С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства
Охрана труда не терпит невнимательного отношения к себе,
поскольку она напрямую связана со здоровьем людей.
8(800)707-99-00 Бесплатный звонок по России
Заказать звонок

Обзор для специалиста по охране труда за период с 01.08.2023г. по 06.09.2023г

Изменения законодательства

Профилактический визит по просьбе работодателя прописали порядок его проведения

Документ: Федеральный закон от 04.08.2023 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Вступил в силу: 4 августа 2023 года

4 августа вступили в силу поправки в Закон о госконтроле о порядке назначения профилактического визита.

Установлено, что такие визиты могут проводиться в том числе по заявлению контролируемого лица о проведении в отношении его профилактического визита. Решение по заявлению принимается в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления. При этом надзорный орган может и не удовлетворить такое заявление, если:

- у него отсутствуют материальные, финансовые и кадровые ресурсы для проведения профилактического визита,

- контролируемое лицо отозвало свое заявление,

- в течение 2 месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица надзорным органом было принято решение об отказе в проведении профилактического визита в отношении данного контролируемого лица,

- в течение 6 месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита,

- заявление контролируемого лица содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц надзорного органа либо членов их семей.

Если надзорный орган решит провести профилактический визит, он должен согласовать его дату с контролируемым лицом.

 

Сколько сотрудников отправлять в УЦ на обучение по ОТ?

Документ: Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 № 2540 «О внесении изменений в Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»

Вступил в силу: 1 сентября 2023 года

В соответствии с Постановлением Правительства от 30.12.2022 г. № 2540 скорректирован порядок определения численности персонала, который не подлежит обучению ОТ внутри организации.

Сейчас действуют Правила № 2464, которые регламентируют организацию обучения в аккредитованных учебных центрах или на территории предприятия.

Существуют категории работников, которых нужно обучать по ОТ исключительно в специализированных учебных центрах. Согласно п. 44 Правил № 2464 к ним относятся руководители организаций, их филиалов, подразделений, специалисты по ОТ, лица, ответственные за инструктирование по ОТ и др.

При этом большинство работников можно обучать на территории работодателя. Для этого формируется комиссия, которая будет заниматься проверкой знаний по охране труда. В её состав включаются лица, ранее прошедшие обучение в аккредитованном учебном центре. Число обученных сотрудников сторонними организациями определяется среднесписочной численностью персонала и присвоенной предприятию категорией риска.

В соответствии с Приложением № 4 к Порядку № 2464 для любой категории риска действует следующее соотношение:

Постановление Правительства РФ № 2540 корректирует порядок расчёта численности.

С 1 сентября 2023 года среднесписочная численность персонала определяется без лиц, работающих постоянно в дистанционном формате. Они не приходят в офис совсем и трудятся только за его пределами. Если работник иногда появляется в офисе, не рекомендуется исключать его из среднесписочной численности.

Также с 1 сентября организовывать внеплановое обучение по причине изменения нормативных актов необходимо если процедура непосредственно предусматривается их содержанием. При отсутствии такого требования достаточно ограничиться внеплановым инструктажом (п. 16 Правил №2464).

В прежнем варианте правил внеплановый инструктаж также мог проводиться по требованию Минтруда РФ. Это вызывало замечания специалистов ОТ по поводу того, где можно ознакомиться с подобными требованиями. Сейчас вместо этой появилась другая формулировка - при наличии положений о внеплановом инструктаже в НПА.

 

Изменили сроки хранения документов по охране труда в медицинских организациях

Документ: Приказ Минздрава России от 03.08.2023 N 408 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации и подведомственных ему организаций, с указанием сроков хранения»

Вступил в силу: 3 августа 2023 года

Минздрав утвердил для своих нужд и нужд подведомственных учреждений перечень документов со сроками их хранения. Настоящий перечень применяется с 3 августа.

В частности, документ содержит пункт 7.3 «Охрана труда». Этот раздел содержит 27 наименований. Так, согласно перечню, в медицинских организациях должны соблюдаться следующие сроки хранения документов:

Перечень может быть использован подведомственными организациями Минздрава, а также иными организациями в сфере здравоохранения, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

 

Согласовать дату профилактического визита сможете в течение 20 рабочих дней

Документ: Федеральный закон от 04.08.2023 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Вступил в силу: 4 августа 2023 года

Работодатель может обратиться в контролирующий орган, например, ГИТ с просьбой о проведении профилактического визита. Подать заявление можно в электронной форме через Госуслуги. Контролирующий орган обязан рассмотреть заявление в течение 10 рабочих дней с даты регистрации.

Отказать в проведении профилактического визита могут по четырем основаниям.

1. Контролируемое лицо, например, работодатель, отозвал свое заявление о проведении профвизита.

2. В течение двух месяцев до даты подачи заявления контролирующий орган уже отказывал этому лицу в профвизите.

3. В течение шести месяцев до даты подачи заявления контролирующий орган не смог провести профвизит, так как не нашел работодателя по адресу осуществления деятельности или по другим причинам.

4. В заявлении о проведении профвизита есть оскорбления или угрозы.

Контролирующий орган должен согласовать с заявителем дату профвизита в течение 20 рабочих дней. Способ согласования любой, который позволяет зафиксировать договоренность.

 

Законопроекты

Создадут единую систему учета несчастных случаев на производстве

Источник: законопроект № 409465-8

В настоящее время закон не регулирует вопрос о том, какой федеральный орган исполнительной власти должен вести в РФ единый учет несчастных случаев с работниками, погибшими и пострадавшими в период исполнения ими трудовых обязанностей.

В настоящее время учет несчастных случаев раздельно ведут:

Данные по количеству погибших, пострадавших и последствиям существенно различаются. Минтруд и Роструд самостоятельный учет всех несчастных случаев на производстве, происшедших в стране, не производят.

В связи с этим ТК предлагают дополнить новой статьей 230.2 о Единой государственной информационной системе учета несчастных случаев на производстве. В такой системе будет документированная информация о расследовании несчастных случаев, направленная в электронном виде работодателями, председателями комиссий по расследованию несчастных случаев, государственными инспекторами труда через территориальные отделения Роструда.

 

Разъяснения официальных ведомств

Минтруд разъяснил, как сократить финансовые затраты работодателей на проведение медосмотров несовершеннолетних лиц

Источник: Письмо Минтруда РФ от 19.07.2022 № 16-6/10/В-9677

Минтруд в рамках исполнения Плана мероприятий по реализации программы содействия занятости молодежи проработал предложения по совершенствованию норм законодательства в части условий привлечения к трудовой деятельности несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время.

Одним из барьеров при организации временного трудоустройства несовершеннолетних является необходимость прохождения медосмотра. Учитывая, что средний период временного трудоустройства несовершеннолетних граждан составляет 0,6 месяца при неполном рабочем дне, а стоимость прохождения медосмотра составляет более 6 тыс. руб., работодатели не готовы нести дополнительные затраты при трудоустройстве несовершеннолетних граждан.

Минтруд получил разъяснение Минздрава о возможности выдавать справку о прохождении медицинского осмотра на основании результатов ежегодной обязательной диспансеризации несовершеннолетних.

В Минтруде напомнили, что в приказ Минздрава от 28.01.2021 N 29н (об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) введены нормы, позволяющие учитывать результаты ранее проведённых (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтверждённых медицинскими документами, в том числе полученных путем электронного обмена между медицинскими организациями, что позволяет сократить финансовые затраты работодателей на проведение предварительных осмотров при принятии несовершеннолетних лиц на временную работу.

Напомним, согласно п. 12.4 Приказа N 29н работодатель вправе организовать лицам, поступающим на работу, в частности, прохождение диспансеризации с целью предоставления результатов врачебной комиссии, необходимых при подготовке заключения по итогам предварительного осмотра. При этом стоимость услуг, оказываемых при проведении диспансеризации и оплачиваемых за счет средств обязательного медицинского страхования, не учитывается в оплате по договору, заключенному с работодателем на проведение предварительного осмотра.

 

СФР разъяснил, какую форму следует применять при сообщении о произошедшем легком несчастном случае на производстве

Источник: Письмо СФР от 14.08.2023 № 09-20/138226

Приказом СФР от 28.06.2023 № 1226 признан утратившим силу пункт 1 приказа ФСС РФ от 24.08.2000 № 157, которым была утверждена форма сообщения о страховом случае. СФР сообщил, что в настоящее время при сообщении о произошедшем несчастном случае с легким исходом рекомендуется использовать форму, предусмотренную в приложении № 1 к Методическим рекомендациям о порядке участия представителей отделений Социального фонда России в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Если произошёл групповой, тяжелый несчастный случай, несчастный случай со смертельным исходом, необходимо использовать форму № 1, утверждённую приказом Минтруда России от 20.04.2022 № 223н.

 

Водитель погрузчика должен проходить предрейсовый медосмотр, даже если он ездит только по складу

Источник: Письмо Роструда от 10.08.2023 № ПГ/16443-6-1

Предрейсовые медосмотры проводятся перед началом рабочего дня в целях выявления:

При эксплуатации промышленного транспорта и технологического оборудования на работников возможно воздействие вредных и опасных производственных факторов, в том числе движущегося промышленного транспорта, машин и механизмов, перемещаемых материалов, заготовок, изделий.

Необходимость организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров для водителей погрузчиков не зависит от того, выезжают они на дорогу общественного пользования или передвигаются в пределах закрытой территории.

Поэтому водителю погрузчика целесообразно проходить предрейсовые и периодические медосмотры.

 

Водители-курьеры должны проходить предрейсовый медосмотр?

Источник: Письмо ГИТ г.Москва от 26.07.2023 № 77/7-24037-23-ОБ/10-25085-ОБ/18-1330

Курьеры организации развозят по Москве документы на автомобилях компании или своих личных, за использование которых получают компенсацию или арендную плату. Должны ли такие курьеры проходить предрейсовые медосмотры, разъяснила столичная ГИТ.

В письме от 26.07.2023 № 77/7-24037-23-ОБ/10-25085-ОБ/18-1330 говорится, что предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников. Порядок проведения таких медосмотров утвержден приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н. Кстати, с 1 сентября 2023 года вступили будут новые правила проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров (по приказу Минздрава от 30.05.2023 № 266н).

Обязательные предрейсовые медосмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства (за исключением экстренных оперативных служб).

Обязательные послерейсовые медосмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Конкретно про курьеров ГИТ ничего не пояснила, но можно сделать вывод, что раз курьер = водитель и перевозит не пассажиров и не опасные грузы, то нужен предрейсовый медосмотр.

 

Судебная практика

Какой план финобеспечения предупредительных мер является надлежащим?

Источник: Постановление АС Северо-Западного округа от 19.06.2023 N Ф07-7128/23

Отделение Социального фонда России считает, что страхователю правомерно отказано в финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, т. к. он представил неполный комплект документов, в частности, нет надлежащего плана финансового обеспечения.

Суд, исследовав материалы дела, с доводами отделения СФР не согласился.

Суд установил, что представленный страхователем план финансового обеспечения предупредительных мер содержит все реквизиты и отражает всю необходимую информацию, имеющуюся в рекомендуемом образце. Наличие в нем дополнительных граф, отражающих разбивку планируемых расходов по кварталам, предусмотренных первоначальной редакцией Правил, не может рассматриваться в качестве основания для отказа в финансовом обеспечении.

Наличие в заявлении о финансовом обеспечении ссылки на недействующее законодательство также не может рассматриваться в качестве основания для отказа.

 

Вопрос-ответ

Обязан ли работодатель предоставлять дополнительные перерывы для тех, кто работает за компьютером?

Выделение внутрисменных перерывов регламентировано ст. 108 Трудового кодекса РФ. Они предоставляются для отдыха и приёма пищи и должны составлять минимум 30 минут. Такие перерывы не входят в рабочее время и не подлежат оплате.

Под исключение попадает работа, характер и условия которой не позволяют выделить перерыв для питания и отдыха. В таком случае в ПВТР прописывается перечень подобных работ вместе с местами для приёма пищи. Время такого перерыва оплачивается как рабочее.

Точное время и продолжительность перерывов определяются Правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР), либо на основании соглашения сторон.

Возможна ситуация, при которой трудовое соглашение или ПВТР не предусматривает перерыва на питание и отдых, если рабочая смена сотрудника продолжается менее 4 часов.

Трудовое законодательство не закрепляет за работодателем обязанность вводить перерывы для тех сотрудников, которые постоянно работают за компьютером. При этом он может самостоятельно определить порядок предоставления таких перерывов и закрепить их в ПВТР, если посчитает это необходимым. Если руководитель принял решение об их предоставлении, нужно помнить, что перерывы работающим за ПК включаются в рабочую смену, а не продлевают её, и они не должны совпадать с перерывом для отдыха, принятия пищи.

Напомним, ранее действовали два документа, регламентирующие работу за компьютером. СанПиН 2.2.2/2.45.1340-03 устанавливал суммарное время перерывов для работающих за ПК от 50 до 90 минут в течение 8-часовой смены. В ночное время их продолжительность увеличивалась на 30%. Сейчас вместо этого документа действует другой СП 2.4.3648-20, но в нём уже не прописаны требования к размещению и безопасной работе с ПЭВМ.

Трудовую деятельность за компьютером также регулировала ныне отменённая Типовая инструкция по охране труда при работе на ПК (ТОИ Р-45-084-1). Она утверждала, что максимальный период непрерывной работы за ПК без установленного перерыва должен составлять не более двух часов.

Оба документа утратили силу 1 января 2021 года, и с тех пор вопрос предоставления перерывов сотрудникам, работающим за компьютером, законодательством никак не регулируется.

 

Обязан ли работодатель возмещать расходы работника, прошедшего обязательный предварительный медосмотр за свой счет, если тот отказался трудоустраиваться или сразу уволился?

Обязан. Исключение - если работодатель направил будущего работника на медосмотр в конкретное медицинское учреждение, а работник прошел его в другом месте. Обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя (абз. 14 ч. 3 ст. 214 ТК и ч. 9 ст. 220 ТК).

Работник должен направить работодателю письменное заявление о компенсации расходов на медицинский осмотр и приложить документы, подтверждающие эти расходы.

При этом обязанность работодателя возместить потенциальному работнику расходы на оплату предварительного медосмотра не зависит от последующего заключения с ним трудового договора.

 

Можно ли освободить от обучения по программе Б работников рабочих профессий, у которых оптимальные условия труда?

Нет, нельзя. Работники рабочих профессий проходят обучение по программе Б независимо от условий труда (подп. «д» п. 53 Правил обучения по охране труда, утв. постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464). Освободить от обучения по программе Б можно только специалистов организации и их руководителей, если у них оптимальные или допустимые условия труда и опасности на рабочих местах связаны только с использованием компьютера (п. 54 Правил обучения № 2464).

 

Нужно ли обучать по программе А всех инженерно-технических работников?

Зависит от функционала по охране труда.

Обучите инженерно-технических работников по программе А, если они являются:

- руководителем организации/филиала или его заместителем;

- руководителем структурного подразделения организации/филиала;

- членом комитета (комисcии) по ОТ;

- уполномоченным по ОТ;

- членом комиссии по проверке знания требований ОТ.

Требования указаны в пункте 53 Правил обучения № 2464.

 

Может ли работодатель сам определить, какие средства защиты выдавать работникам?

Да, работодатель имеет полное право не выдавать СИЗ, что однозначно не нужны, и добавлять те СИЗ, которые действительно нужны. Работодатель не обязан включать в Нормы бесплатной выдачи СИЗ все средства защиты, которые указаны в ЕТН. Работодатель имеет право выбирать только необходимые для работников СИЗ в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных вредных факторов и опасностей.

Работодатель разрабатывает на основании ЕТН с учетом результатов СОУТ, результатов ОПР, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии) и утверждает локальным нормативным актом Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам организации (далее - Нормы) (п. 10 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 766н).

Работодатель имеет право не выдавать работникам те СИЗ, в которых, по мнению работодателя и представительного органа работников, нет необходимости, отразить это решение в ЛНА со ссылкой на пункт 13 Правил № 766н, должностные инструкции работников и материалы ОПР. Работодателю включать эти СИЗ в свои разработанные Нормы не требуется.

Аналогично следует поступать и в ситуации, когда работнику требуются СИЗ, которые не указаны в ЕТН: составьте ЛНА, в котором обоснуйте необходимость защиты работника от тех или иных вредных или опасных факторов, присутствующих на его рабочем месте, со ссылкой на пункты 13, 18, 19 Правил № 766н, должностные инструкции работников и материалы ОПР. Укажите, что ЕТН защиту от данных факторов не предусматривают, и укажите, какие СИЗ необходимо работникам выдавать. После чего включаете эти СИЗ в разработанные Нормы.

Все СИЗ, включенные в Нормы, являются обязательными к выдаче работникам за счет средств работодателя (п. 20 Правил № 766н). То есть именно СИЗ, включенные в утвержденные Нормы, являются обязательными для выдачи, а не СИЗ, указанные в ЕТН.

Какие СИЗ включите в свои Нормы, те и будете выдавать, и оспорить это никакой проверяющий инспектор не сможет. Но надо помнить, что поскольку работодатель несет ответственность за безопасность работников (ст. 214 ТК), следует иметь фактические основания (действительное отсутствие конкретных вредных и опасных факторов) для исключения каких-либо СИЗ из указанных в ЕТН.

 

Как знакомить нового работника с результатами СОУТ?

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 4 ФЗ № 426-ФЗ за работодателем закреплена обязанность проинформировать сотрудника о результатах СОУТ. Последний вправе получать достоверные сведения об условиях труда и ОТ на рабочем месте, о наличии профессиональных рисков и их уровнях, а также мероприятиях по защите от влияния вредных/опасных производственных факторов (ст. 216 ТК РФ). Нет разницы в том, новый работник знакомится с результатами СОУТ, или тот, с которым трудовой договор уже заключён.

В связи с этим работодатель должен ознакомить персонал под подпись с картой СОУТ на их рабочих местах. Если подпись стоит в листе ознакомления, это подтверждает факт его уведомления о результатах спецоценки условий труда.

Законодательство не даёт точного определения понятия листа ознакомления. Практика показывает, что он представляет собой технический документ, подтверждающий факт того, что сотрудник прочитал тот или иной локальный акт и обязуется выполнять его положения.

Форма листа ознакомления разрабатывается руководством предприятия самостоятельно. В перечне обязательных пунктов: инициалы, должность сотрудника, дата ознакомления с ЛНА, личная подпись. Документ может быть оформлен в бумажном или в цифровом формате там, где используется электронный документооборот.

Бумажный текст локального акта и листы ознакомления прошиваются вместе и имеют сквозную нумерацию. Ознакомление может проводиться от самого сотрудника, когда он ставит подпись в листе ознакомления. Есть альтернативный вариант, при котором подписи собираются в специальном журнале ознакомления с ЛНА, в приложении к трудовому договору либо на отдельных листах.

Грамотное ознакомление с содержанием локальных актов избавляет работодателя от серьезных проблем, не позволяя персоналу злоупотреблять своими правами. Кроме того, проигранные в судах трудовые споры оборачиваются лишними финансовыми издержками.

Помимо судебных разбирательств не исключены вопросы со стороны контрольно-надзорных органов. Несоблюдение требований, связанных с ознакомлением сотрудников с локальными актами, влечёт применение мер административной ответственности в виде предупреждения или штрафа по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц он составит от 1 до 5 тыс. рублей, а для предприятий и организаций от 30 до 50 тыс. рублей.

В учреждении произошел легкий несчастный случай. Документы по расследованию направлены во все необходимые инстанции. Причины НС:

- основная - код 2.15.1 (личная неосторожность, невнимательность, поспешность);

- сопутствующая - код 2.15.3 (пренебрежение работником правилами безопасности при выполнении должностных обязанностей (карта идентификации опасностей, оценки рисков № 68, п. 4).

 

Какие последствия ждут учреждение? И если несчастный случай произошел не по вине учреждения, правомерно ли будет повышение тарифа по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? Что ждать от проверяющих органов?

При несчастном случае, в том числе и легком, ГИТ имеет право провести внеплановую проверку в соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

При этом не имеет никакого значения, например, что недавно на предприятии была проведена плановая проверка, или что несчастный случай не связан с производством, или что сам пострадавший виноват в наступлении несчастного случая, или прочие факторы.

Проверки

Приказом Роструда от 21.03.2019 № 77 утверждены «Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».

Данные Методические рекомендации разработаны для использования государственными инспекторами труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастными случаями на производстве (п. 2 приказа Роструда от 21.03.2019 № 77).

Внеплановую проверку в связи с несчастным случаем проводят в соответствии с требованиями Закона № 294-ФЗ. Предметом внеплановой проверки является соблюдение работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований о создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в соответствии с абзацем 4 статьи 212 Трудового кодекса и Типового положения.

Проведение внеплановой проверки у работодателя разделяют на две части:

В рамках проверки документов СУОТ изучают запрошенные локальные нормативные акты работодателя и иные документы (журналы, акты, реестры и т. п.), подтверждающие соответствие созданной у него СУОТ требованиям Типового положения и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

В рамках проверки рабочих мест оценивают соответствие данных рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также практическую реализацию процедур СУОТ (приказ Роструда от 21.03.2019 № 77).

В рамках внеплановой проверки в связи с несчастным случаем инспектор может проверить любые документы по охране труда в целом по организации: документы по инструктажам, обучению по охране труда, медосмотрам, обеспечению СИЗ, карты СОУТ, документы по оценке рисков, Положение о СУОТ и пр.

Тарифы

Повышение тарифа по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний никак не связано с тем, виновны ли должностные лица организации в наступлении несчастных случаев или виновны сами пострадавшие.

Размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Минтрудом по согласованию с Минфином и страховщиком исходя из основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году:

а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;

б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих;

в) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом (постановление Правительства от 30.05.2012 № 524).

То есть во внимание при расчете надбавки принимается лишь общее количество страховых несчастных случаев (то есть несчастных случаев, связанных с производством) на 1 тыс. работающих, произошедших в организации за 3 года, предшествующих текущему году.

 

Если обучение требованиям охраны труда проводят по программе Б, которая включает в себя вопросы оказания первой помощи пострадавшим, как передавать данные в реестр обученных лиц?

Передайте данные в реестр два раза. Если обучаете работников по единой программе, которая включает в себя обучение требованиям охраны труда и оказания первой помощи, то вносите сведения об обучении два раза. Номер протокола указывайте два раза одинаковый. Далее в протокол внесите два регистрационных номера из реестра обученных лиц.

 

Полезная статья: позиции и мнения экспертов (не является нормативным документов)

Новая форма личной карточки учета выдачи СИЗ: как оформлять документ с сентября

Как изменилась форма личной карточки

Форму личной карточки учета выдачи СИЗ утвердили в приложении 2 к Правилам обеспечения средствами индивидуальной защиты (утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 766н, далее - Правила № 766н). В новых правилах рекомендуемая форма документа, а в предыдущих была обязательная. Из-за этого специалисты считают, что после 1 сентября можно продолжать вести карточки в привычной форме, но это не так. Давайте разберемся в причинах:

1. В новой форме добавили информацию о выдаче дерматологических средств защиты. А стандарт безопасности, которым утвердили отдельную форму карточки для таких СИЗ, - отменяют с сентября без замены (абз. 4 п. 2 приказа Минтруда от 29.10.2021 № 766н). В Правилах № 766н прописали, что отмечать факт выдачи дерматологических СИЗ и смывающих средств нужно именно в личной карточке учета выдачи средств защиты по образцу из приложения 2 (п. 25 Правил № 766н).

2. Минтруд придерживается позиции, что рекомендованный образец документа содержит минимальные требования к его содержанию. Можно вносить дополнительные сведения, но исключать информацию - нельзя (письмо Минтруда от 20.03.2020 № 15-2/005-931). Если продолжить вести карточку по старой форме, в документе не будет минимальной информации из рекомендованного образца действующих правил.

3. В старой форме есть избыточная информация. В карточке больше нет смысла указывать процент износа СИЗ, которые возвращает работник. С сентября средства защиты, которые эксплуатировали и вернули до истечения срока эксплуатации, повторно выдавать работникам нельзя, поэтому не нужно определять процент износа.

Кто заполняет карточку

Карточку заполняет работник, ответственный за выдачу СИЗ. Его выбирает и назначает приказом работодатель. Дополнительно эту обязанность прописывают в должностной инструкции. Ответственным, как правило, назначают кладовщика, руководителя подразделения или мастера, в зависимости от размеров организации.

Специалист по ОТ личные карточки не заполняет, обязанность не предусмотрена ни профстандартом, ни квалификационными характеристиками. Специалист по ОТ на основе НПА разрабатывает форму карточки и правила оформления выдачи СИЗ, а далее контролирует соблюдение требований. Чтобы помочь ответственным за ведение карточки и сократить количество их ошибок, специалист по ОТ может сам заполнить часть ее лицевой стороны - таблицу с конкретными наименованиями СИЗ. Если заполнить таблицу заранее, остальные блоки карточки будет удобно проверять, сравнивая то, что нужно, с тем, что реально выдают работнику.

Образец заполнения

Услуги Правовой защиты

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.