С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства
Охрана труда не терпит невнимательного отношения к себе,
поскольку она напрямую связана со здоровьем людей.
8(800)707-99-00 Бесплатный звонок по России
Заказать звонок

Обзор для специалиста по охране труда за период с 01.07.2023г. по 31.07.2023г.

Важная информация!

Напоминаем, что с 1 сентября 2023 года вводятся новые правила и типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств

Документы: Приказы Минтруда от 29.10.2021 № 766н и от 29.10.2021 № 767н

Работодатели утверждают перечни и выдают СИЗ и смывающие средства на основании единых типовых норм.

Для всех отраслей экономики пока действуют типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств ( утверждены приказом Минтруда от 09.12.2014 № 997н, постановлением Минтруда от 31.12.1997 № 70 и приказом Минздравсоцразвития от 20.04.2006 № 297). Есть типовые нормы и по видам экономической деятельности.

С 01.09.2023 вступают в силу новые типовые нормы, но до 31.12.2024 допускается применять и новые типовые нормы, и прежние, если они изданы до 01.03.2022.

Но в любом случае при выдаче СИЗ и смывающих средств нужно будет учитывать результаты спецоценки и оценки профрисков.

 

Изменения законодательства

Результаты специальной оценки условий труда с 1 сентября 2023 года можно оформить в электронном виде

Документ: Федеральный закон от 24.07.2023 № 381-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»

Вступает в силу: 01 сентября 2023 года

Составлять отчет о спецоценке условий труда разрешили не только в бумажной (как сейчас), но и в электронной форме. Члены комиссии смогут подписать документ, например, усиленной квалифицированной ЭП.

Экспертам по спецоценке позволили подтверждать выпиской из спецреестра, что они прошли аттестацию. Для допуска к работе этого достаточно. В системе учета документ сформируется автоматически. Бумажные сертификаты выдавать перестанут.

 

Проверки трудовых инспекций: Минтруд добавил новые индикаторы риска

Документ: Приказ Минтруда России от 27.03.2023 № 215н «О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 838н «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

Вступил в силу: 1 августа 2023 года

Госорган расширил перечень индикаторов, которые используют при решении вопроса о проведении внеплановой проверки и выборе ее вида. Новшества вступают в силу 1 августа.

Перечень дополнили такими показателями:

Уточнили действующий индикатор риска - принятие судом заявления о банкротстве работодателя. Станут учитывать среднесписочную, а не среднестатистическую численность работников.

Обновленный приказ будет действовать до конца 2025 года.

 

Отменяется курсовое обучение по гражданской обороне для большинства работников

Документ: Постановление Правительства от 21.01.2023 № 51 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841»

Вступает в силу: 01 сентября 2023 года

Правительство утвердило изменения в положение о подготовке по гражданской обороне.

С 1 сентября 2023 года работодатели не должны будут проводить курсовое обучение работников. В настоящее время установлено было требование для работодателя по разработке программы курсового обучения по ГО и ЧС и проведении его не реже 2 раз в год в виде учебных мероприятий для всех сотрудников с оформлением соответствующих журналов посещения обучения.

Курсовое обучение останется обязательным только для личного состава формирований и служб, а именно - военнослужащие, сотрудники органов безопасности и специальных служб, внутренних дел (полиции), внутренних войск, органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также лица, работающие в воинских частях, организациях и учреждениях.

 

Отменили единую форму извещения о страховом несчастном случае на производстве

Документ: Приказ СФР от 28.06.2023 № 1226 «О признании утратившим силу пункта 1 приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от 24 августа 2000 г. № 157 «О создании в Фонде социального страхования Российской Федерации единой системы учета страховых случаев, их анализа и определения размера скидок и надбавок к страховым тарифам с учетом состояния охраны труда»

СФР отменил единую форму извещения о страховом несчастном случае на производстве, групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом, о впервые выявленном профзаболевании (приложение 1 к приказу ФСС от 24.08.2000 № 157).

Для сообщения о НС работодатель составляет обращение в свободной форме, поэтому можно использовать отмененную форму, но без указания реквизитов нормативного документа, её утвердившего.

Также ранее СФР опубликовал рекомендуемую форму извещения страховщика о легком несчастном случае на производстве (в приложении № 1 к Методическим рекомендациям о порядке участия СФР в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний).

 

Законопроекты

В ТК закрепят нормы организации работы в жаркую погоду

Источник: законопроект от 06.07.2023 № 396010-8

Новая статья ТК установит правила организации труда при повышенной температуре воздуха на рабочем месте. Такой законопроект рассматривает Госдума.

Так, чтобы обеспечить благоприятные условия труда, работодатель будет обязан:

 

Хотят создать единый реестр несчастных случаев на производстве

Сейчас нет единого учета несчастных случаев с работниками, погибшими и пострадавшими в период исполнения ими трудовых обязанностей. Поэтому хотят создать единую государственную информационную систему учета несчастных случаев на производстве.

Законопроект с такой поправкой в ТК РФ внесли в Госдуму депутаты от КПРФ.В пояснительной записке говорится, что в стране отсутствует единый учет несчастных случаев, происшедших с самозанятыми работниками, ИП, иностранными мигрантами, приехавшими на заработки.

Поэтому предлагают ввести Единую государственную информационную систему учета несчастных случаев на производстве (ЕГИС), в которой будет вестись учет документов о расследовании несчастных случаев на производстве и материалов по ним.

Копии актов расследования несчастных случаев на производстве и приложенные к нему материалы, поступившие в базу данных ЕГИС должны храниться не менее 45 лет.

 

Разъяснения официальных ведомств

Охрана труда: нюансы оформления обучения и проверки знаний разъяснил Минтруд

Источник: Письмо Минтруда России от 13.06.2023 № 15-2/ООГ-3010

Передавать сведения в реестр обученных лиц в формате "xml" можно с помощью специализированного ПО. Чтобы найти его, нужно перейти в подраздел "Обучение по ОТ" в разделе "Справочная информация" по ссылке: https://akot.rosmintrud.ru/sout/info. Там же есть подробные сведения и инструкции.

Ведомство полагает, что в протоколе проверки знания требований охраны труда допустимо указывать несколько регистрационных номеров записей из реестра. Совет пригодится, если обучение провели по нескольким программам. Такую позицию Минтруд занимал и ранее.

 

Кого освободить от обучения по ОТ?

Источник: Письмо Минтруда от 02.06.2023 № 015-2_ООГ-2891

В соответствии с п. 54 Правил обучения и проверки знаний по охране труда (утверждены постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464) работодатель имеет право не привлекать к обучению по ОТ сотрудников:

  1. Если на их рабочих местах применяется офисная оргтехника (десктопы, ноутбуки, копировальные аппараты, сканеры и др.) или бытовая техника, не задействованная в технологическом процессе предприятия, а также иные источники опасности отсутствуют. Одновременно условия труда подобного персонала должны относиться к категории допустимых либо оптимальных.

  2. Сотрудники проинформированы о безопасных методах и приемах работ с данной техникой во время первичного или вводного инструктажа по ОТ.

В Минтруде РФ пояснили, что понимать под иными источниками опасности для освобождения от обучения. Они выявляются работодателем в процессе оценки профессиональных рисков и, если непосредственно не связаны с производственной деятельностью, то допускается не обучать работников. Например, речь идёт о возможности упасть, споткнуться на лестнице или пострадать от укуса залетевшей в окно пчелы. При таких опасностях сведения о них достаточно сообщить при проведении вводного инструктажа.

Точный порядок освобождения от обучения необходимо зафиксировать во внутреннем Положении о системе управления ОТ в разделе «Подготовка по охране труда». Также нужно утвердить перечень должностей, которые освобождены от обучения по программам, прописанным в подпункте «б» п. 46 Правил № 2464. Для этого издается отдельный приказ.

Если по результатам спецоценки условий труда установлена вредность подкласса 3.1 и выше, руководители и подчиненные им сотрудники должны обучаться в обязательном порядке.

Нельзя освобождать никаких сотрудников от вводного инструктажа. Он обязателен для всех, кто относится к производственному процессу предприятия, включая практикантов, командированных и иных лиц. Такой инструктаж запрещается проводить в дистанционном, электронном формате и другими подобными способами. Первичный инструктаж организуется до начала самостоятельного выполнения трудовых функций, а для практикантов после проведения вводного инструктажа.

 

Минтруд внес изменения в работу реестра обученных и правила тестирования в ЕИСОТ

Минтруд добавил новую функцию при ведении реестра обученных. Работодатель теперь может аннулировать наборы записей. Это значит, если передали неверные сведения об обученных, то их можно удалить через личный кабинет. При этом работодатель обязан указывать причины удаления записи.

Также изменили правила тестирования в ЕИСОТ, а именно:

 

Минтруд ответил о сроках внесения данных в реестр и нехватке перечня программ В

Источник: Письмо Минтруда от 16.05.2023 № 15-2/ООГ-2463

Минтруд направил письмо, в котором пояснил, что срок внесения сведений в реестр обученных по охране труда не установлен. Однако министерство отметило, что регистрационный номер записи является неотъемлемой частью протокола проверки знания требований охраны труда (п. 92 Правил № 2464). Поэтому передавать сведения в реестр нужно как можно скорее, чтобы протокол был оформлен в соответствии с Порядком обучения.

Также ведомство прорабатывает вопрос о дополнении классификатора программ для работ повышенной опасности в реестре обученных лиц. Сейчас из-за нехватки перечня программ В в реестр работодатели не могут исполнить требования пункта 118 Правил № 2464 и внести информацию о проверках знания работников.

 

Судебная практика

Финансирование предупредительных мер: отказ из-за замечаний в плане и заявлении неправомерен

Источник: Постановление АС Северо-Западного округа от 19.06.2023 по делу № А56-94184/2022

Фонд отказал организации в финансировании мер по сокращению производственного травматизма, указав:

Суд поддержал организацию:

Довод о том, что организация не подала документы, которые подтверждают полномочия лица, подписавшего план финансового обеспечения, суд отклонил. Это основание не указали при отказе в обеспечении.

 

Вопрос-ответ

По каким программам нужно обучать всех работников рабочих профессий?

По программам Б и оказания первой помощи пострадавшим.

Все работники рабочих профессий должны обучаться по программам Б (подп. «д» п. 53 Правил обучения по ОТ, утв. постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464; далее - Правила обучения № 2464) и оказания первой помощи пострадавшим (подп. «б» п. 33 Правил обучения № 2464).

Если работник выполняет работы повышенной опасности, обучите его по программе В (п. 55 Правил обучения № 2464). Если сотрудник использует СИЗ, которые требуют практических навыков, обучите его по программе применения и использования СИЗ (п. 38 Правил обучения № 2464).

 

Можно ли на одного работника вести две личные карточки: выдачи спецодежды и выдачи дерматологических СИЗ?

С 1 сентября вступает в силу приказ Минтруда от 29.10.2021 № 766н. В соответствии с пунктом 25 приказа возникает необходимость оформления единой личной карточки учета выдачи СИЗ, где должна отражаться и ежемесячная выдача дерматологических средств защиты. В нашей организации на сегодняшний день это две операции, и они распределены между двумя работниками и ведутся две разные карточки. Будет ли нарушением приказа Минтруда № 766н, если использовать форму личной карточки учета выдачи СИЗ из приложения № 2 к данному приказу, но на одного работника будет оформляться две таких карточки, которые по общему содержанию будут составлять единое целое, но в одном экземпляре такой карточки будут отражаться только СИЗ, которые сейчас выдаются по Типовым нормам выдачи СИЗ, а во втором экземпляре - дерматологические СИЗ. Соответственно, и заполнять их будут, как и сейчас, два разных человека, которые будут назначены приказом по организации ответственным лицом за ведение карточки учета и выдачи СИЗ, но каждый за свою часть.

Нет, это не будет нарушением. Выдача работникам и возврат ими СИЗ, выдача дерматологических СИЗ, смывающих средств фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ (в электронном или бумажном виде), рекомендуемый образец которой предусмотрен приложением № 2 к Правилам (п. 25 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 766н; далее - Правила обеспечения СИЗ).

Работодатель обязан обеспечить разработку локального нормативного акта, устанавливающего порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, с учетом особенностей структуры управления организации и требований Правил (п. 10 Правил обеспечения СИЗ).

Поскольку образец карточки рекомендуемый, а не обязательный и с учетом положений пункта 10 Правил обеспечения СИЗ, вы вправе своим локальным актом установить свою форму (формы) личной карточки (карточек) учета выдачи СИЗ и порядок их ведения.

В этом же локальном акте следует указать, например:

 

Может ли уровень рисков быть приемлемым, если при оценке профрисков рабочим местам присвоили класс условий труда 3.2?

Да, может быть. Работодатель имеет право оценить уровень риска на рабочих местах с классом 3.2 как умеренный, если, например, работники на данных рабочих местах уже обеспечены всеми необходимыми СИЗ.

Если работники, работающие на данных рабочих местах, уже обеспечены всеми необходимыми СИЗ, то надо работать над управлением этим умеренным риском (и возможно, снижением этого уровня), проводя, например, по графику какие-либо инженерные (технические) мероприятия по снижению интенсивности воздействия опасностей на работников.

Если работники, работающие на данных рабочих местах, еще не обеспечены всеми необходимыми СИЗ, то уровень риска на рабочих местах с классом 3.2 значительный. И надо начать срочные мероприятия по обеспечению работников СИЗ.

При профессиональном риске экспертно оцененном как высокий, принимают срочные меры по его снижению. Если профессиональный риск экспертно оценен как умеренный, рекомендуют сформировать план мероприятий по его снижению.

Разработку мер управления (снижения) уровней профессиональных рисков рекомендуют осуществлять с учетом значимости (приоритетности) выявленных рисков, а также эффективности следующих защитных мер:

Об этом говорится в пункте 37.4 Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утв. приказом Минтруда от 28.12.2021 № 926.

Умеренный риск

Мероприятия для уменьшения риска необходимы, но их проведение необходимо спланировать и провести по графику

Значительный риск

Мероприятия по снижению уровня риска обязательны и их проведение необходимо начать срочно

 

Когда нужно провести оценку профессиональных рисков повторно, если не происходили изменения в технологическом процессе?

Конкретные требования к периодичности не установлены, поэтому работодатель определяет периодичность самостоятельно.

Каждый работодатель обязан систематически выявлять опасности, оценивать и управлять ими (ст. 218 ТК). Также создание системы управления охраны труда направлено на минимизацию профессиональных рисков и управление ими (п. 5 Примерного положения о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 776н).

Инспекторы ГИТ проверяют, проводилась ли оценка профрисков при внеплановых проверках и расследованиях несчастных случаев. Если оценка не проводилась, организацию оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП.

Это подтверждает судебная практика (решение Московского городского суда от 28.08.2020 по делу № 7-9434/2020, решение Верховного суда Республики Коми от 15.07.2020 по делу № 21-384/2020, 12-12/2020, решение Волгоградского областного суда от 13.05.2020 по делу № 07-290/2020, постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2020 № 16-4841/2020).

Работодатель обязан проводить оценку уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (абз. 7 ч. 3 ст. 214 ТК, п. 25 Примерного положения о СУОТ).

Работодатель обязан постоянно выявлять опасности и оценивать риски (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК). Управление рисками - это непрерывный процесс в организации (п. 6.1.2 ГОСТ ISO 45001). Закрепите периодичность оценки профрисков в локальных актах.

 

Тестирование в ЕИСОТ Минтруда оформляется каким-либо протоколом? Или результат теста и есть тот самый протокол? Если нет, то как УЦ, получив результат теста ЕИСОТ, должен создать протокол и подписать своей комиссией?

Технически это неправильно, ведь в каждом протоколе любой УЦ прописывает, что «Комиссия в составе... провела проверку знаний...». Но мы же ее не проводили, проверку знаний провела система ЕИСОТ. Или все-таки по результатам ЕИСОТ создаем свой протокол, только с новым номером и новой датой?

Нет такой отдельной процедуры «тестирование в ЕИСОТ Минтруда». Поэтому никаким специальным документом (протоколом или др.) тестирование не оформляется.

Есть процедура проверки знаний после обучения по охране труда с использованием ЕИСОТ. Проверку знаний работников проводит та обучающая организация, в которой они проходили обучение. Она проводит эту проверку с использованием ЕИСОТ. Обучающая организация должна предоставить доступ обученному ею работнику в ЕИСОТ - для того, чтобы он прошел проверку знаний, после чего оформляет протокол проверки знаний.

До 1 марта 2023 года обучающие организации проводили проверку знаний в том порядке, какой они установили в своей организации: по билетам, тестам, устным опросом или иным способом.

А с 1 марта 2023 года обучающие организации должны проводить проверку знаний в отношении определенной категории работников (то есть не всех, а тех, кто указан в п. 78 Правил, утв. постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464) не по тестам, билетам и пр., а с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Проверка знания требований охраны труда руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, руководителей и преподавателей организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, которые принимают участие в работе комиссий по проверке знания требований охраны труда работников, в том числе специализированной комиссии и единой комиссии, руководителей подразделений по охране труда и специалистов в области охраны труда организаций, проводится с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 78 Правил № 2464).

В Правилах № 2464 прописано, что проверка знаний проводится с использованием ЕИСОТ. Кто использует ЕИСОТ? Тот, кто сначала проводит обучение, а потом должен провести проверку знаний - обучающая организация. Но обучающая организация использует в этом случае не свои тесты, а тесты Минтруда.

Обучение и проверка знаний (обычная или с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда) должны проводиться в порядке, определенном постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464. Проходить проверку знаний работники должны в той обучающей организации, в которой они проходили обучение по охране труда (п. 71 Правил № 2464). Именно эта организация оформляет протоколы проверки знаний, а не Минтруд, не ЕИСОТ.

Результаты проверки знания требований охраны труда работников после завершения обучения требованиям охраны труда, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, оформляются протоколом проверки знания требований охраны труда (п. 91 Правил № 2464).

 

Полезная статья: позиции и мнения экспертов (не является нормативным документов)

Работнику предоставили корпоративный автомобиль. Нужно ли проводить медосмотры

Позиция № 1. Медосмотры обязательны

Сначала напомним, кто должен по закону проходить разные виды обязательных медосмотров:

Как видим, нигде прямо не сказано, что медосмотры надо проводить и в отношении сотрудников, которые не работают водителями, но используют корпоративные автомобили. Например, если торговый либо медицинский представитель использует автомобиль для поездок на встречи с клиентами или если топ-менеджеру предоставили автомобиль в качестве дополнительной льготы.

Тем не менее часть инспекторов ГИТ, а вместе с ними и судов считают, что медосмотры необходимы вне зависимости от занимаемой должности. Главное, что работник управляет автомобилем.

К сведению. В качестве пассажиров рассматриваются в том числе коллеги, которые едут по делам вместе с работником, управляющим автомобилем (решение Челябинского областного суда от 17.11.2021 по делу № 7-934/2021).

В делах, которые компании проигрывали, суды обращали внимание, например, на следующие обстоятельства:

Это отражено, например, в постановлении ВС от 19.12.2016 № 18-АД16-173, решениях Хабаровского краевого суда от 07.06.2019 по делу № 21-514/2019, Челябинского областного суда от 17.11.2021 по делу № 7-934/2021. Во всех этих делах суды признали законным штраф за непрохождение предрейсовых медосмотров.

На указанные выше моменты суды обращают внимание и в спорах по поводу проведения предварительных и периодических медосмотров. Например, Забайкальский краевой суд (решение от 30.09.2019 по делу № 7-21-285/2019), признавая штраф законным, отметил, что в должностные обязанности работника входило посещений торговых точек на автомобиле. Кроме того, при приеме на работу обязательным условием было наличие водительских прав. Это позволило суду сделать вывод о том, что торговый представитель выполнял функции водителя, а значит, обязан был проходить предварительный и периодические медосмотры.

Еще в одном деле суд обратил внимание на то, что закон не привязывает необходимость проведения медосмотров именно к занятию должности водителя. Формально в НПА речь идет об управлении транспортом или работе «в качестве водителя».

Судебная практика

Территориальному специалисту по продажам компания предоставила корпоративный автомобиль для визитов к клиентам. Согласно политике компании, автомобиль - средство, которое создает дополнительные удобства работникам при выполнении должностных обязанностей. Более того, работник может выбрать вместо автомобиля компенсацию, а также использовать его в нерабочее время. Несмотря на такие положения, после того как работник попал в ДТП, компанию оштрафовали на 120 тыс. ₽ за непроведение предрейсового медосмотра. Работодатель пытался обжаловать штраф, утверждая, что работник не водитель и в его трудовую функцию не входит управление автомобилем. Однако суд не принял во внимание эти доводы. Суд посчитал, что в момент ДТП работник был «водителем корпоративного транспортного средства» и, соответственно, работодатель был обязан провести в отношении него предрейсовый медосмотр. Кроме того, как отметила апелляция, п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что медосмотры проводятся при работе «в качестве водителя транспортного средства», а не «в должности водитель» (решения Ленинского районного суда г. Перми от 18.01.2023 по делу № 12-1/2023, Пермского краевого суда от 28.02.2023 по делу № 72-106/2023).

Рассмотренный пример демонстрирует, что полностью исключить риск ответственности нельзя. Суд может истолковать закон так, что если работник оказывается за рулем автомобиля, переданного ему компанией, он тем самым автоматически начинает работать и в качестве водителя. Тем не менее снизить риски можно. Об этом - далее.

Позиция № 2. Медосмотры не нужны

На то, что медосмотры для работников, которые управляют корпоративным автомобилем, но не являются водителями, не нужны, регулярно указывают чиновники Роструда на сайте «онлайнинспекция.рф». Обосновывают они это тем, что такие сотрудники не работают в должности водителя и их трудовая функция не включает в себя управление транспортом (ответы на вопросы от 21.05.2021 № 149117, от 18.05.2021 № 148927, от 13.04.2021 № 147442, от 15.03.2021 № 145933, от 17.11.2020 № 140035 на сайте «онлайнинспекция.рф»).

В делах, в которых работодателям удавалось оспорить штраф, суды также исходили из того, что медосмотры не нужны, если работа не связана с движением транспортных средств и в обязанности сотрудника не входят обязанности водителя.

Судебная практика

Торговый представитель использовал личный автомобиль как рабочий инструмент. С этой целью компания заключила с работником договор аренды транспортного средства. В штатном расписании компании должности водителя не было. Несмотря на то, что работник использовал личный автомобиль, ГИТ оштрафовала компанию за отсутствие медосмотров. Но работодателю удалось отстоять свою правоту в суде. Последний принял во внимание доводы о том, что трудовой договор работника не содержит условия о работе в качестве водителя, а также что заключение с работником договора аренды транспортного средства с экипажем не указывает на то, что управление личным автомобилем - дополнительная трудовая функция работника (решение Соломбальского районного суда г. Архангельска Архангельской области от 20.02.2020 по делу № 12-21/2020).

В другом деле работодатель спорил не с ГИТ, а с работником, но вопрос был тот же: нужно ли организовывать медосмотры. Работник утверждал, что выполнял обязанности водителя, поскольку ему предоставлен автомобиль и в договоре установлен разъездной характер работы. Однако суды указали, что работник выполнял обязанности по должности торгового представителя. В его обязанности не входили управление транспортом, перевозка пассажиров либо грузов или иные обязанности, связанные с должностью водителя. Необходимость прохождения торговыми представителями предварительных и периодических медосмотров законом не установлена (определение Первого КСОЮ от 03.08.2020 по делу № 88-18039/2020).

В успешных для работодателя спорах о признании незаконным штрафа за непроведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров суды ссылались на то, что:

В качестве примера решений, где отражены эти доводы, можно привести апелляционное определение Мосгорсуда от 24.05.2019 по делу № 33а-2857/2019, решения Таганского районного суда г. Москвы от 14.02.2019 по делу № 12-0024/2019, Новгородского районного суда Новгородской области от 03.12.2020 по делу № 2а-4661/2020.

Указанные аргументы должны помочь компании и в спорах о проведении предварительного и периодических медосмотров. Но учтите: то, что суд в конкретном деле указал на отсутствие необходимости проведения предрейсовых медосмотров, не означает, что он укажет на это же в отношении предварительного и периодических медосмотров. Такую аргументацию работодателю можно использовать для выстраивания своей позиции, но рассчитывать на то, что указанный в списке суд вас обязательно поддержит, не стоит.

 

Что грозит компании за непроведение медосмотров?

Если ГИТ решит, что работодатель неправомерно не проводит медосмотры, она оштрафует компанию по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП на 100–130 тыс. рублей. В конце 2021 года ВС разъяснил, что допуск каждого сотрудника к работе без обязательного медосмотра или психиатрического освидетельствования нужно квалифицировать в качестве отдельного правонарушения с назначением за него наказания (п. 22 постановления Пленума ВС от 23.12.2021 № 45).

Фактически ВС указал на то, что в подобной ситуации штраф должен быть за каждого работника, в отношении которого не провели медосмотр. Это же следует из текста ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП, где написано, что ответственность предусмотрена за допуск работника (а не работников) к исполнению обязанностей без обязательного медосмотра.

Практика нижестоящих судов по этому вопросу после разъяснений ВС была достаточно единообразной и последовательной: назначение штрафа за каждого работника без медосмотра суды признавали законным (решение Советского районного суда г. Брянска от 10.02.2023 по делу № 12-14/2023, оставленное без изменений решением Брянского облсуда от 04.04.2023 по делу № 12-14/2023, решение Советского районного суда г. Брянска от 02.02.2023 по делу № 12-175/2023, оставленное без изменений решением Брянского облсуда от 04.04.2023 по делу № 12-175/2023). В указанных решениях речь шла о непроведении инструктажей по охране труда, но подход аналогичен, поскольку наказание за это предусмотрено одной и той же частью ст. 5.27.1. КоАП.

Однако в прошлом году после разъяснений ВС в КоАП внесли изменения. В ч. 5 ст. 4.4 прописали, что если в ходе одной проверки выявят несколько нарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей или частью статьи, то наказание должно быть одно. Следовательно, теперь, если работодатель допустит к работе без медосмотра, например, пять работников, он совершит пять нарушений, но получит один штраф. Если, конечно, это обнаружится по итогам одной проверки.

 

Как снизить риск привлечения к административной ответственности?

Есть несколько способов снизить риск привлечения к административной ответственности.

Не предоставлять автомобиль. Это самое простое решение. Работнику в таком случае можно выплачивать компенсацию за использование личного автомобиля или общественного транспорта, каршеринга либо такси.

Передать титул на автомобиль работнику. Для этого можно либо продать, либо сдать автомобиль в аренду работнику (в субаренду, если речь идет о лизинговых автомобилях). То, что работник использует собственный или арендованный автомобиль, снижает риск возможных претензий к компании, так как прямого отношения к нему она уже не имеет.

Проработать документы, которые регулируют вопросы предоставления автомобилей. Если компания все же предоставляет работнику свой автомобиль или автомобиль, находящийся у нее в лизинге, то необходимо уменьшить количество поводов для признания работника водителем. Рекомендуем указать в положении о предоставлении служебных автомобилей и/или должностных инструкциях следующие условия:

- автомобиль - вид социальной гарантии/дополнительная мера стимулирования/рабочий инструмент, а не место выполнения трудовых обязанностей. Работник не выполняет должностные обязанности в автомобиле, а лишь может использовать его, чтобы добраться до места работы;

- запрет нецелевого использования автомобиля;

- запрет перевозки грузов и багажа, поскольку именно такие перевозки характерны для водителей.

И напротив, дополнительные риски создадут следующие положения в документах:

- указание в должностной инструкции требований, характерных для водителей (наличие водительских прав, знание устройства автомобиля и т. п.);

- указание на то, что автомобиль является местом работы;

- указание в путевом листе, который могут оформлять, например, для налоговых целей, должности «водитель».

Эти и подобные условия, которые можно истолковать как подтверждение того, что управление автомобилем входит в трудовую функцию работника, сыграют против компании, поэтому постарайтесь исключить их из документов.

 

Важно знать!

Каким сотрудникам работодатель обязан предоставить специальные перерывы?

1. Работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях.

2. Работающим в условиях повышенных температур воздуха при работе на открытом воздухе и температуре воздуха 35 °C и выше - продолжительность непрерывной работы должна составлять 15–20 минут.

3. Грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах.

4. Диспетчерам воздушного движения.

5. Водителям автомобилей, участвующих в междугородных перевозках.

6. Работникам локомотивных бригад метрополитена, работающих на линии.

7. Членам летных экипажей.

Услуги Правовой защиты

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.