ВНИИ труда проанализировал статистику производственного травматизма
Почти каждый третий несчастный случай произошел из-за неудовлетворительной организации работ.
В прошлом году на российских предприятиях произошло 5 860 несчастных случаев с тяжелыми и летальными последствиями, что на 4,2% меньше, чем годом ранее. В результате несчастных случаев в 2019 году погибли 1 613 человек (в 2018 году было 1 698 погибших).
По данным ВНИИ труда к наиболее "травмоопасным" видам экономической деятельности относятся:
- обрабатывающие производства - 25,6% страховых случаев;
- транспортировка и хранение - 10,6%;
- здравоохранение и социальные услуги - 9,8%;
- строительство - 8,5%;
- торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 8,4%;
- сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - 6,8%;
- добыча полезных ископаемых - 5,3%.
Главной причиной несчастных случаев на производстве остается неудовлетворительная организация работ и так называемый человеческий фактор. Так, в 2019 году из-за неудовлетворительной организации работ произошел почти каждый третий несчастный случай (31,6% от общего количества зарегистрированных несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями), из-за нарушения правил дорожного движения - 11,2%, нарушения работниками трудового распорядка и дисциплины труда - 10,2%. Технологические и технические (техногенные) факторы стали причиной 6,7% несчастных случаев на производстве.
Генеральный директор ВНИИ труда Дмитрий Платыгин подчеркнул:
"Доминирование организационных причин и "человеческого фактора" на протяжении многих лет говорит о том, что в организациях не проводится достаточной "работы над ошибками", основное внимание уделяется формальному исполнению нормативных требований. Это еще раз подчеркивает необходимость перехода в охране труда от принципа "соблюдай" к принципу инклюзивного управления вопросами охраны труда, повышению роли работодателей и работников в системе управления охраной труда".
Особое внимание Платыгин обратил на неудовлетворительное состояние условий и охраны труда в сфере малого бизнеса. Там расходы на мероприятия по охране труда в расчете на одного работающего примерно в 3 раза меньше, чем по стране в целом. Соответственно и травматизм со смертельным исходом там в разы выше. Проблема охраны труда в компаниях малого бизнеса актуальна дня многих стран. Ведь для таких компаний издержки по соблюдению всех требований, включая привлечение компетентных специалистов, относительно высоки.
Директор ВНИИ труда отметил, что вложения в профилактические мероприятия по снижению рисков на производстве - это инвестиции, которые помогают сокращать затраты и влияют на рост производительности труда:
"По оценкам зарубежных экспертов, в перспективе до 2050 года мультифакторная производительность будет играть все большую роль в росте производительности труда и конкурентоспособности компаний. Однако многие работодатели продолжают воспринимать охрану труда как статью затрат, так как. "выгоды" проявляются в основном в долгосрочной перспективе".
При этом часть требований к условиям и охране труда на предприятии должен конкретизировать сам работодатель с учетом проведенного анализа профессиональных рисков, так как это повышает ответственность работодателей за проведение тех или иных видов работ, связанных с опасными и вредными факторами, и эффективность управления вопросами безопасности и сохранения здоровья работников.
Минтруд запустил пилотный проект по внедрению управления профессиональными рисками.
В России планируют запустить систему управления профессиональными рисками в сфере ОТ. С этой целью 29 октября в городе Кириши (Ленинградская область) под эгидой Минтруда РФ состоялось заседание членов рабочей группы по вопросам реализации пилотного проекта, связанного с внедрением системы управления профрисками в сфере охраны труда.
В числе участников заседания рабочей группы директор Департамента условий и охраны труда Минтруда РФ Г. Молебнов, замначальника управления государственного надзора в сфере труда Роструда Л. Коваль, руководители Минтруда Оренбургской и Кемеровской областей Н. Исхакова и А. Гришин, глава Комитета по труду и занятости населения Ленобласти А. Астратова, а также представители компаний, вошедших в пилотный проект.
Цель пилотного проекта — разработка и проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на выявление и сокращение влияния опасностей и рисков, с целью предупреждения фактов производственного травматизма и профзаболеваний.
Статистика наглядно демонстрирует, что около трети несчастных случаев на производстве стали следствием неудовлетворительной организации работ. По этой причине нужно соотнести вероятные опасности на рабочих местах с тематикой и объемом проводимого инструктирования, что позволит увеличить эффективность обучения работников по охране труда. Оценка рисков должна занимать ключевое место в системе управления ОТ, при этом мероприятия по сокращению уровня рисков формируются в отношении каждого фактора опасности отдельно.
По словам Г. Молебнова, в скором времени планируется внести поправки в раздел 10 ТК РФ. Они обеспечат внедрение базового принципа предупреждения и профилактики несчастных случаев на производстве, который основан на систематическом выявлении опасных факторов и управлении профессиональными рисками на рабочих местах. Также предполагается проводить анализ с дальнейшим устранением причин возникновения данных опасностей для сохранения жизни и здоровья работников.
Еще одна актуальная проблема, требующая ускоренного решения, - оптимизация издержек работодателей на обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты. В настоящее время наблюдаются явные перегибы, когда существуют недостаточные либо избыточные требования к использованию СИЗ для отдельных категорий работников, что закреплено в типовых нормах обеспечения СИЗ.
Чтобы исправить ситуацию предполагается разработать к июню 2021 года обновленный порядок предоставления СИЗ в соответствии с перечнем профессий или работ в зависимости от характера вредных/опасных факторов производства на рабочем месте. После принятия этой меры ожидается, что объем выдачи СИЗ станет паритетным по отношению к фактическим условиям труда на предприятии.
По окончании заседания участники мероприятия отправились на предприятия, которые были включены в пилотный проект.
Об этом важном мероприятии, прошедшем в Ленинградской области, стало известно из сообщений ТАСС, а не из информации на официальном сайте ведомства. Надо сказать, что тема охраны труда в текущем году на сайте Минтруда освещается крайне скудно. Складывается впечатление, что Минтруд сознательно игнорирует это важнейшее направление свой деятельности – максимально открытое донесение до общественности всего нового, что связано со сферой охраны труда.
Даже беглый взгляд на информационную ленту министерства подтверждает, что за последние полгода было опубликовано всего 5 новостей по теме охраны труда, что никак нельзя признать удовлетворительным фактом. Вот и остается тем, кто хочет из первых уст узнать о главных изменениях в охране труда, идти на всевозможные дорогостоящие коммерческие мероприятия.
Изменения в законодательстве
Утверждены новые Правила по охране труда в сельском хозяйстве
Документ: Приказ Минтруда России от 27.10.2020 N 746н "Об утверждении Правил по охране труда в сельском хозяйстве"
Вступает в силу: 1 января 2021 года
Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении основных производственных процессов по возделыванию, уборке и послеуборочной обработке продукции растениеводства, содержанию и уходу за сельскохозяйственными животными и птицей, мелиоративных работ и работ по очистке сточных вод производства и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Аналогичный Приказ Минтруда России от 25.02.2016 N 76н признан утратившим силу.
Законопроекты
Минздрав разработал проект новых требований к комплектации аптечки для оказания первой помощи работникам
Проект приказа разработан с целью обновления состава аптечки и включения современных средств для оказания первой помощи в соответствии с современными методиками ее оказания.
При разработке нового состава были взяты за основу современные методики оказания первой помощи и включены современные средства для ее оказания. Были учтены недостатки в предыдущем составе, а также опыт утверждения и применениях других аптечек, наборов, укладок, комплектов, как действующих, так и отменных приказами Минздрава России.
В Правилах финансирования предупредительных мер прописали две схемы
Минтруд подготовил новые правила для финансирования предупредительных мер. Максимальный размер возмещения останется тем же: до 20 процентов от перечисленных в прошлом году взносов и дополнительные 10 процентов на санаторно-курортное лечение предпенсионеров.
В проекте сейчас предлагают две схемы возмещения затрат на охрану труда из ФСС, но не уточняют, по какому принципу работодатель сможет выбирать. Первая схема — классическая, как в действующих правилах, по ней компании финансируют мероприятия за счет своих средств, потом расходы им возмещают. Причем ФСС не возвращает работодателям реальные деньги, а разрешает уменьшить к уплате взносы на травматизм. Заявление и документы нужно предоставить в ФСС до 1 августа.
Вторая схема действовала в ряде регионов как пилотный проект, по ней используют прямые выплаты. После того как работодатель выполнит предупредительные меры, он обращается в ФСС, чтобы возместить фактически произведенные расходы до 15 декабря. ФСС должен принять решение и перечислить деньги в течение пяти рабочих дней.
Для классической схемы внесли послабления. Если сначала заявление подали на сумму меньше, чем лимит на финобеспечение предупредительных мер от ФСС, до 1 августа можно повторно обратиться в фонд, чтобы получить разницу.
Работодателям позволят корректировать план финобеспечения, который согласовал ФСС, до 20 ноября. Например, отказаться от закупки алкотестеров в пользу аптечек первой помощи. Общая сумма в плане при этом должна остаться неизменной.
Перечень предупредительных мер дополнят. Работодатели смогут возмещать расходы на приборы, устройства, оборудование для мониторинга здоровья «вредников» на рабочем месте. Например, на системы телемедицинского контроля.
В проекте нет возмещения расходов на профилактику COVID-19, как в действующем в 2020 году порядке (п. 3.1 приложения к приказу Минтруда от 10.12.2012 № 580н). Разработчики правил отметили, что необходимость таких мер рассмотрят в 2021 году, исходя из эпидемиологической ситуации и рекомендаций Роспотребнадзора.
Минтруд разъяснил, какие медосмотры можно возместить за счет ФСС
Источник: Письмо Минтруда от 17.11.2020 № 15-3/ООГ-3355.
Медосмотры всех работников, на которых действуют вредные факторы из перечня факторов, и работников из перечня работ по приказу № 302н можно возместить за счет средств ФСС. Такое разъяснение дал Минтруд. Ведомство указало, что периодические медосмотры проводят на основании поименных списков, которые разрабатывают с помощью списка контингента, с указанием вредных или опасных факторов, а также вида работ (п. 19 раздела III приказа № 302н). В список контингента и поименные списки включают работников:
- которые подвергаются воздействию вредных производственных факторов, включенных в перечень факторов из приказа № 302н;
- подвергаются воздействию вредных производственных факторов, установленных по результатам СОУТ;
- выполняют работы, предусмотренные перечнем работ из приказа № 302н.
Вопрос-ответ
Где определено, что продолжительность обучения по охране труда должна быть не менее 40 часов?
Продолжительность обучения не менее 40 часов указана в примерных планах и программах, которые утверждены приказами Минтруда от 17.05.2004 № 477–7 и от 21.06.2003 № 153. Формально они необязательны. Но если установить продолжительность обучения меньше, то у контролирующих органов могут возникнуть вопросы к качеству обучения. В этом случае придется обосновывать, почему была выбрана именно такая продолжительность обучения.
С какой периодичностью проводить обучение по оказанию первой помощи для руководителей и специалистов?
В каждой организации самостоятельно устанавливают такую периодичность. Обучение первой помощи проводится в первый месяц работы. Периодичность такого обучения установлена только для работников рабочих профессий — один раз в год. Для руководителей и специалистов этот срок не установлен, и работодатель может его установить самостоятельно в одном из локальных актов. Например, можно определить, что обучение первой помощи руководителей и специалистов проводится один раз в три года вместе с обучением по охране труда.
Допускать ли к работе сотрудника, направленного на допобследование? По результатам периодического медосмотра у работника выявили противопоказания к работе и направили на дополнительное обследование для выдачи окончательного заключения. Можно ли допускать к работе данного сотрудника, пока он дообследуется и пока не выдано заключение?
Вы не имеете права допускать работников, не завершивших медосмотр, по причине назначения им дополнительных обследований (ст. 76 ТК).
Если такой сотрудник выходит на работу без медзаключения и без больничного, то вы можете попасть под административное наказание — штраф по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП: на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей за допуск каждого работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.
В данном случае выход только один — оказать работнику все возможное содействие, чтоб он максимально быстро прошел допобследования.
А вот в следующий раз, планируя очередной периодический медосмотр, надо организовывать срок его прохождения таким образом, чтобы последний проводимый медосмотр заканчивался за 2 месяца до истечения срока действия предыдущего медосмотра.
Это правомерное действие, поскольку приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н устанавливает — периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ. Реже нельзя, а чаще — пожалуйста. Таким образом, вы получите 2-месячный «временной люфт» для работников, которые не завершили медосмотр по причине назначения им допобследований.
Вам не надо будет отстранять их от работы, поскольку у них еще будут действовать эти 2 месяца положительные заключения по результатам предыдущего медосмотра. Далее все будет зависеть от результатов прохождения ими допобследований и того, какое заключение по результатам медосмотра они получат.
Нужно стажировать только тех сотрудников, которых принимают на работу с вредными или опасными условиями труда?
В чем спор. Работодатель организовал стажировку только для работников с 3-м классом условий труда и выше, руководствуясь статьей 225 Трудового кодекса. После проверки инспектор ГИТ выписал предписание и потребовал стажировать даже тех, у кого допустимые условия труда. Работодатель с ним не согласен. Кто прав и кого все-таки стажировать?
Как правильно. Стажировку на рабочем месте проводят не только сотрудникам с вредными и опасными условиями труда. Также ее организовывают, когда этого дополнительно требуют отраслевые правила по охране труда или другие нормативные правовые акты (ч. 3 ст. 225 ТК). Например, стажировка обязательна для всего электротехнического персонала. Поэтому, если главный энергетик выполняет в электроустановках ремонтные работы лично или в составе бригады, его стажируют в общем порядке (п. 1.4.5.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6, далее — ПТЭЭП). Поэтому, когда принимаете решение о необходимости стажировки, изучите НПА по виду деятельности.
Судебная практика
Неправильное продление работнику сроков носки СИЗ может приравниваться к их невыдаче
Источник: Постановление Верховного Суда РФ от 14 февраля 2020 г N 44-АД20-1
В Верховном Суде РФ рассматривался спор о правомерности привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Работодатель получил штраф в размере 130 000 рублей за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, включая спецодежду. В свою очередь работодатель утверждал, что работники были обеспечены СИЗ в полном объеме, ссылаясь на пункт 22 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, согласно которому допустимо использование средств индивидуальной защиты по истечении сроков носки.
В свою очередь суд указал на то, что средства индивидуальной защиты, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними. Пригодность таких СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда и фиксируются в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты.
Так сведения о проценте износа средств индивидуальной защиты с его фиксацией в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты отсутствовали в актах и личной карточке работника. В связи с этим суд счел невозможным применение пункта 22 Межотраслевых правил. Суд также не счел рассматриваемое правонарушение малозначительным и не освободил работодателя от административной ответственности.
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.