С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства
Подписывайтесь на наш телеграм канал
Охрана труда не терпит невнимательного отношения к себе,
поскольку она напрямую связана со здоровьем людей.
8(800)707-99-00 Бесплатный звонок по России
Заказать звонок

Обзор для специалиста по охране труда за период с 04.09.2019 г. по 18.09.2019 г.

Контрольно-надзорная деятельность Роструда во второй половине 2019 года: новые регламенты проверки работодателей.

Интервью с Егором ИВАНОВЫМ, начальником Управления государственного надзора в сфере труда Роструд

В 2019 году ГИТ проводят плановые проверки по проверочным листам. Будет ли Роструд менять подход к надзору, отменят ли проверочные листы?

Нет. Проверочные листы — это правильная история. Они позволяют выстроить процедуру надзора так, чтобы мы смотрели за результатом. Нам не важно, как моется тарелка, нам важно, чтобы она была чистая. Для нас главное, чтобы число пострадавших на рабочих местах сокращалось. Поэтому мы будем следить, чтобы работодатель выстроил СУОТ и обеспечивал ее функционирование. Какие он выберет для этого методы, как организует контроль — это личное решение работодателя. Чем более тщательный контроль мы установим, тем больше загоним и инспекторов, и работодателей в тупик. Нам этого не нужно. Выход — проверочные листы, которые позволяют проверить только те элементы системы, которые действительно важны. И если у работодателя нет несчастных случаев, на него не поступает жалоб от работников, значит, система работает без сбоев, и нам не нужно проверять сам процесс. В случаях если есть угроза жизни и здоровью работников, проведем внеплановую проверку, где нас не будут ограничивать рамки чек-листов.

Какая сложилась практика проверок по проверочным листам? Вы довольны результатом?

Нет, не доволен. Сейчас мы только в начале пути и нацелены совершенствовать систему. К концу года мы обобщим практику. Внесем предложение, чтобы изменить содержание чек- листа № 31 по СУОТ (приложение 31 к приказу Роструда от 10.11.2017 № 655). Также добавим в проверочные листы управление профрисками. Кроме того, в следующем году мы тщательно изучим практику применения чек-листов и уберем из них те пункты, которые дают пустые ответы и только перегружают инспекторов.

А вы планируете пересматривать проверочные листы, которые ссылаются на уже не актуальные правила? Конечно, это один из поводов, почему мы будем проводить анализ и пересмотр чек-листов. В идеале нам нужно будет отойти от ссылок на конкретные реквизиты нормативных правовых актов. На данный момент объявлена «Регуляторная гильотина», значит, в ближайшее время будет много изменений в нормах и правилах.  Конечно, это один из поводов, почему мы будем проводить анализ и пересмотр чек-листов. В идеале нам нужно будет отойти от ссылок на конкретные реквизиты нормативных правовых актов.

Давно говорят о том, что работодателя освободят от плановой проверки ГИТ, если он добровольно пройдет ее через портал «Онлайнинспекция.рф». Планируете ли вы это реализовать? Пока нет. Сейчас Роструд уже внедрил механизмы добровольной самопроверки через сервис «Электронный инспектор» на портале «Онлайнинспекция.рф». Благодаря которому работодатели могут в любое время абсолютно бесплатно пройти самопроверку, чтобы узнать, нарушают ли они трудовое законодательство. По результатам они получат заключение и рекомендации, которые позволят заранее подготовиться к проверке инспекции и устранить нарушения. Такие изменения могут внести в Х раздел Трудового кодекса, но пока не увидим утвержденного документа, об этом говорить рано.

Какие изменения будут в контрольно-надзорной деятельности? Все зависит от того, какие из разработанных законопроектов примут. Сейчас ждем изменений. Мы подготовили проекты семи новых административных регламентов. Четыре из них относятся к контролю и надзору за соблюдением:

трудового законодательства;

установленного порядка расследования и учета несчастных случаев;

требований законодательства Российской Федерации о спецоценке;

требований, которые обеспечат права работников на получение обеспечения по страхованию после несчастных случаев и профзаболеваний. А также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.

 Три других регламента о государственных услугах. Один-по осуществлению государственной экспертизы условий труда, второй - по информированию и консультированию. Третий — о рассмотрении разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда. Например, в случаях несогласия работника с результатами проведения спецоценки на его рабочем месте, а также по жалобам работодателей на действия или бездействие организаций, проводящих СОУТ.

Какие актуальные проблемы обсудили в Сочи на неделе охраны труда? Основная — низкая ценность человеческой жизни, как со стороны работодателей, так и работников. На предприятиях не развита культура безопасности. Кроме того, сейчас кардинально меняется подход к обеспечению безопасности на них. В советское время у работников одной профессии были одинаковые должностные обязанности и возможные риски, так как применяли одинаковое оборудование. Поэтому раньше изучали профриски и управляли ими на уровне государства, разрабатывали типовые инструкции, которые могли применять любые предприятия. Сейчас такой подход нежизнеспособен. Огромное количество разнообразного оборудования, различия в технологических процессах и пр. Теперь принимать решения работодатели должны на локальном уровне в зависимости от конкретных условий и специфики. В организациях должны работать квалифицированные специалисты по охране труда, которые будут принимать самостоятельные решения и смогут выстроить и поддерживать функционирование СУОТ. А специалистов, которые готовы перейти к новой модели, сейчас не так много. Одна из причин этой проблемы — недостаточное обучение. Поэтому следует вкладываться в обучение специалистов по охране труда, в том числе менять программы обучения по техносферной безопасности.

 

Изменения законодательства

Роспотребнадзор сократит количество СанПиН

 Роспотребнадзор актуализирует СанПиН и сократит их количество в рамках «регуляторной гильотины». С 1 января 2021 года планируется ввести в действие 10 нормативных актов вместо 424 СанПиН, которые действуют сейчас. Также разработают методические рекомендации к новым НПА, которые разъяснят требования и риски их неисполнения.

Уже полностью пересмотрены 58 документов по разделу «Эпидемиология» и сгруппированы в проект «Профилактика инфекционных и паразитарных болезней». Сейчас Роспотребнадзор актуализирует санитарные правила по разделу «Гигиена». Кроме того, сформированы проекты санитарных правил по еще 8 основным направлениям:

Источник: Роспотребнадзор

 

Утвердили закон о штрафах за нарушение режима труда и отдыха водителей и отсутствие тахографов

Документ: Федеральный закон от 26.07.2019 № 216-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Вступает в силу:  с 1 ноября 2019 года

Изменения внесены в статью 11.23 КоАП. Водителя за управление автотранспортом без тахографа накажут штрафом от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

За выход на линию транспорта без тахографов придется заплатить:

индивидуальным предпринимателям (ИП) — от 15 тыс. до 25 тыс. руб.;

должностным лицам — от 7 тыс. до 10 тыс. руб.;

организациям — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.

За нарушение режима труда и отдыха наложат штраф:

на водителя — от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.;

должностных лиц — от 7 тыс. до 10 тыс. руб.;

ИП — от 15 тыс. до 25 тыс. руб.;

юрлица — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.

Могут и приостановить деятельность предприятия на срок до 90 суток.

 

Законопроекты

Минтруд опубликовал документы по охране труда, которые планирует отменить. В перечне – приказ № 290н и 32 правила по охране труда

Минтруд опубликовал проект перечня нормативно-правовых актов, которые планируют отменить. В перечне в том числе – приказ Минздрава от 01.06.2009 № 290н, ПОТ РО 14000-005-98, а также 32 правила по охране труда:

Источники: Постановление Правительства о признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов СССР и РСФСР, проект о признании утратившими силу нормативных правовых актов (отдельных положений нормативных правовых актов) Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства труда и социальной защиты.

 

Разъяснения официальных ведомств

Минтруд уточнил, нужно ли оформлять документы, чтобы продлить декларацию СОУТ

Документ: Письмо Минтруда от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968

Чтобы продлить сроки декларации и проведения СОУТ, оформлять какие-либо документы не нужно. Такое разъяснение Минтруд дал в официальном письме.

Декларацию оформляют, чтобы не проводить СОУТ, на рабочих местах, где не выявили вредные или опасные производственные факторы по результатам идентификации, а также на рабочих местах с оптимальными (класс 1.0) и допустимыми (класс 2.0) условиями труда.

Декларация соответствия условий труда действительна в течение 5 лет с даты отчета о СОУТ. Если во время действия декларации не произошло несчастных случаев, не выявлено профзаболеваний и нарушений требований охраны труда (ч. 5, ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ), то срок действия декларации и срок проведения СОУТ автоматически продлеваются на следующие 5 лет.

 

Вопрос-ответ

Организация, которая проводит спецоценку, хочет привлечь к оказанию услуг другую организацию по гражданско-правовому договору. Для этого нам предложили заключить допсоглашение. Будут ли действительны результаты такой спецоценки?

Будут, если привлекаемая организация соответствует требованиям статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ и находится в реестре организаций, которые проводят СОУТ. Запросите документы, которые подтверждают соответствие соисполнителя этим требованиям. Учтите, что специалисты организации должны выехать на предприятие и провести измерения, чтобы подготовить отчет.

Закон позволяет передавать услуги СОУТ на субподряд. Исследования и измерения вредных и опасных факторов организация может проводить самостоятельно или привлечь к услугам аккредитованные испытательные лаборатории (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Исполнители услуг СОУТ для государственных заказчиков вправе привлекать соисполнителей (п. 3.4.5 Типового контракта на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда, утв. приказом Минтруда от 24.12.2018 № 834н).

 

Сейчас на предприятии проходит плановая СОУТ и она еще не завершилась. Вчера  произошел несчастный случай. Нужно проводить внеплановую спецоценку?

Не нужно, поскольку не завершили плановую СОУТ. Внеплановую СОУТ проводят в том случае, когда отчет о проведении спецоценки уже утвердили. Если отчет не утвердили, проводить новую процедуру после несчастного случая не нужно. Такой вывод следует из статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

 

Строительная компания сменила объект строительства. Проводить спецоценку снова?

Да, если переместили рабочие места в другие помещения. В таком случае работодатель их заново организует. Внеплановую СОУТ нужно провести в течение 12 месяцев со дня переезда рабочих мест в новые помещения (ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, письмо Минтруда от 23.01.2017 № 15–1/ООГ-169).

 

Должен ли быть сертификат соответствия для каждой медицинской аптечки на предприятии?

Нет, не должен. Аптечка первой помощи не входит в перечень продукции, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия (раздел исключен с 26.01.2011 постановлением Правительства от 13.11.2010 № 906).

Кроме того, требования к предъявлению каких-либо сертификатов или деклараций не указаны в правилах финансового обеспечения (Правила финансового обеспечения предупредительных мер, утв. приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н). Производители или поставщики могут предлагать аптечки с документами соответствия, которые они получили в добровольном порядке.

 

Можно ли использовать замеры вредных факторов, которые провели при СОУТ, по программе производственного контроля?

Можно, если соблюдаете условие: измерения провела аккредитованная испытательная лаборатория не больше полугода назад (ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Также можно результаты лабораторных исследований в рамках производственного контроля использовать при спецоценке условий труда.

 

Работников не ознакомили с результатами СОУТ. Чем грозит?

Привлекут по части 2 статьи 5.27.1 КоАП. Должностное лицо и ИП могут оштрафовать на 5–10 тыс. руб., организацию — на 60–80 тыс. руб. Штраф могут заменить предупреждением, если нарушение совершили впервые, не причинили им вред и не могли его причинить жизни и здоровью людей (ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП).

За повторное нарушение штрафы по части 5 статьи 5.27.1 КоАП строже. ИП и организациям могут приостановить деятельность на 90 суток, должностных лиц — дисквалифицировать на 1–3 года.

 

 

Судебная практика

Если нет в штате специалиста по охране труда, как формировать комиссию по СОУТ

Закон прямо предусматривает возможность для руководителя организации численностью не более 50 человек заниматься вопросами охраны труда самостоятельно, без приема на работу специалиста по охране труда. Тем не менее, работодателей, решивших воспользоваться этим своим правом, могут ждать неожиданные трудности.

Интересный прецедент описан в обзоре практики Ивановского областного суда. Работодатель был привлечен к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП в том числе за невключение в состав комиссии при проведении специальной оценки условий труда специалиста по охране труда.

Работодатель обжаловал действия государственного инспектора труда в суде, ссылаясь на то, что численность его работников была менее 50 человек и он в принципе не имел специалиста по охране труда в штате. Функции специалиста по охране труда в соответствии с положениями ст. 217 ТК РФ осуществлял руководитель организации, прошедший обучение по программе в области охраны труда в объеме 40 часов.

Суду первой инстанции эти аргументы показались весомыми, и он отменил наложенный на работодателя штраф. Но у Ивановского областного суда на этот счет оказалось иное мнение. Суд посчитал, что норма ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", согласно которой в состав комиссии по проведению СОУТ включается специалист по охране труда, является специальной по отношению к норме ст. 217 ТК РФ. А значит, специалист по охране труда в любом случае должен быть включен работодателем в комиссию. Что же касается самого руководителя, то его 40-часовое обучение суд признал недостаточным для того, чтобы выступать в качестве специалиста по охране труда в составе комиссии. Такой специалист, по мнению суда, должен пройти 256-часовое обучение по дополнительной образовательной программе "Техносферная безопасность и охрана труда".

 

Разъяснения официальных ведомств     

Минтруд опубликовал новые разъяснения по медосмотрам сотрудников, которые работают за компьютером больше половины рабочего времени

Документ: Письмо Минтруда от 12.07.2019 № 15-2/В-1828

Минтруд опубликовал официальное письмо, в котором напомнил, что сотрудники, которые более 50 процентов рабочего времени проводят за компьютерами, должны проходить предварительные и периодические медосмотры. Медосмотры для таких работников нужно проводить вне зависимости от класса условий труда на рабочем месте.

Кроме того, в письме сообщили, что Минздрав разрабатывает новый нормативный документ, который заменит приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н. По проекту нового документа сотрудников, которые работают за компьютером, не нужно будет направлять на медосмотры. Но пока новый документ не начнет действовать, нужно направлять на медосмотры всех сотрудников, которые работают за компьютером больше 50 процентов рабочего времени.

 

Полезная статья: позиции и мнения экспертов

(не является нормативным документов)

Интересная тема: Безопасность эксплуатации зданий и сооружений

Трудовым кодексом РФ (ст. 212) на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений. Работодатель обязан поддерживать в исправном техническом состоянии здания и сооружения, обеспечивать их пожарную безопасность, нормальные санитарно-гигиенические условия и безопасность труда работников в этих зданиях и сооружениях.

Требования законодательства к эксплуатации зданий и сооружений

В соответствии со ст. 55.24. Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением) и в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться:

- Техническое обслуживание зданий, сооружений

- Эксплуатационный контроль зданий, сооружений

- Текущий ремонт зданий, сооружений.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. 

Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения

В соответствии со ст. 55.25. Градостроительного кодекса РФ лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

В случае, если число собственников здания, сооружения составляет два и более, решения по вопросам эксплуатации здания, сооружения в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения принимаются по соглашению всех таких собственников.

В случае, если число собственников здания, сооружения превышает пять, решения по вопросам эксплуатации здания, сооружения в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения, в том числе о привлечении на основании договора физического или юридического лица в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения, принимаются на общем собрании таких собственников.

В случае привлечения в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физического или юридического лица собственник здания, сооружения или лицо, владеющее зданием, сооружением на ином законном основании, обязаны передать этому лицу результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания, сооружения, иную необходимую для эксплуатации здания, сооружения документацию.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.

Форма журнала эксплуатации здания, сооружения и требования к ведению такого журнала устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано извещать при эксплуатации здания, сооружения о каждом случае возникновения аварийных ситуаций в здании, сооружении:

- органы государственного контроля (надзора) в случае, если за эксплуатацией здания, сооружения в соответствии с федеральными законами осуществляется государственный контроль (надзор);

- органы местного самоуправления, в случаях, если за эксплуатацией здания, сооружения государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами не осуществляется.

- собственника здания, сооружения или лицо, владеющее зданием, сооружением на ином законном основании, в случае, если лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является привлеченное на основании договора физическое или юридическое лицо.

В случае перемены лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, лицо, которое являлось ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, обязано передать новому лицу, ответственному за эксплуатацию здания, сооружения, в течение десяти дней журнал эксплуатации здания, сооружения, выданные уполномоченными органами исполнительной власти предписания об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, акты проверки выполнения уполномоченными органами исполнительной власти указанных предписаний, рекомендации органа местного самоуправления, иные документы, подтверждающие выполнение работ по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю, текущему ремонту здания, сооружения.

Документы в области стандартизации, содержащие требования безопасности эксплуатации зданий и сооружений.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (далее – Перечень), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований безопасности эксплуатации зданий и сооружений.

В Перечень могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Национальные стандарты и своды правил, включенные в Перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации обеспечивает в информационной системе общего пользования доступ на безвозмездной основе к национальным стандартам и сводам правил, включенным в указанный Перечень.

Национальные стандарты и своды правил, включенные в Перечень, подлежат ревизии и в необходимых случаях пересмотру и (или) актуализации не реже чем каждые пять лет.

На данный момент Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 N 384-ФЗ утвержден постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521.

Услуги Правовой защиты

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.