Профсоюзы обеспокоены положением дел в охране труда
Генсовет Федерации независимых профсоюзов РФ выразил обеспокоенность состоянием системы охраны труда и безопасности работников на производстве. По мнению общественников, прописанная в обновленной редакции раздела X ТК РФ система оценки профессиональных рисков не проработана соответствующим образом чиновниками Минтруда РФ. В результате работодатели получили возможность произвольно решать, каким будет уровень риска, подвергая опасности жизнь и здоровье сотрудников.
В связи с этим Генсовет ФНПР предложил Правительству РФ вывести государственный контроль за исполнением норм трудового законодательства, включая требования охраны труда за периметр действия №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
По мнению профсоюзов, Минтруду РФ необходимо приступить к созданию единого федерального центра учета и анализа причин несчастных случаев на производстве, подготовить методику оценки рисков производственного травматизма.
Также направлены поручения членским организациям ФНПР организовать взаимодействие с работодателями в части создания условий труда, не угрожающих жизни, здоровью сотрудников, а также использовать актуальные методики оценки рисков развития профессиональных заболеваний. Департамент охраны труда и экологии Аппарата ФНПР должен скорректировать Положение о технической инспекции труда и Типовое положение об уполномоченном (доверенном лице) по ОТ профсоюзов для приведения их в соответствие с действующими нормами законодательства.
Обеспокоенность профсоюзов состоянием системы охраны труда на производстве не случайна. Во время апрельского заседания Генсовета ФНПР с соответствующим докладом выступил зампредседателя этой организации Давид Кришталь. По его словам, факторами риска в части роста числа несчастных случаев выступают уменьшение регуляторной нагрузки на предпринимателей и неэффективность инструментов мотивации нанимателей по совершенствованию условий труда.
По итогам 2021 года в сравнении с предшествующим периодом зафиксировано увеличение фактов производственного травматизма на 6%, гибели в условиях производства на 10%. Установлено 4018 случаев профзаболеваний. Большая часть из них приходится на сотрудников предприятий угледобывающей отрасли (964), сферы здравоохранения (933), металлургии (395). Остается высокой смертность на рабочем месте по причине сердечно-сосудистых заболеваний. Одним из факторов печальной статистики, выступает отсутствие унифицированной методики оценки профрисков и недостаточный контроль со стороны Госинспекции труда. Сегодня регулирование охраны труда со стороны государства сводится к «переизданию нормативно-правовых актов без научно обоснованных изменений», подчеркнул Кришталь.
Изменения в законодательстве
С 1 сентября нужно применять классификаторы несчастных случаев и их причин
Документ: Приказ Минтруда России от 20.04.2022 № 223н «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве»
Вступает в силу: 1 сентября 2022 года
Приказом Минтруда от 20 апреля 2022 года №223н в России (зарегистрирован в Минюсте РФ 1 июня 2022 года №68673) вводится новый порядок расследования фактов несчастных случаев на производстве и формы документов, которые нужно заполнять для проведения подобного расследования. Новый порядок разработан в связи с внесенными изменениями в ТК РФ и вступит в силу 1 сентября 2022 года.
Необходимость изменений в порядке расследования фактов получения травм связана с отсутствием единообразных классификаторов несчастных случаев для выполнения качественной аналитической работы.
Согласно новым правилам, работодателям нужно будет применять специальные коды, содержащие информацию о причине, виде происшествия и других обстоятельствах. Существующий порядок расследования и принятые формы документов ограничивают возможность унифицированного выполнения анализа причин, разносторонней идентификации обстоятельств, фиксации фактов, связанных с получением травм и гибелью работников.
Возникают трудности с правильной оценкой профессиональных рисков, организации деятельности, направленной на исключение факторов травматизма.
Действующие формы документации не соответствуют современным требованиям. При этом, согласно статистике, свыше 20% несчастных случаев объясняются абстрактными «прочими причинами». Они не позволяют точно установить негативные факторы, повлиявшие на получение травмы, и ограничивают возможность подготовки эффективных мероприятий превентивного характера.
Документ регламентирует расследование несчастных случаев, которые произошли в отдельных отраслях и организациях. Процедура зависит от степени тяжести повреждения, количества пострадавших. Прописаны обстоятельства расследования с учетом специфики объектов атомной энергетики, тепло- и электроснабжения, на железнодорожном транспорте, предприятиях с особым режимом охраны и др. Также указан порядок расследования несчастных случаев с дистанционными работниками.
Отдельная глава связана с особенностями работы комиссий по расследованию, оформлению, регистрации и учету фатов травматизма с учетом специфики отдельных отраслей и организаций.
Порядок требует формирование состава комиссии с нечетным количеством участников. Срок расследования отсчитывается с момента издания приказа работодателя о формировании комиссии. Ее председатель организует встречи с пострадавшими работниками или их доверенными лицами для информирования о результатах расследования происшествия, разъяснения порядка компенсации вреда. Комиссия принимает к рассмотрению только оригиналы документов. По результатам расследования каждого тяжелого случая, группового случая или травмы, приведшей к смертельному исходу, составляется акт по форме №5.
В приложении к приказу содержится несколько видов классификаторов с соответствующими кодами:
- типов (видов) несчастных случаев на производстве – 20 категорий (транспортные происшествия, воздействие вредных веществ, влияние излучений и др.) с подкатегориями;
- причин несчастных случаев на производстве – 15 категорий с подразделами.
В документе указываются дополнительные классификаторы, которые позволяют определить категорию несчастного случая, а также идентифицировать получение травмы по периоду работы, времени суток, полу, возрасту, должности, классу условий труда и др.
Обновили нормы и условия выдачи молока вредникам
Документ: Приказ Минтруда России от 12.05.2022 № 291н «Об утверждении перечня вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты, в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов»
Вступает в силу: 1 сентября 2022 года (срок действия 6 лет)
Минтруд утвердил перечень вредных производственных факторов, которые дают работникам право на бесплатное получение молока или равноценных пищевых продуктов.
Перечень вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а также сами нормы выдачи не изменились:
-
Если время работы составляет менее половины продолжительности рабочей смены, молоко не выдаётся. Также право на выдачу продукта теряют те, кто бесплатно получают лечебно-профилактическое питание.
-
Работник имеет право заменить молоко на денежную компенсацию, написав при этом заявление.
-
Перечень обогащенных пектином пищевых продуктов дополнен киселём.
Закрепили правило о том, что бесплатно выдавать молоко или равноценные продукты работникам с вредными условиями труда нужно не позже следующего дня после того, как сведения о результатах СОУТ внесут в госсистему.
Заменить молоко можно:
-
тем же количеством кисломолочных жидких продуктов жирностью до 3,5% (кефир, простокваша, ацидофилин, ряженка), йогуртов жирностью до 2,5%;
-
не менее 300 мл пищевых продуктов лечебно-профилактического питания при вредных условиях труда.
Сейчас вместо молока разрешают выдавать еще сыр и творог.
В случае обеспечения безопасных (оптимальных или допустимых) условий труда по включенным в Перечень вредным производственным факторам, подтверждённых результатами проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, работодатель вправе принять решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) в порядке, установленном статьёй 372 ТК РФ.
Признаны утратившими силу:
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. № 45н “Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов”;
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. № 245н “О внесении изменений в Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. № 45н”;
- пункт 11 Изменений, вносимых в нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. № 103н.
В разы увеличились противопожарные штрафы
Документ: Федеральный закон от 28.05.2022 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Вступил в силу: 8 июня 2022 года
Штрафы за нарушение пожарной безопасности для компаний и ИП выросли в 2-3 раза. Юрлица заплатят от 300 тыс. до 400 тыс. руб., ИП – от 40 тыс. до 60 тыс. руб.
Соответствующие поправки внесены в КоАП. До этого штрафы для компаний составляли 150-200 тыс. руб., для ИП – 20-30 тыс. руб.
Должностным лицам установили штраф от 20 тыс. до 30 тыс. руб. вместо 6-15 тыс. руб.
За те же нарушения во время особого противопожарного режима, а также за повторные нарушения пожарной безопасности на объектах повышенного риска штрафы также выросли в 2 раза до 400-800 тыс. руб. для юрлиц и 30-60 тыс. руб. для ИП.
При возникновении пожара, повреждении имущества или причинении легкого или среднего вреда здоровью человека должностные лица заплатят уже от 80 тыс. до 100 тыс. руб., а компании — от 700 тыс. до 800 тыс. руб. (до этого штрафы были в 2 раза ниже), ИП — от 90 тыс. до 110 тыс. руб. (были 50-60 тыс. руб.).
Наконец, если пожар причинил тяжкий вред здоровью человека или стал причиной его смерти, штрафы составят от 1 млн до 2 млн руб.
За нарушение правил пожарной безопасности в лесах предусмотрены отдельные наказания.
Законопроекты
В первом чтении приняли проект о возможности дистанционно проводить медосмотры работников
Источник: Проект Федерального закона № 35884-8
Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, предусматривающий возможность дистанционного проведения медицинских осмотров работников транспортных организаций. Документ подготовлен представителями нескольких парламентских фракций и вносит изменения сразу в два федеральных закона — ст. 46 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ст.23 «О безопасности дорожного движения».
Главное новшество связано с возможностью организации и проведения предварительных, предсменных, предрейсовых, текущих (внутрисменных, послесменных, внутрирейсовых, послерейсовых) медосмотров с применением медицинских изделий, которые обеспечивают автоматизированную передачу данных о состоянии здоровья работников и контроль их здоровья в дистанционном формате.
Соответствующие полномочия закрепляются за Минздравом РФ с целью сокращения фактов травматизма и уменьшения числа ДТП при выполнении работ и оказании услуг, при которых применяются транспортные средства.
По мнению авторов законопроекта, дистанционное обследование водителей примерно вдвое сократит время на эту процедуру, позволит снизить в 2 раза стоимость медосмотров, что уменьшит расходы предпринимателей. Одновременно увеличится охват тех работников, которые подлежат осмотрам и экономятся силы медработников, что важно в условиях дефицита кадров.
При этом дистанционный формат обследования не исключает традиционный медосмотр. Законопроект позволяет предпринимателям по своей инициативе вводить удобный способ освидетельствования. В некоторых местах в силу специфических условий производственной деятельности дистанционный режим может стать единственным доступным и экономически оправданным видом медицинских осмотров работников.
Для проведения дистанционных освидетельствований существует свыше 15 различных устройств физической передачи информации о состоянии здоровья работников. Особенности их использования планируется установить в порядках проведения данных видов медосмотров, что делает регулирование более удобным для правоприменителя. Производителями подобных устройств могут быть компании, прошедшие регистрацию в РФ как юридические лица.
Предусматривается использование двух видов идентификации - специальный номер и биометрические данные. Это полностью исключает прохождение медосмотра иным лицом. В большинстве медицинских изделий для дистанционных медосмотров есть функция поддержки врачебных решений, что минимизирует вероятность ошибки со стороны человека. Окончательное решение о состоянии здоровья работника принимается не автоматизированным комплексом, а врачом на основании полученных с его помощью данных.
Дистанционный формат освидетельствования аналогично стандартному организуется за счет бюджета работодателя. Планируется, что для использования средств дистанционного контроля за здоровьем они будут заключать договора с соответствующими медицинскими организациями.
Авторы документа отмечают положительный опыт работы подобной системы в угольной отрасли и говорят об активной поддержке со стороны представителей профессионального сообщества, в том числе участников рынка пассажирских и грузовых перевозок.
Интересно, что проект закона никак не регулирует возможность дистанционного медосмотра работников железнодорожного транспорта, где из-за больших расстояний этот формат может стать актуальным. Во время обсуждения в первом чтении разработчики документа пообещали расширить рамки базового законопроекта или должны подготовить отдельный проект закона для тех, кто работает на железной дороге.
В ходе обсуждения был поднят вопрос о целесообразности исключения из дистанционного формата медосмотров с целью повышения безопасности водителей, которые занимаются перевозками организованных групп детей. Представлявший законопроект депутат от «Единой России» Дмитрий Хубезов пояснил, что документ написан, исходя из полного убеждения в качестве и безопасности медицинских изделий для дистанционного обследования. Поэтому подобные исключения проект закона не предусматривает.
Также депутатов волнует вопрос безопасности сведений, полученных в ходе медосмотра. По словам Хубезова, порядок передачи и хранения такой информации регулируется действующим российским законодательством. В плане безопасности процедуры авторы документа ссылаются на опыт Москвы. Здесь по отношению к одним и тем же группам работников сначала применялась традиционная форма медосмотра, а затем дистанционный режим. При этом никакой разницы в качестве и достоверности результатов обнаружено не было.
В целом обсуждение законопроекта о введении дистанционных медосмотров заняло у парламентариев около 20 минут, что значительно больше, чем ранее Дума затратила на рассмотрение поправок при принятии новой редакции X раздела Трудового Кодекса РФ по Охране труда.
Предлагают установить случаи применения лекарств при оказании первой помощи
Источник: законопроект от 16.05.2018 № 466977-7
Разработали законопроект, по которому планируют установить случай применения лекарств при оказании первой помощи. Его планируют принять в рамках текущей весенней сессии. Так, например, применять лекарства могут сотрудники опасных производств, где требуется незамедлительное применение антидотов. В этом случае должно быть условие, когда у скорой не будет нужных препаратов и она не успеет приехать за 20 минут (абз. 2 п. 6 приложения 2 к приказу Минздрава от 20.06.2013 № 388).
Также в проекте дали определение первой помощи — это комплекс мероприятий, осуществляемых до оказания медпомощи пострадавшим при несчастных случаях.
Разъяснения официальных ведомств
Минтруд о хранении приказов по охране труда
Документ: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 июня 2022 г. № 15-2/ООГ-1277 «Об определении срока хранения приказов по вопросам охраны труда»
В Минтруде РФ напомнили, что в России действует Перечень типовых управленческих архивных документов, который образуется во время работы организаций, а также органов государственной и муниципальной власти, утвержденный приказом Росархива от 20.12. 2019 №236. В разделе 7.3 указанного Перечня прописаны сроки хранения документации по вопросам охраны труда. Также п.19 раздела 1.2 главы II Перечня регламентирует сроки хранения распоряжений, приказов, сводок, справок, докладов по профильной деятельности постоянно, по административно-хозяйственным вопросам пять лет.
Исходя из этого в Минтруде РФ полагают, что срок хранения приказов, связанных с охраной труда, необходимо устанавливать в соответствии с содержанием и целью подготовки, издания такого документа. При этом в ведомстве уточнили, что их письмо с подобной трактовкой законодательства не относится к категории нормативно-правовых актов и имеет разъяснительный характер, представляя только позицию Департамента условий и охраны труда по данному вопросу.
Похоже, что проблема трактовки сроков хранения документов по охране труда в последнее время превращается в одну из самых животрепещущих. Совсем недавно в письме Минтруда от 25 февраля 2022 года также разъяснялся порядок хранения документации по ОТ.
Разъяснили, как совместить первичный и вводный противопожарные инструктажи
Документ: Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 23.05.2022 № ИВ-117-2123-11-1
Руководитель организации определяет порядок и сроки обучения мерам пожарной безопасности, а также утверждает программы инструктажей. В том числе он может совместить проведение вводного и первичного противопожарных инструктажей для отдельных категорий работников.
Пояснили, что в таком случае обучают по программе, которая объединяет необходимую информацию по пожарной безопасности объекта защиты на работе. Учесть нужно требования к обоим инструктажам.
Медицинские осмотры и психиатрическое освидетельствование: разъяснения Роструда
1. Отстранение от работы при выявлении на МО противопоказаний по одному из пунктов направления
Вопрос: У сотрудника выявлены противопоказания по одному из пунктов приказа 282н (а именно к работе на высоте). Возможно ли работодателю издать приказ об исключении из трудовой функции работы на высоте и оставить работать на прежней должности? По другим пунктам противопоказаний не выявлено.
Ответ: Да, возможно. Если работнику в соответствии с медицинским заключением противопоказано выполнение каких-либо работ (например, работ на высоте), то работодатель обязан отстранить его от таких работ.
Правовое обоснование: Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Источник: https://онлайнинспекция.рф/questions/view/164105
2. Основания для направления на МО работающих с электроинструментом
Вопрос: Необходимо ли проведение медосмотра работников при работе с электроинструментом (УШМ, дрель, имеющими движущие части) по п. 15 Приказа 29н?
Ответ: Полагаем, что необходимо.
Правовое обоснование: Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 213 ТК РФ).
Согласно п. 15 Приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 29н, медосмотры при выполнении работ непосредственно на механическом оборудовании, имеющем открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции, в случае если конструкцией оборудования не предусмотрена защита (ограждение) этих элементов (в том числе токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы), проводятся не реже чем 1 раз в 2 года.
Источник: https://онлайнинспекция.рф/questions/view/164501
3. Как правильно определить периодичность МО, если по двум пунктам она разная
Вопрос: Просим Вас разъяснить: в приказе Минздрава РФ от 28.01.2021 № 29н (по организации медосмотров) в приложении указывается периодичность осмотров “1 раз в год” или “1 раз в 2 года”. Под понятием “Год” понимается календарный год (2021, 2022) или период 12 месяцев? Например, если периодичность медосмотра “1 раз в год” обозначает ли это, что медосмотр должен быть пройден 1 раз в 2021 году, 1 раз в 2022 году и т.д., а в какой конкретно день и месяц – не важно. Например, если Иванов И.П. прошел последний медосмотр 26.05.2022 г., то следующий медосмотр при периодичности “1 раз в год” должен быть пройден не позднее, чем до 26.05.2023г. (не позднее, чем через 12 месяцев с даты предыдущего медосмотра)? Или может пройти в любой день этого месяца – май 2023г., или года 2023?
Ответ:
По нашему мнению, исчисление годичного срока (12 месяцев) между предыдущим и следующим периодическим медицинским осмотром начинается с даты выдачи заключения о прохождении медицинского осмотра и истекает не позднее соответствующего числа последнего месяца установленного года. При этом для целей указанного медицинского осмотра дата следующего медицинского осмотра не должна выходить за пределы одного года (365/366).
Если работник прошел медицинский осмотр 26.05.2022, то годичный срок такого осмотра истечет 26.05.2023.
Правовое обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 220 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (ч. 2 ст. 220 ТК РФ).
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 220 ТК РФ).
В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (ч. 6 ст. 220 ТК РФ).
Предусмотренные статьей 220 ТК РФ медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (ч. 9 ст. 220 ТК РФ).
Согласно п. 18 Приложения № 1 к Приказу Минздрава России от 28.01.2021 № 29н частота проведения периодических медицинских осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, предусмотренные приложением к настоящему Порядку.
Работники в возрасте до 21 года, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят периодические осмотры ежегодно.
Согласно п. 32 вышеуказанного Приложения № 1 периодический осмотр является завершенным в случае наличия заключений врачей-специалистов и результатов лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном договором между медицинской организацией и работодателем, в соответствии с приложением к настоящему Порядку, с учетом результатов ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации.
В соответствии с п. 33 вышеуказанного Приложения № 1 по окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется Заключение по его результатам в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка.
Согласно п. 34 вышеуказанного Приложения № 1 заключение составляется в пяти экземплярах, один экземпляр которого не позднее 5 рабочих дней выдается работнику. Второй экземпляр Заключения приобщается к медицинской карте, оформляемой в медицинской организации, в которой проводился периодический осмотр, третий – направляется работодателю, четвертый – в медицинскую организацию, к которой работник прикреплен для медицинского обслуживания, пятый – по письменному запросу в Фонд социального страхования с письменного согласия работника.
Согласно п. 47 вышеуказанного Приложения № 1 заключительный акт (в том числе в электронной форме) составляется в пяти экземплярах, которые направляются медицинской организацией в течение 5 рабочих дней от даты утверждения акта работодателю, в центр профпатологии субъекта Российской Федерации, Фонд социального страхования, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Один экземпляр заключительного акта хранится в медицинской организации, проводившей периодические осмотры, в течение 50 лет.
Источник: https://онлайнинспекция.рф/questions/view/165073
4. Нужно ли “офисникам” медицинской организации проходить МО
Вопрос: Необходимо ли проходить офисным работникам медицинского учреждения (отдел кадров, отдел закупок, бухгалтерия и т.д.) медицинский осмотр, если в Перечне вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утвержденном Приказом Минтруда РФ № 988Н, Минздрава РФ № 1420н от 31.12.2020г. отсутствует пункт 27 “Работы в медицинских организациях”, этот пункт указан только в Приказе Минздрава РФ от 28.01.2021 № 29н?!
Ответ: Да, необходимо. Работники медицинских учреждений обязаны проходить обязательные медицинские осмотры в соответствии с частью 2 статьи 220 ТК РФ.
Правовое обоснование: Согласно ч. 1 ст. 220 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (ч. 2 ст. 220 ТК РФ).
Источник: https://онлайнинспекция.рф/questions/view/165019
5. Как быть, если срок МО истёк во время рейса
Вопрос: Плавсостав проходит медкомиссию в соответствии с проведенной СОУТ по приказу 29н. Во время рейса у некоторых членов экипажа заканчивается срок действия медкомиссии. Действующая медкомиссия у плавсостава должна быть на все время рейса? Или же можно пройти медкомиссию по приходу с рейса? Есть ли какие-то ограничения по времени?
Ответ: Действующий медицинский осмотр должен быть на все время рейса. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.
Правовое обоснование: Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 4 ст. 76 ТК РФ).
Согласно частям 2, 3 ст. 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Источник: https://онлайнинспекция.рф/questions/view/165002
6. Возможен ли повторный МО без предварительного
Вопрос: Через год работы на предприятии работодатель дает мне направление на прохождение периодического медицинского осмотра. Между тем, предварительного медосмотра перед заключением трудового договора я не проходил. Моя профессия предполагает обязательные медосмотры. Вопрос: правомерны ли действия работодателя? И можно ли считать трудовые отношения не заключенными так как я не проходил предварительный медосмотр? Могу ли я отказаться от периодического медосмотра т.к. не было предварительного? Нарушил ли работодатель мои права?
Ответ: В рамках данного ресурса Роструд предоставляет разъяснения трудового законодательства и не может оценивать действия работодателя в конкретной ситуации.
При заключении вами трудового договора или при фактическом допуске вас к работе трудовые отношения являются возникшими. Если по роду вашей деятельности медицинский осмотр является обязательным, вы обязаны его проходить (как предварительный, так и повторный).
Правовое обоснование: Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 Трудового кодекса РФ).
В силу ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 220 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии со ст. 215 ТК РФ работник обязан в т.ч. в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями.
Источник: https://онлайнинспекция.рф/questions/view/164986
7. Вправе ли медорганизация проводить МО своим работникам
Вопрос: Может ли медицинский центр, при приеме на работу в свой центр, проводить предварительный медосмотр работнику в своей организации, с выдачей заключения?
Ответ: Полагаем, что может.
Правовое обоснование: В случаях, ппредусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.
В соответствии с ч. 1 ст. 220 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (ч. 2 ст. 220 ТК РФ).
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, указанных в части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 4 ст. 220 ТК РФ).
В случае необходимости по решению органов местного самоуправления с учетом мнения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, региональных или территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (ч. 6 ст. 220 ТК РФ).
Предусмотренные статьей 220 ТК РФ медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (ч. 9 ст. 220 ТК РФ).
Источник: https://онлайнинспекция.рф/questions/view/164859
8. Медосмотр после длительного больничного
Вопрос: Работаю инженером в офисе, рабочее место по СОУТ признан допустимым (2), находился на длительном (5 мес.) больничном, с последующим оформлением инвалидности 3 группа. Вопрос: 1) Может ли работодатель отправить меня на внеочередной медицинский осмотр после оформления инвалидности, при условии, что рабочее место по СОУТ 2? 2) Могу ли я отказаться от прохождения медицинского осмотра? 3) Если по результатам медосмотра выдадут заключение, что я не годен работать, а вредным фактором укажут п.4.2.5 (ЭМП) приказа 29н, может ли работодатель расторгнуть трудовой договор по результатам медосмотра, если класс условий труда у меня – 2?
Ответ: Направлять на внеочередной медицинский осмотр работников следует при наличии медицинских рекомендаций по итогам медицинских осмотров и/или после нетрудоспособности работника.
За дополнительными разъяснениями по применению Приказа Минздрава России от 28.01.2021 № 29н рекомендуем обратиться в Минздрав России.
Правовое обоснование: Согласно ч. 1 ст. 213 Трудового кодекса РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Согласно п. 19 Приложения № 1 к Приказу Минздрава России от 28.01.2021 № 29н внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании выданного работодателем направления на внеочередной медицинский осмотр при наличии медицинских рекомендаций по итогам медицинских осмотров и/или после нетрудоспособности работника.
Согласно пункту 5.2.55 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608, вопросы, связанные с порядком проведения предварительного и периодического медицинских осмотров, отнесены к компетенции Минздрава России.
Источник: https://онлайнинспекция.рф/questions/view/164783
9. Обязательное психиатрическое освидетельствование
Вопрос: Требуется ли повторно проходить психиатрическое освидетельствование в случае перевода на новую должность, если условия труда не изменились?
Ответ: По нашему мнению, психиатрическое освидетельствование необходимо, если на новой должности работник будет выполнять новый вид работ.
Правовое обоснование: Согласно абз. 14 ч. 3 ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.
Источник: https://онлайнинспекция.рф/questions/view/164760
Судебная практика
Суд отменил предписание работодателю за непроведенную спецоценку
Источник: Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26.01.2022 № 88а-2023/2022
В Республике Карелия завершилось дело, в котором отменили предписание работодателю за непроведенную спецоценку.
В деле рассматривался случай, когда у работодателя было три здания, которые были закреплены за инженером-электриком для оперативного управления. Спустя время одно здание перестали обслуживать, а второе — передали в аренду организации. У организации было другое название и юридический адрес. Комиссия по проведению спецоценки приняла решение не проводить внеплановую спецоценку из-за аренды. ГИТ с этим не согласилась и выписала предписание, где установила срок проведения такой спецоценки.
Суд пришел к выводу, что внеплановую спецоценку проводят, например, если вводилось новое рабочее место (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Под новым рабочим местом понимается дата начала на таких местах производственного процесса, который ранее не осуществлялся у работодателя (письмо Минтруда от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169). Рабочее место инженера-электрика не считается новым, так как он уже осуществлял деятельность в помещениях работодателя. Ранее работнику провели спецоценку и в карте указали только адрес работодателя. По мнению суда, такой адрес не определяет место расположения рабочего места инженера-электрика. При этом передача в аренду и изменение юридического адреса обслуживаемых зданий говорит о сокращении числа помещений, где работал инженер-электрик. Поэтому суд отменил предписание по проведению внеплановой спецоценки.
Вопрос-ответ
Можно ли упростить структуру Положения о СУОТ и какие процедуры и процессы из документа исключить нельзя?
Структуру положения о СУОТ вправе упростить любой работодатель, если при этом он будет соблюдать государственные нормативные требования охраны труда. По новым нормам работодатели сами определяют необходимую СУОТ с учетом специфики деятельности, численности персонала, структуры управления и требований НПА (пп. 77, 78 Примерного положения о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 776н, далее — Примерное положение).
До 1 марта 2022 года действовало обязательное Типовое положение о СУОТ, по которому упрощать структуру могли только микропредприятия (п. 3 Типового положения, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н). С 1 марта новое Примерное положение носит рекомендательный характер и работодатель вправе использовать его в полном объеме или частично (п. 79 Примерного положения).
В тексте Примерного положения прописали, что работодатель сам определяет, какие нормы документа включить в свой локальный акт. При этом он должен учитывать требования НПА, наличие производственных процессов с риском травмирования, рабочие места с вредными или опасными условиями труда и пр. (п. 8 Примерного положения).
Нормы, которые носят рекомендательный характер, работодатель выполнять не обязан, и при обычной проверке их соблюдение смотреть не будут. При этом, если в компании произойдет несчастный случай с серьезными последствиями, при расследовании и определении вины будет важно, предпринимал ли работодатель что-то взамен рекомендаций или просто игнорировал их. Для проверяющих ситуация может выглядеть так, что в помощь работодателям подготовили рекомендации по решению вопросов, предприятие ими не воспользовалось, значит, к организации безопасных условий труда отнеслись недостаточно добросовестно.
Какие процедуры и процессы обязательно должны быть в СУОТ
Несмотря на то, что Примерное положение в своей основе носит рекомендательный характер, его зарегистрировали в Минюсте. Это связано с тем, что документ содержит обязательные требования, которые закрепили в отдельных нормах раздела X Трудового кодекса. Например, в пункте 25 Примерного положения указали, что работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку. Аналогичную норму закрепили в статье 218 ТК.
В положении о СУОТ работодатель обязательно устанавливает политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя, а также описывает процедуры по достижению этих целей (ст. 217 ТК). К процессам, которые согласно Трудовому кодексу должны выполнять в любой организации независимо от вида деятельности, относят:
-
специальную оценку условий труда;
-
оценку профессиональных рисков;
-
обучение работников;
-
обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
-
санитарно-бытовое обеспечение работников;
-
обеспечение режима труда и отдыха работников;
-
социальное страхование работников;
-
взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
-
реагирование на аварии, несчастные случаи и профзаболевания.
Эти процессы работодатель может прописать в своем Положении о СУОТ, а может разработать отдельные локальные акты, которые будут регламентировать их порядок в организации. В Положении о СУОТ тогда будет достаточно указать ссылки на эти отдельные документы.
Практически все процессы, которые определяют порядок действий и обеспечивают функционирование СУОТ, — обязанность работодателя по Трудовому кодексу, и без них обойтись нельзя (п. 55 Примерного положения; ст. 214, 216—216.3, 217, 218 ТК). Исключение — распределение обязанностей. Но и здесь рекомендуем не упрощать процедуру и выстроить многоуровневое распределение обязанностей по охране труда от руководителя организации до работника. СУОТ сможет эффективно функционировать только в том случае, если на каждом уровне ответственные будут четко знать и выполнять свои обязанности в сфере охраны труда.
Спецоценка и оценка профрисков — базовые процессы системы управления охраной труда организации. По их результатам определяют необходимость других процессов, формируют и корректируют их выполнение (п. 48 Примерного положения).
Включайте в Положение о СУОТ процессы, которые по закону необходимо реализовать на предприятии. Например, если у вас только офисные сотрудники, которым не нужно выдавать средства защиты, этот процесс можно исключить из СУОТ и не переписывать в свой документ нормы из Межотраслевых правил по обеспечению СИЗ (утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н). А когда есть персонал, который работает на высоте, то это явный знак, что работодатель обязан организовать медосмотры и выдачу СИЗ.
Полезная статья: позиции и мнения экспертов (не является нормативным документов)
Информируем работников об условиях труда
Информирование работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия труда, – это одна из мер по внедрению профилактической модели охраны труда. С 1 марта 2022 года такая модель стала приоритетной для работодателей. О чем извещать персонал и в каких формах это делать? Подробности – в нашей статье.
Общие положения
Согласно новой редакции разд. X ТК РФ, действующей с 1 марта 2022 года, акцент при разработке мер по охране труда сместился с реагирования на неблагоприятные факторы и инциденты на их профилактику. В связи с этим были уточнены и дополнены права и обязанности сторон трудовых отношений.
Работодатели теперь должны предоставлять работникам полную информацию об условиях их труда (ст. 214 ТК РФ). Информировать нужно:
- об условиях и охране труда на рабочих местах;
- о существующих профессиональных рисках и их уровнях;
- о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах;
- о предоставляемых работникам гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- об использовании приборов, устройств, оборудования или их комплексов (систем), обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов, в целях контроля безопасности производства работ.
В свою очередь, за работниками закреплено право на получение от работодателя достоверной информации по всем перечисленным пунктам (ст. 216, 216.2 ТК РФ).
Действия организаций-работодателей, необходимые для реализации названных прав и обязанностей, детально урегулированы в приказах Минтруда России от 29.10.2021 № 773н и от 17.12.2021 № 894. Рассмотрим их.
Какие способы информирования выбрать?
Как сказано в п. 1 Форм информирования № 773н, извещать персонал нужно с использованием визуальных (печатных) материалов. В обязательном порядке работодатель должен ознакомить работника:
- при приеме на работу – с условиями заключаемого трудового договора, в котором указываются трудовые права работника и информация об условиях труда (в силу ст. 57 ТК РФ);
- с результатами спецоценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 и 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»);
- с информацией о существующих профессиональных рисках и их уровнях (на основании ст. 218 ТК РФ);
- с требованиями должностной инструкции, инструкций по охране труда (с визуализацией (при необходимости) опасных зон или участков оборудования), правил (стандартов) по охране труда и других локальных актов работодателя, а также с перечнем выдаваемых на рабочем месте средств индивидуальной защиты.
В последнем случае ознакомление осуществляется под подпись, в том числе с выдачей на руки работнику нормативных актов для изучения при инструктаже по охране труда на рабочем месте. Если в организации введен электронный документооборот, ознакомление работников возможно в электронной форме. При этом факт ознакомления с документами должен подтверждаться электронной цифровой подписью.
Другие способы, перечисленные в п. 2–4 Форм информирования № 773н, работодатели могут выбрать по своему усмотрению – в зависимости от финансовых возможностей. Сюда, например, относится:
- размещение плакатов и листовок на рабочих местах, в кабинетах или уголках охраны труда, а также в общедоступных местах на территории организации;
- распространение периодических корпоративных изданий, плакатов среди работников и иных заинтересованных лиц, в том числе по электронной почте;
- рассылка заинтересованным лицам по электронной почте или почтовой связью в печатном виде информационных материалов и листовок;
- демонстрация тематических видеороликов или сюжетов, снятых по материалам реальных событий, при инструктажах по охране труда и обучении работников, на вводных инструктажах, а также в помещениях организации, в которых установлены телевизионные панели;
- ведение интернет-журнала событий (блога);
- опубликование на официальном сайте организации сведений о результатах спецоценки условий труда;
- размещение на корпоративном портале, официальном сайте организации электронных периодических корпоративных изданий, электронных листовок по вопросам обеспечения трудовых прав работников;
- размещение на корпоративном портале, официальном сайте организации актуальной информации о политике, связанной с гарантией соблюдения трудовых прав работников, библиотеки трудовых ситуаций и разъяснений спорных ситуаций.
Как видим, каналов, по которым работодатель может довести до работников необходимую информацию, много. Они охватывают как распространение печатной продукции, показ видеоматериалов, так и обращение к интернет-ресурсам. Что именно понимать под каждым видом информации, разъяснено в Примерном перечне № 773н. Обобщим в таблице.
-
Вид носителя информации
Примеры носителей информации
Печатные или визуальные материалы
Заключенные работодателем коллективные договоры, отраслевые соглашения, содержащие разделы, посвященные реализации трудовых прав и гарантий работников, а также дополнительные трудовые гарантии (компенсации), установленные по результатам коллективных переговоров.
Периодические корпоративные издания (газеты, журналы, иная аналогичная продукция), выпускаемые работодателем или распространяемые им в целях информирования работников.
Листовки, буклеты, плакаты, выпускаемые или распространяемые работодателем
Видеоматериалы
Видеоролики, выпускаемые работодателем.
Информационные программы на корпоративном телевидении работодателя
Интернет-ресурсы
Корпоративный портал (в том числе внутренний, предназначенный только для сотрудников), сайт работодателя.
Официальные сайты федеральных органов исполнительной власти – Минтруда, Роструда, а также органов исполнительной власти субъектов РФ по труду.
Официальные справочные правовые информационные системы, в том числе публикуемая ими тематическая обзорная информация о трудовых правах работников.
Социальные сети (при условии подтверждения достоверности и легитимности распространителя) и иные ресурсы
Организация может использовать какие-либо отдельные способы информирования, относящиеся к рекомендательным, или сразу несколько способов в совокупности. Также допускается применять иные способы, предусмотренные законодательством РФ (п. 5 Форм информирования № 773н).
Как размещать информацию?
Порядок размещения информационных материалов тоже зависит от структуры и финансовых возможностей конкретного работодателя, организации его работы по охране труда. При определении этого порядка можно воспользоваться Рекомендациями № 894 и на их основе самостоятельно выбрать наиболее подходящие для работодателя алгоритмы действий.
В частности, корпоративные издания по вопросам обеспечения трудовых прав работников, листовки, буклеты могут выпускаться как в печатном, так и в электронном виде. Если продукция печатная, ее тираж может быть рассчитан либо только на штатную численность работников, либо на более широкую аудиторию (п. 7, 8, 10 Рекомендаций № 894). Распространяются эти материалы среди работников (тираж распределяется между структурными подразделениями), а также в общедоступных местах на территории работодателя или по подписке, действующей для заинтересованных лиц.
Плакаты могут приобретаться из числа существующих шаблонов либо разрабатываться по заказу организации-работодателя. Их обычно размещают на рабочих местах, в кабинетах и уголках по охране труда, общедоступных местах на территории работодателя (п. 9 Рекомендаций № 894).
Видеоматериалы используются при инструктажах и обучении работников, рассылаются им на электронную почту, транслируются в социальных сетях. Эту обязанность можно возложить на сотрудников службы охраны труда или иное подразделение, которое определит работодатель (п. 11 Рекомендаций № 894).
При оценке эффективности мер по информированию работников Минтруд предлагает использовать четыре количественных показателя (п. 6 Рекомендаций № 894):
- охват целевой аудитории – сколько работников проинформировано об их трудовых правах (в абсолютных или относительных величинах);
- количество размещенных в электронной форме материалов (публикаций, выпусков изданий) о трудовых правах работников;
- тираж печатных материалов (или их количество), содержащих информацию рассматриваемой тематики;
- число проведенных мероприятий, на которых обсуждались вопросы обеспечения трудовых прав работников или распространялись соответствующие печатные материалы.
Данные, характеризующие названные показатели, нужно собирать за установленный период (месяц, квартал и др.). Затем на этой основе анализируется динамика изменений и делаются выводы о результативности проведенной работы.
Создавать ли кабинет охраны труда?
Функционирование кабинета (уголка) охраны труда тоже нацелено на то, чтобы в организации соблюдались требования охраны труда, велась профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, а также своевременно информировался персонал.
Как сказано в п. 13 Рекомендаций № 894, необходимость создания кабинета (уголка) охраны труда в своих структурных подразделениях работодатель определяет самостоятельно. В организациях со штатной численностью от 50 человек целесообразно создавать кабинет охраны труда, а при штатной численности менее 50 человек либо в отдельных структурных подразделениях организации – уголок охраны труда (п. 16 Рекомендаций № 894).
Деятельность кабинета охраны труда заключается в следующем (п. 20 Рекомендаций № 894):
проведение семинаров, лекций, бесед и консультаций по вопросам охраны труда, в том числе в целях информирования работников;
обучение по охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, правильному применению средств коллективной и индивидуальной защиты, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
проведение инструктажей, проверка знания требований охраны труда; и др.
Уголок охраны труда может выполнять те же функции либо только часть из них.
Информирование работников об их трудовых правах, проводимое в рамках реализации профилактических мероприятий в системе управления охраной труда, стало дополнительной обязанностью работодателей. Однако способы информирования и конкретные алгоритмы действий организации вправе выбрать самостоятельно.
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.