Изменения законодательства
Стандарты для СИЗ обновили
Документ: Решение Коллегии ЕЭК от 03.03.2020 № 30
C 4 апреля действуют новые перечни ГОСТа, которые соблюдают для соответствия ТР ТС 019/2011. Старые перечни стандартов для СИЗ с этой же даты неактуальны.
Перечень для добровольного соблюдения техрегламента на СИЗ теперь состоит из 314 позиций. Среди новых стандартов, например, ГОСТ EN 142–2018 — для загубников, ГОСТ 12.4.235–2019 — для противогазовых и комбинированных фильтров, ГОСТ ISO 16602–2019 — для спецодежды с защитой от химических веществ.
Перечень проведения оценки соответствия СИЗ и исполнения обязательных требований ТР ТС 019/2011 включает в себя 754 стандарта. В нем появились ГОСТ ISO 17708–2014 — для испытаний на прочность крепления подошвы, ГОСТ ISO 17516–2017 — для проверки антимикробной защиты косметической продукции.
Пожарную безопасность комплексов проверят по новым требованиям
Документ: Приказ МЧС от 15.01.2020 № 14
С 1 июля 2020 года вступит в силу свод правил пожарной безопасности для многофункциональных зданий. В нем закрепили требования для проектирования, реконструкции, капитального ремонта, изменения назначения и эксплуатации и технического перевооружения торгово-развлекательных комплексов и офисных центров.
Требованиями следует руководствоваться для зданий, высотой не более 50 метров, в которых есть:
- кинотеатры, концертные залы, выставки;
- организации торговли и общепита, аптеки, ФОКи;
- банки, конторы, офисы;
- автостоянки, гостиницы, апартаменты.
На проектирование и строительство временных и мобильных зданий свод правил действовать не будет.
Законопроекты
Разработали Правила по охране труда для работы с оборудованием
Минтруд вынес на обсуждение новые Правила по охране труда. Их подготовили для операций и работ по размещению, монтажу, техобслуживанию и ремонту технологического оборудования. Правила надо будет применять при работе со стационарными машинами, механизмами, устройствами, приборами и другим оборудованием для производства промышленной продукции.
Применять новые правила обяжут всех работодателей, кроме физлиц. На основе правил и технической документации изготовителя нужно будет разработать инструкции по охране труда.
В Правилах указали 22 вредных и опасных производственных фактора, которые могут воздействовать при работе с оборудованием. К проекту приложили формы:
- наряда-допуска на работы с повышенной опасностью;
- акта-допуска на территорию предприятия.
Пожарные риски снизят вместе с безопасным расстоянием
Минэнерго предложило упростить требования пожарной безопасности. Для этого сократят величины социального и индивидуального рисков. Термины техрегламента уточнят.
Организации часто спорят с контролерами о назначении помещений. Поэтому в Федеральном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ пояснят, что считать складским помещением, а что — производственным.
Сейчас допустимое значение индивидуального пожарного риска в десять раз ниже социального. Разработчики поправок предлагают перенять международную практику. Социальный пожарный риск предполагает гибель нескольких человек, поэтому вероятность его должна быть меньше вероятности гибели одного человека.
После изменений максимальную величину социального и индивидуального пожарных рисков определят, как одну миллионную в год. Так снизят требования к безопасному расстоянию от здания до других объектов. Затрат на строительство станет меньше.
Ространснадзор готовит новый чек-лист
Обновят чек-лист для проверок автотранспортных предприятий. Разработали проект приказа, которым заменят приказ Ространснадзора от 13.09.2017 № ВБ-883фс.
Список вопросов пересмотрят. Например, инспекторы перестанут спрашивать, есть ли у работодателя помещение для предрейсового и послерейсового медосмотра. Зато в чек-листе появится больше вопросов о перевозке опасных грузов.
Вопрос-ответ
Как инспектор ГИТ проверит спецоценку?
Распорядительные документы. Инспектор ГИТ запросит локальные акты, по которым вы планировали и проводили СОУТ. Покажите ему приказ работодателя о проведении спецоценки, составе комиссии и порядке ее работы. Подтвердите документом график проведения СОУТ. Предоставьте перечень рабочих мест, который вы составляли для оценщика перед процедурой.
Документы о проведении и результатах СОУТ. Подготовьте для проверки отчет о СОУТ и результаты идентификации потенциально вредных и опасных факторов. Их должны утвердить все члены комиссии. В декларации соответствия условий труда не должно быть рабочих мест с правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости, с компенсацией за вредные или опасные условия труда, с установленными ранее вредными или опасными условиями труда.
Проверят даты, когда в картах СОУТ работники поставили свои подписи. Работодатель обязан ознакомить их с результатами спецоценки в течение 30 календарных дней с момента, как утвердили отчет. В расчет срока не включают период временной нетрудоспособности, отпуска, командировки, междувахтового отдыха работника (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, далее — Закон № 426-ФЗ).
Инспектор уточнит, кто исследовал и измерил фактические значения вредных и опасных факторов. Замеры проводят испытательная лаборатория, эксперты или другие работники организации, проводящей СОУТ. Если для спецоценки использовали результаты производственного контроля, подтвердите право на это. Аккредитованная испытательная лаборатория должна составить материалы не ранее, чем за шесть месяцев до проведения СОУТ. Комиссии нужно получить представление от эксперта оценщика и оформить решение о возможности использовать результаты производственного контроля (ч. 3 и 7 ст. 12 Закона № 426-ФЗ). Но если исследования и измерения провели некачественно, результаты производственного контроля не примут для СОУТ.
Пример. ООО «Победа» заключило договор на услуги спецоценки. В договоре стороны закрепили возможность использовать для СОУТ результаты производственного контроля. Его провела в ООО «Победа» другая аккредитованная лаборатория месяц назад. Но методы исследований факторов вызвали у эксперта организации по СОУТ сомнения. Он заподозрил, что исследования не проводили совсем, а документы подготовили формально. Эксперт отказался выдать комиссии представление, чтобы не лишить себя сертификата, а свою компанию — аккредитации.
В отчете о СУОТ есть перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников. Его составляет организация, которая проводит СОУТ. По такому перечню работодатель должен разработать мероприятия и включить их в свой план. Инспектор проверит и сам документ, и как работодатель выполняет мероприятия, установленные по результатам спецоценки. Также инспектор узнает, есть ли у работодателя сайт. Если есть — разместили ли там сводные данные о результатах СОУТ и перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.
Инспектор проверит, как вы соблюдаете сроки внеплановой спецоценки (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, после ввода новых рабочих мест СОУТ должны провести в течение 12 месяцев, после предписания инспектора ГИТ — в течение 6 месяцев. Часто работодатели забывают провести внеплановую СОУТ в течение полугода после несчастного случая или профзаболевания.
Проверят также, когда работодатель уведомил экспертную организацию, что утвердил отчет о СОУТ. На это закон устанавливает срок в три рабочих дня с даты утверждения отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Обязательно ли проводить оценку эффективности СИЗ?
Эффективность средств индивидуальной защиты оценивают, чтобы снизить класс или подкласс условий труда на рабочем месте (методика, утв. приказом Минтруда от 05.12.2014 № 976н). Процедура предусмотрена только в рамках специальной оценки условий труда. Проводить ее отдельно закон не требует, но и не запрещает.
При СОУТ оценка эффективности СИЗ тоже добровольная процедура. У комиссии есть право, а не обязанность снизить класс условий труда, если работники применяют эффективные СИЗ (п. 6 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ; далее — Закон № 426-ФЗ). Если процедуру провели, экспертная организация должна включить в отчет о СОУТ протокол оценки эффективности средств индивидуальной защиты (п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Эффективность средств индивидуальной защиты оценивают эксперты в ходе спецоценки по утвержденной методике, учитывая все ее требования и ограничения (методика, утв. приказом Минтруда от 05.12.2014 № 976н). Например, документ не разрешает оценивать эффективность СИЗ работников, занятых в опасных условиях труда или, наоборот, допустимых. Также не оценивают СИЗ от общих производственных загрязнений, сигнальную одежду или средства от падения с высоты (полный список: пп. 5, 7, 12, 19–27, 32–37, 40–42 приложения 4 к ТР ТС 019/2011). Снизить класс или подкласс условий труда эксперты могут, только если четко следуют методике.
Эффективность средств индивидуальной защиты эксперты оценивают в четыре этапа:
- Сравнивают личные карточки с типовыми нормами: проверяют, что работнику выдали все СИЗ, которые ему положены.
- Проверяют сертификаты соответствия СИЗ требованиям технического регламента (ТР ТС 019/2011).
- Изучают эксплуатационную документацию, маркировки, комплектность СИЗ сложной конструкции.
- Считают баллы по показателям эффективности из методики. Например, времени использования, исправности, качеству инструктажей о правилах применения СИЗ и пр.
По результатам каждого этапа эксперт делает заключение. Если выявят хотя бы одно нарушение, класс или подкласс условий труда снижать нельзя.
Пример. Эксперты проводили оценку эффективности средств индивидуальной защиты при спецоценке в ООО «Баян». При подсчете выяснилось, что один из показателей не соответствует норме. СИЗ использовали дольше, чем указано производителем в сроках гарантированного сохранения защитных свойств, это — показатель Пв. Все остальные показатели были в норме. Несмотря на это, эксперты подготовили заключение о том, что невозможно снизить класс условий труда.
Почему работодателю выгодно оценивать эффективность СИЗ?
Работодатель может сэкономить на социальных выплатах, если по результатам оценки эффективности СИЗ получится снизить класс или подкласс условий труда. Например, если по результатам процедуры на рабочем месте подкласс условий труда понизят с 3.3 до 3.2, размер дополнительного тарифа по страховым взносам в ПФР уменьшится с шести процентов до четырех (таблица).
Размер дополнительного тарифа по страховым взносам в ПФР в зависимости от класса условий труда
Класс условий труда |
Подкласс условий труда |
Доп. тариф, % |
Опасный |
4 |
8,0 |
Вредный |
3.4 |
7,0 |
3.3 |
6,0 |
|
3.2 |
4,0 |
|
3.1 |
2,0 |
|
Допустимый |
2 |
0,00 |
Оптимальный |
1 |
0,00 |
От класса условий труда зависит количество льгот и компенсаций, которые предоставляют работнику. Например, если за счет эффективных СИЗ подкласс условий труда снизят с 3.2 до 3.1, работникам не нужно предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск (ч. 1 ст. 117 ТК). А снижение подкласса с 3.3 до 3.2, освободит от организации сокращенной рабочей недели (ст. 92 ТК).
Обратите внимание: только на одну ступень эксперты могут снизить класс или подкласс условий труда за счет эффективных СИЗ
Экспертные организации предлагают оценивать эффективность СИЗ не только при спецоценке, но и отдельной услугой. Класс условий труда так снизить нельзя. Процедуру проводят, чтобы наладить систему работы со средствами индивидуальной защиты. Эксперты анализируют эффективность СИЗ и разрабатывают план мероприятий по минимизации рисков. Например, в процедуру входит подбор средств защиты с учетом специфики организации, оптимизация расходов на закупку, обучение сотрудников правильной работе с СИЗ и пр. В результате работодатель получает работающую систему управления СИЗ. При следующей СОУТ это поможет снизить классы условий труда, когда эффективность СИЗ будут оценивать по методике.
Что делать, если коронавирус срывает плановые медосмотры?
В некоторых регионах руководители медорганизаций приостановили проведение медосмотров, чтобы направить все свои силы на борьбу с коронавирусной инфекцией. Но как быть предприятиям, у которых на время эпидемии запланированы периодические медосмотры? Минтруд разъяснил, для каких работников процедуру можно перенести, а для каких нельзя. Представитель Роструда ответил, как поступить, если медосмотр нельзя отложить.
В Минтруде пояснили, что пунктом 2 распоряжения Правительства от 21.03.2020 № 710-р поручили временно отменить проведение исключительно профилактических медосмотров и диспансеризации. Это распоряжение не имело отношения к обязательным предварительным и периодическим медосмотрам. При этом Минтруд разъяснил, что в связи с распространением коронавирусной инфекции и введением ограничений по перемещению граждан целесообразно временно приостановить проведение обязательных медосмотров для работников (письмо Минтруда от 10.04.2020 № 15–2/10/В-2841).
Учитывая, что отсутствие медосмотров угрожает жизни и здоровью работников, перенести процедуру разрешили не для всех категорий персонала. Без обязательного медосмотра к работе нельзя допускать сотрудников, кто занимается:
- производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;
- воспитанием и обучением детей;
- коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
- работами на высоте;
- трудом на рабочих местах, на которых по результатам СОУТ установили класс условий труда 3.3 или 3.4.
Минтруд уточняет, что решение о приостановке не распространяется на обязательные медосмотры перед и после рабочей смены
В остальных случаях проведение периодического медосмотра можно перенести и это не будет нарушением. Поэтому инспектор ГИТ не оштрафует организацию по части 3 статьи 5.27.1 КоАП. Проведение медосмотров нужно будет возобновить, когда власти отменят режим самоизоляции.
Должен ли работник на пожароопасном производстве проходить психосвидетельствование?
Да, это необходимо делать. Поскольку в постановлении Правительства от 28.04.1993 № 377 во второй таблице Перечня указаны работы в пожароопасных производствах.
Работники, которые осуществляют отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работают в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет (ст. 213 ТК).
Порядок определен постановлением Правительства от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».
Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указывают вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем (п. 6 постановления Правительства от 23.09.2002 № 695).
Ссылка дается на постановление Правительства от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации „О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании“» (вместе с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности).
В соответствии с указаниями данного документа должны проходить психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет все указанные в нем категории работников:
1) отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, приведенных в таблице 1 Перечня;
2) отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, приведенных в таблице 2 Перечня.
В таблице 2 Перечня указано:
Проводимые работы, виды профессиональной деятельности и категории должностей |
Дополнительные медицинские психиатрические противопоказания. Дополнительные исследования |
Работы, связанные с применением взрывчатых материалов, работы во взрыво- и пожароопасных производствах |
Эпилепсия и синкопальные состояния, алкоголизм, наркомания, токсикомания, электрокардиография |
На работу приняли нового сотрудника. В течение месяца мы посылаем его на учебу по охране труда в учебный комбинат, обучение длится 40 часов. В программе обучения есть раздел «Оказание первой помощи». Нужно ли этому сотруднику еще и отдельно прослушать курс по программе «Оказание первой помощи»?
Нет, этому сотруднику не требуется отдельного прослушивания курса по программе «Оказание первой помощи». Обучения по охране труда, в программе которой есть раздел «Оказание первой помощи», достаточно.
В настоящее время законодательство не обязывает направлять работников проходить отдельное обучение правилам оказания первой помощи в учебных центрах. Нет четких требований к документам, которые подтверждают факт проведения подобного обучения работодателем. Именно работодатель несет ответственность за организацию обучения оказанию первой помощи (ст. 212 ТК).
Постановление Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» конкретизирует требование Трудового кодекса: работодатель должен организовать обучение работников рабочих профессий оказанию первой помощи в течение месяца при поступлении на работу и периодически — не реже 1 раза в год (п. 2.2.4 Порядка № 1/29). Эти сроки необходимо соблюдать.
Руководители и специалисты организаций изучают основы первой помощи в рамках обязательного периодического (1 раз в три года) обучения требованиям охраны труда. Поскольку в типовых программах обучения по охране труда обязательно есть раздел «Первая помощь». При обучении требованиям охраны труда специалистов собственными силами, при составлении работодателем собственной программы обучения по охране труда такой раздел тоже должен в нее включаться.
Таким образом, применительно к руководителям и специалистам обучение оказанию первой помощи должно быть включено в программу обучения по охране труда, а в отношении персонала рабочих профессий оно может найти свое выражение в виде инструкции по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, по которой будут обучены все работники. Обучение по такой инструкции может осуществляться в рамках прохождения работниками периодических инструктажей: поскольку работодатель должен организовать обучение оказанию первой помощи не реже 1 раза в год, то раз в год в программу периодического инструктажа может включаться изучение инструкции по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
Достаточно регистрации самих инструктажей в соответствующих журналах. В журнале обязательно укажите среди прочих инструкций, необходимых каждому работнику при проведении инструктажа, номер и дату утверждения инструкции по оказанию первой помощи.
Обучение специалистов первой помощи подтверждается протоколами проверки знаний требований охраны труда в рамках обучения по охране труда и выданными им удостоверениями (согласно Порядку № 1/29).
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.