Изменения законодательства
Утверждены проверочные листы по пожарной безопасности
Документ: Приказ МЧС России от 28.06.2018 г. № 261 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности»
Вступил в силу: 13 ноября 2018 года
Важная новость для руководителей и специалистов в области пожарной безопасности. Итак, приказом МЧС России от 28.06.2018 г. № 261 были утверждены 19 проверочных листов по пожарной безопасности, на основе которых государственным пожарным надзором будут проводится плановые проверки в области пожарной безопасности. Проверочные листы были опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации и прошли регистрацию в Минюсте России, что означает обязательное их применение.
Утверждённые проверочные листы начнут применяться с 13 ноября 2018 года для проведения плановых проверок в отношении следующих объектов:
- Здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирных), больниц, спальных корпусов образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций (класс функциональной пожарной опасности Ф1.1);
- Здания гостиниц, общежитий, спальных корпусов санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов (класс функциональной пожарной опасности Ф1.2);
- Многоквартирные жилые дома (класс функциональной пожарной опасности Ф1.3);
- Здания театров, кинотеатров, концертных залов, клубов, цирков, спортивных сооружений с трибунами, библиотек и других учреждений с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях (класс функциональной пожарной опасности Ф2.1, Ф2.3);
- Здания музеев, выставок, танцевальных залов и других подобных учреждений в закрытых помещениях (класс функциональной пожарной опасности Ф2.2 и Ф2.4);
- Здания организаций торговли (класс функциональной пожарной опасности Ф3.1);
- Здания организации общественного питания (класс функциональной пожарной опасности Ф3.2);
- Здания вокзалов (класс функциональной пожарной опасности Ф3.3);
- Здания поликлиник и амбулаторий (класс функциональной пожарной опасности Ф3.4);
- Здания организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей (класс функциональной пожарной опасности Ф3.5);
- Здания физкультурно-оздоровительных комплексов и спортивно-тренировочных учреждений с помещениями без трибун для зрителей, бытовых помещений, бань (класс функциональной пожарной опасности Ф3.6);
- Здания объектов религиозного назначения (класс функциональной пожарной опасности Ф3.7);
- Здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций (класс функциональной пожарной опасности Ф4.1);
- Здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования (класс функциональной пожарной опасности Ф4.2);
- Здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов (класс функциональной пожарной опасности Ф4.3);
- Производственные здания (класс функциональной пожарной опасности Ф5.1);
- Складские здания, сооружений, стоянок для автомобилей без технического обслуживания и ремонта, книгохранилищ, архивов, складских помещений (класс функциональной пожарной опасности Ф5.2);
- Здания сельскохозяйственного назначения (класс функциональной пожарной опасности Ф5.3);
- Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения.
Как видите, новые проверочные листы охватывают много объектов, если не сказать все.
Разъяснения официальных ведомств
Что нельзя включать в аптечку первой помощи в организации?
Документ: Письмо Минздрава России от 05.10.2018 № 14-3/2095930
Не включайте в аптечку первой помощи в организации лекарственные средства, так как закон этого не предусматривает. Такие разъяснения дали специалисты Минздрава.
Текст письма:
«Департамент организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности совместно с главным внештатным специалистом по первой помощи Минздрава России рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608, Минздрав России наделен полномочием давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства, только в части оказания государственных услуг и управления государственным имуществом.
В этой связи нижеизложенное разъяснение отражает лишь мнение Департамента по поставленным вопросам.
В соответствии со статьей 223 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи. Состав аптечек для оказания первой помощи работникам установлен приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" (далее - приказ Минздравсоцразвития России № 169н). Лекарственные средства в состав аптечек для оказания первой помощи работникам не входят.
В соответствии с пунктом 8.1.5.2 приложения к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30.09.1957 на транспортной единице должно перевозиться снаряжение, требуемое в случае всех знаков опасности, в том числе жидкость для промывания глаз. При этом в качестве жидкости для промывания глаз должна использоваться вода.
Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов, утвержденные приказом Минтруда России от 16.11.2015 № 873н, Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденные приказом Минтруда России от 16.11.2015 № 835н, Правила по охране труда при производстве цемента, утвержденные приказом Минтруда России от 16.11.2015 № 722н, Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, утвержденные приказом Минтруда России от 19.04.2017 № 371н, Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтруда России от 06.02.2018 № 59н, Правила по охране труда в сельском хозяйстве, утвержденные приказом Минтруда России от 25.02.2016 № 76н, принимались Минтрудом России без согласования с Минздравом России. В части организации оказания первой помощи, в том числе применения лекарственных средств для оказания первой помощи, указанные Правила противоречат Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ), приказу Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" (далее - приказ Минздрава России № 477н) и приказу Минздравсоцразвития России № 169н. Лекарственные средства не должны входить в комплектацию поста для оказания первой помощи работникам.
Статья 29 Федерального закона № 323-ФЗ устанавливает, что организация охраны здоровья граждан осуществляется в том числе путем организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи. Термин "оказание первой доврачебной помощи", используемый в отдельных вышеперечисленных Правилах по охране труда, нелегитимен, так как противоречит Федеральному закону № 323-ФЗ. Такого вида помощи не существует. Вышеуказанные Правила по охране труда должны быть приведены в соответствие с действующим законодательством. До их приведения в соответствие в части организации оказания первой помощи необходимо руководствоваться Федеральным законом № 323-ФЗ, приказом Минздравсоцразвития России № 477н, приказом Минздравсоцразвития России № 169н.
Согласно Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, запрещается эксплуатация транспортного средства без аптечки. Состав аптечки первой помощи (автомобильной) утвержден приказом Минздравмедпрома России от 20.08.1996 № 325 "Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)". Не установлена обязанность дополнительно комплектовать транспортное средство аптечкой для оказания первой помощи работникам, состав которой утвержден приказом Минздравсоцразвития России № 169н.
В соответствии с приложением № 1 к приказу Минздравсоцразвития России № 477н, первая помощь оказывается при следующих состояниях: отсутствие сознания, остановка дыхания и кровообращения, наружные кровотечения, инородные тела верхних дыхательных путей, травмы различных областей тела, ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения, отморожения и другие эффекты воздействия низких температур и отравления.
Приложение № 2 к приказу Минздравсоцразвития России № 477н устанавливает перечень мероприятий по оказанию первой помощи, а именно: 1) мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи; 2) вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом; 3) определение наличия сознания у пострадавшего; 4) мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего; 5) мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни; 6) мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей; 7) мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения; 8) мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний; 9) придание пострадавшему оптимального положения тела; 10) контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки; 11) передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом. Вышеуказанный перечень мероприятий предусматривает равный объем оказания первой помощи для всех категорий участников оказания первой помощи. Однако существуют категории участников оказания первой помощи, которые могут и должны оказывать помощь пострадавшим в большем объеме, например, при воздействии специфических факторов риска, в условиях невозможности своевременного оказания медицинской помощи и др. При этом действующая редакция ст. 31 Федерального закона № 323-ФЗ не предусматривает в рамках полномочий Минздрава России возможность расширения объема первой помощи для участников оказания первой помощи, которые сталкиваются с необходимостью оказания первой помощи в большем объеме.
В настоящий момент ведется работа над внесением изменений и дополнений в статью 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Законопроект предусматривает расширение объема первой помощи для заинтересованных категорий участников оказания первой помощи. В перспективе это позволит, в том числе, применять необходимые лекарственные препараты для сохранения жизни и здоровья работников в условиях труднодоступных районов. При этом работниками могут применяться необходимые лекарственные средства, назначенные врачом для личного пользования.
"ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения", утвержденный Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600, содержит раздел 12 "Обучение безопасности труда в виде специального обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим" и приложение "Б""Программа Б.3 - Примерная программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим". Эти разделы были разработаны и утверждены без участия Минздрава России, Минобрнауки России и Минтруда России и по большому числу пунктов не соответствуют действующему российскому законодательству в области первой помощи, а также современным требованиям по оказанию первой помощи. В связи с этим "ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" не может применяться работодателем для разработки локальных правовых актов, регламентирующих обучение правилам оказания первой помощи в организации».
Минтруд объяснил, можно ли взыскать стоимость предварительного медосмотра с кандидата, который отказался от трудоустройства
Документ: обзор Минтруда актуальных вопросов от работников и работодателей за август 2018 года
Работодатель не имеет права взыскать с кандидата на должность стоимость предварительного медосмотра, даже если он отказался заключить с организацией трудовой договор. Такой ответ Минтруд дал на вопрос работодателя, который хотел в судебном порядке получить с потенциального работника сумму, которую затратил на медосмотр. Минтруд обосновал ответ статьей 213 ТК, на основании которой все медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Вопрос-ответ
Сколько часов в день беременная сотрудница может работать за компьютером?
Ответ на этот вопрос зависит от вида деятельности сотрудницы.
Если работа сотрудницы не предполагает постоянное использование компьютера, то работу с компьютером нужно ограничить до трех часов в день при условии соблюдения установленных гигиенических требований (п. 13.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. № 118).
Если работа беременной сотрудницы профессионально связана с использованием компьютера, то ее нужно перевести на не связанную с ним работу, а при невозможности такого перевода – и вовсе освободить от работы с сохранением среднего заработка (п. 4.1.10 СанПиН 2.2.0.555-96, утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 28 октября 1996 г. № 32, ч. 1, 2 ст. 254 ТК РФ).
Лицами, профессионально связанными с эксплуатацией компьютеров, признаются сотрудники, у которых работа на компьютере занимает более 50 процентов рабочего времени (п. 13.1СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. №118.
Судебная практика
Провести медосмотр за счет кандидата, а после возместить ему расходы — суд схему не одобрил
Источник: Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.07.2018 по делу N 33-12610/2018
Претенденту на должность выдали направление на предварительный медосмотр. В больнице он узнал, что за обследование придется заплатить.
Соискатель отказался тратить деньги и обратился в суд. Компании не помог довод о том, что она планировала компенсировать кандидату затраты после осмотра.
Раз организация направляет соискателя на медосмотр, то сама должна его оплатить. Законом не предусмотрена возможность проводить обследование за счет потенциального работника, а потом возмещать ему затраты.
В итоге суд обязал работодателя заплатить за медосмотр и компенсировать кандидату моральный вред.
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.