Изменения законодательства
Минздрав разработал новый порядок экспертизы, которая определяет причинно-следственную связь между заболеванием и профессиональной деятельностью.
Документ: Приказ Минздрава от 31.01.2019 № 36н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы связи заболевания с профессией и формы медицинского заключения о наличии или об отсутствии профессионального заболевания»
Порядок вступил в силу: 31 марта 2019 года.
Направляет гражданина на экспертизу медицинская организация, которая поставила ему предварительный диагноз. Направление выдают в центр профпатологии: организацию или структурное подразделение с лицензией на деятельность по профпатологии и экспертизе связи заболевания с профессией.
Экспертизу проводит постоянно действующая врачебная комиссия. Она ставит заключительный диагноз и решает, связано заболевание с профессиональной деятельностью или нет.
В течение одного рабочего дня после принятия решения центр профпатологии оформляет медицинское заключение о наличии или об отсутствии профессионального заболевания.
Законопроекты
Психоэмоциональные нагрузки признают вредным фактором
Эмоциональные или интеллектуальные нагрузки и напряженный режим работы могут быть вредными или опасными факторами. В Минтруде состоялось заседание, участники которого договорились начать работу над поправками в Закон о спецоценке условий труда. Оценивать воздействие стресса на здоровье работников предложили по специальной методике.
В список тех, кому положены льготы за вредные условия труда, могут внести медиков, педагогов, журналистов, бухгалтеров, водителей пассажирского транспорта, авиадиспетчеров и сотрудников силовых ведомств.
Предложения рассмотрит трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. О сроках, на которые запланировали изменения, пока неизвестно.
Источник: РБК
Разъяснения официальных ведомств
Ространснадзор уточнил, каким работодателям не нужно получать лицензию на перевозку собственных работников
Источник: Информация Ространснадзора от 07.03.2019
Ространснадзор опубликовал официальное разъяснение, где сообщил, что лицензию на перевозку работников на автобусах не нужно получать организациям, которые выполняют перевозки без использования автомобильных дорог общего пользования, а также:
- автобусами пожарной охраны;
- скорой медицинской помощи;
- полиции;
- аварийно-спасательных служб;
- военной автомобильной инспекции;
- ФСБ;
- ФСО;
- Вооруженных Сил РФ;
- Росгвардии;
- следственных органов СК России.
Судебная практика
Суд уточнил, с кем нельзя заключать договор на проведение предрейсовых медосмотров
Источник: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.03.2019 № Ф09-862/19 по делу № А34-2463/2018
Договор о проведении медосмотров нельзя заключать с физлицом, которое не оформило статус ИП. Договор можно заключить только с организацией или ИП, поскольку для проведения медосмотров должна быть лицензия, которую физлицо получить не может. Такой вывод сделал Арбитражный суд Уральского округа.
Организация заключила с физлицом, не зарегистрированным как ИП, договор о проведении предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей. Управление Федерального казначейства посчитало расходы на оплату услуг частного лица неправомерным расходованием бюджетных средств, поскольку у него не было лицензии на медицинскую деятельность.
Организация обратилась в суд. Несмотря на то, что у физлица было мед-образование по специальности «фельдшер» и удостоверение о краткосрочной подготовке по теме «Подготовка медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств», суд встал на сторону УФК.
Суд разъяснил, что проведение медосмотров водителей включено в перечень лицензируемых видов медицинской деятельности. Лицензии выдаются только организациям и ИП. Поэтому частное лицо не имеет права заниматься этой деятельностью. Значит, и оплата его услуг неправомерна.
Что грозит, если в путевых листах не указать время прохождения предрейсового медосмотра
Источник: Постановление Московского городского суда от 17.01.2019 № 4а-8723/2018
Инспектор ГИТ при проверке обнаружил, что в трех путевых листах предприятия не указано время прохождения предрейсового медосмотра, и оштрафовал организацию по части 1 статьи 27.1 КоАП на 55 тыс. руб. В организации не согласились со штрафом и обжаловали его в суде.
Суд встал на сторону ГИТ. Он разъяснили, что предприятие нарушило:
- часть 3 статьи 213 ТК;
- подпункт «г» пункта 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15;
- подпункт 2 пункт 7 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.
В совокупности нарушение требований охраны труда привело к штрафу по части 1 статьи 27.1 КоАП, и наказание назначено правомерно.
Вопрос-ответ
Как распределить обязанности по охране труда в организации? Кого назначить в целом по организации и по подразделениям? Из общей практики: это может быть главный инженер, технический руководитель и руководители структурных подразделений. Зачем тогда нужна служба ОТ? Как обосновать?
Работники службы охраны труда в организации планируют, организуют, контролируют, координируют и т. д. Это их обязанности. Ответственность на них возлагается только за исполнение своих обязанностей.
Статья 212 Трудового кодекса устанавливает обязанность работодателя обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (далее — СУОТ).
С этой целью Трудовой кодекс обязывает каждого работодателя разработать и утвердить локальный акт — «Положение о системе управления охраной труда», руководствуясь при этом приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (далее — Типовое положение).
Покажите вашему юристу статью 212 ТК и приказ Минтруда от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», в соответствии с которым у вас должно быть разработано свое «Положение о системе управления охраной труда».
СУОТ представляет собой единство организационных структур управления работодателя с фиксированными обязанностями его должностных лиц (п. 4 Типового положения).
Одна из основных задач «Положения о системе управления охраной труда» — распределение и возложение обязанностей и ответственности в сфере охраны труда между должностными лицами организации на всех уровнях управления.
Обязанности в сфере охраны труда должностных лиц работодателя устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника (п. 21 Типового положения).
У руководителя организации, у его заместителей, у руководителей структурных подразделений и т. д. (на всех уровнях управления) должны быть свои обязанности в сфере охраны труда.
У службы охраны труда, у специалистов по охране труда тоже должны быть свои обязанности. Но они отличаются от обязанностей более высоких уровней управления (руководителя организации, главного инженера и т. п.) и от уровней структурных подразделений (руководители которых занимаются непосредственно производством и несут прямую ответственность за безопасность подчиненных им работников).
Покажите юристу пункт 29 Типового положения о СУОТ, где указаны обязанности, которые рекомендуется возлагать на всех уровнях управления.
Например, руководитель структурного подразделения работодателя (подп. «д» п. 29):
- обеспечивает условия труда, соответствующие требованиям охраны труда, в структурном подразделении работодателя;
- обеспечивает функционирование СУОТ;
- несет ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей в сфере охраны труда;
- распределяет обязанности в сфере охраны труда между своими подчиненными, в том числе делегирует им часть своих полномочий, определяет степень их ответственности;
- содействует работе комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных работниками представительных органов;
- обеспечивает своевременное проведение за счет средств работодателя обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников структурного подразделения;
- обеспечивает допуск к самостоятельной работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
- организует проведение подготовки по охране труда;
- организует выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;
- организует обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком соответствующего контингента работников структурного подразделения;
- обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников структурного подразделения в соответствии с требованиями охраны труда;
- организует в структурном подразделении безопасность эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и используемых в производстве сырья и материалов;
- участвует в организации проведения специальной оценки условий труда.
Исходя из требований к СУОТ в организации:
- ответственность за состояние охраны труда в целом по организации возлагается (по решению руководителя организации) на заместителя руководителя, главного инженера;
- ответственность за состояние охраны труда в подразделении возлагается на руководителя подразделения (участка и т. п.).
Обязанности службы (специалиста) охраны труда (подп. «г» п. 29):
- обеспечивает функционирование СУОТ;
- осуществляет руководство организационной работой по охране труда у работодателя, координирует работу структурных подразделений работодателя;
- организует размещение в доступных местах наглядных пособий и современных технических средств для проведения подготовки по охране труда;
- осуществляет контроль за обеспечением работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации нормативной правовой и методической документацией в области охраны труда;
- контролирует соблюдение требований охраны труда у работодателя, трудового законодательства в части охраны труда, режимов труда и отдыха работников, указаний и предписаний органов государственной власти по результатам контрольно-надзорных мероприятий;
- осуществляет контроль за состоянием условий и охраны труда;
- организует разработку структурными подразделениями работодателя мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контролирует их выполнение;
- осуществляет оперативную и консультативную связь с органами государственной власти по вопросам охраны труда и т. д.
Если совместитель прошел медосмотр по основному месту работы, можно ли его результаты использовать в другой организации?
Нельзя одному работодателю при приеме работника на работу, даже по договору совместительства, руководствоваться результатами медосмотра, пройденного
Руководствуйтесь статьями 212 и 213 Трудового кодекса, которыми обязанность по организации медосмотров возлагается на работодателя.
Если должность (профессия), на которую работник устраивается в вашу организацию по договору совместительства, включена в список контингентов, подлежащих обязательным медосмотрам, то ваш работодатель обязан направить его на предварительный медосмотр. А затем направлять на периодические медосмотры.
Никакие заключения с его основной работы не подходят — там другой работодатель.
Особенности правового регулирования труда лиц, работающих по совместительству, устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом (ст. 11 ТК).
Работодатель обязан организовать прохождение медосмотров для совместителей так же, как и для постоянных работников (ст. 212, 213, 221, 225 ТК). В противном случае у инспектора ГИТ обязательно возникнут вопросы по данным работникам и, как следствие, возможен штраф по части 3 статьи 5.27.1 КоАП.
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 15 тыс. до 25 тыс. руб.;
- лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15 тыс. до 25 тыс. руб.;
юридических лиц — от 110 тыс. до 130 тыс. руб.
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.