С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства
Охрана труда не терпит невнимательного отношения к себе,
поскольку она напрямую связана со здоровьем людей.
8(800)707-99-00 Бесплатный звонок по России
Заказать звонок

Обзор для специалиста по охране труда за период с 12.10.2019 г. по 24.10.2019 г.

Изменения законодательства

Установили новые правила проверок

Документ: Приказ Роструда от 13.06.2019 № 160 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

Вступил в силу: 22 октября 2019г.

В Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённом приказом Роструда от 13.06.2019 г. № 160 внесены дополнения. Для простоты будем называть этот документ — регламент проверок ГИТ. Регламент проверок ГИТ прошёл регистрацию в Минюсте и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации, что делает этот документ нормативным правовым актом, обязательным для применения инспекторами ГИТ при проверках бизнеса. Документ вступил в силу  22 октября. 

В новом регламенте проверок ГИТ закрепили новый срок, до которого все территориальные ГИТ должны опубликовать на своих сайтах планы проверок на 2020 год — до 10 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок (п. 41 регламента проверок ГИТ). Раньше требовалось от ГИТ публиковать планы до 1 декабря.

Как следует из Регламента, предметом госнадзора является:

1) соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности:

2) выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав граждан.

Госнадзор может осуществляться в отношении:

Регламентом закреплены права и обязанности уполномоченных должностных лиц Роструда и ГИТ, а также работников и работодателей.

Кроме того, Регламентом определен исчерпывающий перечень документов, которые могут быть истребованы у работодателя в ходе проведения проверок.

Проведение плановых проверок работодателей в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска должно осуществляться со следующей периодичностью:

При этом в случае отсутствия решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя должна считаться отнесенной к категории низкого риска.

При проведении плановых проверок работодателей государственные инспекторы труда должны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). В частности, в распоряжении или приказе на проведение плановой проверки указываются реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), который будет использован при проведении плановой проверки.

В целом, Регламентом предусмотрена процедура проведения как плановых, так и внеплановых проверок.

Регламентом предусматривается, что продолжительность каждой проверки не должна превышать:

Результатом осуществления госнадзора согласно Регламенту могут выступать:

Одновременно на основании приказа Минтруда России от 13.06.2019 N 400н утратившим силу признан Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н.

 

Законопроекты

Госдума подготовила и передала на рассмотрение в Государственно-правовое управление Президента России законопроект о дифференциации первой помощи на базовую и расширенную

Об этом сообщил член Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко на проходящей в РУДН 10-11 октября Первой всероссийской конференции "Первая помощь 2019". Ее организовали Минздрав России, Российский университет дружбы народов и ЦНИИОИЗ.

 Депутат уточнил, что речь идет о внесении изменений в ст.31 "Первая помощь" Федерального закона N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно поправкам, базовую помощь сможет оказывать любой гражданин, расширенную - большая группа обученных специалистов разного профиля. Необходимость принятия поправок парламентарий объяснил несовершенством 31-й статьи. "Я бы сказал, что она не очень удачная, потому что в ней первую помощь может оказать только врач, и фактически такая помощь не может включать в себя применение лекарственных препаратов, медицинских изделий. То есть даже лица, обязанные по закону оказывать первую помощь, - спасатели, пожарные и другие специалисты, прошедшие специальную подготовку, не могут использовать дефибрилляторы, шины, обезболивающие, антидоты", - сказал Николай Герасименко. Он отметил, что на практике такие случаи оказания первой помощи иногда бывают, но порой это приводит даже к уголовному наказанию - за неправильные действия. "К сожалению, первая помощь у нас практически не оказывается. Люди просто боятся, чтобы не попасть под суд", - констатировал депутат.
Исходя из этого, Николай Герасименко считает чрезвычайно важным принятие и закона "о добром самаритянине", то есть закона о декриминализации оказания первой помощи, который снимал бы ответственность с гражданина в случае неудачи. "К сожалению, даже если врач оказывает такую помощь, бывают случаи смерти. Поэтому крайне важен второй законопроект, вносящий поправки в УК РФ", - сказал он. О необходимости такого закона говорят цифры: из пострадавших в ДТП 25% погибают до приезда скорой помощи.

 

Разъяснения официальных ведомств

Еще раз о вопросе  штатной единицы специалиста по ОТ

Источник: Письмо Минтруда №15-2/В-2363 от 26 сентября 2019 года

Минтруд предоставил разъяснения по поводу того, сколько специалистов по охране труда должно быть в штатном расписании предприятия и имеет ли право работодатель при общей численности сотрудников организации свыше 300 человек ввести должность специалиста по ОТ на полставки.

Чиновники ведомства в письме №15-2/В-2363 от 26 сентября 2019 года напомнили, что ст. 217 ТК РФ накладывает на работодателей обязанность в случае наличия в штатном расписании организации свыше 50 работников организовать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по ОТ. Естественно, что при отсутствии у работодателя службы охраны труда, её функции можно передать на аутсорсинг специализированной организации, оказывающей услуги в области охраны труда.

Структуру службы ОТ на предприятии и количество ее сотрудников работодатели могут определять самостоятельно, учитывая рекомендации федерального органа исполнительной власти, который занимается вопросами нормативно-правового регулирования в трудовой сфере.

Соответствующие рекомендации утверждены постановлением ведомства от 8 февраля 2000 года №14. В п.14 этого документа указано, что при организации структуры ОТ должны учитываться следующие факторы:

-условия труда;

-количество работников предприятия;

-уровень опасности производства;

-принятые межотраслевые нормативы численности сотрудников службы ОТ в организациях.

Одновременно ВС РФ в своем постановлении № 2 от 17 марта 2004 года разрешил работодателям с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности и рационального использования имущества принимать кадровые решения, руководствуясь собственными соображениями под свою ответственность.

К подобным компетенциям среди прочего относится формирование штатного расписания, наименование рабочих должностей, определение трудовых функций персонала, а также комплектование кадрами.

Фактически это означает, что во избежание административной ответственности и с целью формального соблюдения норм трудового законодательства нерадивый работодатель может утвердить даже 0,1 ставки специалиста по ОТ при численности сотрудников, например, в 1000 человек и более. И все это можно списать на оптимизацию экономической деятельности.

 

Вопрос-ответ

Считается ли несчастным случаем драка на производстве?

На территории предприятия произошел несчастный случай — драка двух сотрудников, в результате которой один из сотрудников скончался. В соответствии с законом работодателем создана комиссия по расследованию несчастного случая во главе с государственным инспектором труда. В ходе расследования дела между членами комиссии возникли разногласия относительно результатов, так как некоторые члены комиссии считают, что несчастный случай не связан с производством, а некоторые утверждают, что связан. Является ли драка между сотрудниками предприятия, в результате которой произошел несчастный случай, связанной с производством или нет? Решение принимается коллегиально большинством голосов либо единолично государственным инспектором труда?

Статья 229.2 ТК устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, когда несчастный случай в зависимости от конкретных обстоятельств может квалифицироваться комиссией как несчастный случай, не связанный с производством. А может в зависимости от конкретных обстоятельств квалифицироваться как несчастный случай, связанный с производством. Ваш же несчастный случай вообще не подпадает под критерии, установленные в статье 229.2 ТК.

Произошел несчастный случай, связанный с производством. Драка двух работников произошла на территории организации. Просто, возможно, что в ходе его расследования не будет установлено вины должностных лиц вашей организации в его наступлении. Будет, например, установлена грубая неосторожность подравшихся сотрудников. Но случай страховой и связанный с производством.

В представленном случае решение принимает комиссия. Единолично государственный инспектор труда решение принимает только в случае, когда расследование проводит не комиссия, а самостоятельно госинспектор труда в порядке, который установлен в статье 229.3 ТК. Решение комиссия принимает коллегиально большинством голосов.

В случаях разногласий, возникших между членами комиссии в ходе расследования несчастного случая (о его причинах, лицах, виновных в допущенных нарушениях, учете, квалификации и др.), решение принимается большинством голосов членов комиссии. При этом члены комиссии, несогласные с принятым решением, подписывают акты о расследовании с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая.

Особое мнение членов комиссии рассматривается руководителями организаций, направивших их для участия в расследовании, которые с учетом рассмотрения материалов расследования несчастного случая принимают решение о целесообразности обжалования выводов комиссии в порядке, установленном статьей 231 ТК (п. 24 приложения 2 постановления Минтруда от 24.10.2002 № 73).

 

Нужно ли в крупной организации создавать одну комиссию по проверке знаний или можно сделать несколько в каждом подразделении?

Это прописано в Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденном постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 (далее — Порядок обучения № 1/29). Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом работодателя создается комиссия.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются:

В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.

То есть комиссия может быть как одна, так и несколько (по подразделениям), на ваше усмотрение. Вы имеете право создать комиссии из трех человек в каждом подразделении. Но председателем в каждой комиссии должен быть руководитель организации. А руководитель подразделения будет ее членом наряду со специалистом по охране труда.

 

Судебная практика

Суд определил, нужно ли учреждениям аттестовывать ответственного за БДД

Источник: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.08.2019 № Ф09-6215/2018, А60-1386/2018

Суд указал, что госучреждения с транспортом, как и другие организации, должны выполнять общие требования по БДД. В том числе нужно назначать и аттестовывать ответственного за БДД. Такое решение суд вынес в ходе разбирательства по жалобе учреждения на проверку транспортной инспекции.

Инспекция обнаружила, что в организации не организуют аттестацию ответственного за БДД, заполняют путевые листы не полностью и т. п. Организация пыталась доказать в суде, что на нее не действуют общие правила по БДД, потому что она государственное учреждение и использует транспорт исключительно для выезда и следования к месту пожара либо чрезвычайной ситуации. Кроме того, на учреждение действует специальные документ — Инструкция по организации материально-технического обеспечения системы МЧС и поэтому применять Федеральный закон от 08.11.2017 № 259-ФЗ и приказ Минтранса от 15.01.2014 № 7 учреждение не обязано. Суд отказал учреждению и указал, что все предприятия вне зависимости от формы собственности обязаны выполнять общие требования по БДД.

 

Работнику по вине других сотрудников отрубило пальцы. Суд взыскал с работодателя 250 тыс. руб. морального вреда

Источник: Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 01.10.2019 по делу № 2-2721/2019, 33-9968/2019

Работнику отрезало фаланги четырех пальцев правой руки во время ремонта резальной машины. Несчастный случай с работником произошел по вине двух электриков, которые нарушили свои инструкции по охране труда.

Работник подал в суд на работодателя и потребовал взыскать с него 1 млн руб. компенсации морального вреда. Суд обязал работодателя выплатить компенсацию, но снизил ее размер до 250 тыс. руб.

Услуги Правовой защиты

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.