Изменения законодательства
Ввели уголовную ответственность за нарушение правил промбезопасности на ОПО
Документ: Федеральный закон от 23.04.2018 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Вступает в силу: 21 октября 2018г.
Если нарушить правила промбезопасности на ОПО и это повлечет тяжкий вред здоровью человека, то виновному лицу грозит лишение свободы на срок до 3 лет. Если нарушение повлечет смерть человека, то виновному грозит 5 лет, если погибло несколько человек, то максимальный срок, на который могут лишить свободы, увеличивается до 7 лет.
Такая ответственность наступит с 21 октября 2018 года. Сейчас отдельной уголовной ответственности за нарушение правил промбезопасности на ОПО нет. Виновных привлекают в зависимости от вида работ, при которых допущено нарушение.
Новые чек-листы Ространснадзора
Документ: Приказ Ространснадзора от 13.09.2017 № ВБ-883фс
Утвердили два чек-листа, которые транспортная инспекция начнет использовать при плановых проверках в области автомобильного транспорта. Один чек-лист применят при проверках в области перевозок пассажиров, другой — в области перевозок грузов.
Законопроекты
МЧС готовит чек-листы по пожарной безопасности
С июля 2018 года инспекторы будут проводить противопожарные проверки по спискам контрольных вопросов. Для этого МЧС подготовило 19 проверочных листов. Вопросы разделили по видам объектов: для офисов, банков, производственных зданий, складов, гостиниц, кинотеатров, клубов, концертных залов, музеев, выставок, а также поликлиник, физкультурно-оздоровительных комплексов и спортивно-тренировочных учреждений с помещениями без трибун для зрителей и др. В частности, предложили форму проверочного листа для многоквартирных жилых домов высотой до 28 метров. С помощью чек-листов работодатель может пройти самопроверку и подготовиться к визиту инспекторов.
Х раздел Трудового кодекса в новой редакции могут принять уже осенью
Министерство труда подготовило проект поправок к X разделу Трудового кодекса. Изменения могут ввести уже во второй половине 2018 года.
Законотворцы предлагают вводить должность специалиста по охране труда на предприятии только при численности работников больше 100 человек. Если в организации меньше 100 сотрудников и нет специалиста по охране труда, то функции по охране труда сможет выполнять руководитель организации, уполномоченный им сотрудник или организация по гражданско-правовому договору. Заключать договор на оказание услуг по охране труда можно будет только с аккредитованным предприятием, которое включено в спецреестр Минтруда.
Еще одно важное нововведение — на должность специалиста по охране труда начнут принимать работников, которые соответствуют профессиональному стандарту. Чтобы подтвердить квалификацию, специалистов по охране труда будет необходимо направлять на независимую оценку квалификации.
У работодателя появятся новые обязанности. Ему необходимо будет:
- проводить оценку эффективности системы управления охраной труда;
- выявлять опасности и профессиональные риски, проводить их регулярный анализ и оценку;
- приостанавливать эксплуатацию оборудования, если возникла угроза жизни и здоровью работников, и возобновлять только после ее устранения;
- сообщать подрядчикам, которые ведут работы на территории работодателя, о рисках повреждения здоровья работников подрядчиков;
- проводить внутренний контроль соблюдения требований охраны труда по методике Минтруда.
Если по результатам специальной оценки условий труда работу признают опасной (4-й класс условий труда), деятельность работодателя приостановят. Чтобы ее возобновить, руководитель будет обязан утвердить план по снижению класса условий труда и провести внеплановую СОУТ. Предполагается, что запрет на работу в опасных условиях труда введут с 1 января 2020 года.
Минтруд планирует запретить применять вредные и опасные вещества, если они не прошли токсикологическую, санитарно-гигиеническую, медико-биологическую оценку.
Кроме того, работодатели будут обязаны регистрировать вредные и опасные вещества, которые они используют.
Изменения коснутся и порядка расследования несчастных случаев на производстве. Вред здоровью работников разделят на 3 группы: несчастные случаи, профессиональные заболевания и микротравмы. Работодателя обяжут вести учет причин, которые привели к микротравмам.
Также чиновники планируют запретить штрафовать работодателя, если он не причинил вреда работникам, ввести единые типовые нормы СИЗ и запретить беременным и кормящим женщинам работать во вредных условиях труда.
Вопрос-ответ
Согласно трудовому законодательству работодатель помимо выдачи СИЗ, обязан обеспечить их хранение, стирку, сушку и ремонт. Установлена ли периодичность стирки или это нужно делать исходя из фактической необходимости? Как быть если работник категорически отказывается сдавать спецодежду для стирки?
Нормами действующего законодательства не установлена периодичность, с которой работодатель обязан осуществлять стирку специальной одежды. Однако стирка такой одежды должна осуществляться своевременно (по мере загрязнения).
Ситуация, когда работник отказывается сдавать СИЗ для их стирки, не урегулирована трудовым законодательством. Отказ работника сдавать СИЗ на стирку не является основанием для освобождения работодателя от обязанности обеспечить своевременную стирку СИЗ.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Согласно п. 30 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н) работодатель за счет собственных средств обязан обеспечивать уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ.
Как провести инструктаж о правилах применения СИЗ?
При выдаче СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков, работодатель обеспечивает проведение инструктажа работников о правилах применения указанных СИЗ, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также организует тренировки по их применению (п. 24 Межотраслевых правил обеспечения работников СИЗ, утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н).
Ни этот нормативный акт, ни какие-либо другие нормативные акты не устанавливают обязательных требований к порядку проведения данного вида инструктажа и тренировок по их применению. Вы вправе локальными актами самостоятельно установить порядок проведения и оформления данных инструктажей.
Разработайте инструкцию о правилах применения СИЗ, использование которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и др.). За основу этой инструкции возьмите правила по безопасному применению этих СИЗ, которые изложены в их эксплуатационной документации: руководстве, инструкции по эксплуатации (применению). Инструктаж включите в программу первичного инструктажа на рабочем месте и проводите с работниками во время первичного и повторного инструктажей. Это один инструктаж, но в ходе его проведения нужно обязательно ознакомить каждого работника с правилами пользования всех СИЗ, которыми он пользуется при выполнении своих производственных обязанностей.
Поскольку инструктаж проводят во время первичного и повторного инструктажей, то регистрируйте его в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте как первичный или повторный.
Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.