образования применяла УСН. Какое-то время спустя ее единственным участником стало юрлицо, но на общий режим она не перешла, продолжив сдавать отчетность по спецрежиму, которую без проблем принимала налоговая. Такая ситуация продолжалась четыре с половиной года.
В ходе выездной проверки того периода, когда участником стало физлицо, т.е. соответствие критериям вновь было установлено, инспекция доначислила компании налоги по общей системе. Она мотивировала доначисление тем, что компания не подавала заявление о переходе на спецрежим, когда вновь получила право применять УСН. Суды в трех инстанциях организация проиграла, но ВС РФ не согласился с контролерами.
В проверяемом периоде компания соответствовала критериям для применения УСН. Она только не подала заявление. Однако такой формальный момент не может быть основанием для доначисления налогов по общей системе. В обоснование этого вывода суд сослался на свой обзор практики.
Кроме того, инспекция должна была знать, что больше четырех лет компания не имела права применять УСН из-за того, что ее единственным участником было юрлицо. Об этом налоговики знали с момента, когда в учредительные документы и в ЕГРЮЛ были внесены изменения. Однако все это время декларации по спецрежиму не вызывали вопросов у проверяющих, а заявление о несоответствии УСН они направили компании непосредственно перед самой проверкой. Таким образом, инспекция своими действиями фактически констатировала: нарушений налогового законодательства не было.
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.