С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства
Охрана труда не терпит невнимательного отношения к себе,
поскольку она напрямую связана со здоровьем людей.
8(800)707-99-00 Бесплатный звонок по России
Заказать звонок

Обзор для специалиста по охране труда за период с 12.02.2022г. по 15.03.2023г.

В личный кабинет работодателя по охране труда уже можно вносить сведения об обученных сотрудниках

Напоминаем, что с 1 марта 2023 года для проведения обучения по охране труда внутри предприятия или организации понадобится обязательная регистрация работодателя в специальном реестре с последующей передачей информации обо всех обученных сотрудниках. Для этого работодателю нужно пройти регистрацию в личном кабинете.

Сервис расположен по адресу https://lkot.mintrud.gov.ru/. Доступ в личный кабинет выполняется через ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации). На странице дается подробная инструкция по трехэтапной регистрации.

Сейчас в сервис работодателя ЛКОТ https://lkot.mintrud.gov.ru уже добавлен раздел, посвященный обучению по охране труда. Там же размещена Инструкция по работе с этим разделом (прилагается к информационной рассылке).

В реестр юридических лиц и ИП, занимающихся самостоятельным обучением своих сотрудников, необходимо внести информацию об организации и отправить уведомление в Минтруд РФ. Направленные уведомления будут рассмотрены специалистами Минтруда. В случае принятия положительного решения у пользователя отобразится один из двух статусов: "Принято, ожидает внесения в реестр" или "Внесено в реестр". Это означает, что запись о работодателе внесена в соответствующий реестр. Однако, если будет принято отрицательное решение, то в ЛКОТ отобразится статус "Отклонено".

В инструкции также помещены указания по внесению работодателями сведений в Реестр обученных сотрудников по вопросам охраны труда.

Следует учесть, что сначала нужно оформить протокол проверки знаний и присвоить ему номер. Затем следует передать сведения в реестр обученных сотрудников и установить регистрационный номер записи о прохождении проверки знаний требований ОТ в реестре обученных лиц. Полученный регистрационный номер вносится в протокол проверки знаний и на завершающем этапе члены комиссии и обученные работники подписывают протокол (пункт 13 Письма Минтруда от 22.09.2022 года №15-2/ООГ-2333 "Об отдельных вопросах, связанных с обучением работников по охране труда и проверкой знания требований охраны труда").

 

Изменения в законодательстве

Роструд обновил свое Руководство по соблюдению обязательных требований

Документ: Приказ Роструда от 11.11.2022 № 253 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований трудового законодательства"

Роструд обновил Руководство по соблюдению обязательных требований трудового законодательства. Прежний приказ ведомства от 13 мая 2022 года №123 признан утратившим силу. Новое руководство вдвое (!) превосходит предыдущий документ по объему и составляет 600 страниц.

Обновленное Руководство включает разъяснения Роструда по десяткам вопросов трудового законодательства.

Один из разделов документа посвящен организации проведения инструктажей по охране труда. Роструд разъясняет, что обязанность обучения по ОТ, связанная с формированием знаний, умений, навыков, возложена на работодателей. Предусмотрено несколько видов инструктажей - вводный, на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый) и целевой. Их формы и методы вправе устанавливать работодатель. На микропредприятиях допускается проведение обучения по вопросам ОТ, оказанию первой помощи, применению СИЗ только в процессе инструктирования сотрудников на рабочем месте.

 

Начинается пилотный проект по профилактике профзаболеваний

Документ: Постановление Правительства от 01.02.2023 № 134 "О реализации пилотного проекта по проведению профилактики профессиональных заболеваний работников в отдельных видах экономической деятельности"

Вступил в силу: 01 марта 2023 года

Цели проекта: предупреждать профессиональные заболевания, ускорить процесс выявления воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, оценить эффективность профилактики профзаболеваний.

Медорганизация на основе медицинских осмотров и сведений о состоянии здоровья определяет, нуждается ли работник в профилактике профзаболевания по профилям: неврология, терапия, пульмонология, лор-заболевания, профпатология, и сообщает работодателю о своем решении в течение пяти рабочих дней.

Работодатели утверждают списки работников, которым рекомендована профилактика, и до 15.04.2023 передают эти списки в территориальные органы СФР. СФР передает работодателю перечень реабилитационных центров, и работодатель заключает договоры с подходящими центрами.

Реабилитационный центр разрабатывает индивидуальные планы профилактики, продолжительность которой 18 календарных дней.

До 01.07.2023 работодатель предоставляет в СФР документы: копии документов медорганизации, список работников, копии договоров с реабилитационным центром, согласия работников на передачу персональных данных. В течение 10 рабочих дней СФР примет решение о финансировании расходов работодателя на профилактические мероприятия.

СФР может возместить расходы работодателя:

Период реализации проекта с 1 марта по 31 декабря 2023 года.

 

Эвакуация при чрезвычайных ситуациях

Документ: Постановление Правительства РФ от 19.09.2022 № 1654 "Об утверждении Правил проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

Вступил в силу: 1 марта 2023 года

Установили правила эвакуации граждан при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера или угрозе их возникновения.

Определили, какие действия предпринимают работодатели на своей территории. Среди прочего нужно оповестить людей об эвакуации, вывести или перевезти их в безопасное место.

 

С сентября 2023 года медосмотры работников можно проводить удаленно

Документ: Федеральный закон от 29.12.2022 № 629-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"

Вступит в силу: 1 сентября 2023 года

Разрешат использовать медизделия, которые дистанционно передают информацию о состоянии здоровья. Это позволит удаленно проводить медосмотры отдельных сотрудников до, после и в течение рабочего дня, смены или рейса. При этом нужно обеспечить идентификацию личности работника.

Также эти сотрудники должны 2 раза в год очно проходить исследования на наличие в организме наркотиков, психотропных веществ и их метаболитов.

Правительство установит требования:

- к проведению удаленных осмотров;

- медизделиям для передачи информации;

- медработникам;

- очным исследованиям.

Кроме того, для реализации новшества введут правила идентификации сотрудников и работы с персональными данными.

 

Законопроекты

Планируется удвоить количество индикаторов риска нарушения обязательных требований трудового законодательства

Источник: проект Минтруда №10203-2300136440 о новых показателях риска при надзоре трудового права

Минтруд РФ подготовил проект приказа, вносящий изменения в Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при выполнении федерального государственного контроля (надзора) за исполнением норм трудового законодательства. Индикаторы риска выступают основанием для проведения внеплановой проверки контрольно-надзорным органом деятельности работодателя.

Первое изменение связано с таким индикатором риска как принятие судебной инстанцией заявления о признании банкротом работодателя. Ранее для этого учитывалась среднестатистическое количество работников - 50 и более человек (включая совместителей). Минтруд РФ в новой редакции предлагает использовать среднесписочное количество сотрудников.

Также предлагается расширить Перечень за счет внесения в него новых индикаторов риска. Первый - количество несчастных случаев с легкими последствиями увеличилось относительно предыдущего года на 20% и больше. При числе зафиксированных несчастных случаев с легкими последствиями для здоровья в настоящем году не менее двух.

Второй индикатор. Работодатель не внес информацию в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки условий труда о результатах СОУТ. Идентификатор относится к предприятиям или индивидуальным предпринимателям, сведения о которых были внесены в ЕГРЮЛ/ЕГРИП свыше года назад. Предприятие или ИП должны иметь статус страхователя в ПФР, Фонде соцстраха и направлять в них сведения о 50 и более застрахованных работниках. При этом данные о результатах спецоценки условий труда таких субъектов получены не менее пяти лет назад.

Напомним, что ранее Приказом Минтруда РФ от 30 ноября 2021 года №838н были утверждены только два индикатора риска, связанных с несоблюдением обязательных требований в сфере трудового законодательства. Настоящий проект увеличивает общее количество индикаторов риска до 4.

При этом ранее разработанный проект, о котором мы писали ранее, включал куда больше индикаторов - 22. Среди так и оставшихся не утвержденными значатся такие индикаторы риска, как увеличение числа групповых несчастных случаев относительно минувшего года, рост числа несчастных случаев с тяжелыми последствиями по сравнению с предшествующим годом, увольнение на протяжении последних двух месяцев не менее 15% сотрудников или несоответствие количества сотрудников фактически выполняемой ими работе.

Индикаторы риска выявляются Рострудом и его территориальными подразделениями на основе анализа информации, полученной с соблюдением законодательства из любых достоверных источников. К ним относятся обращения контролируемых субъектов, информационные системы, сведения от органов государственной, муниципальной власти, СМИ, профсоюзных организаций, правоохранительных органов, судебных инстанций, из различных форм отчетности.

Разработчики Реестра заявляли, что все предложения по улучшению внесенных в список индикаторов станут внимательно рассматриваться, а недостающие идентификаторы риска будут внесены в реестр.

Новый проект приказа Минтруда РФ находится на стадии общественного обсуждения до 17 марта 2023 года.

 

За смерть сотрудника от производственной травмы будут платить не один, а два миллиона рублей

Сейчас родственникам погибшего работника платят единовременную страховую выплату 1 млн рублей. Эту сумму удвоят. Ко второму чтению готов законопроект с поправками в закон № 125-ФЗ о соцстраховании от несчастных случаев.

Речь идет о смерти в результате травмы на производстве. Вместо 1 млн рублей будут платить 2 млн рублей.

Что касается утраты профессиональной трудоспособности из-за несчастного случая на производстве, то единовременная выплата остается прежней. С 1 февраля 2023 года ее максимальный размер составляет 131 731,99 руб.

 

Трудовой кодекс снова изменят в интересах охраны труда

Минтруд РФ вынес на общественное обсуждение законопроект 02/04/01-23/00135026, вносящий изменения в ст.213 и ряд статей гл.36.1 Трудового кодекса. Изменения касаются вопросов государственной экспертизы условий труда и несчастных случаев на производстве.

Ст.213 ТК РФ дополнена положением о бесплатном проведении госэкспертизы труда, кроме случаев, установленных федеральным законодательством.

Как оказалось на текущий момент недостаточная квалификация и высокая загруженность сотрудников органов государственной экспертизы условий труда в промышленно развитых субъектах нашей страны негативно сказывается на качестве их работы и вынуждает заявителей дополнительно обращаться в Минтруд России, Роструд и судебные органы, что приводит к дополнительным издержкам как со стороны заявителей, так и органов государственной власти.

В связи с этим региональные органы исполнительной власти в сфере ОТ получат право самостоятельно формировать структуру и численность подразделений, занимающихся такой госэкспертизой. Кроме того, лиц, занимающихся государственной экспертизой условий труда, хотят обязать проходить обучение и повышать квалификацию в порядке, регламентированном ст. 219 ТК РФ.

Изменения в ТК РФ также направлены на внедрение цифровых технологий в сфере охраны труда посредством организации на базе ФГИС СОУТ электронных кабинетов охраны труда для работодателей, куда они без дополнительных затрат смогут получить доступ через ЕСИА и вносить все сведения, характеризующие состояние условий и охраны труда.

Трудовой кодекс пополнится статьей 214.3. "Личный кабинет по охране труда работодателя". Личный кабинет по охране труда работодателя используется работодателями в целях сбора и передачи в уполномоченные федеральные органы и внебюджетный фонд и хранения документов (информации) о состоянии условий и охраны труда в электронной форме, подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Изменения в Трудовой кодекс также предполагают поправки в порядок расследования несчастных случаев. Так, к лицам, принимающим участие в производственной деятельности работодателя, станут относиться обучающиеся, проходящие практическую подготовку (ранее - производственная практика).

В ст.228.1 появится новая часть, возлагающая компетенции по определению схемы установления степени тяжести повреждения здоровья при несчастном случае на производстве на федеральные органы исполнительной власти, которые занимаются регулированием в сфере здравоохранения.

Согласно предлагаемым поправкам, о фактах острого заболевания (отравления) работников, включая повлекшие летальный исход, связанных с воздействием вредных (опасных) производственных факторов работодателям необходимо будет сообщать в течение суток в соответствующее медучреждение и территориальный орган, уполномоченный на проведение санитарно-эпидемиологического контроля.

В перечень материалов по расследованию несчастного случая (ст.229.2 ТК РФ) добавляется медицинское заключение о причине смерти пострадавшего и о его вероятном нахождении в момент несчастного случая в состоянии наркотического, алкогольного или другого токсического опьянения, которое предоставлено на основании запроса работодателя либо его уполномоченного представителя.

В ст.229.2 ТК РФ предлагается включить ч.9 с трактовкой понятия грубая неосторожность. Под ней понимаются действия застрахованного лица, которые приводят к появлению либо увеличению размера вреда, причиненного его здоровью. Сюда же относятся факты объективно подтвержденного токсического опьянения.

Разработка учетных форм медицинского заключения о характере повреждений здоровья из-за несчастного случая и степени их тяжести возлагается на органы здравоохранения и регулирования в сфере труда.

В законопроекте заявлено о новом изложении ч.1 ст.229.3 ТК РФ. При обнаружении несчастного случая, о котором работодатель не уведомил Госинспекцию труда или страховщика в законодательно установленные сроки госинспектор труда расследует данный факт самостоятельно вне зависимости от срока давности несчастного случая. Расследование сокрытого несчастного случая (ранее о сокрытом не упоминалось) и дополнительное расследование выполняется на основании требований Гл.36.1 ТК РФ.

По новым правилам дополнительное расследование будет проводиться не только с привлечением профсоюзного инспектора труда, представительного органа страховщика, но и с участием представителей контролирующего органа, выполняющего надзор в данной сфере деятельности. Основанием привлечения нового участника расследования выступает наступление факта травматизма на подконтрольном ему объекте при обстоятельствах, которые повлияли на установленную сферу деятельности. Заключение по итогам расследования несчастного случая будет составляться по установленной форме.

Согласно предложенным изменениям в ст.230.1 ТК РФ работодателей обяжут сообщать о последствиях несчастного случая не только по завершении периода временной нетрудоспособности, но и по несчастным случаям, приведшим к летальному исходу. Также в этой статье появится новая часть, наделяющая правом установления учетной формы справки о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая и рекомендации по ее оформлению соответствующие органы здравоохранения и регулирования сферы труда.

В случае принятия рассмотренный выше проект закона приобретет юридическую силу 1 сентября 2024 года.

 

Дистанционные медосмотры работников: разработали правила их проведения

Источник: Проект Постановления Правительства РФ "Об установлении особенностей проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья" (подготовлен Минздравом России, ID проекта 02/07/03-23/00136377)

Предлагают установить особенности дистанционных медосмотров работников до, после и во время рабочего дня (смены). Возможность проводить такие осмотры появится с 1 сентября 2023 года. Публичное обсуждение проекта завершится 29 марта. Для медосмотров будут использовать цифровые медизделия. Они автоматически передадут контрольные показатели в информсистему медорганизации. ПО в составе медизделия должно быть в единых реестрах российских и Евразийских программ. Работник пройдет идентификацию в информсистеме медорганизации, а работодатель проконтролирует это при первичной авторизации.

Специалист, который будет проводить осмотры, должен пройти специальную профподготовку (не менее 36 часов) и идентификацию в федеральном регистре фарм- и медработников.

Решение по результатам осмотра медработник примет сам, ему понадобится усиленная квалифицированная ЭП. Результаты передадут работодателю (для подготовки путевых листов) и внесут в медкарту работника. Клиника будет хранить результаты 30 дней.

Напомним: работник, который проходит осмотры дистанционно, не менее 2 раз в год будет очно сдавать химико-токсикологические анализы на наркотики, психотропные вещества и их метаболиты.

 

Разъяснения официальных ведомств

Работодатель не может обязать работников сообщать о социально значимых и опасных заболеваниях

Источник: Письмо Роструда от 16.01.2023 № ПГ/32857-6

Состояние здоровья - это специальная категория персональных данных, обрабатывать которые можно в исключительных случаях, ст. 3, 10 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ о персональных данных.

Работодатель имеет право запрашивать только те сведения о состоянии здоровья работника, которые необходимы для решения вопроса о возможности выполнения трудовой функции, абз. 7 ст. 88 ТК.

Работодатель не имеет права установить в локальном акте обязанность работников сообщать о наличии у него социально значимого или опасного заболевания. К социально значимым заболеваниям относятся, например, туберкулез, гепатиты В и С, ВИЧ, психические расстройства. Заболевания, представляющие опасность для окружающих, - это ВИЧ, коронавирус, туберкулез, малярия, педикулез, гепатиты B и С (Постановление Правительства от 01.12.2004 № 715).

 

Обучение по охране труда исключительно в дистанционном формате невозможно

Источник: Письмо Минтруда №15-2/ООГ-3215 от 15 декабря 2022 года по вопросу об использовании дистанционных технологий при обучении охраны труда.

Положения ст. 214 Трудового кодекса РФ обязывают работодателей провести обучение по охране труда для своих сотрудников. С 1 сентября 2022 года в России действует Постановление Правительства РФ от 24 декабря №2464, утвердившее обновленные Правила обучения по охране труда и проверки знаний требований ОТ. Они регламентируют обязательное обучение всех сотрудников, заключивших трудовой договор.

Обучение выполняется в соответствии с содержанием программ, включающих сведения о темах (с количеством часов, отведенных на их изучение), практических занятиях, формах образовательной деятельности, формах проверки полученных знаний. Пункт 46 Правил устанавливает категории работников, подлежащих обучению по ОТ с применением соответствующих программ.

При этом программы, прописанные в пп. "б" и "в" должны обязательно включать практические занятия. К ним относятся программы обучения безопасным методам и приемам работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, которые были выявлены во время проведения спецоценки условий труда и оценки профессиональных рисков. Также в эту категорию включены программы обучения безопасным методам и приемам работ повышенной опасности, по отношению к которым выдвигаются дополнительные требования в соответствии с положениями НПА, содержащими государственные нормативные требование ОТ.

Объем практических занятий должен составлять не менее 25% от совокупного количества учебных часов, отведенных на изучение программы. Для их проведения необходимо привлекать наглядные пособия и специальные технические обучающие средства.

Необходимость практики предусматривается и рядом других положений Правил. Так, половина времени должно быть выделено под практические занятия при обучении приемам оказания первой помощи. Обучение порядку использования средств индивидуальной защиты предполагает формирование практических навыков. Они развиваются в ходе практических занятий в объеме не менее половины времени, отведенного на изучение программы. При этом здесь также необходимо использовать технические средства.

Пункт 66 Правил допускает проведение обучения сотрудников требованиям охраны труда в дистанционном формате и администрирование этого процесса на основе применения компьютеров и сети интернет. Однако использовать только этот формат обучения не представляется возможным, так как существует требование организации практических занятий. Чтобы не нарушать действующие правила в дистанционном режиме можно проводить исключительно теоретические занятия. Для изучения теории можно проводить вебинары, интернет-конференции и др.

Невозможность переноса практики в дистанционный формат объясняется специфическими требованиями к проведению таких занятий. Например, программы обучения использованию средств индивидуальной защиты и оказанию первой помощи пострадавшим требуют организации работы на тренажерах для формирования мыслительной памяти и закрепления тактильных навыков.

Для программ, связанным с обучением безопасным методам и приемам работ во вредных производственных условиях необходимы тренажеры, разработанные на основе технологий дополненной реальности и профильных программных комплексов.

 

Психиатрическое освидетельствование: Минздрав разъяснил спорные вопросы по новому порядку

1. О периодичности психиатрического освидетельствования

Раньше периодичность психиатрического освидетельствования была раз в пять лет, в новом порядке ее не указали. Но если больше не нужно отправлять на периодические освидетельствования, как выявлять отклонения здоровья, которые могут возникнуть?

Мнение Минздрава. Необходимость в ПО теперь будут выявлять в ходе обязательных периодических медосмотров, письмо Минздрава от 17.08.2022 № 30-0/3090720-16952. Если во время такого медосмотра у психиатра возникли подозрения на психиатрическое расстройство у работника, его нужно отправить на ПО, п. 41 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утв. приказом Минздрава от 28.01.2021 № 29н. Речь идет о тех работниках, которые выполняют виды деятельности из перечня, утв. приложением 2 к приказу Минздрава от 20.05.2022 № 342н (далее - Перечень № 342н).

Если возникнут подозрения при медосмотре, медкомиссия по его результатам укажет в заключении основания для ПО. Один экземпляр заключения получит работник, другой - работодатель пп. 16, 34 Порядка № 29н. Так он узнает о необходимости направить работника на ПО.

Оформить и выдать работнику направление на ПО - обязанность работодателя. В направлении нужно указать сведения из заключения медкомиссии. Чтобы пройти ПО, работник представит в медорганизацию и направление, и заключение медкомиссии, пп. 4, 6, 7 Порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, утв. приложением 1 к приказу Минздрава от 20.05.2022 № 342н (далее - Порядок № 342н).

2. О проведении ПО в частной медорганизации

Порядок № 342н устанавливает два требования к медорганизации - наличие соответствующих лицензии и медкомиссии. Откуда у медорганизации может быть лицензия, если медкомиссия не уполномочена Минздравом? Из требований непонятно, можно ли направлять работников в частную клинику.

Мнение Минздрава. Психиатрическое освидетельствование проводит врачебная комиссия медорганизации, у которой есть лицензия на выполнение работ по ПО, п. 3 Порядка № 342н. Решение о временной непригодности работника по результатам ПО может принять только медкомиссия в медорганизации, которую уполномочил Минздрав или орган здравоохранения в субъекте РФ, ст. 6 Закона от 02.07.1992 № 3185-1.

Региональные подразделения Минздрава уполномочены организовывать медицинские освидетельствования в медорганизациях, подведомственных исполнительным органам власти субъекта РФ, п. 5.1 ч. 1 статьи 16 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Таким образом, проводить обязательное ПО вправе только медкомиссии организаций, подведомственных Минздраву или органу здравоохранения субъекта РФ. Частные медорганизации таким правом не обладают, письмо Минздрава от 29.12.2022 № 30-7/3130628-21825.

3. О направлении на ПО работников, которым раньше оно не требовалось

Профессии в сфере электроэнергетики раньше не входили в перечень профессий, для которых необходимо ПО. Поэтому таких работников при трудоустройстве не отправляли на освидетельствование, а теперь нужно отправлять. Но как быть с уже трудоустроенными, которые не проходили ПО?

Мнение Минздрава. Нормативные акты не имеют обратной силы. Они регламентируют отношения, которые возникли после введения их в действие, ст. 4 ч. 1 ГК. Работодатель обязан направить таких работников на ПО только, если в ходе периодического медосмотра врач-психиатр обнаружит противопоказания, письмо Минздрава от 14.10.2022 № 30-0/3106720-19249.

4. О том, кого не нужно направлять на ПО

Интернат для детей-инвалидов занимается педагогической деятельностью и деятельностью по присмотру и уходу за детьми. Эти виды включили в Перечень № 342н. Но в интернате работают не только педагоги и воспитатели, но и бухгалтеры, и административный персонал. Им тоже необходимо ПО?

Мнение Минздрава. Нет, не все работники интерната для детей-инвалидов должны проходить ПО, письмо Минздрава от 13.10.2022 № 30-0/3106299-19162.

Работодатель должен направить только тех, кто выполняет педагогическую деятельность и деятельность по присмотру и уходу за детьми, пп. 8-9 Перечня № 342н. Перечень № 342н определяет виды деятельности работников, а не виды деятельности организаций.

Присмотр и уход за детьми - это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей. Такие работники также следят, чтобы дети соблюдали личную гигиену и режим дня, п. 34 ст. 2 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. К педагогам относят работников, если они:

- имеют соответствующее образование и стаж;

- состоят в трудовых или служебных отношениях с образовательной организацией;

- обучают и воспитывают обучающихся или организуют деятельность в сфере образовательных программ.

5. О том, кого нужно направить на ПО

Перечень № 342н включает виды деятельности, связанные с ремонтом и обслуживанием электроустановок. Непонятно, о каких организациях идет речь. Если организация - обычный потребитель электроэнергии, а не производитель - нужно ли направлять на ПО работников, которые обслуживают потребительские электроустановки?

Мнение Минздрава. Необходимость направить работника на ПО определяют его трудовые обязанности, письмо Минздрава от 17.10.2022 № 30-0/3107568-19309. В Перечне № 342н есть деятельность в сфере электроэнергетики, связанная с обслуживанием электроустановок. Поэтому таких работников нужно освидетельствовать.

6. Про ПО работников с доступом к гостайне

Виды деятельности, связанные с доступом к гостайне, включили в Перечень № 342н, и теперь такие работники обязаны проходить ПО. Но они и так его проходят в рамках медосмотра, предусмотренного приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2011 № 989н. Нет ли тут избыточности?

Мнение Минздрава. Избыточности нет. Правовую основу медосмотра, чтобы получить справку об отсутствии противопоказаний для работы с гостайной, составляют положения Закона от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне". Правовую основу обязательного ПО устанавливают нормы трудового права. Процедуры медосмотра для подтверждения пригодности к работе с гостайной и обязательного ПО отдельных категорий работников не одинаковые и не подменяют одна другую, письмо Минздрава от 14.10.2022 № 30-0/3106365-19231.

Порядок психиатрического освидетельствования разрешает учитывать результаты проведенных не позднее одного года медицинских осмотров и освидетельствований работника, которые подтверждают медицинские документы.

 

Минздрав разработал универсальный алгоритм оказания первой помощи

Источник: Письмо Минздрава от 20.01.2023 № 30-2/И/2-791

Минздрав разработал универсальный алгоритм оказания первой помощи. Ведомство предлагает руководствоваться им при обучении оказанию первой помощи лиц, которые обязаны или вправе ее оказывать*, в том числе в рамках обучения по охране труда. Алгоритм устанавливает последовательность выполнения мероприятий по оказанию первой помощи, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 04.05.2012 № 477н.

Схема 1. Алгоритм оказания первой помощи от Минздрава

*К работникам относят лиц, перечисленных в части 1 статьи 31 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ: сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, работники противопожарной службы, спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. Также такие требования можно найти в правилах по охране труда, например, члены бригады, которые выполняют работы на высоте, обязаны уметь оказывать первую помощь (п. 60 ПОТ при работе на высоте).

 

Судебная практика

Суд встал на защиту специалиста по охране труда

Практика уголовного судопроизводства специалистов по ОТ иногда демонстрирует неожиданные повороты, заканчивающиеся положительным исходом.

Одно из таких дел рассматривалось летом 2016 года. Трое рабочих занимаясь очисткой приямка нории зерноочистительного оборудования вдохнули пары скопившегося газа, что привело к потере сознания и летальному исходу. По факту произошедшего было возбуждено уголовное дело, которое рассматривал Горшеченский райсуд Курской области. Преступление по ч.3 ст. 143 УК РФ ("Нарушение требований ОТ, которое повлекло по неосторожности смерть двух и более человек") было инкриминировано специалисту по охране труда Орешкиной Г.И (ФИО изменены). Суд признал женщину виновной в совершении преступления и назначил наказание в виде лишения свободы на два года с лишением права заниматься определенной деятельностью в течение двух лет. В приговоре было указано, что подсудимая не проконтролировала использование погибшими рабочими средств индивидуальной защиты, не организовала внеочередную проверку знаний в соответствии с требованиями Правил по охране труда.

Спустя некоторое время дело приняло совершенно другой оборот и Курский областной суд апелляционным постановлением отменил приговор районного суда. В апелляционной жалобе было выражено несогласие с приговором в отношении Орешкиной, так как в ее обязанность не входила организация производственного процесса и эксплуатация оборудования. Она координировала действия должностных лиц структурных подразделений по ОТ, но не давала распоряжения работникам. Поэтому выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам.

В Курском областном суде пояснили, что диспозиция ч.3 ст.148 УК РФ предполагает установление прямой причинно-следственной связи между действиями виновного лица и гибелью людей. Применимо к Орешкиной это сделано не было. Суд первой инстанции бесспорно установил, что обвиняемая не обеспечила обучение и внеочередную проверку знаний по ОТ, не ознакомила работников с Правилами по охране труда. Несмотря на это, на предприятии было лицо, являющееся посредником между специалистом по ОТ и работниками. Именно оно направило очищать приямок нории в условиях, угрожающих их жизни.

Позиция апелляционной инстанции однозначна - обвинительное заключение в отношении Орешкиной составлено с нарушением требований УПК РФ, а при вынесении приговора были допущены значительные нарушения уголовно-процессуального закона. В результате приговор был отменен, а уголовное дело возвращено в районную прокуратуру для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Напомним, с 1 марта 2022 года на каждом предприятии, где трудится хотя бы один сотрудник по трудовому договору должно быть утверждено Положение о системе управления охраной труда (СОУТ), новое Примерное положение о системе управления охраной труда утверждено Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н.

В нашем случае на предприятии ЗАО "..." в соответствии с "Положением о системе управления охраной труда" была грамотно установлена персональная ответственность за состояние охраны труда, которая в целом по организации возлагается на заместителя генерального директора, главного инженера, за состояние охраны труда в подразделении на руководителя подразделения участка, а потому осужденная специалист по охране труда не являлась лицом, на которое непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определённом участке работ, а согласно локальным актам ЗАО "..." таким лицом является руководитель подразделения.

Данное уголовное дело после отмены приговора рассматривалось еще несколько раз и в августе 2022 года было прекращено по причине истечения срока давности. Этот пример показывает важность правильного распределения обязанностей по охране труда и как следствие меры ответственности.

 

Вопрос-ответ

Кто формирует комиссию по расследованию несчастного случая, который произошел с работником на иной территории?

Если несчастный случай произошел с лицом, направленным вами для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследование проводит комиссия этого работодателя. Вашего представителя включат в состав комиссии. Его отсутствие или несвоевременное прибытие не влияет на срок расследования (ч. 5 ст. 229 ТК РФ).

Например, организация "А" направила своего специалиста в служебную командировку в организацию "Б", чтобы обучить ее сотрудников работе на новом оборудовании. В процессе обучения специалист повредил руку.

В рассматриваемой ситуации комиссию по расследованию несчастного случая должна сформировать организация "Б".

Несчастный случай, который произошел с работником, который трудился на территории другого работодателя по вашему (вашего представителя) поручению (например, при разъездном характере работы), расследует комиссия, сформированная вами (вашим представителем). При необходимости в нее можно включить работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория (например, на правах собственности) (ч. 6 ст. 229 ТК РФ).

Например, курьер упал на мокром полу в организации, куда доставлял корреспонденцию. Сформировать комиссию по расследованию несчастного случая обязан работодатель, у которого трудится курьер.

Если несчастный случай произошел с работником, который по вашему (вашего представителя) поручению выполнял работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, комиссию по расследованию создаете вы (ваш представитель). Включите в нее представителя работодателя, на территории которого велась работа (ч. 7 ст. 229 ТК РФ).

Например, организации "А" и "Б" заключили договор строительного подряда (ст. 740 ГК РФ). По договору работники организации "Б" будут трудиться на объекте организации "А".

Если с работником произойдет несчастный случай, расследование будет проводить комиссия, которую сформирует организация "Б".

Если несчастный случай произошел с командированным работником, при решении вопроса о том, кто должен образовать комиссию по его расследованию, учтите указанные обстоятельства.

Несчастный случай с совместителем должна расследовать комиссия, образованная по месту работы по совместительству. В этом случае работодатель (его представитель), проводивший расследование, с письменного согласия работника может сообщить о результатах работодателю по месту основной работы пострадавшего (ч. 8 ст. 229 ТК РФ).

 

Должны ли микропредприятия вносить данные о работниках в реестр лиц, обученных по охране труда?

Да, если не проводите обучение по охране труда на инструктаже. На микропредприятии вносите данные о работниках в Реестр обученных, если проводите обучение и проверку знания в общем порядке и оформляете ее протоколом. Работодатель микропредприятия вправе проводить обучение по охране труда работников в ходе проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте, тогда протокол не требуется и вносить данные в Реестр обученных не нужно (п. 100 Порядка обучения № 2464).

ВНИМАНИЕ! Нельзя заменить обучение по программе В на инструктаж на микропредприятиях.

Это указано в пункте 100 Порядка обучения № 2464.

 

В какой срок вносить сведения о проверке знания работников Реестр обученных лиц?

Срок законодательно не установлен. Вносите сведения в Реестр обученных лиц сразу после проверки знания требований охраны труда работников и оформления протокола (п. 118 Порядка обучения № 2464).

 

Как правильно в доверенности на получение ЭЦП указать полномочия по внесению данных в Реестр работодателей и Реестр обученных?

В доверенности укажите полномочия по внесению данных в Реестр работодателей и Реестр обученных, которые указаны в личном кабинете работодателя по охране труда. Перечень прав смотрите во вкладке "Администрирование". Впишите все или несколько полномочий:

При составлении доверенности укажите дату и место составления, впишите наименование организации Ф. И. О. представителя, его паспортные данные, перечислите права. Далее подпишите доверенность у руководителя и поставьте печать организации.

 

Что грозит, если не передать данные в Реестр обученных?

Если не передать данные в Реестр обученных, работодатель нарушит требования охраны труда. Это влечет за собой административную ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП. Размер штрафа зависит от того, на кого накладывают штраф:

Инспектор ГИТ может наложить штраф по части 3 статьи 5.27.1 КоАП за работника, которого допустили к работе без прохождения обучения охране труда в установленном порядке. Сумма штрафа:

 

Если обучение и проверка знания проходят внутри предприятия, нужно ли получать разрешение на обучение в Минтруде?

Нет, достаточно уведомить Минтруд (п. 2 постановления Правительства от 24.12.2021 № 2464).

Если работодатель планирует обучать по вопросам охраны труда внутри организации, он информирует Минтруд о своем решении. Таких работодателей Минтруд регистрирует в реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда (п. 106 Порядка обучения № 2464).

 

Полезная статья: позиции и мнения экспертов (не является нормативным документов)

Ошибки, которые допускают работодатели при непроизводственных несчастных случаях

Автор: Сергей Фомин, главный государственный инспектор труда

Ошибка 1. Не проводят расследование, если уверены, что случай непроизводственный

В чем ошибаются. Работодатели забывают, что квалифицировать несчастный случай может только комиссия на основании материалов расследования. В ТК есть условия, по которым несчастный случай признают непроизводственным, но прописали их для комиссии по расследованию.

Расследовать происшествие или нет, решайте в зависимости от того, кто и при каких обстоятельствах пострадал, какие повреждения получил и каковы последствия для пострадавшего. Все критерии - в статьях 227 и 230 ТК.

Работодатель должен расследовать смерть от общего заболевания или самоубийства, смерть или повреждение здоровья от алкогольного или наркотического опьянения и несчастные случаи, которые произошли при совершении уголовного преступления. Но такие случаи комиссия в зависимости от конкретных обстоятельств может квалифицировать как не связанные с производством, ст. 229.2 ТК.

Пример
Водитель вилочного погрузчика отработал смену. Направился к административно-хозяйственному зданию, чтобы сообщить руководителю, что закончил работу. Около двери здания водителю стало плохо, он потерял сознание, упал и умер. Согласно заключению врачей, у мужчины остановилось сердце, а причиной стал постинфарктный кардиосклероз на фоне гипертонической болезни. Комиссия по расследованию не связала несчастный случай с производством.

Алкогольное или иное опьянение, общее заболевание и противоправные действия указывают на непроизводственный характер травмы, только если они были единственной причиной несчастного случая. Если комиссия признала, что несчастный случай произошел из-за нарушения в организации трудового процесса, обрушения конструкций, неисправного оборудования или чего-то подобного, то это признаки производственной травмы.

Пример
Слесарь участка по ремонту транспорта тайком выпил 0,5 л водки во время обеда. Обед закончился, и слесарь направился из комнаты приема пищи к своему участку. Уже на участке слесарь приблизился к осмотровой канаве. Он проигнорировал переходный мостик и перепрыгнул канаву. Но на другой стороне работник потерял равновесие и упал спиной в яму. Итог - смерть.
По заключению врачей, причиной смерти стал перелом шейного отдела позвоночника. Комиссия пришла к выводу, что несчастный случай не связан с производством, так как состояние алкогольного опьянения послужило единственной причиной инцидента.

Ошибка 2. Не проводят осмотр места происшествия и опрос очевидцев

В чем ошибаются. Работодатели не проводят полноценное расследование. Считают, что владеют необходимой информацией и причины несчастного случая очевидны. Эта ошибка может привести к неверным результатам расследования причин несчастного случая.

Как правильно. Проводите полное расследование, даже если уверены, что несчастный случай непроизводственный. Осмотр места происшествия и опрос очевидцев - обязательные элементы расследования, которые помогают достоверно установить обстоятельства и причины несчастного случая.

Любой несчастный случай начинайте расследовать по алгоритму:

- организуйте первую и медицинскую помощь пострадавшему;

- постарайтесь предотвратить аварийную или иную чрезвычайную ситуацию;

- сохраните обстановку на месте происшествия, если возможно, или зафиксируйте ее с помощью схем, фото и видео;

- запросите медицинское заключение по форме 315/у, если работник получил травму, или экспертное заключение, если погиб;

- проинформируйте о происшествии органы и организации, перечисленные в статье 228.1 ТК;

- сформируйте комиссию;

- выясните причины и обстоятельства происшествия;

- оформите протоколы опроса и осмотра места происшествия;

- заполните акт по форме № 5, укажите квалификацию несчастного случая.

Нельзя делать выводы об обстоятельствах несчастного случая только со слов непосредственного руководителя. Он может искажать факты, чтобы уйти от ответственности за нарушения. Поэтому комиссия вправе признать случай непроизводственным только после того, как изучит материалы расследования и проведет опросы очевидцев, должностных лиц и пострадавшего.

Ошибка 3. Оформляют акт по форме Н-1

В чем ошибаются. Неправильно выбирают акт для оформления непроизводственного несчастного случая.

Как правильно. Любой несчастный случай оформляют актом о расследовании по форме № 5, в котором есть специальный пункт о квалификации несчастного случая, утв. в приложении 2 к Приказу № 223н. Если комиссия признает случай непроизводственным, об этом делают отметку в пункте 11 этого акта и завершают расследование. Таким образом, акт по форме № 5 - единственный акт, которым оформляют непроизводственные случаи. Его составляют в двух экземплярах.

Акт по форме Н-1 оформляют исключительно для несчастных случаев, связанных с производством. Такой вывод можно сделать из названия самого акта и из того, что в нем нет пункта о квалификации.

Ошибка 4. Фиксируют несчастный случай в журнале, сообщают о последствиях и принятых мерах

В чем ошибаются. Работодатели заносят непроизводственные случаи в журнал регистрации, так как полагают, что любой несчастный случай нужно учитывать. Также ошибочно готовят сообщение о последствиях и принятых мерах.

Как правильно. Если несчастный случай не связали с производством, не нужно оформлять сообщение о последствиях по форме 10 из приложения 2 к Приказу № 223н. Также не учитывайте такой случай и не вносите записи в журнал регистрации НС на производстве. Данные требования относятся только к производственным несчастным случаям.

Не забудьте в течение трех календарных дней с момента окончания расследования передать материалы расследования в ГИТ. Направьте в инспекцию копии акта по форме № 5 и остальных материалов расследования. Исключение - легкий непроизводственный несчастный случай, п. 32 приложения 1 к Приказу № 223н.

Материалы расследования не нужно передавать в СФР, так как непроизводственный несчастный случай - не страховой. Но рекомендуем позвонить в отделение СФР и уточнить, нужны ли им копии акта и материалов расследования несчастного случая.

Несчастный случай не связан с производством

Происшествие не будет связано с производством, если несчастный случай произошел:
- в состоянии алкогольного, наркотического или другого токсического опьянения;

- во время преступных действий или бездействия;

- из-за общего заболевания или самоубийства.

При этом обстоятельства несчастного случая должны быть подтверждены медицинским учреждением или следственными органами. А в ситуации, когда причиной несчастного случая стало состояние опьянения, это должно быть единственной причиной. Например, не должно быть нарушений технологического процесса.

Услуги Правовой защиты

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.