С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства
Охрана труда не терпит невнимательного отношения к себе,
поскольку она напрямую связана со здоровьем людей.
8(800)707-99-00 Бесплатный звонок по России
Заказать звонок

Обзор для специалиста по охране труда за период с 06.07.2021г. по 05.08.2021г.

Изменения законодательства

Минтруд обновил форму и порядок подачи декларации по СОУТ

Документ: Приказ Минтруда России от 17.06.2021 N 406н «О форме и Порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

Вступает в силу: 1 марта 2022 года

С 1 марта 2022 года будут действовать новые форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда, а также правила формирования и ведения реестра. Изменения в основном связаны с тем, что декларация стала бессрочной.

Новая форма не отличается от действующей.

Подавать декларацию потребуется в течение 30 рабочих дней, как и сейчас. Однако этот срок отсчитывать станут не от даты утверждения отчета, а со дня внесения сведений о результатах спецоценки в информационную систему учета.

Напомним, 1 марта 2022 года вступят в силу изменения правил в области охраны труда.



Утверждена новая редакция X раздела Трудового кодекса «Охрана труда»

Документ: Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Вступает в силу: 1 марта 2022 года!!!

Новая редакция ТК изменила принципиальный подход в области охраны труда. Приоритет теперь за профилактикой. Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда, изменения дадут новые стимулы к обеспечению безопасности на рабочих местах.

Документ расширяет обязанности работодателя в части профилактических мер, которые предусматривают выявление опасностей и профессиональных рисков на рабочем месте, анализ и оценку условий труда, учет микротравм и расследование причин их появления.​

В перечень основных понятий добавлен термин “опасность” и в ТК введена новая статья, в которой сформулированы​ основные принципы обеспечения безопасных условий труда -​ предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников.​

Вводится запрет на работу в опасных условиях труда.

​Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для действующих производств, но и перед вводом в эксплуатацию новых производственных объектов. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению убудут утверждены Минтрудом РФ.​

Обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов, а не в зависимости от профессии занятого на конкретном рабочем месте работника, как это было ранее.

Изменения также предполагают ведение электронного документооборота в области охраны труда, дистанционный контроль за безопасностью работ с помощью видеофиксации.​

В ТК вводится статья «Микроповреждения (микротравмы)». Это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и не повлекшие расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности.

Основанием для регистрации микротравмы является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю.

Также поменяется система обеспечения средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Сейчас для каждой должности свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что СИЗ будут выдавать в зависимости от вредных факторов на рабочем месте.

Закон вступит в силу с 1 марта 2022 года. При этом до 31 декабря 2024 года разрешается использовать старые типовые нормы по СИЗ.

Это только небольшая часть внесенных изменений, рекомендуем всем постепенно знакомиться в новой редакцией 10 раздела ТК РФ.

 

Появится ФГИС с санитарными данными, в том числе и по медосмотрам

Документ: Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, вносящий поправки в Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Вступает в силу: 31 октября 2021 года

Документ устанавливает создание федеральной государственной информационной системы (далее – ФГИС) со сведениями санитарного характера. Поправки вступят в силу с 31 октября 2021 года. Ожидается, что с этого момента система начнет функционировать.

Так, в базу будут вноситься:

- данные о прохождении всех обязательных медицинских осмотров (предварительных и периодических) работниками соответствующих профессий, производств и организаций.

Напомним, что существует перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся такие обязательные медосмотры (утв. совместным приказом Минтруда России и Минздрава России № 988н/1420н). Регионы и органы ОМСУ могут вводить дополнительные показания к проведению медосмотров для отдельных организаций, если подобная рекомендация поступит от санитарного врача.

- данные о прохождении мигрантами медосвидетельствования на наличие ВИЧ и других опасных инфекций. Отмечается, что медосвидетельствование мигрант обязан пройти в той медорганизации, в которой назначено регионом.

ФГИС с санитарными сведениями призвана обеспечивать взаимодействие с ЕГИСЗ, региональными ГИСЗ, а также иными системами иных органов здравоохранения и даже частных организаций, которые обладающих информацией, характеризующей санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

 

Законопроекты

Требования к разработке инструкций по охране труда изменятся

На Федеральном портале проектов нормативных актов размещен проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении требований к порядку разработки и содержанию правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем». Документ находится на стадии общественного обсуждения до 19 июля.

Проект приказа включает общие требования к разработке указанных локальных актов предприятия и регламентирует требования к их содержанию. Документ нацелен на предоставление практической помощи работодателям по подготовке локальных актов в сфере охраны труда в соответствии с особенностями производственной деятельности.

Приказ не утверждает дополнительных обязательств и ограничений в отношении предпринимателей, его исполнение не влечет дополнительной нагрузки на бюджет.

Документ предусматривает, что работодатель разрабатывает 1) Правила по охране труда в формате стандартов организации и 2) инструкции по ОТ для поддержания безопасности, сохранения жизни и здоровья сотрудников в процессе осуществления ими трудовых функций.

Работодатель в соответствии с особенностями производственной деятельности с учетом результатов оценки уровней профессиональных рисков имеет право прописывать в собственных локальных актах (включая правила/стандарты и инструкции по ОТ) дополнительные требования обеспечения безопасности, которые не расходятся с действующими нормативами.

Если обязательные требования по ОТ отсутствуют в нормативных актах в отношении некоторых видов и условий работ наймодатель вправе устанавливать в собственных правилах и инструкциях перечень необходимых требований по ОТ.

Соответствующие локальные акты утверждаются руководителями предприятий и организаций. Последние должны под подпись ознакомить сотрудников с их содержанием, проверить знание ими требований по ОТ, которые включены в разработанные работодателем правила и инструкции.

Проектом устанавливается назначение работодателем должностного лица, которое несет ответственность за разработку правил, а также лиц, участвующих в их подготовке, включая специалистов по ОТ, глав структурных подразделений и сотрудников, выполняющих работы, на которые распространяются соответствующие требования. При этом работодателю в ходе подготовки локальных актов нужно принимать во внимание позицию выборного органа первичной профсоюзной организации.

Процесс разработки инструкций по ОТ выполняется работодателем в соответствии с действующими обязательными требованиями по охране труда в РФ и с учетом дополнительных факторов. К ним относятся результаты СОУТ на рабочих местах, анализ требований профстандартов, итоги изучения видов работ, установление степени профессиональных рисков и опасностей, а также анализ результатов расследования фактов травматизма на производстве.

Документ описывает содержательные элементы инструкций по ОТ и подробно указывает, какие сведения должны содержать разделы: «1) общие требования охраны труда; 2) требования охраны труда перед началом работы; 3) требования охраны труда во время работы; 4) требования охраны труда в аварийных ситуациях; 5) требования охраны труда по окончании работы». В проекте приказа также содержится список глав, рекомендуемых для включения в правила по ОТ.

Отметим одно важное требование – в правилах и инструкциях по охране труда НЕ ДОПУСКАЕТСЯ применение определений, подчеркивающих особое значение отдельных требований (например, «категорически», «особенно», «обязательно», «строго», «безусловно» и т.п.), а также иных терминов и понятий, не отвечающих принципу правовой определенности. Поэтому наши рекомендации – заранее начать большую работу по пересмотру всех инструкций по охране труда на предмет исключения из них подобной терминологии.

А вот положение о том, что инструкции по ОТ в организациях разрабатываются на основе типовых инструкций исчезло, т.к. регуляторная гильотина уничтожила 725 типовых инструкций.

Упростит ли этот факт жизнь бизнесу? Вопрос риторический. Вполне обычная ситуация, когда работодатель принимает на должность специалиста по ОТ вчерашнего студента и поручает ему с нуля разработать инструкции по ОТ на все предприятие. И хорошо, если технологи и мастера окажут содействие в этой непростой задаче. А если нет помощи и нет типовых инструкций.

Сложно понять логику Минтруда – чем мешали эти самые типовые инструкции. Почему бы сейчас государству не осуществлять методическую помощь бизнесу через подготовку примерных рекомендуемых типовых инструкций по ОТ, актуализированных в ногу с технологическим прогрессом.

Но, пожалуй, это достаточно трудоемкая и сложная задача. Ведь куда как проще не помогать бизнесу методическими материалами, а например доносить некий «передовой опыт» через многомиллионные проекты, как Общественно-просветительская кампания «Здоровье. Ответственность. Труд», вся суть которой свелась к примитивному копипасту в соцсетях и созданию нескольких откровенно бестолковые видеороликов.

 

С опасностями в России все станет проще и понятней

В ближайшем будущем планируется принять очередной нормативный акт в сфере труда: Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.

Документ вводят ввиду новой редакции раздела ТК РФ об охране труда. Рекомендации по выявлению рисков, с которыми персонал может столкнуться в ходе трудовой деятельности, призваны помочь с высоким процентом достоверности персонифицировано выявлять возможные опасности на рабочих местах в ходе управления охраной труда.

На государственном правовом портале уже размещен проект этого объемного документа (49 страниц). Общественное обсуждение было запланировано до 3.08.2021 г. Однако согласно информации по этапу, 5.07.2021 г. первым заместителем министра труда Вовченко А.В. было принято решение об отказе от размещения уведомления. Это означает, что общественного обсуждения данного проекта нормативного акта, скорее всего, не будет и по факту в его разработке будет участвовать только профильное ведомство - Минтруд. Следовательно, по факту документ перешел сразу к этапу независимой антикоррупционной экспертизы, которая должна была закончиться 14.07.2021.

Напомним, что именно Минтруд предложил классифицировать «производственные опасности» и в этих целях разработал соответствующий проект Рекомендаций. Он, как и обещал, продолжает совершенствовать систему охраны труда. Классификация опасностей нужна для максимальной достоверности их выявления (идентификации) на рабочих местах в ходе менеджмента профессиональными рисками в системе управления охраной труда. Классификация опасностей и расчет рисков позволят определить негативные обстоятельства на производстве и при необходимости выработать мероприятия по их профилактике. В настоящее время опасные производственные факторы определяются посредством методов, регламентированных ГОСТом анализа рисков технологических систем Р 51901–2002. Использование такого стандарта по анализу риска технологических систем допустимо для многих производств и категорий технических систем. Но он носит лишь обобщенный характер, не учитывая специфику разных отраслей труда, сфер деятельности.

Судя по проекту Минтруда, опасности станут дифференцировать по трем ключевым группам:

Каждая из представленных групп содержит собственные риски. Например, в третью подгруппу включены риски, относящиеся к работам на высоте, с опасным инструментарием, высоковольтным электричеством, пожаро-, взрывоопасными веществами, деятельность в аварийно-спасательных, противопожарных секторах.

Отдельно классифицированы риски, не связанные с производственной деятельностью (неблагоприятный климат, подземная работа, а также профессиональная и личностная компетенция работника). Список достаточно обширный и детализированный, но работодатели смогут сами его дополнить категориями опасностей, предусмотренными спецификацией их деятельности. Также им рекомендовано формировать корпоративный классификатор рисков путем их группировки по разным признакам, к примеру, по значимости.

Отдельные части документа посвящены рекомендациям по:

  1. распознаванию и выявлению рисков;
  2. сбору исходных данных, необходимых для распознавания и выявления рисков на рабочих местах;
  3. распознаванию и выявлению рисков с помощью анализа законодательных требований охраны труда;
  4. распознаванию и выявлению рисков на базе обследования рабочих мест посредством их обхода и осмотра;
  5. описанию возможных рисков.

В рекомендациях содержатся методы, с помощью которых можно выявить и распознать опасность. Среди них – осмотр рабочих мест и анализ законодательных требований.

Регламентировано также, что работников должны в обязательном порядке ознакомить со списком выявленных рисков на их рабочих местах.

Если рекомендации примут, то они вступят в силу с 1.03.2022 года.

 

Минтруд разработал ряд рекомендаций по охране труда

Ведомство предложило для выявления на рабочих местах опасностей классифицировать их тремя способами:

Например, к первой группе могут отнести работы на высоте и с легковоспламеняющимися веществами. Работодателю желательно будет сформировать свой классификатор. В него разрешат включать как перечисленные в рекомендациях опасности, так и те, что характерны для сферы деятельности организации. Кроме того, дадут советы по нахождению и распознаванию опасностей и их описанию (с приложением образцов документов).

Минтруд также разработал рекомендации по учету микроповреждений (микротравм). Среди прочего могут предложить утвердить в организации порядок учета микротравм, а также завести журнал их регистрации в бумажном либо электронном виде. Планируют, что все положения начнут действовать с 1 марта 2022 года. Сейчас проекты проходят общественное обсуждение.

 

Разъяснения официальных ведомств

Правомерно ли применение понятия «техника безопасности»?

Вы, наверное, обращали внимание как многие люди, журналисты, руководители, чиновники порой взаимозаменяют термины «охрана труда» и «техника безопасности». Несмотря на общедоступность информации и наличие Интернета, подобное сегодня не редкость.

В Департаменте условий и охраны труда Минтруда России ответили на вопрос о различиях в трактовании понятий «техника безопасности» и «охрана труда». Соответствующий ответ содержится в Письме № 15-1/ООГ-479 от 25.02.2021 г. Разъяснения даны в целях правильного применении терминов при обеспечении безопасности персонала в ходе трудовых процессов.

Трактовка понятия «техника безопасности» есть в ГОСТ 12.0.002-2014. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Термины и определения». Он введен в действие Приказом Росстандарта № 1570-ст. От 19.10.2015 г.

Согласно этого госта «Техника безопасности» - это вид деятельности (система организационных и технических мероприятий, защитных средств и методов) по обеспечению безопасности любой деятельности человека, в том числе и трудовой деятельности.

В этом стандарте имеется разъяснение к данному определению, что в ракурсе охраны труда под категорией «техника безопасности» понимают защиту сотрудников и подобных им лиц, от воздействия опасных факторов производства, являющуюся одной из базовых составляющих системы охраны труда в целом.

То есть ключевое отличие охраны труда от техники безопасности заключается в том, что последняя выступает лишь составным элементом первой. Если техника безопасности предполагает защиту персонала от конкретных физических увечий, то цель охрана труда сохранить жизнь и здоровья человека как таковые. Иными словами, охрана труда — более широкое понятие, включающее в себя в том числе и технику безопасности.

В ст. 209 ТК РФ дается определение охраны труда. Это система сохранения здоровья и жизни персонала в ходе трудовых процессов, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В РФ под охраной труда понимают такие процессы, как: гигиена труда, производственная санитария, пожаро-, электро-, химическую безопасность, безопасность жизнедеятельности и непосредственно техника безопасности.

Резюмируя вышеизложенное, термины «охрана труда» и «техника безопасности» не считаются тождественными, поэтому касательно вопросов обеспечения безопасности персонала в ходе выполнения ими трудовых обязанностей целесообразно оперировать терминологией, приведенной в ст. 209 ТК РФ.

 

Разъяснили, в каких случаях работодатель обязан проводить медосмотры

Источник: Письмо Минтруда России N 15-2/10/В-8809, Минздрава России N 28-5/И/2-10974 от 16.07.2021

Минтруд и Минздрав напомнили, что с 1 апреля действует новый перечень вредных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры, а также порядок проведения таких медосмотров. Министерства уточнили, что работодатель обязан направлять персонал к врачу в следующих случаях:

Также медосмотры должны проходить те, кто занят на работах, указанных в пунктах 23 – 27 приложения к порядку. Речь идет в том числе о сотрудниках общепита, воспитателях.

Текст письма:

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 1 апреля 2021 г. совместного приказа Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31 декабря 2020 г. "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (далее - Приказ N 988н/1420н) и приказа Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (далее - Приказ N 29н), разъясняет следующее.

Приказы N 988н/1420н и N 29н разработаны в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" взамен приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации определены категории работников, которые проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры за счет собственных средств работодателя. Медицинские осмотры проводятся для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

К таким категориям относятся работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Основаниями включения работников в список работодателя для прохождения обязательных медицинских осмотров являются:

1) вредные условия труда (3 класс), то есть условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени), подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени), подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени), подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени), которые определяются по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда";

2) наличие на рабочем месте отдельных химических веществ, а именно аллергенов, химических веществ, опасных для репродуктивного здоровья человека и химических веществ, обладающих остронаправленным действием, а также канцерогенов любой природы, аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, которые обладают специфическими эффектами и не могут быть описаны в пределах стандартных процедур нормирования и защита от которых не может быть в полной мере реализована через установление уровней предельно-допустимых концентраций (наличие указанных веществ определяется в рамках проведения специальной оценки условий труда по результатам идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов или в рамках производственного контроля);

3) выполнение работ вне зависимости от класса условий труда на рабочем месте, перечисленных в разделе VI Приказа N 988н/1420н, а также работ, при выполнении которых осуществляется непосредственный контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации, работ на водопроводных сооружениях, имеющих непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей, работ в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, работ в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения и работ в медицинских организациях, перечисленных в пунктах 23 - 27 приложения к Приказу N 29н и требующих проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических обязательных медицинских осмотров в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

 

Вопрос-ответ

Может ли ФСС запрашивать личные карточки СИЗ, если работодатель оформляет возврат средств на закупку таких СИЗ?

Нет, не может. ФСС принимает документы, которые указаны в пунктах 4 и 5 Правил финансового обеспечения, которые утверждены приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н. В этих документах нет карточек СИЗ. Поэтому запрашивать карточки СИЗ ФСС не может. Это указано в пункте 6 приказа Минтруда от 10.12.2012 № 580н.

Подайте в ФСС заявление на возмещение средств на охрану труда. К заявлению приложите документы (п. 4, подп. «г» п. 4 приказа Минтруда от 10.12.2012 № 580н):

— план финансового обеспечения предупредительных мер;

— перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

— перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий работников;

— перечень приобретаемых СИЗ с учетом результатов проведения СОУТ;

— сертификаты и декларации соответствия СИЗ;

— заключения о производстве промпродукции на территории России.

 

Как инспектор проверит, качественно или нет проведена оценка профрисков на предприятии?

При проверке инспектор посмотрит только структуру оценки профрисков, детали проверить не сможет. Например, выявлен риск короткого замыкания на станке. Мероприятия по снижению риска: обмотка, замена проводов, заземление. Установили приемлемый уровень риска, все мероприятия провели. Инспектор посмотрел документы и пошел на рабочее место, там смотрит, выполнено мероприятие на практике или нет.

На месте инспектор осмотрит провода, заземление, соответствует ли это тому, что написано в карте, и поймет, выполнил работодатель мероприятие или нет. Насколько качественно оно выполнено, инспектор в этот момент посмотреть не сможет: он не будет проверять сопротивление, контур заземления и т. д.

Инспектор поймет только, как выполнена структура работы. Оценить качество мероприятий сможет комиссия, если произойдет несчастный случай. Если комиссия придет к выводу, что мероприятия реализовали некачественно, должностных лиц могут привлечь к ответственности.

 

Нужно ли проводить спецоценку для строителей на каждом новом объекте? Провели спецоценку на рабочем месте «инженер-строитель» на строительном объекте в городе А. Объект сдан. Все работники передислоцировались на другой объект в город H. Проводить ли для данных рабочих мест СОУТ?

Нет, СОУТ не требуется. Поскольку нет нормативного требования, что СОУТ нужно проводить на каждом строительном объекте, куда работники будут направлены.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее — Закон № 426-ФЗ). Вы не должны проводить СОУТ каждый раз, когда направляете работников на новый объект для выполнения работы. Поскольку их рабочие места, на которые вы их приняли при заключении трудовых договоров, указав место работы, при этом не меняются. У них как были рабочие места «инженера-строителя», так таковыми они и остаются при перемещении их по различным объектам для выполнения своих должностных обязанностей.

В данном случае имеем дело с рабочими местами работников, которые содержат территориально меняющиеся рабочие зоны в связи со спецификой их работы. Эти территориально меняющиеся рабочие зоны — строительные объекты. Сколько таких объектов есть на момент проведения СОУТ, те и должны указываться.

Никто не может вас обязать проводить новую СОУТ при смене строительного объекта. Для этого нет правовых оснований. Вредные и опасные факторы на любых строительных объектах одни и те же. Вы оцените их на тех объектах, которые будут на момент проведения СОУТ, а затем через пять лет (при очередной СОУТ) — на других.

 

Допускается ли проводить вводный инструктаж с регистрацией в журнале до приема на работу? Например инструктаж проведен 1 числа, а приказ о приеме зарегистрирован 3 числом того же месяца

Полагаем, что не допускается. Вводный инструктаж по охране труда следует производить после приема работника на работу, но до его фактического допуска к работе.

Согласно п. 2.1.1 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29) для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.

В соответствии с п. 2.1.2 вышеуказанного Порядка все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

 

Полезная статья: позиции и мнения экспертов (не является нормативным документов)

Программа обучения по охране труда: как разработать и оформить документ

Для чего и кто разрабатывает программы

Обучение по охране труда работникам проводят по программам, которые соответствуют их видам деятельности — это прямо указано в Порядке № 1/29 (пп. 2.3.2, 2.3.4 Порядка обучения, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29; далее — Порядок № 1/29). Поэтому работодатель разрабатывает и утверждает программы для обучения всех сотрудников, которым ответственные проведут занятия внутри организации. Для тех, кого работодатель направляет в учебный центр, обучение проведут по документам обучающей организации (п. 2.3.4 Порядка № 1/29). Работодатель вправе запросить копию учебного плана и программы, когда заключает договор об обучении сотрудников.

Внутри организации программы разрабатывают руководители структурных подразделений. Специалист по охране труда оказывает им методическую помощь. В законе нет прямого указания о том, что именно руководители готовят программы. Но только они хорошо знают условия и особенности труда своих подчиненных, что важно при обучении работников по охране труда. На практике обязанность разрабатывать программы прописывают в должностной инструкции руководителя структурного подразделения.

 

Какие документы использовать при подготовке программы

Для руководителей и специалистов программы обучения разрабатывают на основе примерных учебных планов, которые утвердил Минтруд (п. 2.3.4 Порядка № 1/29, письмо Минтруда от 27.05.2004 № 477–7). Для рабочих их составляют в соответствии с нормативными правовыми актами, которые регулируют безопасность конкретных видов работ (п. 2.2.3 Порядка № 1/29).

Используйте примерные программы Минтруда как основу. Дополните документ недостающими тематическими разделами, тезисами и учебными материалами, которые актуальны для конкретной должности, профессии или вида выполняемых работ. Скорректируйте или исключите неподходящие разделы. Для разработки программы обучения можете воспользоваться документами:

- Примерная программа обучения по охране труда работников организаций из письма Минтруда от 17.05.2004;

- Примерные учебные планы обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденные Минтрудом 17.05.2004;

- Примерные программы обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных, утвержденные приказом Минтруда от 21.06.2003 № 153;

- Типовая программа обучения по охране труда (для руководителей предприятий и членов комиссий по проверке знаний), утвержденные постановлением Минтруда от 17.01.1996.

 

При подготовке программы используйте актуальные правила по охране труда, Трудовой кодекс, Порядок № 1/29 и другие нормативно-правовые акты, которые содержат требования охраны труда. Также воспользуйтесь правилами противопожарного режима, эксплуатации электроустановок, алгоритмами Минздрава по оказанию первой помощи. В программы включите информацию об основах охраны труда, управлении охраной труда в организации, особенностях обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности, защите пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

В каком порядке разрабатывать программу: алгоритм

Воспользуйтесь общим алгоритмом для подготовки программы обучения по охране труда: сохраните себе и отправьте руководителям, которые отвечают за разработку документа.

Шаг 1. Определите круг обязанностей обучаемых работников и нужный им объем знаний по охране труда. Для этого можно использовать должностные инструкции, тарифно-квалификационный справочник, профстандарты, внутренние квалификационные требования организации.

Шаг 2. Подберите литературу и нормативные документы для разработки программы обучения по охране труда.

Шаг 3. Подготовьте тематический план с указанием количества часов обучения по каждой теме и общее количество часов обучения. За основу можно взять Примерные учебные планы Минтруда.

Шаг 4. Разработайте программу обучения по охране труда. В каждой теме закрепите основные тезисы изучаемого материала.

Шаг 5. Разработайте экзаменационные билеты для проверки знаний по охране труда работников на основании программы обучения и тематического плана.

Как оформить программу

Рекомендуем оформить программу общим документом с экзаменационными билетами, так как знания проверяют в объеме освоенной программы. Включите в общий документ «Программа обучения по охране труда с экзаменационными билетами»:

пояснительную записку;

характеристику работ;

тематический план обучения;

программу обучения;

перечень рекомендуемой литературы для обучения;

экзаменационные билеты.

 

Какая ответственность грозит, если в организации нет программы обучения

Ответственность за качество обучения и выполнение утвержденных программ по охране труда несут учебный центр и работодатель. Если в организации нет утвержденной программы обучения или копии программы, по которой работники занимались в учебном центре, работодатель не сможет подтвердить, что работники прошли обучение по охране труда (см., например, определение Нижегородского областного суда от 14.03.2017 по делу № 33–2956/2017). Штраф за допуск сотрудников к работе без обучения и проверки знаний требований охраны труда (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП):

для должностных лиц — от 15 тыс. до 25 тыс. руб.;

предпринимателей — от 15 тыс. до 25 тыс. руб.;

юридических лиц — от 110 тыс. до 130 тыс. руб.


Обратите внимание

В законе не установили срок действия программ обучения. Пересматривайте документ при изменении ЛНА, ПОТ и других тематических нормативных актов

Услуги Правовой защиты

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.