С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства
Охрана труда не терпит невнимательного отношения к себе,
поскольку она напрямую связана со здоровьем людей.
8(800)707-99-00 Бесплатный звонок по России
Заказать звонок

Обзор для специалиста по охране труда за период с 11.12.2022г. по 31.01.2023г.

Минтруд подготовил для работодателей Личный кабинет по охране труда

С 1 марта 2023 года для проведения обучения по охране труда внутри предприятия или организации понадобится обязательная регистрация работодателя в специальном реестре с последующей передачей информации обо всех обученных сотрудниках. Для этого работодателю нужно пройти регистрацию в личном кабинете.

Сервис расположен по адресу https://lkot.mintrud.gov.ru/. Доступ в личный кабинет выполняется через ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации). На странице дается подробная инструкция по трехэтапной регистрации.

Пока Личный кабинет по охране труда (ЛКОТ) не изобилует множеством функций. В нем можно ознакомиться с отчетами по СОУТ, также опубликованы Декларации соответствия государственным нормативным актам по охране труда. С 1 марта 2023 года должны появиться новые функции, которые связаны с передачей в реестр сведений об обученных работниках.

Регистрация в личном кабинете по охране труда не требуется для владельцев микропредприятий в случае проведения обучения во время инструктажей по ОТ.

Напомним, что п.99 новых Правил обучения по охране труда №2464 требует от работодателей, проводящих обучение по охране труда, по вопросам оказания первой помощи пострадавшим и по использованию средств индивидуальной защиты, обязательную регистрацию в реестре ИП и юридических лиц, занимающихся обучением своих сотрудников вопросам охраны труда в соответствии с положениями раздела XI действующих Правил. Условием такого обучения выступает внесение соответствующих сведений в личный кабинет информационной системы ОТ Минтруда РФ.

Это означает, что все работодатели, которые проводят обучение по охране труда самостоятельно должны быть зарегистрированы в единой общероссийской справочно-информационной система по ОТ.

Раздел XI Порядка обучения по ОТ регламентирует существование двух реестров под эгидой Минтруда. В первый входят индивидуальные предприниматели и юрлица, которые оказывают обучающие услуги своим клиентам за плату. Второй включает работодателей, которые самостоятельно организуют обучение работников, не привлекая никого извне.

Вместе с этими реестрами появится еще и реестр обученных сотрудников. Информацию в него должны направлять как обучающие за деньги, так и те, кто проводит обучение самостоятельно внутри своей организации. Информация в этот реестр направляется после выполнения проверки знаний требований охраны труда.

Перечень направляемых в реестр сведений приводится в п.118 Правил. В него входят ФИО, номер СНИЛС, профессия (должность) обученного сотрудника, наименование обучающей программы, дата и результат проверки знаний, а также иная информация. Это касается каждого обученного работника. Даже в масштабах среднего предприятия формируется огромный массив информации. И это новая серьезная и большая нагрузка для специалистов по охране труда, за которой не просматривается понятная исполнителям необходимость, кроме создания огромной базы данных всей рабочей силы страны.

Согласно п. 119 Правил передача сведений в реестр обученных сотрудников выполняется посредством импортирования электронного документа по форме, которую установил Минтруд РФ.

Положения п.118 и п.119 Правил в части внесения информации в реестр лиц, прошедших обучение по охране труда, начнут применяться с 1 марта 2023 года.

Совершенно ясно, что с началом весны у специалистов по охране труда работы станет на порядок больше. Хотя власти постоянно и заявляют о снижении административной нагрузки на предпринимателей, по факту же именно в сфере охраны труда эти тенденции просматриваются крайне слабо. Хотя одно исключение в прошлом году было, когда приказ Минтруда от 29 октября 2021 г. № 772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем" был временно приостановлен до конца 2022 года. Минтруд был уверен, что приостановка действия этого приказа способствовала снятию излишней нагрузки на российскую экономику.

 

Изменения законодательства

Новые требования к разработке инструкций по охране труда действуют с нового года

Документ: Приказ Минтруда РФ от 29 октября 2021 года №772н "Об основных требованиях к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда"

Вступил в силу: 1 января 2023 года

В России с 1 января 2022 года вновь начал действовать Приказ Минтруда РФ от 29 октября 2021 года №772н "Об основных требованиях к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда". В документе содержатся основные требования к подготовке соответствующих документов работодателем.

Ранее действие данных требований было приостановлено приказом Минтруда РФ от 17 марта 2022 года №140н с целью сокращения избыточного давления на национальную экономику в условиях внешнего санкционного давления. Фактически измененный порядок действовал всего около 2х недель с 1 марта 2022 до приостановки 17 марта 2022г.

Напомним, приказ №772н позволяет работодателям устанавливать дополнительные требования безопасности в инструкциях по охране труда в соответствии с особенностями операционной деятельности и с учетом оценки уровня профрисков. Правила и инструкции необходимо поддерживать в актуальном состоянии. Документы должны соответствовать производственным процессам конкретного предприятия.

В приказе содержится примерная структура утверждаемых работодателем Правил. Она включает общие требования, требования к ОТ работников при организации и выполнении работ, требования к оборудованию и его размещению, хранению и перевозке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов и др.

В соответствии с п.18 приказа №772н инструкции по охране труда разрабатываются для работников на основании их должности или профессии, направления производственной деятельности либо вида выполняемой работы. Они должны учитывать, в том числе, все требования безопасности, прописанные в эксплуатационной, ремонтной документации изготовителей оборудования.

Работодатель не может продолжать работу с инструкциями по охране труда, в которых не учел требований нового Приказа № 772н. Поэтому придется пересмотреть инструкции и при необходимости обновить их. Новый приказ Минтруда не регламентируют срок пересмотра инструкций, главное - они должны быть актуальными. Если правовые акты, на основе которых разработаны инструкции, утратят силу или изменятся, это станет основанием для очередного пересмотра.

Напомним также, что за нарушение государственных нормативных требований охраны труда по КоАП РФ Статья 5.27.1. предусмотрена административная ответственность.

 

С сентября 2023 года медосмотры работников можно проводить удаленно

Документ: Федеральный закон от 29.12.2022 № 629-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"

Вступит в силу: 1 сентября 2023 года

Разрешат использовать медизделия, которые дистанционно передают информацию о состоянии здоровья. Это позволит удаленно проводить медосмотры отдельных сотрудников до, после и в течение рабочего дня, смены или рейса. При этом нужно обеспечить идентификацию личности работника.

Также эти сотрудники должны 2 раза в год очно проходить исследования на наличие в организме наркотиков, психотропных веществ и их метаболитов.

Правительство установит требования:

- к проведению удаленных осмотров;

- медизделиям для передачи информации;

- медработникам;

- очным исследованиям.

Кроме того, для реализации новшества введут правила идентификации сотрудников и работы с персональными данными.

 

Утвердили изменения в Порядок обучения по охране труда

Документ: Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 № 2540 "О внесении изменений в Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда"

Вступает в силу: 1 сентября 2023 года

В Порядок обучения по охране труда № 2464 внесли два изменения:

Во-первых, внеплановое обучение работников работодатель будет проводить, если в отраслевых НПА есть такое требование. Сейчас обучение проводят по требованию Минтруда.

Во-вторых, уточнили, сколько работников с 1 сентября 2023 года надо обучить охране труда в обучающей компании. Утвердили изменение в приложение № 4 к правилам обучения по охране труда. При определении минимального числа лиц, которых направляют в специализированную обучающую организацию (ИП), работодатель не должен учитывать сотрудников на постоянной удаленке.

 

В чем суть новых правил спецоценки для ИП и микропредприятий

Документ: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.10.2022 № 699н "Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законодательством отнесены к микропредприятиям"

Вступает в силу: 1 марта 2023 года

Изменились правила проведения спецоценки условий труда для микропредприятий. Приказ № 699 содержит подробную инструкцию, определяющую новый порядок процедуры.

Принятый приказ определяет круг хозяйствующих субъектов, в отношении которых вводится обновленный порядок СОУТ - малые предприниматели (ИП и микропредприятия), у которых в качестве основного заявлены следующие направления операционной деятельности:

- финансовая деятельность;

- страхование;

- ИТ-технологии;

- создание программного обеспечения и консультирование в этой сфере;

- реклама и анализ рынка;

- право и бухгалтерский учет;

- образование;

- работа в сфере культуры (библиотеки, музеи и др.).

Всего в перечне содержится 12 наименований деятельности.

Указанные в приказе особенности спецоценки не применяются, если на микропредприятии существуют рабочие места, в отношении которых ранее проведенная процедура установила наличие вредных или опасных условий. Также их условия не распространяются на рабочие места, где работникам предоставляются гарантии и компенсации за трудовую деятельность в вредными и (или) опасными условиями труда.

Идентификация потенциально вредных или опасных рабочих мест выполняется работодателем (либо его представителем) вместе с работниками без привлечения сторонних организаций, занимающихся проведением СОУТ. Для этого работодателем учитывается специфика производственного оборудования, результаты ранее проведенных измерений опасных факторов производства, факты производственного травматизма и (или) постановку диагноза профзаболевания, а также результаты санитарно-эпидемиологического контроля, производственного контроля за условиями труда (при наличии).

При выполнении идентификации заполняется проверочный лист (его образец представлен в Приложении №1), который утверждается членами комиссии работодателя по проведению СОУТ.

Если вредные факторы не идентифицированы условия труда на рабочем месте признаются допустимыми. После этого работодатель оформляет декларацию соответствия условий труда действующим нормативным требованиям (образец декларации представлен в Приложении №2). Декларация подается в течение 30 рабочих дней с момента утверждения членами комиссии проверочного листа. Если обнаружены рабочие места с опасными или вредными факторами спецоценка выполняется в соответствии с положениями Методики с привлечением специализированных организаций.

 

Лифты возвращаются под контроль

Документ: Федеральный закон от 19.12.2022 № 548-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле"

Вступит в силу: с 1 марта 2023 года

В России принят федеральный закон от 19 декабря 2022 года №548-ФЗ, который возрождает систему государственного контроля над лифтами в зданиях.

Закон создает юридические основания для контроля за обеспечением безопасной эксплуатации и содержания лифтового оборудования. В сферу госконтроля кроме лифтов попадут инвалидные платформы, эскалаторы (кроме метрополитенов), движущиеся пешеходные дорожки.

В связи с мораторием на плановые проверки, который будет действовать и в 2023 году в отношении эксплуатантов указанных объектов будут применяться альтернативные формы контроля. К ним относятся обобщение правоприменительной практики, информирование, а также объявление предостережений.

Сейчас в стране идет масштабная кампания по замене лифтов, отработавших свой ресурс. К 2025 году нужно установить 93,6 тысяч единиц оборудования вместо тех, которые уже эксплуатируются 25 и более лет. При этом в краткосрочных региональных программах по 79 субъектам РФ прописана замена только 45,8 тысяч лифтов. Это менее 50% от необходимого объема.

Осложняет проблему тот факт, что около 41 тысячи лифтов расположены в зданиях, собирающих деньги на капитальный ремонт на спецсчетах. В большинстве случаев средств на таких счетах крайне недостаточно. При этом взять взаймы негде, а стоимость лифтов в течение последних двух лет значительно увеличилась.

При формировании федерального бюджета на период 2023-2025 годов Минстрой РФ заявил о необходимости выделения 58 млрд рублей на софинансирование работ по замене лифтов. Однако предложение ведомства не нашло понимание и было отвергнуто. Несмотря на это, в 2022 году 24 региона дали согласие на участие в софинансировании программы, выделив на эти цели в совокупности 9,45 млрд рублей. В 2021 году из федерального бюджета было направлено дополнительно 0,75 млрд рублей.

Напомним, до 1 июля 2021 года контролем за выполнением требований к эксплуатации подъемного оборудования в зданиях занимался Ростехнадзор и ряд других компетентных органов исполнительной власти. После внесения поправок эти функции исчезли из законодательства, что создавало значительные риски для жизни и здоровья граждан. До вступления в силу нового закона специалисты Ростехнадзора могут участвовать только в проверках, инициированных органами прокуратуры.

 

С сентября 2023 года отменят курсовое обучение по гражданской обороне для большинства работников

Документ: Постановление Правительства РФ от 21.01.2023 № 51 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841"

Вступит в силу: 1 сентября 2023 года

Правительство утвердило изменения в положение о подготовке по гражданской обороне.

С 1 сентября 2023 года работодатели не должны проводить курсовое обучение всех работников. Оно останется обязательным только для личного состава формирований и служб организаций.

 

Законопроекты

С 1 февраля планируют увеличить выплаты пострадавшим от несчастных случаев или профзаболеваний

Источник: проект постановления Правительства от 13.01.2023.

Правительство планирует с 1 февраля утвердить новый коэффициент индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году. По проекту он составляет 1,119. Это значит, что выплаты пострадавшим от несчастных случаев или профзаболеваний, предусмотренные законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ, увеличат на 11,9 процентов.

 

Минтруд РФ разработал поправки в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний

Источник: Проект "О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 467н"

Главное уточнение - данные мероприятия станут финансироваться за счет Социального фонда России (СФР), имеющего статус правопреемника Фонда Соцстраха, объединенного с ПФР с 1 января 2023 года.

С нового года исключается ранее существовавшая возможность оплаты за счет страховых взносов мероприятий, направленных на борьбу с COVID-19.

Уменьшится список документов, которые прилагаются к заявлению о финансовом обеспечении предупредительных мероприятий. Это связано с повышением эффективности межведомственного взаимодействия.

В СФР больше не нужно направлять копию списка мероприятий по оптимизации условий и охраны труда работников, создаваемого по результатам выполнения спецоценки условий труда. Также исключено предоставление копии копии локального нормативного акта предприятия о формировании комиссии по проведению СОУТ. Вместо копии отчета о выполнении этой процедуры достаточно направить его идентификационный номер.

Предполагается изменить перечень категорий сотрудников, которые могут проходить обучение по ОТ за счет бюджета СФР. К таким работникам относятся лица, отнесенные к специалистам, руководители и заместители руководителей организаций и их филиалов, главы структурных подразделений и их заместители, выполняющие функции по охране труда. На учебу за счет СФР можно направлять специалистов по ОТ и лиц рабочих профессий.

С 1 июля 2022 года Минтруд расширил перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, финансируемых за счет страховых взносов. К ним стала относиться бесплатная выдача молока, приобретение приборов, оборудования для безопасного проведения горных работ.

Напомним, государство стимулирует предпринимателей заниматься охраной труда посредством компенсации части издержек на эти цели. Преференция распространяется на предприятия и ИП, страхующих свой персонал и не использующих АУСН. К числу предупредительных мер относятся медицинские осмотры (предрейсовые, обязательные, периодические, предсменные), приобретение аптечек для оказания первой помощи, проведение СОУТ, направление работников на санаторно-курортное лечение предпенсионеров и лиц, на рабочих местах которых были выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы.

Чтобы получить компенсацию на новый год нужно до 1 августа текущего года подать в СФР заявление с пакетом документов для согласования Плана финансового обеспечения предупредительных мер.

После его одобрения страхователь финансирует мероприятия за свой счет, а в конце года направляет отчет в СФР с подтверждением понесенных издержек. Если возникла необходимость изменить количество мер и их финансовое обеспечение, то потребуется согласование с фондом в соответствии с п.13 и п.14 Правил.

На основании заявления и подтверждающих документов СФР компенсирует страхователю фактические расходы по ранее утвержденному Плану мер посредством перевода средств на расчетный счет. Согласно общему правилу, работодатель получает деньги до конца текущего года.

Прямая компенсация издержек на ОТ путем перевода денежных средств введена в 2021 году после приобретения силы Приказом Минтруда от 14 июля 2021 года №467н. Ранее работодатели имели право сокращать размер страховых взносов на травматизм на заранее согласованную сумму.

 

Правительство предлагает узаконить новые штрафы для инспекторов

Источник: законопроект Правительства РФ №260063 "О внесении изменений в статью 19.6-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Невыполнение обязанностей грозит контролирующим лицам и учреждениям, занимающимся государственным, административным контролем, административной ответственностью. Такие меры содержит подготовленный Правительством РФ законопроект №260063, предусматривающий внесение изменений в ст. 19.6 КоАП РФ.

Как утверждается в пояснительной записке, ст.90 №248-ФЗ обязывает контролирующее лицо после выявления нарушений и оформления соответствующего акта выдавать предписание об устранении фактов нарушения обязательных требований с утверждением разумных сроков. Одновременно оно должно принять меры по обеспечению контроля за выполнением предписания.

Бездействие контролирующих лиц может приводить к негативным последствиям, особенно если это связано с нарушениями в сфере охраны труда. Данный законопроект направлен на обеспечение неукоснительного соблюдения указанных законодательных требований посредством установления административной ответственности.

В случае принятия закона составом правонарушения будет считаться выявление должностными лицами контролирующих органов нарушений, но не вынесение предписаний для их устранения либо вынесение предписания при отсутствии контроля за его исполнением. За такое правонарушение им грозит штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей.

При повторном правонарушении наказание ужесточается. Штраф составит уже от 5 до 15 тысяч рублей. Также предусмотрена дисквалификация на срок от 6 до 12 месяцев. Компетенция вынесения мер административной ответственности возложена на прокуроров и судей.

Подобные меры ответственности предполагается использовать в ситуациях, когда действия контролеров не попадают под статью Уголовного кодекса РФ.

Законопроект №260063 - очередной шаг в ужесточении наказания должностных лиц контролирующих органов. Мы недавно писали о введении ответственности за проведение контрольно-надзорного мероприятия при отсутствии правовых оснований для такой проверки или невнесении ее в ежегодный план таких мероприятий, нарушении установленных сроков, отсутствии согласования с прокуратурой и привлечении неаккредитованных ИП или юридических лиц. Штраф за такое правонарушение составит от 3 до 5 тысяч рублей. При повторном нарушении придется заплатить от 5 до 10 тысяч рублей.

Невнесение должностным лицом информации о профилактическом или контрольном мероприятии в единый реестр, несоблюдение сроков либо размещение недостоверных сведений 2 и более раза за календарный год наказывается административным штрафом в размере от 1 до 3 тысячи рублей.

 

Дистанционные проверки через мобильное приложение-реальность 2023 года

В соответствии с поручением вице-премьера, руководителя аппарата Правительства Дмитрия Григоренко, Минэкономразвития РФ запустило базовую версию мобильного приложения под названием "Инспектор". Оно поможет проводить контрольно-надзорные мероприятия в дистанционном режиме. Разработчиком "Инспектора" выступило Минцифры РФ. Приложение создано на базе ГИС "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности". Об этом сообщил руководитель департамента госполитики в сфере лицензирования, КНД, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития РФ Александр Вдовин.

Основная функция нового приложения - создание условий для проверок в дистанционном формате. Оно помогает автоматизировать деятельность контрольно-надзорных и лицензирующих органов, одновременно сокращая нагрузку на государственные органы и предпринимателей. При этом разработчики рассчитывают на повышение эффективности и качества проверочных мероприятий.

Пользуясь приложением можно выполнить проверку с помощью видеоконференцсвязи (ВКС), отслеживать процесс посредством чек-листа, задавать маршрут проверки. Все чек-листы стандартизированы под формат и цели предстоящего контрольного мероприятия.

"Инспектор" может блокировать подмену геолокации, сохраняет полученные в ходе мероприятия материалы (фотографии, видео, аудиозаписи). Инспектора могут зафиксировать результаты проверки электронной подписью, доступен просмотр истории предыдущих проверок. Результаты проверочных мероприятий сопоставимы по юридической значимости с документами на бумажном носителе.

На сегодняшний день с помощью приложения уже проведено свыше 100 дистанционных проверок. Есть понимание востребованности такого продукта со стороны государства и российского бизнеса.

Как пояснил Александр Вдовин, пользователи могут авторизоваться в приложении с помощью портала Госуслуги (ЕСИАА). Это позволит получить мгновенный доступ к профилю. После назначения дистанционной проверки контролируемый субъект получит соответствующее сообщение с указанием даты, времени мероприятия. Также будет дана небольшая инструкция по подключению к ВКС на едином портале. По итогам проверки формируется отчет, заверенный электронной подписью с помощью приложения "Госключ".

Пилотный проект отработки возможностей "Инспектора" стартовал в октябре 2022 года. Тестированием продукта занимались представители нескольких контролирующих ведомств - Росздравнадзора, Росаккредитации, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования, Россельхознадзора. Также в пилоте были задействованы чиновники региональных органов исполнительной власти из Калужской, Кировской области и республики Тыва.

 

Разъяснения официальных ведомств

Обучение по охране труда исключительно в дистанционном формате невозможно

Источник: Письмо Минтруда №15-2/ООГ-3215 от 15 декабря 2022 года по вопросу об использовании дистанционных технологий при обучении охраны труда.

Положения ст. 214 Трудового кодекса РФ обязывают работодателей провести обучение по охране труда для своих сотрудников. С 1 сентября 2022 года в России действует Постановление Правительства РФ от 24 декабря №2464, утвердившее обновленные Правила обучения по охране труда и проверки знаний требований ОТ. Они регламентируют обязательное обучение всех сотрудников, заключивших трудовой договор.

Обучение выполняется в соответствии с содержанием программ, включающих сведения о темах (с количеством часов, отведенных на их изучение), практических занятиях, формах образовательной деятельности, формах проверки полученных знаний. Пункт 46 Правил устанавливает категории работников, подлежащих обучению по ОТ с применением соответствующих программ.

При этом программы, прописанные в пп. "б" и "в" должны обязательно включать практические занятия. К ним относятся программы обучения безопасным методам и приемам работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, которые были выявлены во время проведения спецоценки условий труда и оценки профессиональных рисков. Также в эту категорию включены программы обучения безопасным методам и приемам работ повышенной опасности, по отношению к которым выдвигаются дополнительные требования в соответствии с положениями НПА, содержащими государственные нормативные требование ОТ.

Объем практических занятий должен составлять не менее 25% от совокупного количества учебных часов, отведенных на изучение программы. Для их проведения необходимо привлекать наглядные пособия и специальные технические обучающие средства.

Необходимость практики предусматривается и рядом других положений Правил. Так, половина времени должно быть выделено под практические занятия при обучении приемам оказания первой помощи. Обучение порядку использования средств индивидуальной защиты предполагает формирование практических навыков. Они развиваются в ходе практических занятий в объеме не менее половины времени, отведенного на изучение программы. При этом здесь также необходимо использовать технические средства.

Пункт 66 Правил допускает проведение обучения сотрудников требованиям охраны труда в дистанционном формате и администрирование этого процесса на основе применения компьютеров и сети интернет. Однако использовать только этот формат обучения не представляется возможным, так как существует требование организации практических занятий. Чтобы не нарушать действующие правила в дистанционном режиме можно проводить исключительно теоретические занятия. Для изучения теории можно проводить вебинары, интернет-конференции и др.

Невозможность переноса практики в дистанционный формат объясняется специфическими требованиями к проведению таких занятий. Например, программы обучения использованию средств индивидуальной защиты и оказанию первой помощи пострадавшим требуют организации работы на тренажерах для формирования мыслительной памяти и закрепления тактильных навыков.

Для программ, связанным с обучением безопасным методам и приемам работ во вредных производственных условиях необходимы тренажеры, разработанные на основе технологий дополненной реальности и профильных программных комплексов.

 

О Правилах обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда

Источник: Письмо Минтруда РФ от 15.12.2022 № 15-2/ООГ-3216

В письме затронуты вопросы о возможности соединения программ обучения А, Б, В в единую программу обучения (п.46 Постановление Правительства РФ от 24.12. 2021 г. № 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда").

Текст письма:

"Рассмотрев подробно вопрос, в Минтруде пришли к выводу, что объединение программ, указанных в пункте 46 Правил, в одну программу Правилами обучения не предусмотрено.

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда", утверждены Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (далее – Правила).

Согласно пункту 46 Правил обучение требованиям охраны труда в зависимости от категории работников проводится:

а) по программе обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда продолжительностью не менее 16 часов;

б) по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, продолжительностью не менее 16 часов;

в) по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда.

Пунктом 47 Правил определено, что если работник подлежит обучению требованиям охраны труда по нескольким программам обучения требованиям охраны труда общая продолжительность обучения требованиям охраны труда суммируется. 2 В случае если работнику установлено обучение по охране труда по трем программам обучения требованиям охраны труда, общая минимальная продолжительность обучения по программам обучения требованиям охраны труда может быть снижена, но не менее чем до 40 часов. Сверх объема часов, затрачиваемых на обучение по программам обучения требованиям охраны труда, предусматриваются часы на обучение по оказанию первой помощи пострадавшим и обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты в случае организации отдельного самостоятельного процесса обучения по указанным темам в соответствии с настоящими Правилами.

Учитывая изложенное, в соответствии с Правилами предусмотрено, что в случае если работнику установлено обучение по охране труда по трем программам обучения требованиям охраны труда, общая минимальная продолжительность обучения по программам обучения требованиям охраны труда может быть снижена, но не менее чем до 40 часов.

При этом объединение программ, указанных в пункте 46 Правил, в одну программу Правилами не предусмотрено. Одновременно информируем, что ответ на Ваше письмо не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер и является мнением Департамента условий и охраны труда на отдельный заданный вопрос."

 

Судебная практика

Суд признал право работодателя снизить уровень гарантий при улучшении условий труда

Источник: Определение Восьмого КСОЮ от 6 октября 2022 г. по делу № 8Г-18573/2022

Кассационный суд поддержал работодателя, который отменил дополнительный отпуск сотрудникам-"вредникам".

Прокуратура сочла это нарушением, но ей отказали в удовлетворении иска. Дело будет пересмотрено.

Дополнительный отпуск был введен в компании несколько лет назад, когда в ходе аттестации были выявлены вредные производственные факторы и установлены итоговые классы условий труда по степени вредности и (или) опасности. Однако позднее по результатам СОУТ было зафиксировано улучшение условий труда и скорректированы классы вредности. Поскольку сами работники не оспаривали в надлежащем порядке итоги СОУТ, действия работодателя правомерны. Для того чтобы оспорить СОУТ, нужна экспертиза, а ее не было (Определение Восьмого КСОЮ от 6 октября 2022 г. по делу № 8Г-18573/2022).

 

Спецоценка к лечебно-профилактическому питанию отношения не имеет

Источник: Определение СК по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 октября 2022 г. по делу № 8Г-22957_2022[88-23821_2022]

Группа истцов обратилась в суд за защитой своих прав по ряду оснований, в том числе по поводу непредоставления лечебно-профилактического питания и дополнительного отпуска. В качестве ответчика выступало ООО РедуТ. Суды первых двух инстанций (Балаковский райсуд Саратовской области и судебная коллегия по гражданским делам Саратовского облсуда) не согласились с доводами истцов, что вынудило их обратиться с кассационной жалобой.

В качестве доводов они утверждали, что трудятся во вредных условиях не ниже 3,1 подкласса. Это дает им право на получение лечебно-профилактического питания и дополнительного оплачиваемого отпуска. Кроме того, были оспорены выводы СОУТ о классе опасности.

Ранее проведенная спецоценка условий труда не выявила взаимодействие истцов с указанными ими в заявлении вредными компонентами. Суды первых инстанций не усмотрели нарушений процедуры спецоценки условий труда и выводы экспертов были названы обоснованными. Для оценки качества выполнения СОУТ учтено заключение государственной экспертизы условий труда, на основании которого сделан вывод о правильности определения класса условий труда.

В итоге было установлено, что лечебно-профилактическое питание положено только сотрудникам, которые включены в особый перечень. Его назначение не зависит от результатов проведения спецоценки условий труда. Также СУОТ не может отменить назначение лечебно-профилактического питания. При этом все льготы и гарантии, которые положены по результатам СОУТ ответчик предоставлял истцам в полном объеме.

На основании определенного по результатам СОУТ класса условий труда на рабочих местах истцов им не полагается и ежегодный дополнительный отпуск. Обратное истцы доказать не сумели.

 

Вопрос-ответ

Можно ли мы провести оценку профрисков, если не проводилась специальная оценка условий труда?

Оценка профессиональных рисков проводится независимо от специальной оценки условий труда. Работодатель вправе использовать результаты СОУТ, чтобы идентифицировать опасности на рабочем месте, но это необязательно. Можно использовать любую информацию в организации, которая поможет идентифицировать опасности. Например, перечень опасностей, который указан в приложении 1 к примерному положению СУОТ, или техническую документацию на оборудование, где указаны потенциальные риски при работе с ним.

 

В чем разница между актом по форме № 5 и актом по форме № 6 при расследовании НС со смертельным исходом?

Выбор акта зависит от того, есть ли заключение о смерти пострадавшего.

Форму 6 "Акт о расследовании обстоятельств происшествия, предполагающего гибель работника в результате несчастного случая" используют, когда нет официального заключения судмедэксперта о том, что работник погиб. Это возможно в ситуациях, когда работодатель предполагает, что работник умер в результате, например, аварии, но самого пострадавшего не нашли. Форму 5 "Акт о расследовании группового несчастного случая (легкого несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом)" используют в случае, если есть заключение о смерти пострадавшего. Это указано в пункте 18 Положения об особенностях расследования несчастных случаев, утвержденного приказом Минтруда от 20.04.2022 № 223н.

 

Если инструкции по охране труда разработали и ввели в действие 1 марта 2022 года на основании приказа Минтруда от 29.10.2021 № 772н, нужно ли их заново пересматривать и утверждать к 1 января 2023 года?

Нет, не нужно. Если инструкции по охране труда пересмотрели к 1 марта 2022 года на основании приказа Минтруда от 29.10.2021 № 772н, то продолжайте работать по ним. Это не запрещено, так как их содержание не противоречит законодательству.

Убедитесь, что инструкции не содержат ссылки на старые нормативные акты и требования из этих НПА, например Порядка обучения № 1/29. В противном случае внесите изменения в инструкции, чтобы их содержание было актуальным.

 

Нужна ли аккредитация или лицензия для обучения оказанию первой помощи работников внутри организации?

Нет, если обучаете только своих работников. Работодателю не нужны лицензия или аккредитация для обучения охране труда внутри организации, в том числе обучения оказанию первой помощи. Требования к лицензии и аккредитации для обучения охране труда распространяются только на учебные центры и ИП, которые оказывают услуги в области охраны труда (п. 2 Правил обучения № 2464; постановление Правительства от 16.12.2021 № 2334).

Требования к работодателю, который обучает своих работников, указаны в пункте 96 Правил обучения № 2464. Он должен иметь:

- учебный класс, оборудование и технические средства обучения;

- программы обучения охране труда и учебные материалы для каждой программы;

- не менее двух лиц, которые проводят обучение охране труда, в штате или по договору ГПХ;

- комиссию по проверке знания требований охраны труда.

 

Работник при передвижении по территории предприятия, благодаря дуновению ветра и пыли, получает соринку в глаз. Обращается в медпункт. Медик, дабы подстраховаться отправляет работника к окулисту. Окулист удаляет соринку и утверждает, что целостность глаза и "прилегающей территории" не повреждена. Работник возвращается на рабочее место. Как узнать является ли вышеупомянутое попадание соринки в глаз микротравмой и необходимо ли её расследовать?

Да, является, поскольку не повлекло нетрудоспособности работника. Расследовать данное событие как несчастный случай не нужно.

Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; отравление; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными, в том числе насекомыми и паукообразными; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших (ст. 227 ТК РФ).

Для целей ТК РФ под микроповреждениями (микротравмами) понимаются ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, указанными в части второй статьи 227 ТК РФ, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, не повлекшие расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности (далее - микроповреждения (микротравмы) работников).

В целях предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний работодатель самостоятельно осуществляет учет и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников.

Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю (его представителю) (ст. 227 ТК РФ).

Услуги Правовой защиты

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.